The FORMS OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE basic EDUCATIONAL PROGRAMS
- Authors: Selezneva A.V.1
- Affiliations:
- Perm National Research Polytechnic University
- Issue: Vol 15, No 1 (2013)
- Pages: 103-107
- Section: ARTICLES
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/mm/article/view/3347
- DOI: https://doi.org/10.15593/.v15i1.3347
- Cite item
Abstract
At the article the concept 'form' is presented. The definition to 'forms of professional education' and classification of forms are given. The author describes preconditions to a choice of actual forms of professional education in polytechnic higher education institution.
Full Text
С позиции рекомендаций ЮНЕСКО профессиональная компетентность является критерием качества подготовки выпускников высших учебных заведений. Быстрыми темпами растет значение именно профессионального воспитания в условиях технического вуза. Причинами тому служат усложнение профессиональной деятельности с учетом информатизации общества, требование гуманизации образования, рост запросов общества и работодателей к выпускникам технических вузов и т.д. В соответствии с новыми целями высшего профессионального образования выбор и применение актуальных форм профессионального воспитания студентов в основных образовательных программах является одной из задач организаторов воспитательного процесса в вузах. Для того чтобы эффективно решить эту задачу, следует уточнить некоторые теоретико-методологические позиции, которые прольют свет на трактовку понятия «форма профессионального воспитания». Форма (лат. forma) – это взаимное расположение границ (контуров) предмета, объекта, а также взаимное расположение точек линии; определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи; это одинаковая по стилю, покрою, цвету и ткани служебная одежда для создания единого облика в общественности; установленный образец, шаблон оформления документации. Толковый словарь русского языка (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., М., 1995) дает девять определений понятия «форма». Многие определения связаны с чем-то внешним по отношению к принципу: если принцип задает содержание воспитательной деятельности, то форма – это конкретный способ его реализации. Анализ научно-методической литературы показывает, что понятие «форма воспитательной работы» рассматривают в основном с точки зрения применения в начальных учебных заведениях (В.С. Безрукова, И.П. Подласый, М.И. Рожков, Е.В. Титова, Н.Е. Щуркова и др.). В педагогическом сообществе не существует единого мнения о формах воспитательной деятельности. Так, Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных, организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы [1]. Итак, под формами профессионального воспитания мы понимаем различные варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Под организационными формами профессионального воспитания понимаем внешнее проявление совместной деятельности педагогов и студентов. Главной организационной формой воспитания выступает воспитательный коллектив, выполняющий функции организации жизнедеятельности студентов с целью удовлетворения их потребностей в самовыражении и с целью воспитания личности студента. В высшем учебном заведении выбор форм профессионального воспитания определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов: цель воспитания, содержание и направленности воспитательных задач, курс обучения; уровень воспитанности и личный социальный опыт, особенности академической группы как коллектива с его традициями; особенности и традиции региона, технические и материальные возможности вуза (факультета, кафедры), уровень профессионализма преподавателей – организаторов воспитательного процесса. В современных условиях выбор форм профессионального воспитания студентов вуза определяется также на основе внешних факторов, которые, безусловно, следует принимать во внимание. Во-первых, проблемы и изменения, существующие в высшем образовании. Уменьшение функций воспитания в государственных образовательных стандартах привело к утрате опыта общественной деятельности у молодых и активных людей и опыта в организации этой деятельности у профессорско-преподавательского состава. Лишь недавнее внедрение ФГОС ВПО определило требование организации воспитательного процесса со студентами в вузе посредством формирования социокультурной среды, способствующей формированию общекультурных компетенций. В условиях реализации ФГОС ВПО нового поколения студент должен иметь больше возможностей для обучения, в том числе в зарубежном вузе. Это требует учета опыта организации такой деятельности на основе Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне. Во-вторых, изменение социокультурной ситуации в стране, связанное с новыми требованиями к личности человека: он призван быть инициативным, мобильным, самостоятельно принимать решения, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание, жить в гражданском и правовом государстве. В-третьих, изменение личности молодых людей, появление новых ценностей, развитие эгоцентрических позиций и настроений. Следует подчеркнуть, что это лишь часть факторов, влияющих на выбор оптимальных и результативных форм профессионального воспитания студентов в высшей школе. Учитывая высокую степень влияния этих факторов на формирование личности, следует обеспечить выбор форм профессионального воспитания в соответствии со следующими критериями: – комплексность применения; – универсальность использования; – адекватность целям и содержанию воспитательного процесса; – обоснованность в перцептивном, ценностном, мотивационном аспектах; – преемственность форм принятым периодам усвоения знаний и формирования навыков и умений; – обеспечение сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности студентов. Формы профессионального воспитания неразрывно связаны с содержанием. Эта связь имеет особый характер: изменение содержания влечет за собой изменение форм воспитания, и наоборот. Следует учитывать, что содержание представляет ведущую сторону объекта, а форма – ту, что модифицируется под влиянием конкретных условий. Вообще, содержание воспитания – это спорный вопрос, вызывающий немало дискуссий в педагогических кругах. Как философская категория содержание отражает предмет или явление, таким образом, оно имеет свою структуру (внутреннюю упорядоченность) и соотносится с категорией формы. Содержание профессионального воспитания определяется как личностными, так и общественными и социальными проблемами. В первую очередь, содержание воспитания учитывает требования социального заказа, документы государственной и региональной политики, в том числе молодежной, а также региональные и муниципальные программы. Если раньше результатом профессионального воспитания являлись позитивные изменения, происходящие в личности студента, то сегодня цель изменилась. Целью является достижение высокого уровня сформированности профессиональной воспитанности каждого студента. А это, в свою очередь, зависит от конкретного содержания воспитания. Профессиональная воспитанность – это интегральная характеристика личности, критериями оценки которой выступают признаки, по которым можно оценить результаты деятельности. Формирование профессиональной воспитанности – процесс длительный, поэтому следует использовать уровневый подход (Н.В. Кузьмина, Е.В. Бондаревская, О.А. Абдуллина и др.). Данный подход характеризуют следующие положения: 1) усложнение развития элементов приводит к усложнению структуры; 2) создание более совершенной структуры с последующим развитием элементов до ее уровня; 3) одновременное совершенствование элементов и структуры. В связи с этим приоритетными должны стать такие формы воспитания, которые позволяют студентам активно включаться в интересную, обогащающую, созидательную деятельность по решению социально значимых проблем. В педагогической теории и практике разработано множество форм воспитательной работы, которые сведены в классификации в соответствии с разными основаниями: – по целевой направленности, позиции участников, объективным воспитательным возможностям различают три формы воспитательной работы: мероприятия, дела и игры; – по времени проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные; – по времени подготовки: экспромтные и предусматривающие дополнительную подготовку; – по видам деятельности: трудовые, спортивные, художественные, научные, общественные и пр.; – по субъекту организации: инициатива принадлежит студенту либо старшим (педагог, родители, работодатели и др.); – по результату воспитательной работы: социально значимый результат, информационный обмен, выработка решения; – по количеству участников: массовые (фестивали, олимпиады, праздники, субботники и т.д.), групповые (творческие коллективы, спортивные команды, клубы, кружки по интересам и т.д.) и индивидуальные формы (председатель студенческого совета, староста группы, член профсоюза и т.д.); – и другие классификации. На сегодняшний день в политехническом вузе ведущими формами профессионального воспитания студентов должны стать такие педагогические технологии, как рефлексивные, проектные, тренинговые [2]. Критериями эффективности применения предлагаемых форм профессионального воспитания выступают: – самостоятельность, выражающаяся в независимой осознанной деятельности студента в соответствии с поставленными целями; – системность применения и использования форм профессионального воспитания; – действенность, предусматривающая готовность и стремление студента применять формы профессионального воспитания в сходных и вариативных ситуациях.About the authors
Alevtina Vladimirovna Selezneva
Perm National Research Polytechnic University
Email: msi@pstu.ru
614990, Perm, Komsomolsky av., 29 Senior Lecturer, Perm National Research Polytechnical University
References
- Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания. – М.: Просвещение, 1993. – С. 103.
- Селезнева А.В. Проектный подход в социально значимой деятельности студентов // Вестник Перм. гос. техн. ун-та. Машиностроение, материаловедение. – 2011. – Т. 13, № 2. – С. 130–135.
Statistics
Views
Abstract - 47
PDF (Russian) - 22
Refbacks
- There are currently no refbacks.