СПЕКТРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НЕИСПРАВНОСТЕЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ

  • Авторы: Токарев Р.О1, Шапошников В.В1, Чабанов Е.А1,2, Чабанова Е.В2
  • Учреждения:
    1. Пермский национальный исследовательский политехнический университет
    2. Волжский государственный университет водного транспорта
  • Выпуск: № 30 (2019)
  • Страницы: 227-240
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://ered.pstu.ru/index.php/elinf/article/view/2537
  • DOI: https://doi.org/10.15593/.v0i30.2537
  • Цитировать

Аннотация


Методы диагностики электрических машин набирают огромную популярность и значимость. Не все предприятия могут производить постоянную модернизацию своего оборудования по причине нехватки денежных средств. Они вынуждены снижать бюджет на переоборудование и использовать в работе машины, которые давным-давно нуждаются в ремонте. Любая электрическая машина даже при должном уходе требует ремонта. Если не производить ремонт вовремя, то могут возникать аварийные ситуации, опасные для жизни обслуживающего персонала, а также они могут привести к внеплановым ремонтам и простоям на производстве. Решая данную проблему, прибегают к постоянной оценке технического состояния машины. Плюсом такого решения является то, что задолго до поломки оборудования есть возможность выявления дефекта в машине и исправления его. В статье рассматривается реализация одного из методов такой оценки, проводимой путем спектрального анализа токов статора синхронной машины. Мгновенные значения токов статора подвергаются разложению в гармонический ряд с помощью коэффициентов ряда Фурье. Анализ спектра позволяет утверждать, что любая дополнительная гармоника обусловливают явную неисправность в машине. Этот метод позволяет быстро и с высокой точностью определять дефекты как в электрической, так и в механической части машины. Такой подход отличается также большей объективностью, чем другие методы. Преимущество данной методики в том, что она была уже апробирована на асинхронной машине и дала хорошие результаты. Объектом исследования был выбран синхронный турбогенератор серии ТТК-50-2У3П.

Полный текст

В настоящее время во всем мире электрическая энергия в силу своей универсальности играет важнейшую роль в жизни каждого человека. Электрические машины являются на данный момент основными источниками электрической энергии, поэтому занимают в этой области одну из основных ролей. Почти все виды электрических машин были уже сконструированы и изучены еще в прошлом веке, поэтому сегодня встает важная задача обеспечения надежности этих машин и увеличения срока службы без особых вмешательств в конструкцию. Чем больше срок службы каждой машины, тем меньше предприятие тратит средств на ремонт и переоснащение. Проблема обеспечения высокой надежности работы электрических машин с каждым годом становится все более актуальной как во всем мире, так и в России, потому что оборудование стареет и приходит в негодность значительно быстрее темпа технического перевооружения. Не все предприятия на сегодняшний день могут производить постоянный ремонт и модернизацию своего задействованного оборудования, из-за ограничения денежных средств они вынуждены снижать бюджет на ремонт оборудования. Существует способ для решения этой проблемы - периодическая оценка технического состояния машины, которая стала возможна с развитием методов текущего контроля [1]. Плюсом такого решения является то, что задолго до поломки оборудования есть возможность выявления дефекта в машине и исправления его. В таком случае на производстве не произойдет внезапный выход из строя двигателя, что не вызовет тем самым аварийную ситуацию, опасную для жизни обслуживающего персонала [2]. Методы контроля делятся на разрушающие и неразрушающие. Разрушающие методы контроля проводят для определения предела прочности и надежности исследуемого объекта. Данные методы позволяют контролировать качество материала конструкции и элементов, получать информацию для прогнозирования ресурса их безопасной эксплуатации. Разрушающий контроль прямо противоположен неразрушающим методам. Преимущество разрушающего контроля в том, что он позволяет получать количественные показатели материалов. В основном разрушающий контроль проходит до полной невозможности дальнейшего использования исследуемого объекта. К разрушающим методам относятся динамические испытания, такие как изгиб, повышенная и пониженная температура, а также испытания на вибропрочность, на ударную прочность. В процессе контроля можно определить важные параметры, необходимые для дальнейшего его использования, например, максимальная устойчивость к механическим воздействиям, максимальная рабочая температура. С целью получения более углубленных знаний об испытуемом объекте часто разрушающие методы совмещают с неразрушающими методами контроля. Неразрушающие методы контроля служат для определения работоспособности машины [3]. Можно измерить многие десятки параметров, однако для таких исследований необходимо большое число приборов, необходимый запас средств и времени, что может свести эффективность диагностирования к минимуму и даже привести к убыткам предприятия [4, 5, 6]. Поэтому из всего диапазона параметров выбирают более подходящие и экономичные с точки зрения удобства, достижения нужного результата при минимальных затратах [4, 5, 6]. Выбор метода контроля зависит напрямую от свойств и параметров контролируемого объекта и условий его обследования. При любом методе неразрушающего контроля о наличии дефектов судят по косвенным признакам [7]. Характеристики, измеряемые при выявлении дефекта любым выбранным методом, образуют измеряемые характеристики [1]. Характеристику, с которой сравнивают измеряемую и судят о наличии дефекта, называют главной измеряемой характеристикой. К методам неразрушающего контроля относятся: - акустические методы контроля; - вибрационные методы контроля; - виброакустический метод; - вихревые методы контроля; - капиллярный метод контроля; - магнитные методы контроля; - тепловые методы контроля; - радиационные методы контроля; - электрические методы контроля; - оптические методы контроля. Из предложенного ряда методов рассмотрим наиболее интересные и часто применяемые методы контроля. С каждым днем разрабатываются новые методы оценки состояния электрической машины. Одним из таких методов является спектральный анализ токов статора рабочей машины, он относится к электрическому методу неразрушающего контроля. Этот метод позволяет быстро и с большой точностью определять дефекты как в электрической, так и в механической части машины [8, 9]. Суть метода заключается в том, что любое возмущение в работе машины напрямую будет влиять на ток статора рабочей машины, а, значит, и на спектр получаемого сигнала. Соответственно, наличие в спектре машины гармонических составляющих на частоте определенной величины будет свидетельствовать о наличии повреждения. Плюс этого метода, в отличие от метода вибродиагностики [10], в том, что мониторинг тока двигателя выполняется непосредственно на коробе машины, без вмешательств в его режим работы, так же, как и в электрощите питания. Мониторинг тока статора является весьма удобным методом для машины без ее остановки в отличие от существующих методов [11, 12]. Признаки нарушения ее внешней или внутренней симметрии будут видны в спектре тока. В данной статье рассматривается применение метода спектрального анализа переходных процессов в опытах внезапного симметричного короткого замыкания на синхронном турбогенераторе серии ТТК-50-2УЗ-П [13-18]. Турбогенератор с трубчатым корпусом серии ТТК предназначен для выработки электроэнергии при сопряжении с паровой (П) или газовой (Г) турбиной. Опыт ВКЗ генератора - процесс, в результате которого в машине создается переходный процесс, устанавливающий новое значение напряжения на обмотке статора. Исследования, проведенные в данной статье, позволяют на конкретном примере рассмотреть техническое состояние рабочей машины в данный момент времени и выявить ее дефекты, если такие присутствуют. Полученные мгновенные значения тока статора фазы «А» и «B» подвергаются разложению в гармонический ряд с использованием коэффициентов ряда Фурье. Коэффициенты разложения ряда Фурье определяются в виде обобщённых формул: , (1) , (2) где N, К - количество мгновенных значений исследуемого тока в опыте ВКЗ, i - текущее мгновенное значение тока в опыте ВКЗ. , (3) , (4) где - основная частота (частота первой гармоники); n = 1,2,3,… Амплитуды гармоник характеризуют амплитудный спектр, а начальные фазы - фазовый спектр. Для математической обработки сигналов применялись средства программного пакета LabView [19]. LabView представляет собой мощную и гибкую среду графического программирования, которая широко используется в промышленности, образовании и научно-исследовательских лабораториях в качестве стандартного инструмента для сбора данных и управления приборами. На рис. 1 представлена программа, разработанная для получения амплитудного и фазового спектров переходных процессов исследуемой машины. На рис. 2 и 3 представлены временные диаграммы мгновенных значений тока переходного процесса синхронной машины в опыте ВКЗ, в результате обработки которых были получены амплитудный (рис. 4 и 6) и фазовый (рис. 5 и 7) спектры фаз «А» и «В». Рис. 1. Программная реализация метода спектрального анализа Рис. 2. Временная диаграмма мгновенных значений тока фазы «А» в опыте ВКЗ Рис. 3. Временная диаграмма мгновенных значений тока фазы «В» в опыте ВКЗ Рис. 4. Амплитудный спектр тока фазы «А» в опыте ВКЗ Рис. 5. Фазовый спектр тока фазы «А» в опыте ВКЗ Рис. 6. Амплитудный спектр тока фазы «В» в опыте ВКЗ Рис. 7. Фазовый спектр тока фазы «В» в опыте ВКЗ На амплитудных спектрах обеих фаз прослеживается явная закономерность, а именно: 1) присутствует гармоническая составляющая большой амплитуды на частоте 314 рад/с (область 1), что соответствует основной несущей частоте (при тактовой частоте сигнала f = 50 Гц, циклическая ω = 314 рад/с); 2) второй скачок наблюдается на частоте 75 000 рад/с. Поскольку скачки гармоник на фазах наблюдаются на одной и той же частоте, то это может указывать на дефекты в машине, которые относятся ко всем фазам одновременно, а не по отдельности к каждой. Анализ фазовых спектров сигнала в отдельности показал, что дополнительные гармоники, созданные дефектом машины, находятся на одной и той же частоте. Оценка технического состояния синхронной машины по анализу амплитудного и фазового спектров является еще неразвитой, поэтому не накоплен достаточный опыт для того, чтобы сделать точное заключение по ее дефекту. Предполагается, что дефект связан с ротором синхронной машины (его механической или электрической частью) [20, 21]. Исследования по данной тематике следует продолжить другими способами для подтверждения выдвинутой гипотезы. В результате этих исследований будут определены соответствия возникающих на спектре дополнительных гармоник с вызвавшими их неисправностями синхронной машин.

Об авторах

Р. О Токарев

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

В. В Шапошников

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Е. А Чабанов

Пермский национальный исследовательский политехнический университет; Волжский государственный университет водного транспорта

Е. В Чабанова

Волжский государственный университет водного транспорта

Список литературы

  1. Носов В.В. Диагностика машин и оборудования: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2012. - 384 с.
  2. Bonnett A.H., Yung C. Increased efficiency versus increased reliability // IEEE Industry Applications Magazine. - 2008. - Vol. 14. - Iss. 1. - P. 29-36.
  3. Афонин П.Т. Организация контроля качества в станкостроении. - М., 1968. - 144 с.
  4. Жизневский В.А., Тюленев М.Е. Методика спектрографического анализа состояния асинхронного двигателя // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. - 2013. - С. 94-99.
  5. Бурцев А.Г., Дягилева Т.В., Пан А.Г. Спектральный анализ тока статора трехфазного асинхронного двигателя при аварийных режимах работы // Инженерный вестник Дона. - 2015. - № 2-1. - 8 с.
  6. Петухов В.С., Соколов В.А. Диагностика состояния электродвигателей. Метод спектрального анализа потребляемого тока // Новости электротехники. - 2005. - № 1(31). - С. 50-52.
  7. Неразрушающий контроль и диагностика: справочник / В.В. Клюев, Ф.Р. Соснин, А.В. Ковалев [и др.]; под ред. В.В. Клюева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Машиностроение, 2003. - 656 с.
  8. Bonnett A.H. Root cause AC motor failure analysis with a focus on shaft failures // IEEE Transactions on Industry Applications. - 2000. - Vol. 36, № 5. - P. 1435-1448.
  9. Frosini L., Bassi E. Stator current and motor efficiency as indicators for different types of bearing faults in induction motors // IEEE Transactions on Industrial Electronics. - 2010. - Vol. 57, № 1. - P. 244-251.
  10. Beltran-Carbajal F. Vibration Analysis and Control - New Trends and Developments. Chapter 13: Bearings Fault Detection Using Inference Tools // InTech. - 2011. - P. 264-280.
  11. Induction motor mechanical fault identification using Park’s vector approach / S. Ben Salem, W. Touti, K. Bacha, A. Chaari // International Conference on Electrical Engineering and Software Applications (ICEESA). - 2013. - P. 1-6.
  12. Estima, J.O., Freire N.M.A., Cardoso A.J.M. Recent advances in fault diagnosis by Park’s vector approach // IEEE Workshop on Electrical Machines Design, Control and Diagnosis, WEMDCD. - 2013. - P. 279-288.
  13. Чабанов Е.А., Судаков А.И., Шулаков Н.В. Новые подходы к получению исходной информации и методам идентификации переходных процессов мощных синхронных машин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. - 2013. - № 8. - С. 114-127.
  14. Судаков А.И., Чабанов Е.А., Шутемов С.В. Новые подходы к погрешностному анализу результатов исследования и идентификации переходных процессов мощных синхронных машин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. - 2013. - № 8. - С. 166-172.
  15. Шумилов А.А., Тюленев М.Е. Анализ влияния межвитковых замыканий на спектрограмму потребляемых токов в асинхронных двигателях // Научные исследования и инновации. - 2010. - Т. 4, № 1. - С. 105-108.
  16. Петухов В.С. Способ диагностики электродвигателей переменного тока и связанных с ним механических устройств: пат. 2339049 Рос. Федерация; опубл. 02.03.2007.
  17. Вейнреб К. Диагностика неисправностей ротора асинхронного двигателя методом спектрального анализа токов статора // Электричество. - 2012. - № 7. - С. 51-57.
  18. Барков А.В., Борисов А.А. Современные возможности диагностирования машин с электроприводом по току двигателя // Металлургические процессы и оборудование. - 2013. - № 1(31). - С. 61-65.
  19. Васильев А.С., Лашманов О.Ю. Основы программирования в среде LabView. - СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т информационных технологий, механики и оптики, 2015. - 82 с.
  20. Validation of a new method for the diagnosis of rotor bar failures via wavelet transform in industrial induction machines / J. Antonino-Daviu, M. Riera-Guasp, J. Roger Folch, P. Molina Palomares // IEEE Transactions on Industry Applications. - 2006. - Vol. 42. - № 4. - P. 990-996.
  21. Способ диагностики технического состояния электродвигателя по его электрическим параметрам: пат. Рос. Федерация № 2425391 / А.Е. Козярук, Ю.Л. Жуковский, М.С. Черемушкина, А.А. Коржев, А.В. Кривенко. 2009. Бюл. № 21.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 47

PDF (Russian) - 27

Ссылки

  • Ссылки не определены.

© Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления, 2022

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах