MATEMATIChESKOE MODELIROVANIE VLIYaNIYa RABOTY NEPOSREDSTVENNOGO PREOBRAZOVATELYa ChASTOTY NA SET' ELEKTROSNABZhENIYa

Abstract


При проектировании электроснабжения скиповых подъёмных машин возникает задача компенсации потребляемой ими реактивной мощности, в частности, проблема генерации ими в питающую сеть высших гармоник тока. С помощью приложения Simulink программы Matlab исследована модель электропривода скипового подъёма шахтной подъёмной машины ствола, а также модель реверсивного тиристорного преобразователя в ремонтном режиме. Анализ динамических режимов электропривода показывает, что применение статической компенсации приведет к смещению графиков потребления реактивной мощности и, как следствие, к смещению графика колебания напряжения с сохранением общего размаха. Таким образом, основным методом снижения провалов напряжения при работе оборудования скиповых подъёмных машин является динамическая компенсация потребляемой реактивной мощности.

Full Text

На основании однолинейной схемы электрооборудования, системы управления и контроля для скиповой подъемной установки ствола рудника БКПРУ-2 ОАО «Уралкалий», технических данных устройств с помощью приложения Simulink программы MatLab были разработаны модель электропривода скипового подъёма шахтной подъёмной машины ствола № 1, а также модель реверсивного тиристорного преобразователя. Рис. 1. Временные диаграммы линейных напряжений и токов НПЧ при частоте 0,5 Гц С помощью модели были исследованы режимы работы преобразователя частоты с непосредственной связью и его влияние на сеть электроснабжения. На рис. 1 приведены выборочные временные диаграммы потребляемых фазных токов и напряжений при частоте выходного тока 0,5 Гц для 12-пульсной схемы. Спектрограммы потребляемого тока приведены на рис. 2. На основании проведенного моделирования можно отметить, что привод, использующий тиристорный преобразователь частоты с непосредственной связью сети с нагрузкой, генерирует в систему электроснабжения широкий спектр гармоник, в том числе неканонических. Максимумы по гармоническому составу приходятся на гармоники, характерные для 12-пульсной схемы выпрямления (11, 13, 23, 25 и т.д.). Рис. 2. Ток фазы А, спектр тока фазы А В ремонтном режиме схема привода скипового подъема предусматривает работу от одного силового трансформатора по 6-пульсной схеме. Модель для данного варианта представлена на рис. 3. Рис. 3. Модель привода в ремонтном режиме Временные диаграммы потребляемых токов и напряжений при работе преобразователя в 6-пульсном режиме приведены на рис. 4. Спектрограммы токов приведены на рис. 5. При работе в 6-пульсном режиме уровни гармоник тока выше, чем в 12-пульсном. Так как электропривод может длительно работать в режиме с одной группой преобразователей, фильтрокомпенсирующее устройство ФКУ должно быть рассчитано на возможность работы в данном режиме. Рис. 4. Временные диаграммы потребляемых токов и напряжений при работе преобразователя в 6-пульсном режиме Рис. 5. Ток фазы С и его спектр в 6-пульсном режиме работы преобразователя Временные диаграммы линейных токов, потребляемых преобразователем при работе подъёма, приведены на рис. 6, максимальные значения действующего значения потребляемых токов при пуске достигают 990 А. Рис. 6. Временные диаграммы потребляемых токов в цикле работы привода подъёма Изменение величины напряжения на шинах распределительной подстанции РП-2 представлено на рис. 7. Действующие значения напряжения достигают 6083 В (101,4 % Uh) в максимуме и 5575 В (92,9 % Uн) в минимуме. Рис. 7. Временные диаграммы изменения линейных напряжений на шинах РП при работе скипового подъёма На рис. 8 приведены временные диаграммы изменения мощностей для одной фазы питающей линии привода скипового подъема (знак минус реактивной мощности соответствует индуктивному характеру). На рис. 9 показано изменение коэффициента мощности. Рис. 8. Временные диаграммы изменения потребления активной, реактивной и полной мощности (на одну фазу) на шинах РП при работе скипового подъёма Рис. 9. Временные диаграммы изменения коэффициента мощности на шинах РП при работе скипового подъёма Рис. 10. Временные диаграммы изменения падения напряжения на секции шин без компенсации, со статической и динамической компенсацией Как следует из приведенных диаграмм, работа привода характеризуется значительным потреблением реактивной мощности, в максимуме до 3 МВАр на одну фазу (9 МВАр на весь привод). Данная нагрузка является резкопеременной. Применение статической компенсации приведет к смещению графиков потребления реактивной мощности и, как следствие, к смещению графика колебания напряжения с сохранением общего размаха (рис. 10), уровень статической компенсации 4,8 МВАр, т.е. вызываемые электроприводом колебания напряжения на секциях РП-2 останутся неизменными. Таким образом, основным методом снижения провалов напряжения является динамическая компенсация потребляемой реактивной мощности.

About the authors

Ol'ga Anatol'evna Bilous

Email: boa@msa.pstu.ac.ru

El'dar Borisovich Sagizov

Email: boa@msa.pstu.ac.ru

References

  1. Литвак В.В., Маркман Г.З., Харлов Н.Н. Энергосбережение и качество электрической энергии в энергосистемах. – Томск, 2006.
  2. Фомин А.Ф. Технические аспекты применения тиристорного компенсатора для электропривода шахтной подьёмной машины // Известия ТулГУ. – 2011. – Вып. 6.

Statistics

Views

Abstract - 36

PDF (Russian) - 10

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2013 Bilous O.A., Sagizov E.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies