ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ПЕРСОНАЛА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Аннотация


Представлена дополнительная профессиональная программа для профессорско-преподавательского персонала политехнического университета в педагогической сфере. Название программы - «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Основой данной программы являются ФГОС ВО по направлению «Образование и педагогические науки» (44.06.01 - специалист высшей квалификации) и профессиональный стандарт (01.004 - Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования). Программа «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» включает в себя два учебных модуля: «Государственная политика в сфере образования» в качестве первого модуля и второй модуль, который имеет то же самое название, что и программа. Первый учебный модуль включает в себя несколько тем: структура системы образования Российской Федерации, принципы организации образовательной деятельности, права и обязанности преподавателей и студентов, государственное планирование и регулирование образовательной деятельности, управление системой образования, экономические основы и финансовая поддержка, международное сотрудничество в образовательной сфере. Второй учебный модуль включает темы, связанные с положениями профессионального стандарта 01.004, и серию практических занятий по инженерной педагогике. Темы практических занятий: концепция и описание целей обучения, структура учебного материала, обработка информации учащимся (внимание и усталость, память и забвение, мотивация обучения), организация обучения и стиль руководства студентами, средства обучения и методика обучения. Участники дополнительной профессиональной программы из числа научно-педагогических работников политехнического университета защищают итоговую аттестационную работу. Индивидуальными заданиями для итоговой аттестационной работы являются разработка методических указаний по различным дисциплинам, методических указаний по научно-исследовательской работе студентов, лекционных курсов и учебных пособий, учебников, методических указаний по лабораторным работам, методических указаний по самостоятельной работе студентов.

Полный текст

Введение. Дополнительное профессиональное педагогическое образование профессорско-преподавательского персонала технических университетов и других организаций высшего образования технического профиля является квалификационным требованием к образованию и обучению при отсутствии педагогического образования у научно-педагогического работника. Поскольку общепрофессиональные педагогические компетенции (ОПК) преподавателя университета могут быть сформированы при реализации дополнительной профессиональной программы (ДПП) соответствующего уровня, которая может быть освоена научно-педагогическим работником после трудоустройства, то решение данной задачи кадрового обеспечения основной профессиональной образовательной программы выполняется путем повышения квалификации профессорско-преподавательского персонала. В работе представлены структура, содержание и практическая реализация ДПП «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП) ПНИПУ. 1. Общее описание программы. ДПП «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» является программой повышения квалификации профессорско-преподавательского персонала университетов и других организаций высшего образования (ВО), преподавателей средних профессиональных образовательных организаций (СПО), специалистов по методике обучения по направлению подготовки кадров высшей квалификации 44.06.01 - Образование и педагогические науки с учетом требований профессионального стандарта 01.004 - Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Цель программы. Совершенствование педагогической деятельности в профессиональном обучении, профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании с учетом требований профессиональных стандартов, дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности, повышение профессионального уровня, формирование и обновление общепрофессиональных компетенций (ОПК) слушателей, необходимых для выполнения основных видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации: - готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8); - способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося (ОПК-6); - способность моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя (ОПК-5). Программа является преемственной к результатам обучения по основным профессиональным образовательным программам высшего образования. В результате освоения программы повышения квалификации слушатель должен обновить научно-педагогические знания и умения, необходимые для качественного осуществления образовательной деятельности с изменением общепрофессиональных компетенций. Объектами профессиональной деятельности слушателей являются образовательные и социокультурные системы, процессы обучения, воспитания, развития, социализации, педагогическая экспертиза и мониторинг. Основными видами профессиональной деятельности слушателей являются: - научно-исследовательская и методическая деятельность в области образования и социальной сферы; - преподавательская деятельность по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования. Общая трудоемкость программы - 36 часов. 2. Структура дополнительной профессиональной программы. ДПП «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» включает два учебных модуля (УМ) и итоговую аттестацию, которая проводится в форме защиты итоговой аттестационной работы (ИАР). Модуль 1. УМ «Государственная политика в образовании» посвящен нормативно-правовому обеспечению образовательной деятельности в условиях нового законодательства в сфере образования. Раздел «Общие положения государственной политики в области образования. Система образования РФ» знакомит слушателей с правовой структурой системы образования РФ, принципами организации образовательной деятельности, правами и обязанностями педагогических работников и обучающихся, государственным планированием и регламентацией образовательной деятельности, особенностями международного сотрудничества в сфере образования. В разделе, посвященном управлению системой образования, экономическим основам и финансовому обеспечению, особое внимание уделено Государственным программам РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг., проекту «Национальная технологическая инициатива - 2035», а также программе повышения конкурентоспособности ПНИПУ на 2016-2025 гг. Промежуточная аттестация по учебному модулю проводится в форме зачетного семинара по положениям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., фонд оценочных средств содержит комплект тестовых заданий по темам: основные понятия (ст. 2, гл. 1, ФЗ № 273); полномочия федеральных органов исполнительной власти РФ, органов власти и высших должностных лиц субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере образования РФ (ст. 7-9, гл. 1, ФЗ № 273); система образования (ст. 10-20, гл. 2, ФЗ № 273); основные права и обязанности обучающихся (ст. 34 и 43, гл. 4, ФЗ № 273); академические права, трудовые права и обязанности научно-педагогических работников (ст. 47 и 48, гл. 5, ФЗ № 273). Модуль 2. УМ «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» направлен на изучение профессиональных стандартов в сфере образования и особенностей их применения, а также на освоение современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных технологий. Теоретическая часть учебного модуля направлена на формирование комплекса необходимых знаний для выполнения трудовых функций, связанных с осуществлением профессиональной деятельности (профессиональный стандарт 01.004, утвержден приказом Минтруда РФ от 08.09.2015, № 608н): - организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; - создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; - методическое обеспечение реализации образовательных программ. Содержание теоретической части УМ «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» охватывает следующую тематику: - организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности; - организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам высшего (ВО) и среднего профессионального (СПО) образования; - организационно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, ВО, СПО и ДПП, ориентированных на соответствующий уровень квалификации; - проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями); - научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ профессионального обучения, ВО, СПО и ДПП; - преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации; - преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации. Практическая часть учебного модуля базируется на методах инженерной педагогики [1] и направлена на формирование специальных педагогических навыков научно-педагогических работников при преподавании учебных дисциплин профессиональных образовательных программ для студентов технических университетов и слушателей ДПП различного уровня и технической направленности. УМ «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» включает следующие темы практических занятий: Тема 1. Процесс обучения и его носители. Факторы, влияющие на процесс преподавания. Коммуникативная функциональная система. Тема 2. Понятие учебной цели, уровни и категории целей, однозначное описание целей, таксономия целей в когнитивной области, операционное описание целей, контроль результата обучения и его измерение. Тема 3. Проблема «учебный материал - время»: общее развитие, развитие в области технических знаний. Понятие и схема теории структуры учебного материала: основополагающие факты и явления, изолированные факты, трансферт знаний в новую сферу, эмоциональное удовлетворение. Тема 4. Структура учебного материала: основная структура, предметная и аспектная структура, комбинированная структура, дескриптивная структура, диалектическая структура. Основные типы и процесс образования понятий. Учебный эксперимент, акцентированный на структурную проработку материала. Тема 5. Анализ слушателей, органограмма переработки информации человеком: забывание и сохранение в памяти, мотивация обучения и результата, внимание и утомление. Педагогические меры против забывания и утомляемости. Мотивация результата и организация занятия. Тема 6. Социальные интеракции в преподавании технических дисциплин: организация общения и стиль руководства студентами. Личность преподавателя технических дисциплин: модели мышления, формы поведения, авторитет преподавателя, умение вести дискуссию, говорить. Тема 7. Общие сведения и классификация приборов, оборудования и систем, используемых в учебном процессе. Возможности технических приборов, оборудования и систем для преподавания. Тема 8. Практическое использование технических средств обучения: реальные объекты, модели, оборудование и приборы для проведения опытов, учебные пособия на печатной основе, доски, экраны, аудиосредства, аудио-видео презентации, фильмы, учебное телевидение, электронное обучение и информационные технологии. Тема 9. Коммуникация: речевая и неречевая, самоанализ выступления, формы коммуникации, хорошо понятная коммуникация. Индуктивные и дедуктивные методы обучения, эксперимент в процессе обучения, роль аналогии в преподавании технических дисциплин. Метод программированного обучения. Тема 10. Подготовка и проведение выступления: коммуникативная система воздействия, документы для выступления. Планирование занятия: учебный план как основа изучения дисциплины, планирование отдельного занятия. Промежуточная аттестация по учебному модулю предполагает представление слушателем фрагмента учебного занятия с установлением педагогических целей, подкрепленных актуализированным и структурированным учебным материалом, с учетом психологической и социальной структуры учебной группы, с выбором соответствующих технических средств обучения и методики преподавания. Итоговая аттестация. Перечень рекомендуемых наименований тем ИАР для ДПП «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»: 1. Лекция <тема лекции> учебной дисциплины <название дисциплины> основной профессиональной образовательной программы по направлению <шифр - название направления>. 2. Практическое занятие <тема занятия> учебной дисциплины <название дисциплины> основной профессиональной образовательной программы по направлению <шифр - название направления>. 3. Семинар <тема семинара> учебной дисциплины <название дисциплины> основной профессиональной образовательной программы по направлению <шифр - название направления>. 4. Методические указания по освоению учебной дисциплины <название дисциплины> основной профессиональной образовательной программы по направлению <шифр - название направления> Лекция <тема лекции> учебной дисциплины <название дисциплины> основной профессиональной образовательной программы по направлению <шифр - название направления>. 5. Методические указания для выполнения практических занятий по учебной дисциплине <название дисциплины> основной профессиональной образовательной программы по направлению <шифр - название направления>. 6. Методические указания для проведения семинаров по учебной дисциплине <название дисциплины> основной профессиональной образовательной программы по направлению <шифр - название направления>. 7. Методические указания для проведения лабораторных работ по учебной дисциплине <название дисциплины> основной профессиональной образовательной программы по направлению <шифр - название направления>. 8. Методические указания для выполнения научно-исследовательской работы для студентов <бакалавриата, специалитета или магистратуры> по основной профессиональной образовательной программе по направлению <шифр - название направления>. 9. Методические указания для выполнения самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине <название дисциплины> основной профессиональной образовательной программы по направлению <шифр - название направления>. При подготовке к итоговой аттестации слушателям предоставляются методические материалы и требования, в том числе примеры актуализированных методических указаний с учетом требований ФГОС ВО [2-6], а также электронные презентации по всем темам УМ ДПП «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (http://pstu.ru/faculties/fpkp/gos_polit/). Итоговая аттестационная комиссия с учетом полноты раскрытия темы, наличия и качества разделов пояснительной записки для всех УМ ДПП, результатов рецензирования и уровня презентации ИАР оценивает представляемую слушателем работу по системе «зачет/незачет». 3. Реализация дополнительной профессиональной программы. ДПП «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» была реализована в 2016-2017 гг. на ФПКП ПНИПУ. По программе повышения квалификации прошли обучение 54 слушателя из числа профессорско-преподавательского персонала ПНИПУ, что составило 22,5 % от общего количества слушателей ФПКП за год и свидетельствует о востребованности данной программы. Данные о педагогическом стаже слушателей ДПП «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» приведены на рис. 1. - кандидаты или доктора наук - без степени Педагогический стаж слушателей, лет 1-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31+ 16 14 12 10 8 6 4 2 0 Рис. 1. Педагогический стаж и квалификационный уровень преподавателей-слушателей ДПП Программа повышения квалификации предназначалась для научно-педагогических работников технического университета, заключивших первый или второй контракт на осуществление педагогической деятельности. Фактическая же доля слушателей с педагогическим стажем до 10 лет не превысила половину и составила около 45 %. Повышенный интерес научно-педагогических работников более высокой квалификации отражает тот факт, что более половины слушателей (52 %) имели ученую степень. Более того, слушатели со степенью кандидата или доктора (3 чел.) наук были представлены для всех градаций педагогического стажа в количестве от 2 до 5 человек, что свидетельствует об устойчивом интересе к программе высококвалифицированных преподавателей вне зависимости от педагогического стажа и о достаточно высоком качественном уровне программы. У основной части не имеющих ученой степени преподавателей (81 %) из прошедших программу повышения квалификации педагогический стаж был менее 15 лет, а у 69 % преподавателей без степени этот показатель не превышал 10 лет. Поэтому ДПП «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» как программа для научно-педагогических работников технического университета, заключивших первый или второй контракт на осуществление педагогической деятельности, состоялась в значительной степени только для ассистентов и старших преподавателей. При этом общая доля научно-педагогических работников - слушателей программы с педагогическим стажем не более 10 лет составила менее 45 %. На рис. 2 приведена структура учебных дисциплин, которые ведут в ПНИПУ слушатели ДПП «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Данные на рис. 2, а показывают, что почти две трети слушателей (63 %) преподают специальные технические дисциплины по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата, специалитета или магистратуры, доля преподавателей социально-экономического (СЭ, см. рис. 2, а) и естественно-научного (ЕН, см. рис. 2, а) блоков составила 15 и 22 % соответственно. На рис. 2, б приведено распределение учебной нагрузки преподавателей специальных дисциплин по направлениям подготовки ПНИПУ (код направления подготовки указан в скобках на рис. 2, б). 8 чел. (СЭ) 34 чел. (спец.) 12 чел. (ЕН) 7 чел. (08) 15 чел. (18) 7 чел. (15) 5 чел. (другие) а б Рис. 2. Профиль учебной нагрузки преподавателей-слушателей ДПП: а - (спец.) - специальные дисциплины, (СЭ) - социально-экономические, (ЕН) - естественно-научные; б - (08) - «Техника и технологии строительства», (15) - «Машиностроение», (18) - «Химические технологии» Научно-педагогические работники, обеспечивающие учебный процесс по направлению «Химические технологии» (код направления 18), составили 44 % от количества слушателей программы - преподавателей технических дисциплин. Для направлений «Техника и технологии строительства» (08) и «Машиностроение» (15) аналогичный показатель составил 20 %. Только по одному слушателю представляли направления «Математика и механика» (01), «Информатика и вычислительная техника» (09), «Электро- и теплоэнергетика» (13), «Промышленная экология и биотехнологии» (19) и «Технологии материалов» (22). Тематика ИАР в полном объеме соответствует структуре и содержанию учебной нагрузки преподавателей-слушателей ДПП «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Результаты ИАР позволили актуализировать основные профессиональные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС ВО к методическому обеспечению. В качестве ключевого результата ДПП следует отметить методические разработки слушателей по материалам ИАР, которые опубликованы в виде учебных [7-9] и учебно-методических [10-13] пособий, методических указаний к проведению лабораторных работ [14], методических указаний к самостоятельной работе студентов [15], планов семинарских занятий [16]. Выводы. ДПП «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» как программа повышения квалификации профессорско-преподавательского персонала технического университета характеризуется следующим: - по уровню и содержанию ДПП соответствует требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки кадров высшей квалификации 44.06.01 - Образование и педагогические науки; - освоение ДПП обеспечивает выполнение требований профессионального стандарта 01.004 к образованию и обучению профессорско-преподавательского персонала университетов и других организаций ВО, преподавателей и методистов организаций СПО по профилю педагогической деятельности; - опыт реализации в ПНИПУ выявил более высокий интерес к освоению ДПП у профессорско-преподавательского персонала специальных технических дисциплин, а также у преподавателей без ученой степени и с педагогическим стажем менее 10 лет; - рекомендуется профессорско-преподавательскому персоналу ПНИПУ по всем направлениям подготовки бакалавров, магистров и специалистов, особенно при отсутствии у преподавателя высшего педагогического образования или при заключении первого контракта на осуществление педагогической деятельности в ПНИПУ.

Об авторах

А. А Чекалкин

Пермский национальный исследовательский университет

Список литературы

  1. Мелецинек А. Инженерная педагогика. - М.: Изд-во МАДИ (ТУ), 1998. - 185 с.
  2. Методические указания по освоению дисциплины «Строительная механика композитных конструкций» для студентов бакалавриата по направлению 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов» / сост. Р.Н. Сулейманов, А.А. Чекалкин. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - 11 с.
  3. Методические указания по освоению дисциплины «Математические основы механики материалов» для студентов бакалавриата по направлению 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов» / сост. Р.Н. Сулейманов, Ю.В. Соколкин, А.А. Чекалкин. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - 9 с.
  4. Методические указания по освоению дисциплины «Рациональное проектирование композитов» для студентов бакалавриата по направлению 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов» / сост. Р.Н. Сулейманов, Ю.В. Соколкин, А.А. Чекалкин. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - 8 с.
  5. Методические указания по освоению дисциплины «Специальные разделы математики» для студентов бакалавриата по направлению 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов» / сост. Р.Н. Сулейманов, А.А. Чекалкин. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - 9 с.
  6. Методические указания по проведению научно-исследовательской работы для студентов бакалавриата по направлению 22.03.01 «Материаловедение и технологии материалов» / сост. Е.Ю. Макарова, Ю.В. Соколкин, А.А. Чекалкин. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - 39 с.
  7. Денисламова Е.С. Промышленная экология: курс лекций. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - 63 с.
  8. Юшков Б.С., Сергеев А.С. Геология для линейного строительства: учеб. пособие. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - 258 с.
  9. Сташков С.И., Орехов М.С. Исследование режимов работы одноконтурных систем автоматического регулирования технологических параметров. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. - 25 с.
  10. Курс элементарной математики: для иностранных слушателей подготовительного отделения: учебно-метод. пособие: в 2 ч. / А.Р. Абдуллаев [и др.]. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - Ч.1. - 143 с.
  11. Машков М.А., Сташков С.И., Орехов М.С. Исследование принципа действия и метрологических характеристик измерительного преобразователя Fisher-Rosemount 3144: учебно-метод. пособие. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - 51 с.
  12. Лабораторный практикум по общей химической технологии: учебно-метод. пособие / О.А. Федотова, В.А. Рупчева, В.В. Вахрушев, А.Р. Кобелева; под ред. О.А. Федотовой. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. - 84 с.
  13. Лихачева Н.Н., Онискив Л.М., Воробьева Е.Ю. Лекции и индивидуальные задания по высшей математике: учебно-метод. пособие: в 2 ч. Ч. 1. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. - 208 с.
  14. Кузнецов В.Ю., Абдуллин В.А., Агапитов Д.А. Инертные материалы: метод. указания к лабораторным работам. - 2-е изд., испр. и доп. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. - 80 с.
  15. Газизов Р.Я. Ресурс и надежность композитных систем: метод. указания к самостоятельной работе. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2017. - 33 с.
  16. Планы семинарских занятий по курсу Отечественная история / Ю.Е. Григорьевых, Б.И. Поварницын, М.В. Рубинов, В.О. Шадрин. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. - 49 с.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 60

PDF (Russian) - 22

Ссылки

  • Ссылки не определены.

© Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления, 2022

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах