Новые акценты в целостном воспитательном процессе

Аннотация


Представлены новые акценты в воспитательном процессе: цель, содержание, формы и технологии, позиция студента, педагогическая позиция преподавателя.

Полный текст

Уникальная воспитательная среда университета является условием реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Создание этой среды предполагает вовлеченность всех сотрудников – от ректора и до ассистента или учебного мастера, развитие нормативной базы и совершенствование инфраструктуры. Однако это требует времени и финансовых вложений. Сегодня требуются такие акценты в организации воспитательного процесса со студентами, которые позволят более эффективно уже сейчас достигать поставленных целей образования. Образование, как гласит Закон РФ «об образовании», есть совокупность воспитания и обучения. Студенты, обучающиеся на дневном отделении по новым образовательным программам, уже сегодня понимают и чувствуют, что происходят изменения во многих сферах жизнедеятельности и что им самим придется изменяться. Как с пользой провести время в университете и выйти оттуда компетентным, конкурентоспособным и мобильным на рынке труда специалистом? Наша задача как педагогов – помочь каждому студенту развить необходимые компетенции и профессионально важные качества, увидеть в студенте уникальные черты и дать им развитие. Выделим основные акценты в целостном воспитательном процессе студентов. К ним относятся: цели, содержание воспитания, формы и технологии воспитания, позиция студента и педагогическая позиция преподавателя. На первый план, безусловно, выходит цель воспитательного процесса. Существующие документы по образованию нацеливают: – на развитие компетенций (общекультурных и профессиональных); – развитие личностных качеств гражданина и профессионала. Документы по молодежной политике нацеливают: – на вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; – формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; – гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи; – противодействие негативным явлениям в молодежной среде и поддержку молодежи, попавшей в трудную жизненную ситуацию. Следующий акцент – это содержание воспитания. Содержание воспитания будет определяться личностными и общественными задачами в разных сферах жизни. В их решение включаются студенты в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. Опыт решения этих задач они будут получать путем разработки и реализации различных проектов, что подразумевает компетентностный и проектный подходы. Содержание деятельности в конкретном студенческом сообществе определяют сами студенты и их преподаватели. Ориентирами для этого становятся принятые в конкретном вузе направления (программы) воспитания. Предлагаемые Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации направления работы с молодежью известны: – инновации и научно-техническое творчество, – волонтерство, – лидерство, – профориентация, – толерантность, – информационный поток, – творчество, – национальный туризм, – культура и история, – спорт и здоровье, – молодежное предпринимательство. В них заложены основные концептуальные идеи и пути развития воспитательной деятельности в высшей школе, на которые стоит ориентироваться: – ориентация на нравственные идеалы и ценности гражданского общества; – целостность образовательного процесса (единство воспитательной и учебной деятельности); – воспитание в контексте профессионального образования и программ работы с молодежью; – компетентностный подход; – проектный подход; – сочетание административного управления со студенческим самоуправлением; – добровольность и право выбора студента; – создание студенческих объединений (в том числе спортивных); – образовательное пространство с высоким воспитательным потенциалом; – инновации как источник развития воспитательной деятельности в вузе и др. Новые задачи в воспитательной деятельности требуют новых технологий и форм работы с молодежью. Формы и технологии воспитания – это еще один важный аспект, требующий создания ситуаций выбора формы и технологии, которые позволяли бы студенту увидеть проблему, осмыслить ее, захотеть ее решать, научиться ставить цели и планировать свою деятельность, анализировать, оценивать, выражать свое отношение к произошедшему – самосовершенствоваться. Среди ведущих новых педагогических технологий и форм, позволяющих обогащать созидательный опыт молодых людей по решению значимых для них личных и общественных проблем, выделим следующие: технологии критического мышления, диалоговые, проектные, информационные, рефлексивные, индивидуальной поддержки и др. [1]. Позиция студента. Важно дать возможность каждому студенту занимать активную и ответственную позицию на всех этапах решения проблемы (от осмысления проблемы и желания ее решить, совместного практического ее решения, до оценки процесса решения и последействия). Педагогическая позиция преподавателя заключается в том, чтобы быть профессиональным педагогом, который способен содействовать в освоении студентом опыта созидания: – активизировать, поддерживать, стимулировать его деятельность по созидательному решению личных и общественных проблем; – давать ему право выбора и право на ошибку. При осуществлении воспитательной деятельности важно избежать следующего: – формализма (есть опасения, что при организации воспитательного процесса это произойдет). Не следует просто записывать под каждой компетенцией ту или иную форму или технологию ее формирования: компетенции формируются в разных формах, не по одной, а комплексно; – увлечения монологическими словесными методами воспитания; – дробности (дробного подхода) – построения воспитательной деятельности по отдельным направлениям (нравственное, трудовое, художественное, экологическое, физическое и т.д.): нужны такие формы и технологии, которые позволяют достигать интегративного результата; – проведения разрозненных, не объединенных общей задачей мероприятий, не связанных с потребностями и интересами студентов, решением значимых для их личностного и профессионального становления проблем [2]. Кроме того, неуместна унификация: каждая основная образовательная программа имеет свои особенности, но общее, безусловно, должно присутствовать. Воспитательный процесс – это большая работа, в которую должны быть включены все деканы и заведующие кафедр, руководители образовательных программ, преподаватели, представители структурных подразделений, работодатели и социальные партнеры. Здесь требуется живое общение, обсуждение, дискуссия, обучение, обмен опытом.

Об авторах

Алевтина Владимировна Селезнева

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Email: msi@pstu.ru
614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29 старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Список литературы

  1. Селезнева А.В. Формы профессионального воспитания в основных образовательных программах // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Машиностроение, материаловедение. – 2013. – Т. 15, № 1. – С. 103–107.
  2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 42

PDF (Russian) - 20

Ссылки

  • Ссылки не определены.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах