МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОЛИМЕРОВ

Аннотация


Выполнено экспериментальное исследование физико-механических свойств ряда современных антифрикционных материалов. Выбрано 6 полимеров и композитов на их основе, обладающих наибольшими перспективами использования в качестве антифрикционных покрытий и прослоек в контактных узлах. При экспериментальном исследовании образцов материалы показали нелинейную модель деформационного поведения. Поэтому в рамках первого приближения для описания модели поведения материала выбрана деформационная теория упругопластичности для случая активного нагружения. Построена численная модель эксперимента деформирования цилиндрических образцов в условиях стесненного сжатия. Выбрано оптимальное конечно-элементное разбиение с градиентным уменьшением размера элемента к области контакта цилиндрических образцов с плитами пресса. В рамках серии численных экспериментов установлено, что при одном уровне контактных параметров деформации образцов из современных антифрикционных композиционных материалов на 25-30 % больше, чем у других рассматриваемых полимеров; уровень максимального по модулю контактного касательного напряжения у всех рассмотренных материалов в среднем в 25 раз ниже контактного давления.

Полный текст

Введение В настоящее время существует большой набор полимерных материалов российского и зарубежного производства, пригодных к использованию в качестве антифрикционных покрытий и прослоек в узлах конструкций, работающих в рамках контактного взаимодействия с трением. Такие материалы находят широкое применение в авиационной технике [1], строительстве [2], медицине [3], машиностроении [4-5] и других областях. К современным антифрикционным полимерным материалам можно отнести: композиционные антифрикционные полимерные материалы на основе фторопласта [6-9 и др.], модифицированный фторопласт [8-10], сверхвысокомолекулярные полиэтилены (СВМПЭ) российского и зарубежного производства и композиционные материалы на их основе [6, 8, 11]. Решение задач о деформационном поведении конструкций с антифрикционными покрытиями и прослойками предполагает наличие информации о свойствах и структуре материалов [6, 12]. Российские и зарубежные ученые занимаются исследованием физико-механических, химических, фрикционных и реологических свойств современных полимерных материалов и композитов на их основе [6-18 и др.]. При этом до сих пор отмечается недостаточность информации о свойствах исследуемых материалов [16, 18], что сдерживает их эффективность в использовании во многих сферах промышленности. Экспериментальное исследование свойств полимеров, используемых в качестве антифрикционных прослоек, и построение численных моделей их поведения в рамках механики контактного взаимодействия являются актуальными направлениями исследования. Поэтому в работе выполнено междисциплинарное исследование поведения современных полимерных материалов, включающее в себя: цикл экспериментальных исследований, обработку данных эксперимента с построением моделей поведения современных полимеров и численное моделирование деформационного поведения исследуемых материалов на тестовой задаче. 1. Натурный эксперимент В Институте механики сплошных сред УрО РАН выполнен цикл экспериментальных исследований физико-механических характеристик антифрикционных материалов при сложных многоступенчатых историях деформирования с разгрузками на испытательной машине Zwick Z100SN5A. Серия натурных экспериментов включала (рис. 1): испытания по определению твердости материалов по Бринеллю путем вдавливания шарика диаметром 5 мм; исследования в условиях свободного сжатия, а также стесненного сжатия путем прессования в специальном приспособлении с жесткой стальной обоймой цилиндрических образцов диаметром и высотой 20 мм. а в б Рис. 1. Экспериментальные исследования антифрикционных полимеров: а - на твердость по Бринеллю; б - в условиях одноосного напряженного состояния; в - в условиях одноосного деформированного состояния В рамках серии натурных экспериментов было исследовано более чем 30 современных антифрикционных материалов и композиционных материалов на их основе, пригодных в той или иной мере в качестве слоев скольжения в узлах трения, таких как сферические опорные части, температурные швы и т.д. Из широкого набора материалов выбрано 6 современных антифрикционных полимеров и композитов на их основе, наиболее перспективных при использовании в узлах трения: СВМПЭ, наполненный углеродом (материал 1); СВМПЭ производства Россия (материал 2); СВМПЭ производства Германия (материал 3); антифрикционный композиционный материал на основе фторопласта с дендритными бронзовыми включениями и дисульфидом молибдена (материал 4); антифрикционный композиционный материал на основе фторопласта со сферическими бронзовыми включениями и дисульфидом молибдена (материал 5); модифицированный фторопласт (материал 6). Касательный модуль и модуль упругости были определены по результатам испытания при свободном и стесненном сжатии, согласно [19] можно вычислить другие упругие константы изотропного упругого тела, выражаются через измеренные модули. Коэффициент Пуассона определим по формуле , где . В таблице представлены механические характеристики упругого участка для выбранного набора современных антифрикционных материалов. Свойства современных антифрикционных материалов № п/п Антифрикционные материалы Е, МПа ν № п/п Антифрикционные материалы Е, МПа ν 1 Материал 1 1420 0,4402 4 Материал 4 903 0,4465 2 Материал 2 1050 0,4699 5 Материал 5 860,52 0,4388 3 Материал 3 706 0,4522 6 Материал 6 863,8 0,4610 ε σ, МПа 0 0,02 0,04 0,06 0,08 0,1 30 25 20 15 10 5 0 Материал 6 Материал 5 Материал 1 Материал 2 Материал 3 Материал 4 Рис. 2. Диаграммы сжатия σ-ε В рамках серии натурных экспериментов установлено, что современные антифрикционные полимерные материалы и композиты на их основе проявляют нелинейные свойства. В качестве первого приближения для описания модели поведения материалов выбрана деформационная теория упругопластичности (рис. 2). На рис. 2 представлены диаграммы сжатия σ-ε, полученные экспериментально при малых скоростях деформирования или определенные путем построения огибающих кривых при обработке диаграмм циклического свободного сжатия. В [17] установлено, что численный расчет с использованием выбранной модели поведения материалов дает хорошее количественное соответствие результатам эксперимента для случая активного нагружения. 2. Математическое моделирование В рамках анализа влияния свойств современных антифрикционных материалов выполнено численное моделирование эксперимента на стесненное сжатие в жесткой стальной обойме цилиндрических образцов диаметром и высотой 20 мм плитами пресса. 2 1 3 4 4 Рис. 3. Численная модель эксперимента о деформировании образца в условиях стесненного сжатия Реализована краевая задача деформационной упругопластичности в осесимметричной постановке с учетом фрикционного контактного взаимодействия по поверхностям сопряжения плит пресса и цилиндрических образцов (рис. 3), контактное взаимодействие с жесткой стальной обоймой не учитывается. Математическая постановка задачи контакта упругопластического полимерного материала с плитами пресса ранее описана в [17, 18] и дополняется следующими граничными условиями: - на поверхности - , ; - на поверхности - , , ; - остальные наружные поверхности являются свободными: . Коэффициент трения «полимер - металл» выбран из справочной литературы и составляет 0,04. 3. Анализ результатов исследования В рамках работы выполнен анализ сходимости численного решения задачи от степени дискретизации системы при максимальной деформации цилиндрического образца 10 % на примере материла 6. Рассмотрено семь вариантов конечно-элементной сетки с градиентным уменьшением размера конечного элемента к области контакта. Первый вариант конечно-элементной сетки включает билинейные четырехугольные конечные элементы с максимальным размером элемента на основной площади модели и минимальным размером элемента вблизи области контакта. Каждый последующий вариант конечно-элементной сетки уменьшает минимальный и максимальный размер конечного элемента в два раз. Анализ сходимости конечно-элементной сетки выполнен по параметрам зоны контакта. На рис. 4 представлено распределение контактного давления на поверхности сопряжения верхней плиты пресса с цилиндрическим образцом. Рис. 4. Анализ сходимости PK от степени дискретизации системы: 1-7 - варианты конечно-элементной сетки Численное решение задачи: в качестве оптимального выбрана конечно-элементная сетка варианта 5 с максимальным размером элементов l/200 на основном объеме материала и минимальным размером элемента l/600 вблизи области контакта, которое дает оптимальное по точности и времени счета решение задачи. Влияние конечно-элементного разбиения на контактное касательное напряжение должно быть более значительным. На рис. 5 представлена сходимость численного решения контактной задачи на примере контактного касательного напряжения. Рис. 5. Анализ сходимости от степени дискретизации системы: 1-7 - варианты конечно-элементной сетки Изменения профиля контактного касательного напряжения начиная с варианта конечно-элементной сетки 5 незначительно, что подтверждает выбор данного варианта разбиения модели как оптимального. Далее на выбранном варианте конечно-элементной сетки было рассмотрено влияние свойств антифрикционных полимерных материалов на параметры контакта при увеличении деформации образца до 10 %. Установлено, что на основном объеме поверхности контакта контактное давление и контактное касательное напряжение изменяется незначительно. При этом вблизи края цилиндрического образца наблюдаются максимальные пики контактных параметров, что связано со сменой контактного статуса с «полное сцепление» на «проскальзывание». На рис. 6 представлены средние значения параметров зоны контакта при максимальном уровне деформации 10 %. , МПа 1 2 3 4 5 6 а -0,349 -0,293 -0,320 -0,189 -0,152 -0,298 -0,40 -0,35 -0,30 -0,25 -0,20 -0,15 -0,10 -0,05 0,00 1 2 3 4 5 6 , МПа б Рис. 6. Среднее значение контактных давления (а) и касательного напряжения (б) на при ε = 10 %, 1-6 - номер материала Все рассмотренные СВМПЭ и модифицированный фторопласт при деформации образца 10 % имеют уровень контактного давления 800-900 МПа. Уровень контактного касательного напряжения на основном объеме материала у данных материалов также отличается незначительно. При этом деформация 10 % образцов из современных антифрикционных композиционных материалов на основе фторопласта (материал 4, 5) достигается при значительно меньших уровнях контактного давления и контактного касательного напряжения. Уровень контактного давления на 25-40 % ниже, чем у СВМПЭ и модифицированного фторопласта. На рис. 7 показана зависимость максимального уровня контактных параметров по модулю от деформации цилиндрических образцов. 900 750 600 450 300 150 0 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 , МПа ε, % 1 2 3 4 5 6 а 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 36 30 24 18 12 6 0 , МПа 6 1 3 2 4 5 ε, % б Рис. 7. Зависимость максимального уровня контактных давления (а) и касательного напряжения (б) на от ε: 1-6 - номер материала Зависимость максимального уровня контактного давления и контактного касательного напряжения от деформации образцов близка к линейному закону. Все рассмотренные СВМПЭ и модифицированный фторопласт деформируются при большем уровне контактного давления и контактного касательного напряжения, чем композиционные материалы. При одном уровне контактных параметров деформации образцов из современных антифрикционных композиционных материалов на 25-30 % больше, чем у других рассматриваемых полимеров. Максимальный уровень контактных параметров по модулю больше среднего контактного давления на 0,5-0,7 %, а максимальный уровень контактного касательного напряжения в среднем в 25 раз меньше контактного давления. Заключение В рамках работы выполнена серия экспериментальных исследований полимерных антифрикционных материалов, направленная на получение данных об их физико-механических свойствах: испытания на твердость; испытания в условиях одноосного деформированного состояния; испытания в условиях одноосного напряженного состояния. Исследования выполнены для широкого набора современных антифрикционных полимерных материалов и композитов на их основе. По результатам серии натурных экспериментов выбраны 6 материалов, которые наиболее эффективно можно использовать в узлах трения. Для описания модели поведения материалов в первом приближении выбрана деформационная теория упругопластичности, определены модуль Юнга и коэффициент Пуассона упругого участка, построены диаграммы σ-ε. В рамках численного эксперимента выполнено моделирование эксперимента на стесненное сжатие цилиндрических образцов плитами пресса. В результате серии численных экспериментов установлено: - уровень контактного давления у композиционных материалов на 25-40 % ниже при одном уровне деформации; - уровень контактного давления всех рассмотренных СВМПЭ и модифицированного фторопласта при одном уровне деформации образцов отличается незначительно, в пределах 10 %; - уровень максимального по модулю контактного касательного напряжения у всех рассмотренных материалов в среднем в 25 раз ниже контактного давления. Результаты численного моделирования не противоречат результатам натурных экспериментов.

Об авторах

А. А Адамов

Институт механики сплошных сред УрО РАН

А. А Каменских

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Ю. О Носов

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Список литературы

  1. Rakowski W.A., Zimowski S. Polyesterimide composites as a sensor material for sliding bearings // Composites: Part B Engineering. - 2006. - Vol. 37. - P. 81-88.
  2. Tribology and biophysics of artificial joints / L.S. Pinchuk, V.I. Nikolaev, E.A. Tsvetkova, V.A. Goldade. - Elsevier, 2006. - 350 p.
  3. Тукашев Ж.Б., Адилханова Л.А. Исследование напряженно-деформированного состояния дорожного покрытия // Геология, география и глобальная энергия. - 2010. - № 2. - С. 163-166.
  4. Explicit finite element analysis and experimental verification of a sliding lead rubber bearing / Yi. Wu, H.Wang, Ai. Li, D. Feng, B. Sha, Yu. Zhang // Journal of Zhejiang University-Science A. - 2017. - Vol. 18, № 5. - P. 363-376.
  5. Localisation of a mobile robot for bridge bearing inspection / H. Peel, S. Luo, A.G. Cohn, R. Fuentes // Automation In Construction. - 2018. - № 94. - P. 244-256.
  6. Yi X.-S., Du S., Zhang L. Composite Materials Engineering. Vol. 1: Fundamentals of Composite Materials. - Springer, 2018. - 765 p.
  7. Fluoroplastic multi-walled carbon nanotube composites: structural, mechanical, and tribotechnical characteristics / Yu.M. Solonin, A.V. Nenakhov, A.G. Kostornov, N.I. Danilenko, V.F. Gorban’, M.V. Karpets // Powder Metallurgy and Metal Ceramics. - 2014. - Vol. 52, no. 11-12. - P. 620-631.
  8. Каменских А.А., Труфанов Н.А. Численный анализ напряженного состояния сферического контактного узла с прослойкой из антифрикционного материала // Вычислительная механика сплошных сред. - 2013. - Т. 6, № 1. - С. 54-61.
  9. Shelestova V.A., Grakovich P.N., Danchenko S.G., Smirnov V.A. New antifriction materials of the Fluvis group based on modified carbon fibers // Chemical and Petroleum Engineering. - 2006. - Vol. 42, no. 11-12. - P. 663-666.
  10. Effect of thermal treatment on the mechanical properties and accumulation of submicrocracks in fluoroplastics / M.A. Martynov, A.Ya. Gol'dman, P.A. Il'chenko, Yu.S. Polyakov, A.I. Andreeva // Strength of Materials. - 1975. - Vol. 7, no. 11. - P. 1390-1393.
  11. Gamma modification of radiation resistant fluoroplastic composite / V.I. Pavlenkoa, G.G. Bondarenkob, D.G. Tarasova, O.D. Edamenko // Inorganic Materials: Applied Research. - 2013. - Vol. 4, no. 5. - P. 389-393.
  12. Mechanical and tribological properties of complex modified material based on ultra high molecular weight polyethylene and CuO / A.V. Ushakov, I.V. Karpov, L.U. Fedorov, A.A. Lepeshev // Journal of Friction and Wear. - 2014. - Vol. 35, no. 1. - P. 7-11.
  13. Ermakov S.F., Myshkin N.K. Liquid-crystal nanomaterials: tribology and applications. - Springer, 2018. - 227 p.
  14. Balyakina V.B., Khatipov S.A., Pilla C.K. Experimental studies of tribotechnical characteristics of radiation modified polytetrafluoroethylene to use in rotor supports // Journal of Friction and Wear. - 2015. - Vol. 36, no. 4. - P. 346-349.
  15. Tribological properties of polytetrafluoroethylene modified with fullerene black in dry sliding friction / Ginzburg B.M., Tochil’nikov D.G., Shepelevskii A.A., Leksovskii A.M., Tuichiev Sh. // Russian Journal of Applied Chemistry. - 2006. - Vol. 79, no. 9. - P. 1518-1521.
  16. Адамов А.А. Экспериментальное обеспечение и идентификация модели изотропного тела с упругой объемной сжимаемостью дисперснонаполненных композитов на основе фторопласта и сверхвысокомолекулярного полиэтилена // Конструкции из композиционных материалов. - 2013. - № 2. - С. 28-37.
  17. Kamenskih A.A., Trufanov N.A. Regularities interaction of elements contact spherical unit with the antifrictional polymeric interlayer // Journal of Friction and Wear. - 2015. - Т. 36, № 2. - P. 170-176.
  18. Аdamov A.A., Kamenskikh A.A., Nosov Yu.O. Deformational behavior of the flat sliding layer of the spherical bearing // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2019. - Vol. 10, iss. 5. - P. 99-107.
  19. Методы прикладной вязкоупругости / А.А. Адамов, В.П. Матвеенко, Н.А. Труфанов, И.Н. Шардаков / ИМСС УрО РАН. - Екатеринбург, 2003. - 411 с.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 67

PDF (Russian) - 38

Ссылки

  • Ссылки не определены.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах