SOVREMENNYE PODKhODY K KONTROLYu V SISTEME OBUChENIYa

Abstract


Рассмотрена роль и значение педагогического контроля в образовании. Описаны подходы к выстраиванию современной системы контроля качества образования. Рассмотрено понятие тестового контроля

Full Text

Изменения, происходящие в российском образовании в последнее десятилетие, затронули всю систему, включая контрольно-оценочную. Чтобы добиться высокого уровня образования, необходимо обеспечить соответствующее качество обучения и объективность контроля, гарантирующего надежность оценивания результатов образовательной деятельности. Для этого нужна система оценки качества образования, независимая от органов управления образованием. Она должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности и ответственности образовательной деятельности учреждений и субъектов образования [1]. Вопросы оценки качества профессионального образования и обучения приобретают все большее значение в современной теории и практике образования. Повсеместно осознается необходимость совершенствования методов и процедур оценки как образовательных программ, так и результатов их освоения с учетом соответствия получаемых обучающимися компетенций потребностям рынка труда, индивидуальным запросам обучающихся и общества в целом. Формирование надежной системы обеспечения качества является одной из основных задач модернизации системы профессионального образования и обучения в России. Одним из важных механизмов развития образования является система контроля качества образовательного процесса и, в частности, деятельность преподавателя по оцениванию уровня учебных достижений учащихся в условиях применения информационных технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе для педагогического контроля дает возможность незамедлительной обратной связи, снижает затраты времени на непродуктивную механическую работу, освобождает время для творческой работы преподавателя, позволяет отслеживать процесс усвоения учащимися основных знаний, умений и навыков, корректировать процесс обучения. Информационные технологии дают возможность автоматизировать большую часть процессов, обеспечивающих оценочную деятельность, – от подготовки измерительных материалов до непосредственного получения оценки результатов учебной деятельности учащимися. Изменяется система оценивания уровней учебных достижений учащихся, и изменяются средства, методы и система контроля качества образовательного процесса. Базовыми подходами к выстраиванию современной системы контроля качества образования считаются [1, 2]: – разработка и внедрение новых, нетрадиционных форм проверки (например, тестирование, портфель учебных достижений, оценка компетенций); – ориентация на единую систему, в которой взаимосвязаны цели, результаты обучения и педагогические измерители; – формирование четкого представления о целях обучения, ориентированных на формирование навыков самоконтроля и самооценки; – отслеживание динамики усвоения содержания образования и умения использовать полученные знания для продуктивной деятельности; – создание постоянно действующей обратной связи, обеспечивающей перестройку и совершенствование образовательного процесса. Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения неизбежно ведут к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм [3]. Основой для оценивания успеваемости обучающегося являются итоги контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы обучающихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т.п. Контроль является одной из важных составляющих образовательного процесса, в котором он выполняет три наиболее значимых функции [1]: 1) управление процессом усвоения содержания образования и коррекция обучения; 2) воспитание познавательной мотивации и обеспечение педагогической стимуляции обучающихся к активизации учебной деятельности; 3) обеспечение гарантии качества обучения и развития. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные и контрольные работы, проектные работы. Каждая из форм имеет свои особенности. Умелое сочетание разных видов контроля – показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя. В настоящее время преподаватели часто используют такой вид контроля, как тест. Теория тестов возникла в начале ХХ в. на стыке нескольких наук: психологии, педагогики и социологии. А.Н. Майоров дает следующее определение теста. В узком смысле тестирование в педагогике означает использование стандартизированных педагогических тестов для измерения и оценки результатов обучения. В широком смысле – это любое испытание с целью измерения достижений обучаемого [4]. В.С. Аванесов считает, что понятие теста сводится к педагогической деятельности по созданию заданий, которые могут применяться как для контроля, так и для обучения [5]. Таким образом, тест – это не просто некий набор испытаний, после которого можно сказать, насколько усвоены знания, а важный элемент обучения, который должен содержать в себе: – систему заданий, – систему предъявления заданий, – систему проверки и обработки результатов, – систему анализа результатов. М.И. Воскерчьян определяет тест как кратковременное, технически просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого. В.Д. Шадриков определяет тест как стандартизированную психологическую методику, направленную на диагностику качеств, состояний и функциональных характеристик личности и их количественную оценку [5]. Таким образом, в узком смысле под тестом подразумевается четкое, краткое, строго стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить результат и, следовательно, дает возможность осуществить его математическую обработку. Педагогический тест представляет собой систему взаимосвязанных заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно оценить знания и другие интересующие педагога характеристики. Цели тестового контроля можно разделить на несколько видов. Так, к целям первого вида относится формирование знаний, понятий и системы понятий, терминов, законов и гипотез, научных фактов, моделей и методов. Цели второго вида формируют умения применять теоретические знания при решении задач и проведении эксперимента; третьего вида – включают в себя умения и навыки классификации (сравнения, анализа, систематизации), обобщения, определения новых понятий; четвертого вида – характеризуют умение организовать эксперимент, выдвигать и проверять гипотезы, формировать выводы, находить закономерности; пятого вида – нацелены на воспитание дидактического подхода к явлениям, самостоятельности суждений, целенаправленности познавательной деятельности, т.е. на формирование профессионально значимых качеств личности. Основной задачей тестирования является получение достоверных и объективных результатов, свидетельствующих о качестве усвоения студентами университета программного материала в целях установления его соответствия требованиям вузовского и государственного образовательных стандартов высшего профессионального образования [6]. Создание системы тестирования и внедрение ее в учебный процесс позволяет решить следующие задачи: - организация непрерывного мониторинга качества знаний и умений студентов на основе тестирования; - обеспечение возможности проверки знаний студентами с использованием технических средств; - управление качеством подготовки бакалавров на основе результатов контроля знаний и умений студентов. Результаты тестирования являются не только объективным показателем уровня освоения студентами части дисциплины или дисциплины в целом, но и показателем качества работы преподавателя. Постоянный анализ и диагностика знаний позволяет воздействовать на студентов, мотивируя их получать новые знания, а следовательно, увеличивать их активность, самостоятельность и целеустремленность в процессе обучения.

About the authors

Elena Aleksandrovna Sinkina

Perm National Research Polytechnic University

Email: ellisuss@mail.ru
614990, Perm, Komsomolsky av., 29 Senior Lecturer, Perm National Research Polytechnic University

References

  1. Ефремова Н.Ф. Тестирование. Теория, разработка и использование в практике учителя: метод. пособие. – М.: Национальное образование, 2012. – 224 с.
  2. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. – М.: Национальное образование, 2012. – 416 с.
  3. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / М.В. Буланова-Топоркова [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 58 с.
  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (как выбирать, создавать и использовать тесты для целей в образовании). – М.: Интеллект-центр, 2001. – 296 с.
  5. Шатова И.В. Методические подходы к организации тестовой формы контроля учебных достижений учащихся с использованием средств информационных и коммуникационых технологий (на примере подготовки будущего учителя информатики): автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 18 с.
  6. Синкина Е.А. Формирование профессиональных компетенций посредством применения многоуровневых задач и заданий профессиональной направленности // Вестник Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Машиностроение, материаловедение. – 2012. – Т.14, № 3. – С. 109–113.

Statistics

Views

Abstract - 20

PDF (Russian) - 10

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies