СРАВНЕНИЕ МЕТОДОВ РАСЧЁТА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ЛИНЕЙНОГО ВЕНТИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ

  • Авторы: Чирков Д.А1, Ключников А.Т1, Коротаев А.Д1, Тимашев Э.О2
  • Учреждения:
    1. Пермский национальный исследовательский политехнический университет
    2. Корпоративный научно-проектный комплекс НК «Роснефть»
  • Выпуск: № 28 (2018)
  • Страницы: 76-91
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://ered.pstu.ru/index.php/elinf/article/view/2569
  • DOI: https://doi.org/10.15593/.v0i28.2569
  • Цитировать

Аннотация


В данной статье представлено сравнение двух основных методов расчёта электромагнитных процессов и рабочих характеристик электродвигателей. Первый метод основан на теории электрических и магнитных цепей, а второй на базе решения уравнений Максвелла в дифференциальной форме. Методы моделирования синхронных двигателей с постоянными магнитами показаны на примере ЦЛВД. Расчёты электромагнитных полей на базе математической модели, в большей или меньшей степени отражающей реальный физический объект, являются основой для проектирования различных электрических машин. Тем самым выбор методики, по которой будет построена математическая модель двигателя, играет важнейшую роль в проектировании электрических машин. В качестве результатов расчёта по этим двум методикам представлены угловые и рабочие характеристики как наиболее значимые параметры для проектирования двигателей. Расчёт электромагнитных полей с использованием теории электрических и магнитных цепей на основании схем замещения проводился согласно методике расчёта синхронных машин с постоянными магнитами, представленной в работе И.Л. Осина и Ф.М. Юферова. Расчёт электромагнитных полей согласно методу конечных элементов был реализован в программном пакете ANSYS Maxwell. Угловые характеристики представлены зависимостями электромагнитного усилия двигателя F от значения углового смещения θ при разных значениях частоты питающего напряжения. Рабочие характеристики представлены зависимостями электромагнитного усилия двигателя F , фазного тока I , потребляемой мощности P 1, коэффициента полезного действия η и коэффициента мощности cos(φ) от мощности на штоке Р 2. Результат сравнения этих двух методик выявил существенное отклонение расчёта I , P 1 и η, что связано с насыщением магнитной цепи, которое в работах И.Л. Осина и Ф.М. Юферова не учитывалось.

Полный текст

В работе И.Л. Осина и Ф.М. Юферова представлена методика расчёта синхронных машин с постоянными магнитами с использованием теории электрических и магнитных цепей на основании схем замещения [1, с. 122]. В данной статье сопоставляются характеристики ЦЛВД, рассчитанные по данной методике с характеристиками, полученными методом конечных элементов. Расчёт методом конечных элементов характеризуется повышенной точностью, что хорошо показано в [2]. Потому расчёт методом конечных элементов учитывает насыщение магнитной цепи и усилия тяжения [3]. Однако именно на математических моделях, таких как в [4], построенных в соответствии с расчётными формулами, основываются системы управления электроприводом [5-8]. Цилиндрический линейный вентильный двигатель с постоянными магнитами [9-12] (рис. 1) состоит из цилиндрического корпуса 1, индуктора 3, с трёхфазными обмотками 2, а также вторичного элемента с возможностью возвратно-поступательного движения вдоль корпуса 1, который содержит шток 5, множество постоянных магнитов 6, полюсов 4 и немагнитных вставок 7. Индуктор 3 неподвижно установлен в корпусе 1 и представляет собой множество катушек, образующих трёхфазную обмотку, которая создаёт бегущее магнитное поле вдоль оси корпуса. Рассматриваемый ЦЛВД был разработан в первую очередь как привод погружного плунжерного насоса. Преимущества использования погружного насосного агрегата на основе ЦЛВД были описаны ранее в [13-17]. Рис. 1. Разрез модуля ЦЛВД После проведения расчёта магнитной цепи, изложенного в [18, 19], и нахождения продольной и поперечной индуктивностей ЦЛВД стало возможным использовать методику [1, с. 128] для расчёта рабочих характеристик двигателя. Рис. 2. Векторная диаграмма ЦЛВД Задаваясь величиной и частотой питающего напряжения, а также углом нагрузки θ, можно рассчитать продольную и поперечную составляющие токов статора и полный ток согласно векторной диаграмме, изображённой на рис. 2: Преобразовав уравнения, полученные в [1, с. 128], определим выражения для нахождения тягового усилия. Выражения для определения максимальных основного и реактивного усилий запишем в виде: Основное и реактивное тормозные усилия: Углы смещения основного и реактивного усилия: В итоге получим значение синхронного усилия: Полезная мощность на штоке и потребляемая мощности рассчитываются по формулам: P2 = F·υ, P1 = P2 + I2·rs, где υ - линейная скорость вторичного элемента, υ = 2·τ·f; τ - величина полюсного деления, τ = 30 мм; I2·rs - потери в меди на все три фазы двигателя. Коэффициент полезного действия и коэффициент мощности: где полная мощность S = U·I. В зависимости от угла θ были построены характеристики ЦЛВД при частоте 5 Гц (рис. 3). P1,P2, Вт 7×103 6×103 5×103 4×103 3×103 2×103 1×103 0 -1×103 -2×103 -3×103 F, Н 4×103 3×103 2×103 1×103 0 -1×103 -2×103 -3×103 -4×103 -5×103 -6×103 Iф, A 50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0 Iф P1 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8 -1 F P2 h cosj cos j, h -90 -60 -30 0 30 60 90 120 150 180 210 240 270 q° Рис. 3. Угловые характеристики ЦЛВД На графике видно, что усилие достигает своего максимального значения при угле θ = 15º. Также можно заметить, что коэффициент полезного действия и коэффициент мощности достигают своих наибольших значений приблизительно при том же угле θ. При θ = 95º ЦЛВД переходит в генераторный режим, при этом усилие ЦЛВД становится отрицательным. Причём максимальное усилие в генераторном режиме становится больше, чем в двигательном, потому что в генераторном режиме реакция якоря усиливает основной магнитный поток в воздушном зазоре, а не ослабляет его. Действующее значение фазного тока при этом растёт. Активная потребляемая мощность тоже растёт вместе током, несмотря на то, что полезная мощность становится отрицательной. Смещение максимума усилия на угловой зависимости наглядно продемонстрировано на рис. 4. При увеличении частоты питающего напряжения значение угла θ, соответствующего максимальному усилию двигателя, растёт, начиная от 0 и стремясь к 90º, что соответствует идеализированной синхронной машине, в которой активное сопротивление по сравнению с индуктивным мало и им пренебрегают. -90 -60 -30 0 30 60 90 120 150 180 210 240 270 F, Н 4×103 3,2×103 2,4×103 1,6×103 800 0 -800 -1,6×103 -2,4×103 -3,2×103 -4×103 -4,8×103 -5,6×103 -6,4×103 -7,2×103 f = 1 Гц f = 5 Гц f = 10 Гц q° Рис. 4. Угловые зависимости усилия математической модели ЦЛВД при разных частотах Аналогичный расчёт был проведён на модели ЦЛВД, построенной в программном пакете ANSYS Maxwell согласно [20]. Величина силы тяги вторичного элемента F принимается равной Fср - среднему значению усилия, действующего на вторичный элемент, в установившемся режиме работы. Расчёт двигателя в ANSYS Maxwell ведётся при движении вторичного элемента. Строится зависимость усилия во времени. Угловые характеристики ЦЛВД, рассчитанные в программном пакете ANSYS Maxwell, приведены на рис. 5. Проведя сравнение зависимостей, приведённых на рис. 4 и 5, можно заметить, что максимальные значения усилия характеристик соответствующих частот практически равны для всех частот питающего напряжения и угловом смещении θ. Из чего можно сделать вывод о хорошем совпадении сопоставляемых методик. 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 F, Н 4×103 3,2×103 2,4×103 1,6×103 800 0 -800 -1,6×103 -2,4×103 -3,2×103 -4×103 -4,8×103 -5,6×103 -6,4×103 -7,2×103 f = 1 Гц f = 5 Гц f = 10 Гц dz, мм Рис. 5. Угловые зависимости усилия при разных частотах модели ЦЛВД, построенной в ANSYS Maxwell P1, Вт F, Н 1,5×104 1,35×104 1,2×104 1,05×104 9×103 7,5×103 6×103 4,5×103 3×103 1,5×103 0 I, A 60 54 48 42 36 30 24 18 12 6 0 I P1 1 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 -0,4 -0,3 -0,2 -0,1 0 F h cosj cos j, h 0 300 600 900 1,2×103 1,5×103 1,8×103 2,1×103 2,4×103 7,5×103 6,75×103 6×103 5,25×103 4,5×103 3,75×103 3×103 2,25×103 1,5×103 750 0 P2, Вт Рис. 6. Рабочие характеристики ЦЛВД для частоты питающего напряжения 7 Гц, полученные аналитически согласно формулам [1] Сравнивая кривые, показанные на рис. 6 и 7, можно сделать следующий вывод, что зависимости F и cos(φ) от мощности на штоке Р2 практически совпадают, а зависимости I, P1, η от Р2 существенно отличаются. Расхождение I, P1, η обусловлено тем, что расчёт по методике [1, с. 128] проводился без учёта насыщения магнитной системы ЦЛВД. Насыщение магнитной цепи ЦЛВД приводит к увеличению её сопротивления, что вызывает уменьшение индуктивных сопротивлений и возрастание тока, при этом мощность Р1 возрастает, а η с увеличением потерь уменьшается. P1, Вт F, Н 1,5×104 1,35×104 1,2×104 1,05×104 9×103 7,5×103 6×103 4,5×103 3×103 1,5×103 0 I, A 60 54 48 42 36 30 24 18 12 6 0 I P1 1 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 -0,4 -0,3 -0,2 -0,1 0 F h cosj cos j, h 0 300 600 900 1,2×103 1,5×103 1,8×103 2,1×103 2,4×103 7,5×103 6,75×103 6×103 5,25×103 4,5×103 3,75×103 3×103 2,25×103 1,5×103 750 0 P2, Вт Рис. 7. Рабочие характеристики ЦЛВД для частоты питающего напряжения 7 Гц, полученные расчётом модели двигателя в ANSYS Maxwell Таким образом, можно сделать вывод, что из-за значительных погрешностей расчёта по методике [1], вызванных полным отсутствием учёта насыщения магнитной цепи, наиболее целесообразным для расчёта характеристик ЦЛВД является метод конечных элементов, который, в свою очередь, учитывает насыщение, геометрию и вихревые токи магнитной цепи, благодаря чему максимально точно отображает физические процессы, происходящие в электрических машинах.

Об авторах

Д. А Чирков

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

А. Т Ключников

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

А. Д Коротаев

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Э. О Тимашев

Корпоративный научно-проектный комплекс НК «Роснефть»

Список литературы

  1. Осин И.Л., Юферов Ф.М. Электрические машины автоматических устройств: учеб. пособие для вузов. - М.: Изд-во МЭИ, 2003.
  2. Шулаков Н.В., Шутемов С.В. Метод расчета электромагнитных процессов в цилиндрическом линейном вентильном двигателе // Электротехника. - 2014. - № 11. - С. 18-22.
  3. Мирзин А.М., Коротаев А.Д., Шутемов С.В. Усилие тяжения цилиндрического линейного вентильного двигателя с постоянными магнитами между статором и вторичным элементом // Современные проблемы науки и образования. - Пенза: Изд-во Акад. естествознания, 2013. - № 6.
  4. Математическая модель электромагнитных процессов в вентильном двигателе / Н.A. Окунеева, А.М. Русаков, А.Н. Соломин, И.В. Шатова // Вестник МЭИ. - 2007. - № 3. - С. 33-40.
  5. Система управления цилиндрическим линейным вентильным двигателем возвратно-поступательного движения / С.В. Шутемов, М.С. Байбаков, А.Д. Коротаев, А.Т. Ключников // Информационно-измерительные и управляющие системы. - 2015. - Т. 13, № 9. - С. 64-69.
  6. Алгоритм управления цилиндрическим линейным вентильным двигателем с постоянными магнитами / М.С. Байбаков, А.Т. Ключников, А.Д. Коротаев, С.В. Шутемов // Автоматизация в электроэнергетике и электротехнике. - 2015. - Т. 13, № 9. - С. 184-189.
  7. Управление вентильным двигателем без датчика положения / А.М. Мирзин, С.А. Бэетрэу, А.Т. Ключников, А.Д. Коротаев // Инновационные технологии: теория, инструменты, практика (Innotech 2013): материалы V Междунар. интернет-конф. мол. учен., аспир., студ. (30 ноября 2013 г.). - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - С. 158-166.
  8. Бездатчиковое управление вентильным двигателем / С.А. Бэетрэу, А.Т. Ключников, А.Д. Коротаев, А.М. Мирзин, С.В. Шутемов // Автоматизированные системы управления и информационные технологии: материалы краевой науч.-техн. конф. (г. Пермь, 22 мая 2013 г.). - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. - С. 352-360.
  9. Коротаев А.Д., Шутемов С.В., Ключников А.Т. Моделирование цилиндрического линейного вентильного двигателя // Электротехника. - 2013. - № 11. - С. 14-17.
  10. Коротаев А.Д., Шулаков Н.В., Шутемов С.В. Экспериментальные исследования цилиндрического линейного вентильного электродвигателя // Актуальные проблемы энергосберегающих электротехнологий АПЭЭТ-2014: материалы III Междунар. конф. (г. Екатеринбург, 17-20 марта 2014 г.). - Екатеринбург: Изд-во Урал. федер. ун-та им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2014. - С. 198-200.
  11. Расчет электромагнитного поля в неподвижных электропроводящих изотропных средах [Электронный ресурс] / Е.М. Огарков, А.Т. Ключников, А.Д. Коротаев, Д.А. Чирков // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 12, ч. 1. - С. 91-95. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41052.
  12. Шутемов С.В. Исследование цилиндрического линейного вентильного электродвигателя для погружного бесштангового насоса // Фундаментальные исследования. - 2016. - Т. 4, № 12. - С. 800-805.
  13. Шулаков Н.В., Шутемов С.В. Перспективы использования цилиндрического линейного вентильного двигателя в качестве привода плунжерных нефтедобычных агрегатов // Фундаментальные исследования. - 2016. - Т. 4, № 12. - С. 795-799.
  14. Промышленное использование нетрадиционных технических и технологических решений для нефтедобычи на промыслах Пермского края / Э.Ю. Вдовин, Л.И. Локшин, В.В. Семенов, А.Д. Коротаев, Е.М. Огарков // Автоматизация в электроэнергетике и электротехнике: материалы II Междунар. науч.-техн. конф. (г. Пермь, 21-22 апреля 2016 г.). - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. - С. 212-222.
  15. Семенов В.В., Чазов Г.А. Перспективы эффективного использования глубинно-насосногобесштаногового поршневого агрегата с линейным двигателем // Геология, разработка, бурение и эксплуатация нефтяных месторождений Пермского Приуралья: сб. науч.тр. / ПермНИПИнефть. - М., 1978. - С. 90-95.
  16. Вдовин Э.Ю., Локшин Л.И. Установка насосная с линейным приводом // Экспозиция. Нефть. Газ. - Нефтекамск, 2016. - № 1. - С. 42-43.
  17. Цилиндрический линейный вентильный электродвигатель для погружного бесштангового насоса / А.Т. Ключников, А.Д. Коротаев, Н.В. Шулаков, С.В. Шутемов // Автоматизация в электроэнергетике и электротехнике: материалы I Междунар. науч.-техн. конф. (г. Пермь, 24-25 сентября 2015 г.). - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2015. - С. 158-162.
  18. Ключников А.Т., Коротаев А.Д., Чирков Д.А. Метод расчета магнитной цепи цилиндрического линейного вентильного двигателя по схеме замещения // Информационно-измерительные и управляющие системы. - 2010. - Т. 14, № 9. - С. 64-69.
  19. Чирков Д.А., Коротаев А.Д., Ключников А.Т. Расчет основных параметров цилиндрического линейного вентильного двигателя по схеме замещения // Автоматизация в электроэнергетике и электротехнике: материалы II Междунар. науч.-техн. конф. (г. Пермь, 21-22 апреля 2016 г.). - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. - С. 144-149.
  20. Вишняков С.В., Гордюхина Н.М., Федорова Е.М. Расчет электромагнитных полей с помощью программного комплекса ANSYS: учеб. пособие по курсу «Теория электромагнитного поля» по направлению «Информатика и вычислительная техника» / ред. Ю.А. Казанцев. - М.: Изд-во МЭИ, 2003. - С. 100.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 16

PDF (Russian) - 8

Ссылки

  • Ссылки не определены.

© Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления, 2022

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах