PROEKTIROVANIE KOMPETENTNOSTNO-ORIENTIROVANNOGO SODERZhANIYa DLYa FORMIROVANIYa BAZOVYKh PROFESSIONAL'NYKh KOMPETENTsIY
- Authors: Sinkina E.A.1
- Affiliations:
- Issue: Vol 15, No 4 (2013)
- Pages: 139-142
- Section: ARTICLES
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/mm/article/view/3312
- DOI: https://doi.org/10.15593/.v15i4.3312
- Cite item
Abstract
Рассмотрен процесс проектирования содержания профессиональных дисциплин с учетом компетентностного подхода.
Full Text
В современных условиях все больше уделяют внимание тенденциям и темпам развития информационного общества, а следовательно, изменение содержания образования, оптимизация способов и технологий обучения на всех уровнях становятся необходимыми [1]. Сегодня существует потребность в формировании педагогической модели развития компетентностной модели выпускника вуза, т.е. в совокупности условий, средств, методов обучения. Рассмотрение перечня профессиональных задач, стоящих перед будущим выпускником, позволяет сформулировать специальные компетенции, которые будут отражать спектр знаний, умений и навыков, а также ряд других качеств личности, важных для будущей работы. Для формирования данных компетенций необходимо начать с проектирования образовательного процесса, с осмысления системы стратегических целей профессионального образования, с создания компетентностно-ориентированного содержания. При формулировании стратегических образовательных целей надо исходить из интересов потребителя профессионального образования (государства, работодателя и самого обучающегося). Процесс профессионального обучения должен быть направлен как на становление базовых компетенций, так и на формирование творческого потенциала развития и совершенствования [2]. При составлении программ дисциплин необходимо определить компетенции работников предприятия, чтобы затем развивать их у студентов. Необходимо ориентироваться на непрерывное развитие науки и экономики, усовершенствование технологий и развитие производства, ведь только совместная работа вузов и предприятий даст необходимый результат и возможность получить высококвалифицированного специалиста. Единство фундаментальной и практической сторон науки позволит на вузовском уровне непрерывного образования продолжить формирование профессиональных компетенций. В педагогике проблема проектирования содержания образования описана в работах С.И. Гессена, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. Методология проектирования содержания подробно разработана такими учеными, как В.И. Байденко, И.Я. Лернер, В.В. Краевский. Проектирование содержания высшего профессионального образования на базе учебных дисциплин рассмотрено в работах Л.И. Гурье, Е.А. Крайновой, A.A. Орлова, О.В. Корягиной и др. В исследованиях И.А. Зимней, Ю.Г. Татур, A.B. Хуторского представлены аспекты компетентностного подхода, которые методологически описывают процесс проектирования содержания высшего образования. В работах С.М. Макаровой педагогическое проектирование рассматривается как целенаправленный и программируемый процесс создания проекта педагогических систем. По моему мнению, процесс проектирование должен отражать структуру содержания образования, в которой представлены спрогнозированные научные знания. Перенос модели деятельности специалиста на содержание обучения в соответствии с изменением внешних условий, изменением представлений о профессиональной деятельности и профессиональных компетенциях позволит определить изменения в структуре содержания образования, в котором обеспечивается интегративность, меж- и наддисциплинарность в формировании профессиональных компетенций, сочетание фундаментальности и практической направленности общепрофессиональной подготовки. Целью разработки компетентностно-ориентированного содержания профессиональных дисциплин является определение структурных компонентов, преемственных связей между ними. При проектировании содержания нами была сформулирована цель, которая включает в себя создание условий для формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров в процессе изучения профессиональных дисциплин. Нормативно-педагогической базой при проектировании содержания являются: федеральный государственный образовательный стандарт, требования к профессиональной деятельности и личности по определенному направлению подготовки, профессиональное поле деятельности и принципы проектирования содержания подготовки по учебным дисциплинам. Диагностическим методом оценки спроектированного содержания являются контрольные вопросы по учебным дисциплинам, тестовые задания различных уровней сложности, направленные на формирование знаний, умений и навыков профессиональной деятельности. Процесс проектирования предусматривает структурно-содержательное и научно-методическое обеспечение процесса, включая разработанные алгоритмы выполнения этапов проектирования. Спроектированный мной алгоритм построения содержания профессиональных дисциплин включает в себя следующие этапы: Этап 1. Разработка общей концепции содержания дисциплин: 1.1. Анализ требований ФГОС ВПО по определенному направлению подготовки. 1.2. Определение потребностей рынка труда и востребованности профессии в современных условиях. 1.3. Исследование структуры профессиональной деятельности. Этап 2. Разработка структуры содержания дисциплин. 2.1. Определение места учебной дисциплины в структуре подготовки. 2.2. Определение совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности и формирования части профессиональных компетенций. 2.3. Определение объема содержания дисциплин. 2.4. Определение логики построения дисциплин. 2.5. Определение понятийного аппарата учебных дисциплин. 2.6. Построение модулей учебных дисциплин и определение последовательности изучения разделов и тем в каждом модуле. 2.7. Разработка программы по учебным дисциплинам. Этап 3. Разработка системы оценки части профессиональных компетенций, формируемых при изучении учебных дисциплин. 3.1. Разработка параметров качества усвоения содержания учебных дисциплин. 3.2. Разработка заданий по учебным дисциплинам для оценки качества усвоения содержания учебных дисциплин. Выполняя все этапы проектирования, можно качественно разработать компетентностно-ориентированное содержание профессиональных дисциплин с целью формирования профессиональных компетенций. Процесс педагогического проектирования является важнейшим способом построения содержания образования, в том числе каждой дисциплины. Сущность проектирования компетентностно-ориентированного содержания состоит в том, что, опираясь на профессиональную деятельность и четко сформулированные цели и задачи дисциплины, мы можем добиться эффективной реализации полученных профессиональных компетенций.References
- Синкина Е.А. Предпосылки проектирования содержания общепрофессиональных дисциплин для подготовки студентов технических направлений // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Машиностроение, материаловедение. – 2012. – Т. 14, № 4. – С. 170–177.
- Синкина Е.А. Проектирование содержания дисциплин профессионального цикла для подготовки студентов технического вуза // Высшее образование сегодня. – 2012. – № 11. – С. 14–17.
Statistics
Views
Abstract - 54
PDF (Russian) - 27
Refbacks
- There are currently no refbacks.