ORGANIZATIONALly-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES AT STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES
- Authors: Selezneva A.V.1
- Affiliations:
- Perm national research polytechnic university
- Issue: Vol 14, No 3 (2012)
- Pages: 114-118
- Section: ARTICLES
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/mm/article/view/3391
- DOI: https://doi.org/10.15593/.v14i3.3391
- Cite item
Abstract
At the article the organizationally-pedagogical conditions of formation of common cultural competences at students of technical specialties are considered. The developed conditions include educational system, a methodic of realization of educational system model and a methodical documents complex.
Full Text
Стратегия государственной молодежной политики РФ на период до 2016 года на среднесрочную перспективу определила совокупность приоритетных направлений: – системное вовлечение молодежи в общественную жизнь и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культура применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем; – выявление, продвижение, поддержка активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России. Учитывая эти направления, следует отметить важность и необходимость формирования свободной личности современного инженера, обладающей яркими лидерскими качествами, активной жизненной и гражданской позицией, в системе профессионального воспитания студентов. Особенно остро этот вопрос касается подготовленности к профессиональной деятельности студентов технических вузов, так как они (вузы) оставляют технократические отпечатки на личности своих учащихся в связи с фундаментальной подготовкой, насыщенностью техническими терминами и взаимодействием в среде человек – машина. Гуманизация является одним из принципов реформирования образования в наше время [1]. Решить современные задачи воспитания современных молодых специалистов невозможно без создания особых условий, обеспечивающих возможность проявления своей гражданской позиции, формирующих определенные компетенции, профессионально важные качества и конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Организационно-педагогические условия в техническом университете непосредственно связаны с социумом и являются важнейшим инструментом влияния на творческую активность молодежи. Результаты исследования понятия «организационно-педагогические условия профессионального воспитания» для студентов технического вуза показали, что педагогические условия рассматриваются как то, что способствует успешному протеканию какого-либо процесса, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих достижение искомого уровня сформированности (А.С. Белкин, Л.П. Качалова, Е.В. Коротаева, Н.М. Яковлева и др.), как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. Д.В. Чернилевский дает следующее определение педагогическим условиям: это детерминированные факторы теоретического обучения, отражающие объективные механизмы регуляции познавательной деятельности обучаемых; В.И. Андреев – следующее: это обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, приемов и организационных форм обучения для их достижения; В.В. Краевскиий – следующее: это положения, обусловливающие организацию и определяющие сущность процессов формирования методов научного познания. Наиболее полно учитывает все компоненты процесса обучения и воспитания определение В.И. Андреева, однако применительно к нашему исследованию под организационно-педагогическими условиями мы будем понимать комплекс необходимых мер, способствующих успешности формирования общекультурных компетенций обучающихся. Реализация комплекса педагогических условий – как совокупность взаимосвязанных организационно-педагогических условий, будет способствовать повышению индивидуального уровня общекультурной профессиональной воспитанности. С учетом основных положений принятого определения, сформулированы организационно-педагогические условия эффективной профессиональной воспитательной системы для студентов технических специальностей: – формирование социокультурной среды с определенными характеристиками должно стать первым шагом к построению модели воспитательной системы; – содержание воспитательной системы представляется в виде модели, формирующей совокупность общекультурных компетенций будущего специалиста технического вуза; – описание методики реализации модели воспитательной системы позволит последовательно решить поставленные задачи; – комплекс методических документов отражает содержание профессионального воспитания. При формировании содержания воспитательной системы мы опирались на нормативно-правовые акты Российской Федерации, руководствовались текстами реализуемых направлений подготовки бакалавриата ФГОС, Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, Концепцией федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2012–2016 годы. На основании этих документов были исследованы возможные подходы к проектированию воспитательной системы [2] и определена ее модель, содержание, формы и методы. Педагогическая наука выработала модели, ориентированные на различные приоритетные цели. Для определения специфики модели формирования общекультурных компетенций рассмотрены некоторые наиболее значимые, на наш взгляд: формирующая модель (В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, С.И. Шапиро); активирующая модель (А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина); развивающая модель (Д.Б. Давыдов, В.В. Репкин и др.); обогащающая модель (М.А. Холодная и Э.Г. Гельман). Кроме того, авторы конструируют модели смешанного типа: структурно-динамическую, структурно-функциональную и др. Наряду с педагогическим мастерством преподавателей, систематическим изучением потребностей общества, работодателей, государственного социального заказа наиболее эффективным условием профессионального воспитания в вузе является наличие в университете следующих факторов: 1) обеспечение основной образовательной программы учебными дисциплинами гуманитарного цикла, а также раздела, в котором указываются возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников; 2) направления бессрочной концепции воспитательной работы ПНИПУ: профессионально-трудовое, гражданско-правовое и культурно-нравственное; направления внеучебной деятельности на факультетах: спортивное, культурно-массовое, гражданско-патриотическое, научно-исследовательское и пр. Воспитательный аспект четко выражен в федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования. Учитывая интегративный характер компетенций, особенно общекультурных, нам представляется недостаточным их формирование только в рамках отдельных дисциплин гуманитарного цикла. Реализация этого требования возможна за счет организованной внеучебной работы. Для формирования общекультурных компетенций следует выбрать приоритетные направления внеучебной работы, которые отражают специфику той или иной профессиональной деятельности (производственно-технологической, проектно-конструкторской, организационно-управленческой и др.). Каждое приоритетное направление требует своих специфических форм воспитательной деятельности со студентами. Формы воспитательной деятельности неразрывно связаны с содержанием воспитания. В связи с этим сегодня приоритетными должны стать такие формы и методы воспитания, которые позволяют каждому студенту занимать активную позицию в решении значимых для него личных и общественных проблем. При выборе формы воспитательной деятельности со студентами были учтены воспитательные задачи, определена степень участия, вовлечения и потребности студентов в различных делах вуза и факультета, уровень самоуправления в группах. В основу организационно-педагогических условий формирования общекультурных компетенций у студентов технического вуза заложены выявленные мотивационные потребности, интересы, установки и запросы всех участников образовательного процесса: университет (факультет, кафедра) – поставщик услуг; студенты – потребители услуг, также другие заинтересованные стороны – родители, родственники, работодатели, общество и т.д. Результаты разработанной воспитательной системы в профессиональном образовании должны удовлетворять потребности всех сторон, особенно представителей работодателя. Для большей удовлетворенности качеством подготовки выпускников необходимо привлечение работодателей к разработке комплекса методических документов. Разработанные организационно-педагогические условия формирования общекультурных компетенций требуют перестановки акцентов с преподавания на внеучебную деятельность обучающихся. Этот процесс представляет собой комплекс мероприятий, которые необходимо последовательно пройти на практике.About the authors
Alevtina Vladimirovna Selezneva
Perm national research polytechnic university
Email: seleznevaalya@mail.ru
614990, Perm, Komsomolsky av., 29 Senior Lecturer, Perm National Research Polytechnic University
References
- История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с.
- Селезнева А.В. Анализ подходов к проектированию воспитательной системы на механико-технологическом факультете // Вестник ПНИПУ. Машиностроение, материаловедение. – 2012. – Т. 14, № 2. – С. 95–100.
Statistics
Views
Abstract - 44
PDF (Russian) - 25
Refbacks
- There are currently no refbacks.