Моделирование стратегий ритейлеров и маркетплейсов на рынке электронной торговли смартфонами в России

Аннотация


Рассматривается проблема выбора оптимальных стратегий агентов рынка электронной торговли, осуществляемой ритейлерами через маркетплейсы. Анализ структуры и динамики рынка электронной торговли в России показал актуальность этой проблемы вследствие опережающего роста продаж через сеть Интернет по сравнению с динамикой традиционных каналов продаж. Исследован бизнес-процесс электронной торговли для ведущих маркетплейсов Wildberries и Ozon, на основе которого разработаны модели принятия решений для маркетплейсов и ритейлера, выбирающего наилучший канал продаж. Сформированы механизмы определения оптимальных объемов продаж, максимизирующих функции полезности маркетплейсов и ритейлера, доказаны условия оптимальности. Предложена методика оценки диапазонов взаимовыгодных значений объемов продаж на основе областей компромисса. Проведено статистическое моделирование функции спроса на смартфоны при электронной торговле в РФ, а также функций издержек маркетплейсов и ритейлера, на основе которого сформированы функции полезности (прибыли) агентов рынка и построены области компромисса. Сформулированы практические рекомендации по выбору оптимальных стратегий агентов рынка электронной торговли смартфонами, показан экономический эффект изменения стратегий продаж.

Полный текст

8

Об авторах

Т. А Карелова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

М. И Гераськин

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Список литературы

  1. Структура Wildberries, Ozon [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/techno¬¬logy_and_media/24/01/2024/65b114469a79477269574ebd (дата обращения: 24.02.2025).
  2. Батищев, А.В. Перспективы развития электронной коммерции в современных рыночных условиях / А. В. Батищев, О. Н. Фетюхина, В. И. Фетюхин // Вестник Южно-Рос¬сийского государственного технического университета. Серия: Социально-экономи-ческие науки. – 2023. – Т. 16, № 2. – С. 113–123. DOI /10.17213/2075-2067-2023-2-113-123
  3. Бардина, В.С. Статистический анализ и математическое моделирование динамики рынка электронной коммерции России / В. С. Бардина, Ю. В. Осипова // Экономико-математические методы анализа деятельности предприятий АПК: мат. VII Междунар. Науч.-практической конференции, посвященной 110-летию Вавиловского университета / под редакцией С. И. Ткачева. – Саратов: ФГБОУ ВО «Вавиловский университет», 2023. – С. 40–44.
  4. Полтарыхин, А.Л. Электронные бизнес и коммерция за рубежом / А. Л. Полта-рыхин, А. Б. Ланчаков, С. А. Филин // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т. 2, № 5. – С. 87–95. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.05.02.010
  5. Huang, W. Introduction of a second channel: Implications for pricing and profits / W. Huang, J. M. Swaminathan // European Journal of Operational Research. – 2009. – Vol. 194, Iss. 1. – P. 258–279. doi: 10.1016/j.ejor.2007.11.041
  6. Матвеев, М.Г. Технология поддержки принятия решений продавца на маркетплейсах в условиях конкуренции / М. Г. Матвеев, Н. А. Алейникова, М. Д. Титова // Бизнес-информатика. – 2023. – Т. 17, № 2. – С. 41–54. doi: 10.17323/2587-814X.2023.2.41.54
  7. Карпенко, Ф.И. Введение математической модели электронной торговли / Ф. И. Карпенко, Н. П. Матыцина // Матрица научного познания. – 2023. – № 12-1. – С. 288–290.
  8. Qina, X. The optimal combination between selling mode and logistics service strategy in an e-commerce market / X. Qina, Z. Liua, L. Tian // European Journal of Operational Research. – 2021. – Vol. 289, № 2 – P. 639–651. doi: 10.1016/j.ejor.2020.07.029
  9. Xu, X. Coordination of a supply chain with online platform considering delivery time decision / X. Xu, M. Zhang, P. He // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. – 2020. – Vol. 141 (C). – Art. 101990. doi: 10.1016/j.tre.2020.101990
  10. Joint pricing, ordering and order fulfillment decisions for a dual-channel supply chain with demand uncertainties: A distribution-free approach / R. Qiu, L. Hou, Y. Sun, M. Sun, Y. Sun // Computers and Industrial Engineering. – 2021. – Vol. 160. – Art. 107546. doi: 10.1016/j.cie.2021.107546
  11. Уварова, Л.А. Моделирование процессов сбыта в система «производитель-маркет-плейс» / Л. А. Уварова, Д. Ю. Иванов // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». – 2024. – Т. 19, № 3. – С. 284–299. doi: 10.17072/1994-9960-2024-3-284-299
  12. Караваева, Е.Д. Планирование логистических затрат при реализации товаров через маркетплейс / Е. Д. Караваева // Креативная экономика. – 2020. – Т. 14, № 4. – С. 587–598. doi: 10.18334/се.14.4.100799
  13. Matsui, K. Should competing suppliers with dual-channel supply chains adopt agency selling in an e-commerce platform? / K. Matsui // European Journal of Operational Research. – 2024. – Vol. 312, Iss. 2. – P. 587–604. doi: 10.1016/j.ejor.2023.06.030
  14. Li, G. E-tailer’s procurement strategies for drop-shipping: Simultaneous vs. sequential approach to two manufacturers / G. Li, X. Zhang, M. Liu // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. – 2019. – Vol. 130. – P. 108–127. doi: 10.1016/j.tre.2019.08.014
  15. Wei, Y. Product distribution strategy in response to the platform retailer’s marketplace introduction / Y. Wei, Y. Dong // European Journal of Operational Research. – 2022. – Vol. 303, Iss. 2. – P. 986–996. doi: 10.1016/j.ejor.2022.03.021
  16. Wang, L. Marketplace or reseller? Platform strategy in the presence of customer returns / L. Wang, J. Chen, H. Song // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. – 2021. – Vol. 153. – Art. 102452. doi: 10.1016/j.tre.2021.102452
  17. Официальный сайт ООО «Евроазиатский логистический таможенный брокер (ЕЛТБ)» [Электронный ресурс]. – URL: https://eltbroker.ru/ (дата обращения: 16.03.2025).
  18. MPSTATS – сервис для аналитики Wildberries, Ozon [Электронный ресурс]. – URL: https://mpstats.io/ozon/category? (дата обращения: 16.03.2025).
  19. Официальный сайт Налоговой федеральной службы [Электронный ресурс]. – URL: https://bo.nalog.ru/ (дата обращения: 16.03.2025).

Статистика

Просмотры

Аннотация - 1

PDF (Russian) - 0

Ссылки

  • Ссылки не определены.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах