Self-Similar Regularities of Failure Staging and Power Laws of Fatigue-Crack Growth

Abstract


An interpretation of the fracture mechanics approach that takes into account the ‘finiteness’ of the scale of the cohesive zone in the vicinity of the propagating crack tip (Finite Fracture Mechanics theory) is proposed, based on the outlined regularities of the criticality of damage stages and the transition to fracture. Multiscale regularities of transitions from fatigue damage to fracture and crack propagation kinetics are studied for a very-high-cycle fatigue regime from the standpoint of the duality of singularities that determine the development of the cohesive zone (Process Zone). The duality of singularities in crack propagation in damaged media is associated with the presence of two self-similar solutions: a self-similar solution for the stress field distribution at the crack tip (Irwin's solution) and intermediate asymptotic solutions. The stages of damage development in the "process zone" are described as a spatiotemporal singular dynamics of deformation localisation during the formation of autowave structures in a number of defects and localisation of damage in "modes with exacerbation" – collective modes of ensembles of defects. The spatial structural scales are determined from the data obtained through quantitative profilometry of the fracture surface and the calculation of scale invariants, which characterise the various stages of damage development in accordance with the established types of self-similar solutions. The dynamics of the stages of damage development correspond to a critical phenomenon, namely a nonequilibrium structural and scaling transition in defect ensembles, with the formation of collective degrees of freedom associated with the collective modes of defect ensembles. The laws of criticality permitted the formulation of an interpretation of the phenomenological laws of crack development kinetics under high- and very-high-cycle loading, which established a connection between the indices of the degree laws in the Paris and Paris-Hertzberg equations and the scale invariants of the relief of characteristic zones of fracture surfaces. The relevance of the study is confirmed by estimating the resources of materials and elements of designs of aircraft gas turbine engines in terms of flight cycle, with random dynamic effects and in dwell fatigue loads.

Full Text

Положения механики разрушения, основанные на введении структурных масштабов, характеризующих формирование областей разрушения в вершинах трещин (Finite Fracture Mechanics -FFM, Theory of Critical Distances -TCD) [1], рассматриваются на основе развитых представлений о закономерностях стадийности переходов к разрушению в поврежденной среде как специального типа критических явлений в средах с дефектами – структурно-скейлинговые переходы [2]. Эти сингулярности представляют собой промежуточно-асимптотические автомодельные решения и могут быть предложены в качестве физической основы для интерпретации предположений «механики конечных разрушений», теории критических дистанций, эффектов нелокальности в стадийности развития поврежденности, зарождения малых трещин и распространения трещины при ее взаимодействии с областями локализации поврежденности (дочерними трещинами) в когезионной зоне (Process Zone) [3]. Критические дистанции при этом определяются как характерные масштабы локализации повреждений, связанные с коррелированной динамикой автомодельных коллективных мод дефектов [4]. Два типа автомодельных решений, связанных с сингулярностью напряжений Ирвина (коэффициент интенсивности напряжений) и кинетикой локализации повреждений в виде коллективных мод в ансамбле дефектов, рассматриваются как «внутренние» и «внешние» механизмы, обеспечивающие сценарий развития разрушения при различных режимах нагружения [5]. Внутренние механизмы определяются свойствами материала, обусловленными универсальностью сценария локализации повреждений в окрестности вершины трещины [6]. Они контролируют кинетику поврежденности в когезионной зоне, включая локализацию поврежденности, формирование «дочерних трещин», взаимодействие последних с основной трещиной и ее распространение. Характерной особенностью образования усталостной трещины является ее чувствительность как к внутренним (кинетика поврежденности), так и внешним механизмам, определяющим особенности напряженного состояния в вершине трещины. Для описания механизмов роста усталостных трещин для пластичных и квазихрупких материалов предлагаются феноменологические кинетические уравнения, отражающие степенные закономерности роста трещин da/dN от приращения ∆K или максимального значения Kmax коэффициента интенсивности напряжений в вершине трещины [7]. , (1) где C – кинетический коэффициент; показатели степени n и m отражают различную чувствительность к ∆K для вязких материалов и к Kmax для квазихрупких материалов. В рамках механики разрушения эта зависимость используется для прогнозирования долговечности материала при известном напряженном состоянии в терминах напряжений σ (коэффициента интенсивности напряжений K), начального a размера трещины, геометрии и свойств материала (предела текучести σy и трещиностойкости K1c). В модели разрушения [7] пространственные масштабы вводятся двумя методами: (i) как физические масштабы, связанные с микроструктурой материалов (размеры зерен, включений), и (ii) как, как масштаб когезионной зоны (зоны процесса), характеризующий масштаб локализации поврежденности, определяющий распространение трещины. Обычно используемый масштаб когезионной зоны L определяется как , (2) здесь Kc – вязкость разрушения материала, σu - предел прочности при растяжении. Задачи на исследование усталости материалов включают аналогичное кинетическое уравнение с использованием материальных констант с соответствующими циклическими параметрами: вместо σu и Kc используются значение порогового коэффициента интенсивности напряжений ∆Kth и значение критического коэффициента интенсивности напряжений ∆Kc. Константа L применяется в соответствии с методами, основанными на определении напряжений или интенсивности напряжений при данных условиях нагружения [2]. В этих моделях разрушение происходит при достижении трещиной длин, при которых значение коэффициента интенсивности напряжений достигает значения критической интенсивности напряжений ∆Kc при достижении длины L. Основанием для введения критического масштаба L в единицах коэффициента интенсивности напряжений является существование промежуточного автомодельного решения (по Ирвину) для поля напряжений в вершине трещины упругого материала, ∆Kth и ∆Kc. Однако оба предельных значения являются следствием двух различных механизмов в зоне процесса вблизи вершины трещины, обеспечивающих распространение трещины по сценариям «вязкого» и «квазихрупкого» разрушения. «Вязкий» сценарий соответствует развитию трещины по закону Пэриса с соответствующим степенным показателем (близким к четырем). «Квазихрупкие» разрушения характеризуются более высоким степенным показателем. Существует связь между пороговыми значениями ∆Kth и ∆Kc, величиной показателя степени и механизмами, управляющими стадиями развития усталостной трещины. Показатели степени связаны с «ведущими» механизмами, обеспечивающими «высвобождение» свободной энергии в когезионной зоне в процессе накопления поврежденности. При «вязком сценарии» возникают многочисленные полосы скольжения (PSB), кинетика зарождения и взаимодействие между которыми поведение определяет пороговое значение ∆Kth и величину степенного показателя в законе Пэриса. Исчерпание «пластического ресурса» в когезионной зоне приводит к зарождению микротрещин, формированию «дочерних трещин» и распространению основной трещины. Кинетика ее распространения определяется пороговым значением ∆Kc с более высокими показателями степени. Коррелированное поведение PSB и областей локализации повреждений (усталостных бороздок) [7-8] отражает автомодельные закономерности распространения трещин в соответствии с характерными показателями степени для ∆Kth и ∆Kc. Степенные кинетические законы, характеризующие стадийность распространения трещин, являются следствием автомодельных решений, определяющих распределение напряжений в вершине трещин (в терминах коэффициента интенсивности напряжений) и кинетику накопления поврежденности в когезионной зоне. Структурные масштабы L, определяющие критические условия распространения трещины, могут быть определены на основе соотношений баланса энергии [3] . (3) Соотношение (3) отражает теоретическую концепцию «Механики конечного разрушения» и «Теории критических дистанций» [1] основанную на введении конечного масштаба «зоны процесса», определяемого микроструктурой и напряженным состоянием материала [2]. Для металлов в условиях усталости L соответствует длине зоны процесса, связана с микроструктурными свойствами (например, с размером зерна), влияющими на локализацию пластической деформации (формирование ансамбля PSB), и ее трансформацию в зоны разрушения. Для квазихрупких материалов и композитов L приближается к размеру зоны локализации повреждений [4,8,9]. Концепции «Механики конечного разрушения» и «Теории критических дистанций», основанные на введении масштаба L и σ0 (σ0 >> σu) в качестве характеристики прочности материалов, обеспечили более глубокое понимание закономерностей разрушения с учетом моделей когезионных зон и эффектов нелокальности в рамках традиционных феноменологических переменных и их критических значений.

About the authors

O. B Naimark

Institute of Continuous Media Mechanics UB RAS, Perm, Russian Federation

V. A Oborin

Institute of Continuous Media Mechanics UB RAS, Perm, Russian Federation

M. V Bannikov

Institute of Continuous Media Mechanics UB RAS, Perm, Russian Federation

Yu. V. Bayandin

Institute of Continuous Media Mechanics UB RAS, Perm, Russian Federation

References

  1. Taylor D., Cornetti P. Finite fracture mechanics and the theory of critical distances. Advances in Fracture and Damage Mechanics, 2005, Vol. IV, pp. 565-570.
  2. Naimark O. B. Defect-induced transitions as mechanisms of plasticity and failure in multifield continua. Advances in Multifield Theories for Continua with Substructure, Boston, MA: Birkhäuser Boston, 2004, pp. 75-114
  3. Naimark O. B. Energy release rate and criticality of multiscale defects kinetics. International Journal of Fracture, 2016, Vol. 202, pp. 271-279. doi: 10.1007/s10704-016-0161-3
  4. Naimark O. Duality of singularities of multiscale damage localization and crack advance: length variety in Theory of Critical Distances. Frattura ed Integrità Strutturale, 2019, Vol. 13, No.49, pp. 272-281. doi: 10.3221/IGF-ESIS.49.2
  5. Ritchie R. O., Gilbert C. J., McNaney J. M. Mechanics and mechanisms of fatigue damage and crack growth in advanced materials. International Journal of Solids and Structures, 2000, Vol. 37, No.1-2, pp. 311-329
  6. Ritchie R. O. Incomplete self-similarity and fatigue-crack growth. International Journal of Fracture, 2005, Vol. 132, pp. 197-203. doi: 10.1007/s10704-005-2266-
  7. Mughrabi H., Microstructural fatigue mechanisms: Cyclic slip irreversibility, crack initiation, non-linear elastic damage analysis, International Journal of Fatigue. – 2013. – V 57. –, pp. 2-8, https://doi.org/10.1016/j.ijfatigue.2012.06.007
  8. Mughrabi H. Microstructural mechanisms of cyclic deformation, fatigue crack initiation and early crack growth. // Phil. Trans. R. Soc. A. – 2015. – 373: 20140132. http://dx.doi.org/10.1098/rsta.2014.013
  9. Botvina L. Gigaciklovaya ystalost – novaya problema fiziki i mehaniki razrysheniya [Gigacycle fatigue – new problem of physics and mechanical damage]. Zavodskaya laboratoriya. Diagnostika materialov, 2004, Vol. 70, No. 4, pp. 41-51
  10. Shanyavskiy, A.A., Nikitin, A.D. Soldatenkov A.P. Sverhmnogocyclovoya ustalost metallov. Sinergetika I fizicheskaya mezomehanika [Very high cycle fatigue of metals. Synergetics and physical mesomechanics] Moscow Physmatlit, 2022, 496 p
  11. Shanyavskiy, A.A., Nikitin, A.D. Palin-Luc, T. Very High Cycle Fatigue of D16T Aluminum Alloy. Phys Mesomech, 2021, No. 24, pp. 77–84. doi: 10.1134/S102995992101011
  12. Nikitin I.S., Nikitin A.D., Stratula B.A. Damage development under very-high-cycle fatigue regime. PNRPU Mechanics Bulletin, 2020, No. 4, pp. 120-129. doi: 10.15593/perm.mech/2020.4.1
  13. Nikitin, I.S., Nikitin, A.D. Stratula, B.A. A Comprehensive Study of Fatigue Crack Initiation and Growth under Very High Cycle Torsional Fatigue Loading. Phys Mesomech , 2023, No. 26, pp. 523–532. https://doi.org/10.1134/S1029959923050053
  14. Botvina L.R., Tyutin M.R., Alexandrov A.R. Gigacycle fatigue of the turbocharger gear wheel. Industrial laboratory. Diagnostics of materials. 2022;88(10):54-65. (In Russ.) https://doi.org/10.26896/1028-6861-2022-88-10-54-6
  15. Bathias C., Paris P.C. Gigacycle Fatigue in Mechanical Practice. Marcel Dekker Publisher Co., 2005, 328 p.
  16. Marines-Garcia I. et al. Fatigue crack growth from small to large cracks on very high cycle fatigue with fish-eye failures. Eng. Fract. Mech., 2008, Vol. 75, No.6, pp. 1657-1665. doi: 10.1016/j.engfracmech.2007.05.01
  17. Bilalov D.A., Oborin V.A., Naimark O.B. The effect of intermetallic inclusions on the formation of subsurface cracks in the AlMg6 alloy under very high cycle fatigue. Lett. Mater., 2020, 10(2) 206-210. doi: 10.22226/2410-3535-2020-2-206-21
  18. Naimark O., Oborin V., Bannikov M., Ledon D. Critical dynamics of defects and mechanisms of damage-failure transitions in fatigue. Materials, 2021, Vol. 14, No.10, pp. 2554. doi: 10.3390/ma1410255
  19. Seleznev M.N., Merson E.D. Identification of fatigue crack zones in very high cycle fatigued 42 CrMO4 steel with the use of quantitative fractography [Vector nauki Tolyiattinskogo gosudarstvennogo universiteta], 2019, No. 3, pp. 33-39
  20. Zaiser M. Scale invariance in plastic flow of crystalline solids. Advances in Physics, 2006, Vol. 55, pp. 185–245.
  21. Bouchaud E. Scaling properties of cracks. J. Phys. Condens. Matter, 1997, Vol. 9, pp. 4319– 4344
  22. Froustey C., Naimark O., Bannikov M., Oborin V. Microstructure scaling properties and fatigue resistance of pre-strained aluminium alloys (part 1: AlCu alloy). European Journal of Mechanics A/Solids, 2010, Vol. 29, pp.1008-1014
  23. Pérez-Mora R., Palin-Luc T., Bathiasas C., Paris P.C. Very high cycle fatigue of a high strength steel under sea water corrosion: A strong corrosion and mechanical damage coupling. Int. J. of Fatigue, 2015, Vol. 74, pp. 156-165. doi: 10.1016/j.ijfatigue.2015.01.00
  24. Peters J.O., Ritchie R.O. Influence of foreign object damage on crack initiation and early crack growth during high-cycle fatigue of Ti-6Al-4V. Eng. Fract. Mech., 2000, Vol. 67, pp. 193-207
  25. Spanrad S., Tong J. Characterisation of foreign object damage (FOD) and early fatigue crack growth in laser shock peened Ti–6Al–4V aerofoil specimens. Materials Science and Engineering A, 2011, Vol. 528, pp. 2128–2136
  26. Oakley S.Y., Nowell D. Prediction of the combined high- and low-cycle fatigue performance of gas turbine blades after foreign object damage. Int. J. of Fatigue, 2007, Vol. 29, pp. 69–80
  27. Chen Xi Foreign object damage on the leading edge of a thin blade. Mechanics of Materials, 2005, Vol. 37, pp. 447–457
  28. Nowell D., Duó P., Stewart I.F. Prediction of fatigue performance in gas turbine blades after foreign object damage. Int. J. of Fatigue, 2003, Vol. 25, pp. 963-969
  29. Franklin J. Foreign Object Damage in the UK RAF. National Aerospace FOD Prevention Inc. (NAFPI), 1st Int. conference. London, 2003
  30. Oborin V.A., et al. Self-Similar Patterns of Damage Development and Reliability Assessment of AMg6 and D16T Aluminum Alloys under Consecutive Dynamic and Gigacycle Loading. Physical Mesomechanics, 2019, Vol. 22, No.2, pp. 141-151.
  31. Bannikov M., Bilalov D., Oborin V., Naimark O. Damage evolution in the AlMg6 alloy during high and very high cycle fatigue. Frattura ed Integrita Strutturale, 2019, Vol.13, No. 49, pp. 383–395
  32. John H. Cantrell, William T. Yost Nonlinear ultrasonic characterization of fatigue microstructures. Int. J. of Fatigue, 2001, 23, pp.487–490
  33. Kumar A. et al. In situ damage assessment in a cast magnesium alloy during very high cycle fatigue. Scripta Materialia, 2011, vol. 64, no. 1, pp. 65-68
  34. Li W., Cui H., Wen W., Su X., Engler-Pinto C.C. In situ Nonlinear Ultrasonic for Very High Cycle Fatigue Damage Characterization of a Cast Aluminum Alloy. Materials Science and Engineering A, 2015, no 645, pp. 248-25
  35. Ranc N. et al. Internal fatigue crack monitoring during ultrasonic fatigue test using temperature measurements and tomography. Mechanics of Materials, 2022, Vol. 174, pp. 104471. doi: 10.1016/j.mechmat.2022.1044

Statistics

Views

Abstract - 3

PDF (Russian) - 3

Cited-By


PlumX


Copyright (c) 2024 Naimark O.B., Oborin V.A., Bannikov M.V., Bayandin Y.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies