МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИСКУССТВЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЕМКОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ПИКОВОЙ НАГРУЗКИ МАНЕВРОВОГО ТЕПЛОВОЗА

Аннотация


Рассматривается возможность оснащения маневрового тепловоза инертно-емкостным накопителем энергии, что позволит снизить неравномерность нагрузки силовой установки и за счет этого оптимизировать ее мощность и массогабариты. Относительно частая смена режима работы маневрового тепловоза обусловливает эффективность и целесообразность оснащения его накопителем энергии. Помимо снижения неравномерности нагрузки на силовую установку накопитель позволит рекуперировать энергию при торможении, за счет чего возрастет энергоэффективность маневрового тепловоза. Представлены теоретические предпосылки создания инертно-емкостного накопителя энергии, который технически выполнен в виде машины постоянного тока с супермаховиком. Использование маховиков на маневровых тепловозах оправданно в силу нежестких требований к общему весу. Другим преимуществом тепловоза является наличие электромеханической трансмиссии, что минимизирует разработку для него рассмотренного инертно-емкостного накопителя.

Полный текст

Введение Мощность силовой установки маневрового тепловоза определяется его пиковой нагрузкой, которой в первую очередь является трогание поезда с места. Очевидно, что большую часть времени силовая установка работает в недогруженном режиме. Использование накопителя энергии позволит сгладить нагрузку на силовую установку и за счет этого снизить ее мощность и массогабариты. Относительно частая смена режима работы маневрового тепловоза обусловливает эффективность и целесообразность оснащения его накопителем энергии. Помимо сглаживания нагрузки на силовую установку накопитель позволит рекуперировать энергию при торможении, за счет чего возрастет энергоэффективность маневрового тепловоза. Далее рассматривается инертно-емкостной накопитель энергии. Теоретические предпосылки создания инертно-емкостного накопителя энергии В качестве такого накопителя можно рассматривать машину постоянного тока с супермаховиком. Подача на якорную обмотку постоянного напряжения инициирует следующие механический [1-7] и электрический [8] процессы: где - суммарный момент инерции; - коэффициент трения; - магнитная индукция; - активная длина проводника; - количество витков; - эффективный диаметр ротора; - электрическое сопротивление. Можно ввести параметрический коэффициент (1) Пусть начальные условия , . (2) Из уравнения электрического равновесия следует , (3) . Подстановка в первое уравнение системы дает , . Пусть , . Тогда . (4) Общим решением является . Частным - . Подстановка его в формулу (4) дает , . Искомый ток . (5) С учетом (2) и (3) . С учетом (5) . . , (6) где . . (7) При и , (8) . (9) Формулы (8) и (9) неотличимы от формул, описывающих заряд конденсатора. При замыкании накоротко клемм якорной обмотки . Эта формула неотличима от формулы, описывающей разряд конденсатора. Выражения (6)-(9) свидетельствуют о емкостном характере рассматриваемого накопителя мощности. Искусственная электрическая емкость накопителя . Электромеханическое сопротивление . Запасаемая накопителем энергия . На рис. 1 изображена электрическая схема инертно-емкостного накопителя, на рис. 2 - характер тока при его зарядке и разрядке. Y2/k R J/Y2 Рис. 1. Электрическая схема инертно-емкостного накопителя ioff ion (E0 = 0) t 0 i Рис. 2. Характер тока при зарядке и разрядке инертно-емкостного накопителя Заключение В настоящее время созданы высокоэффективные супермаховики и даже рассматривается возможность применения их на автомобилях. Очевидно, что использование маховиков на маневровых тепловозах значительно менее проблематично в силу существенно менее жестких требований к общему весу. Еще более выгодным преимуществом тепловоза является наличие электромеханической трансмиссии, что минимизирует разработку для него рассмотренного инертно-емкостного накопителя (искусственной электрической емкости).

Об авторах

И. П Попов

Курганский государственный университет

Список литературы

  1. Мулюков М.В. Устойчивость перевернутого маятника с запаздывающей обратной связью // Прикладная математика и вопросы управления. - 2017. - № 4. - С. 73-87.
  2. Колмогоров Г.Л., Зиброва Е.О. Вопросы устойчивости анизотропных пластин // Прикладная математика и вопросы управления. - 2015. - № 4. - С. 36-42.
  3. Бажуков П.С., Вильдеман В.Э. Влияние дополнительных циклических воздействий на равновесный рост трещин при квазистатическом нагружении // Прикладная математика и вопросы управления. - 2015. - № 3. - С. 71-79.
  4. Шаяхметова Л.Р., Глумов Ю.В., Каменских А.А. Численное исследование воздействия различных динамических нагрузок на изделие // Прикладная математика и вопросы управления. - 2013. - № 11. - С. 140-152.
  5. Цепенников М.В., Повышев И.А., Сметанников О.Ю. Верификация численной методики расчета разрушения конструкций из композиционных материалов // Прикладная математика и вопросы управления. - 2012. - № 10. - С. 225-241.
  6. Вшивков О.Ю. Деформирование и разрушение слоистых композиционных материалов со сложноорганизованной структурой при ударно-волновых нагрузках // Прикладная математика и вопросы управления. - 2011. - № 9. - С. 42-61.
  7. Попов И.П. Синтез инертно-инертного осциллятора // Прикладная математика и вопросы управления. - 2017. - № 1. - С. 7-13.
  8. Попов И.П. Математическое моделирование формального аналога электромагнитного поля // Прикладная математика и вопросы управления. - 2016. - № 4. - С. 36-60.
  9. Абдуллаев А.Р., Плехова Э.В., Сергеева Е.В. О линейном сингулярном уравнении второго порядка с отклоняющимся аргументом // Прикладная математика и вопросы управления. - 2016. - № 3. - С. 60-66.
  10. Абдуллаев А.Р., Скачкова Е.А., Зубарева О.С. Периодические решения квазилинейного функционально-дифференциального уравнения второго порядка // Прикладная математика и вопросы управления. - 2018. - № 3. - С. 7-15. doi: 10.15593/2499-9873/2018.3.01

Статистика

Просмотры

Аннотация - 60

PDF (Russian) - 38

Ссылки

  • Ссылки не определены.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах