Моделирование стратегий ритейлеров и маркетплейсов на рынке электронной торговли смартфонами в России
- Авторы: Карелова Т.А1, Гераськин М.И1
- Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 105–128
- Раздел: Статьи
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/amcs/article/view/4630
- DOI: https://doi.org/10.15593/2499-9873/2025.1.08
- Цитировать
Аннотация
Рассматривается проблема выбора оптимальных стратегий агентов рынка электронной торговли, осуществляемой ритейлерами через маркетплейсы. Анализ структуры и динамики рынка электронной торговли в России показал актуальность этой проблемы вследствие опережающего роста продаж через сеть Интернет по сравнению с динамикой традиционных каналов продаж. Исследован бизнес-процесс электронной торговли для ведущих маркетплейсов Wildberries и Ozon, на основе которого разработаны модели принятия решений для маркетплейсов и ритейлера, выбирающего наилучший канал продаж. Сформированы механизмы определения оптимальных объемов продаж, максимизирующих функции полезности маркетплейсов и ритейлера, доказаны условия оптимальности. Предложена методика оценки диапазонов взаимовыгодных значений объемов продаж на основе областей компромисса. Проведено статистическое моделирование функции спроса на смартфоны при электронной торговле в РФ, а также функций издержек маркетплейсов и ритейлера, на основе которого сформированы функции полезности (прибыли) агентов рынка и построены области компромисса. Сформулированы практические рекомендации по выбору оптимальных стратегий агентов рынка электронной торговли смартфонами, показан экономический эффект изменения стратегий продаж.
Ключевые слова
ритейлер, маркетплейс, электронная торговая площадка, математическая модель, оптимизация, оптимальный механизм.
Полный текст
8Об авторах
Т. А Карелова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
М. И Гераськин
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Список литературы
- Структура Wildberries, Ozon [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/techno¬¬logy_and_media/24/01/2024/65b114469a79477269574ebd (дата обращения: 24.02.2025).
- Батищев, А.В. Перспективы развития электронной коммерции в современных рыночных условиях / А. В. Батищев, О. Н. Фетюхина, В. И. Фетюхин // Вестник Южно-Рос¬сийского государственного технического университета. Серия: Социально-экономи-ческие науки. – 2023. – Т. 16, № 2. – С. 113–123. DOI /10.17213/2075-2067-2023-2-113-123
- Бардина, В.С. Статистический анализ и математическое моделирование динамики рынка электронной коммерции России / В. С. Бардина, Ю. В. Осипова // Экономико-математические методы анализа деятельности предприятий АПК: мат. VII Междунар. Науч.-практической конференции, посвященной 110-летию Вавиловского университета / под редакцией С. И. Ткачева. – Саратов: ФГБОУ ВО «Вавиловский университет», 2023. – С. 40–44.
- Полтарыхин, А.Л. Электронные бизнес и коммерция за рубежом / А. Л. Полта-рыхин, А. Б. Ланчаков, С. А. Филин // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – Т. 2, № 5. – С. 87–95. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.05.02.010
- Huang, W. Introduction of a second channel: Implications for pricing and profits / W. Huang, J. M. Swaminathan // European Journal of Operational Research. – 2009. – Vol. 194, Iss. 1. – P. 258–279. doi: 10.1016/j.ejor.2007.11.041
- Матвеев, М.Г. Технология поддержки принятия решений продавца на маркетплейсах в условиях конкуренции / М. Г. Матвеев, Н. А. Алейникова, М. Д. Титова // Бизнес-информатика. – 2023. – Т. 17, № 2. – С. 41–54. doi: 10.17323/2587-814X.2023.2.41.54
- Карпенко, Ф.И. Введение математической модели электронной торговли / Ф. И. Карпенко, Н. П. Матыцина // Матрица научного познания. – 2023. – № 12-1. – С. 288–290.
- Qina, X. The optimal combination between selling mode and logistics service strategy in an e-commerce market / X. Qina, Z. Liua, L. Tian // European Journal of Operational Research. – 2021. – Vol. 289, № 2 – P. 639–651. doi: 10.1016/j.ejor.2020.07.029
- Xu, X. Coordination of a supply chain with online platform considering delivery time decision / X. Xu, M. Zhang, P. He // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. – 2020. – Vol. 141 (C). – Art. 101990. doi: 10.1016/j.tre.2020.101990
- Joint pricing, ordering and order fulfillment decisions for a dual-channel supply chain with demand uncertainties: A distribution-free approach / R. Qiu, L. Hou, Y. Sun, M. Sun, Y. Sun // Computers and Industrial Engineering. – 2021. – Vol. 160. – Art. 107546. doi: 10.1016/j.cie.2021.107546
- Уварова, Л.А. Моделирование процессов сбыта в система «производитель-маркет-плейс» / Л. А. Уварова, Д. Ю. Иванов // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». – 2024. – Т. 19, № 3. – С. 284–299. doi: 10.17072/1994-9960-2024-3-284-299
- Караваева, Е.Д. Планирование логистических затрат при реализации товаров через маркетплейс / Е. Д. Караваева // Креативная экономика. – 2020. – Т. 14, № 4. – С. 587–598. doi: 10.18334/се.14.4.100799
- Matsui, K. Should competing suppliers with dual-channel supply chains adopt agency selling in an e-commerce platform? / K. Matsui // European Journal of Operational Research. – 2024. – Vol. 312, Iss. 2. – P. 587–604. doi: 10.1016/j.ejor.2023.06.030
- Li, G. E-tailer’s procurement strategies for drop-shipping: Simultaneous vs. sequential approach to two manufacturers / G. Li, X. Zhang, M. Liu // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. – 2019. – Vol. 130. – P. 108–127. doi: 10.1016/j.tre.2019.08.014
- Wei, Y. Product distribution strategy in response to the platform retailer’s marketplace introduction / Y. Wei, Y. Dong // European Journal of Operational Research. – 2022. – Vol. 303, Iss. 2. – P. 986–996. doi: 10.1016/j.ejor.2022.03.021
- Wang, L. Marketplace or reseller? Platform strategy in the presence of customer returns / L. Wang, J. Chen, H. Song // Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review. – 2021. – Vol. 153. – Art. 102452. doi: 10.1016/j.tre.2021.102452
- Официальный сайт ООО «Евроазиатский логистический таможенный брокер (ЕЛТБ)» [Электронный ресурс]. – URL: https://eltbroker.ru/ (дата обращения: 16.03.2025).
- MPSTATS – сервис для аналитики Wildberries, Ozon [Электронный ресурс]. – URL: https://mpstats.io/ozon/category? (дата обращения: 16.03.2025).
- Официальный сайт Налоговой федеральной службы [Электронный ресурс]. – URL: https://bo.nalog.ru/ (дата обращения: 16.03.2025).
Статистика
Просмотры
Аннотация - 1
PDF (Russian) - 0
Ссылки
- Ссылки не определены.