ARKhITEKTURNYY PODKhOD K POSTROENIYu KORPORATIVNOY INFORMATsIONNOY SISTEMY
- Authors: Vikent'eva O.L.1, Deryabin A.I.1
- Affiliations:
- Issue: No 6 (2012)
- Pages: 38-42
- Section: Articles
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/elinf/article/view/2827
- DOI: https://doi.org/10.15593/вестник%20пермского%20национального%20исследовательского%20политехнического%20университета.%20электротехника,%20информационные%20технологии,%20системы%20управления.v0i6.2827
- Cite item
Abstract
Рассматривается концептуальный подход к проектированию эффективной информационной системы предприятия на основе понятия архитектуры предприятия. Эффективность архитектуры достигается построением оптимального контура эффективности в многомерном пространстве выигрышей-проигрышей.
Full Text
В современном информационном обществе деятельность любого предприятия все больше становится электронной деятельностью. Это значит, что компьютерные информационные системы становятся одним из основных факторов эффективности деятельности предприятия [1, 2]. Под предприятием будем понимать любую организацию в сфере бизнеса, государственно-муниципального управления, образования, здравоохранения и т.п. Результат деятельности предприятия (продукт) можно оценить в многомерном пространстве выигрышей и проигрышей. Если мы рассматриваем бизнес-предприятие, результатом деятельности которого является продаваемый на рынке продукт или услуга, то выигрышем будет прибыль, а проигрышем – себестоимость продукции. Тогда эффективность деятельности предприятия можно представить обобщенной формулой: (1) где – эффективность деятельности предприятия, – выигрыши, полученные в результате деятельности предприятия, – проигрыши, полученные в результате деятельности предприятия. Многомерное пространство выигрышей-проигрышей Х можно представить следующим образом (рис. 1). Рис. 1. Многомерное пространство выигрышей-проигрышей: контур эффективности На рис. 1 значения показателей выигрышей-проигрышей соединены линией, называемой контуром эффективности, при использовании оптимальной системы показателей – контуром оптимальной эффективности. Эффективность деятельности предприятия в информационном обществе существенно зависит от его информационной системы. Для построения эффективной информационной системы предприятия используется система (архитектура) [3, 4], состоящая из следующих элементов: - миссия; - стратегии; - функции; - организационная структура; - бизнес-процессы, проекты; - инфраструктура; - информационная система. Элементы системы перечислены в порядке их разработки. Миссия формируется в результате маркетинговых исследований пространства выигрышей-проигрышей и определяет видение способа получения контура оптимальной эффективности (КОЭ) (см. рис. 1). Стратегии – это принципы, правила выполнения действий, приводящих к получению КОЭ. Функции (функциональная модель) – это способность организации выполнять определенный набор действий для получения качественного продукта. Организационная структура – это схема трудовых ресурсов в виде компетенций, квалификаций, знаний, умений, навыков, обеспечивающих функциональную модель. Бизнес-процессы – это модель действий по созданию продукта, его поставке и реализации. Проекты – это действия по созданию контура оптимальной эффективности. Инфраструктура – это материальные и нематериальные элементы, используемые для реализации бизнес-процессов. Слои Миссия Стратегии Функции Бизнес-процессы, проекты Организационная структура Инфраструктура Информационная система Маркетинговый Логистический Финансовый Персонала Информационно-технологический; Производственный Рис. 2. Матрица, отражающая взаимосвязь элементов архитектуры и слоев Информационная система – это совокупность информационных, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенная для сбора, хранения, обработки и выдачи информации и принятия управленческих решений. В архитектуре предприятия можно выделить следующие слои: - маркетинговый; - логистический; - финансовый; - персонала; - информационно-технологический; - производственный. Взаимосвязь элементов архитектуры и слоев можно представить матрицей, показанной на рис. 2. Во внутренних ячейках матрицы указываются названия документов, отражающих реализацию элементов архитектуры предприятия на каждом слое. Связи в архитектуре предприятия, на примере бизнес-предприятия, можно отобразить так, как показано на рис. 3. Рис. 3. Архитектура предприятия в бизнесе Бизнес можно представить в виде динамической системы, которая производит востребованный на рынке продукт, а затем продает этот продукт, получая прибыль. Этот бизнес-цикл повторяется многократно. С изменением рыночных условий эффективность бизнеса будет меняться, и контур эффективности перестанет быть оптимальным. Для оптимизации контура необходимо выполнить ряд проектов в различных слоях архитектуры предприятия. Проекты могут носить научно-исследовательский или опытно-конструкторский характер. Если мы рассматриваем бизнес-предприятие (т.е. предприятие, основной целью которого является получение прибыли), то контур эффективности можно свести к формуле получения прибыли: П = Ц – С, (2) где П – прибыль, Ц – цена продукции, С – себестоимость продукции. При формировании миссии исследуются условия получения максимальной прибыли. По результатам исследований происходит корректировка функциональной модели, организационной структуры, бизнес-процессов и инфраструктуры предприятия, в том числе корпоративной информационной системы. Таким образом, предложен концептуальный подход к проектированию корпоративной информационной системы с учетом модифицированной архитектуры предприятия. Такой подход позволяет учитывать изменения в архитектуре предприятия, которые возникают под воздействием рынка, при проектировании корпоративной информационной системы. БAbout the authors
Ol'ga Leonidovna Vikent'eva
Email: vikentyevaOL@hse.perm.ru
Aleksandr Ivanovich Deryabin
Email: deryabinai@hse.perm.ru
References
- Галактионов В.В. Системная архитектура и ее место в архитектуре предприятия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.osp.ru/ cio/2002/05/172142/#top (дата обращения: 15.07.2012).
- Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «янь» информационных технологий // Интернет-университет информационных технологий. – ИНТУИТ. Сер. Архитектор информационных систем. – М., 2005. – 504 с.
- Чеботарев В.Г., Громов А.И. Эволюция подходов к управлению бизнес-процессами // Бизнес-информатика. – 2010. – № 1.
- Schekkerman J. Extended Enterprise Architecture Maturity Model [Электронный ресурс]. – URL: www.enterprise-architecture.info (дата обращения: 15.07.2012).
Statistics
Views
Abstract - 52
PDF (Russian) - 29
Refbacks
- There are currently no refbacks.