MODELING THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELORS THROUGH DESIGN GENERAL PROFESSIONAL DISCIPLINES
- Authors: Sinkina E.A.1
- Affiliations:
- Perm National Research Polytechnic University
- Issue: Vol 15, No 1 (2013)
- Pages: 97-102
- Section: ARTICLES
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/mm/article/view/3346
- DOI: https://doi.org/10.15593/.v15i1.3346
- Cite item
Abstract
This article describes the process of designing the content of the professional disciplines by creating a model of the formation of professional competence of future bachelors.
Full Text
Целью проектирования содержания общепрофессиональных дисциплин «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» является разработка модели формирования профессиональных компетенций бакалавров технических вузов. Моделирование является одним из научных методов исследования и широко применяется в педагогике. Моделирование занимает важное место наряду с такими методами, как познание, наблюдение и эксперимент. В научной педагогической литературе метод моделирования более подробно описан в трудах В.А. Штофа, В.Г. Афанасьева, И.Б. Новик, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, Г.В. Суходольского и др. По мнению Г.В. Суходольского, моделирование – это процесс создания иерархии моделей, в которых учебно-воспитательный процесс моделируется в различных аспектах и различными средствами [1]. Моделирование дает возможность более глубоко изучить сущность объекта исследования. Процесс моделирования изучает педагогический процесс в целом, в результате чего можно увидеть не только отдельные элементы педагогического процесса, но и их взаимосвязь. Моделирование дает возможность изучения педагогического процесса до его реализации, при этом становится возможным предсказать отрицательный результат и исправить возможные ошибки. Метод моделирования основывается на построении модели. Слово «модель» происходит от латинского слова modele, modulus, что означает «мера, образец». Построить модель – значит провести материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. У понятия «моделирование» есть сопоставимое ему понятие, часто встречающееся в научных текстах, – «проектирование». Под понятием «проектирование» понимают деятельность по созданию, планированию или конструированию какой-либо системы, объекта или модели. Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Суть педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта. Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных и усовершенствованных педагогических процессов [2]. Моделирование процесса формирования профессиональных компетенций используется для построения модели адаптации студентов вузов к профессиональной деятельности, т.е. для создания модели специалиста. При этом создаются инновационные формы организации процесса обучения. Главной целью инновационной формы организации образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Чтобы практическая необходимость в изучении общепрофессиональных дисциплин в вузе стала для студентов очевидна, на занятиях они должны получать не только новую и интересную для них информацию, но и: – во-первых, сами участвовать в приобретении информации и обмене ею; – во-вторых, ориентироваться на практическое применение этой информации в своей будущей профессиональной деятельности; – в-третьих, развивать свои профессиональные компетентности. Ориентация в процессе обучения на развитие личности, создание благоприятных условий для развития творческого потенциала и креативности студентов, их способности к самореализации, формирование социально значимой системы ценностей, применение инновационных педагогических технологий приведут в итоге к формированию качеств личности, необходимых в дальнейшем для профессиональной деятельности, т.е. к формированию профессиональных компетенций. При исследовании процесса обучения можно заметить, что нередко подходы к определению целей и содержания профессионального образования оказываются узкими, внимание акцентируется на отдельных, достаточно важных, но в то же время локальных его сторонах. В настоящее время требования к профессиональной подготовке специалистов возрастают в связи с проникновением профессиональных знаний в самые различные области деятельности людей, ускорением процессов изменения отдельных профессиональных функций, появлением новых видов профессиональной деятельности, требующих качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам высшего профессионального образования. Профессиональная подготовка обладает целостностью, системностью, инвариантными свойствами и приводит к формированию профессиональной компетентности – важнейшей составляющей при подготовке специалистов разных уровней и узких специализаций. С помощью переноса модели деятельности специалиста на содержание обучения в соответствии с изменением внешних условий, изменением представлений о деятельности специалиста и его компетенциях можно создать компетентностную модель формирования профессиональных компетенций будущего бакалавра по направлению 150700 «Машиностроение» при изучении профессиональных дисциплин базовой общепрофессиональной части «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» (рисунок). При создании модели мы основывались на принципах педагогики профессионального образования, которые отражены в трудах С.Я. Батышева, В.А. Сластенина и др. Нами была сформулирована цель, которая включает в себя создание условий для формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов», была учтена совокупность следующих компонентов: мотивационно-целевого, содержательного, деятельностного, оценочного. Каждый компонент имеет цель и задачи, использует определенные методы и средства образовательного процесса, выполняя при этом присущие ему функции. В структуре любого учебного процесса выделяется мотивационно-целевой компонент, который имеет целью развитие мотивации студента к изучению общепрофессиональных дисциплин, к будущей профессиональной деятельности, формирование профессиональной направленности личности, формирование профессиональных компетенций в области машиностроения. Данный компонент формирует внутреннее побуждение к действию. Формирование профессиональных компетенций будущего бакалавра Цель – формирование профессиональных компетенций будущих бакалавров через проектирование содержания дисциплин общепрофессиональной части «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» Основа – формирование профессиональных компетенций будущих бакалавров Системный, деятельностный, компетентностный, технологический подходы. Созданные организационно-педагогические условия Требования ФГОС ВПО по направлению подготовки 150700 «Машиностроение» Потребности рынка труда, выделенные работодателями компетенции в рамках ФГОС ВПО и основанные на них требования к уровню сформированности профессиональных компетенций студента Компоненты формирования профессиональных компетенций Мотивационно-целевой компонент – развитие мотивации студента к изучению общепрофессиональных дисциплин, формирование профессиональной направленности личности, формирование профессиональных компетенций в области машиностроения, согласованных с работодателями Содержательный компонент – усвоение теоретических знаний по общепрофессиональным дисциплинам и владение ими, проектирование компетентностно-ориентированного содержания дисциплин с целью формирования у студентов профессиональных знаний, умений и владений в области машиностроения Деятельностный компонент – формирование профессиональных компетенций будущих бакалавров, развитие у них способности к проектно-конструкторской, производственно-технологической, научно-исследовательской, организационно-управленческой деятельности Оценочный компонент – оценка сформированности компетенций будущих бакалавров по направлению 150700 «Машиностроение» через определение уровней сформированности профессиональных компетенций (низкий, средний, высокий) Результат: бакалавр, обладающий профессиональными компетенциями Рис. Компетентностная модель формирования профессиональных компетенций будущего бакалавра по направлению 150700 «Машиностроение» при изучении профессиональных дисциплин базовой общепрофессиональной части «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» Содержательный компонент включает в себя усвоение целостной системы теоретических и практических знаний по общепрофессиональным дисциплинам «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов», построенной на интеграции знаний. Данный компонент опирается на компетентностно-ориентированное содержание профессиональных дисциплин базовой общепрофессиональной части «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов». В результате создаются условия для развития у студентов способности к саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации и одновременно формируются профессиональные знания, умения и владения в области машиностроения. Деятельностный компонент последовательно формирует профессиональные компетенции будущих бакалавров при изучении дисциплин «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов». Данный компонент отвечает за развитие у студентов способности к проектно-конструкторской, производственно-технологической, научно-исследовательской, организационно-управленческой деятельности, которые являются компонентами профессиональной деятельности. Оценочный компонент предусматривает определение уровней сформированности профессиональных компетенций (низкий, средний, высокий) будущих бакалавров по направлению 150700 «Машиностроение». Он нацелен на отслеживание процесса и результата образования. Структура оценочного компонента включает в себя диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. Важным, по нашему мнению, является отслеживание характеристик процесса профессионального становления личности, которые дают большую информацию по сравнению со сведениями о результатах. Особенностью разработанной модели процесса формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров по направлению «Машиностроение» при изучении профессиональных дисциплин базовой общепрофессиональной части «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» является системность и интегрированность рассмотренных компонентов, что обусловливает комплексную ориентацию образовательного процесса на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого и формирование его профессиональных компетенций.About the authors
Elena Aleksandrovna Sinkina
Perm National Research Polytechnic University
Email: ellisuss@mail.ru
614990, Perm, Komsomolsky av., 29 Senior Lecturer, Perm National Research Polytechnic University
References
- Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. – 166 с.
- Синкина Е.А. Проектирование содержания дисциплин профессионального цикла для подготовки студентов технического вуза // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 11. – С. 14–17.
Statistics
Views
Abstract - 56
PDF (Russian) - 21
Refbacks
- There are currently no refbacks.