Physic-mechanical characteristics researching of nitride and carbon coverings on the basis of AlSiCr and AlSiTi
- Authors: Gusev V.G1, Kochetov D.O1
- Affiliations:
- Vladimir State University named under A.G. and N.G. Stoletovyh
- Issue: Vol 18, No 2 (2016)
- Pages: 64-75
- Section: ARTICLES
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/mm/article/view/3168
- DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9877/2016.2.05
- Cite item
Abstract
Physical and mechanical properties of coatings applied on a substrate made from a steel 40Х are investigated. The coatings are received by means of vacuum installation Unicoat 600SL, using magnetron dispersion in the environment of inert gas. The researching object is a wear-resistant antifrictional coating, sprayed on roller-screw mechanism details, working in hard conditions of lubrication absence or its limited application. At study and realisation of coating process by the basic factor influencing on stability of structure physical and mechanical properties is a generation of multicomponent metal plasma. The researching purpose is working out of the efficient PVD-coating providing reduction of a slippage friction coefficient in a kinematic knot screw-roller-nut, high wear-resistance of knot details and increasing in efficiency of roller-screw mechanism. In an article the analysis is made and the calculation algorithm of coating hardness is descript. The article describes the analysis and calculation algorithm of coatings hardness, implemented in software nanohardness Micro-Combi Tester (Switzerland). Coating has been was carried out on the 2D method at which was obtained a structure with alternating layers Cr, TiAlN, AlTiN, Ti, TiN. There was also a trying to get a gradient-layered coating structure with a define variation of components in a layer depth, which undoubtedly improves the coating mechanical characteristics. However, owing to a row of the specific reasons, which will be study in a future, positive result in this direction was not yet received. The spraying regimes of the strongest and wear-resistant nitrid coating aluminium-silicon-titan (AlSiTi)N which properties are investigated on the modern nano hardness gauge Micro-Combi Tester (Switzerland) are experimentally selected. As a result of the executed researching it is installed that the strongest and wearproof coating is nitride of the aluminium-silicon-titan (AlSiTi)N which it is recommended to put on working surfaces of roller-screw mechanism details.
Full Text
Современная высокотехнологичная техника диктует жесткие требования к работе подвижных сопряжений, а также материалам и технологиям их изготовления. Например, перед конструкторами космических аппаратов возникали проблемы разрушения пар трения и выхода их из строя в результате адгезии поверхностей контактирующих металлов, испарения или замерзания смазки, адсорбции граничных пленок или разрушения оксидов. Всё это нередко приводило не только к отказам оборудования, но и гибели космонавтов [1]. Известными методами эту проблему решить не удается, поэтому со времен начала освоения околоземного и межпланетного пространства и до наших дней остаются актуальными твердые смазочные покрытия. Существует большое количество научных исследований в области трибологии, материаловедения, методологии нанесения покрытий [2-13], а также работ, свидетельствующих о повышении эксплуатационной надежности и работоспособности подвижных сопряжений деталей машин [14, 15] и др., но в научно-технической литературе по покрытиям редко встречаются данные о физико-механических характеристиках нанесенных покрытий. В этой связи разработка состава покрытия, обладающего высокими прочностными, износостойкими и трибологическими свойствами, является актуальной научно-технической задачей. Это подтверждается рядом исследований, в которых выполнена разработка как состава самих покрытий, так и режимов их нанесения на подложку. Например, в работе [8] получены математические зависимости влияния режима плазменного напыления на трибологические и механические свойства антифрикционных покрытий на основе алюминия. При анализе направлений научных поисков ученых в области нанесения покрытий, в том числе наноструктурированных, прослеживается целый ряд используемых материалов и технологий. В исследовании [11] разработано твердое смазочное покрытие на основе фторэластомера СКФ-32 и рассмотрено его формирование на металлической поверхности непрерывным излучением CO2-лазера, а в работе [10] экспериментально установлен эффект ионно-пучкового наноструктурирования поверхностного слоя, приводящий к одновременному повышению как прочности, так и пластичности материалов. Большой интерес представляют многокомпонентные покрытия с заданным составом и равномерным распределением компонентов, нанокристаллические и аморфные покрытия, полученные методом магнетронного распыления. Ключевым фактором в формировании последних является конструкция магнетрона и материал мишеней, в этой связи усовершенствован метод магнетронного распыления при помощи магнетрона с мозаичным катодом (мишенью). Совмещение физических методов модифицирования поверхности и нанесения покрытий имеет положительный эффект в образовании градиентно-слоистых трибологических покрытий. При выполнении настоящих исследований покрытия получали в результате реализации PVD-процесса (physical vapor deposition - физического осаждения из паровой фазы) на установке Unicoat 600SL (НПФ «Элан-Практик», г. Дзержинск), внешний вид которой представлен на рис. 1. Перед нанесением покрытий осуществлялся комплекс подготовительных мероприятий, включающий в себя предварительную очистку, ультразвуковое обезжиривание в моющем растворе, промывку в дистиллированной воде и сушку. Процесс PVD-покрытия проводили в атмосфере инертного газа с содержанием реакционного газа - азота и/или метана при приложении к подложке отрицательного потенциала смещения Uсм. 3 2 1 3 Рис. 1. Установка Unicoat 600SL для нанесения нанокомпозитных покрытий: 1 - вакуумная камера; 2 - источники питания магнетронов; 3 - стойка управления Для улучшения переноса частиц в камере создавали вакуум (10-3 Па). Заготовки совершали планетарное движение вокруг двух магнетронов, снабженных мишенями из химически чистых материалов - Cr (ЭРХ-1), сплав алюминия с кремнием АК12пч, титан (ВТ1-0). Схема нанесения покрытий изображена на рис. 2, а магнетрон с титановой мишенью - на рис. 3. При нанесении покрытия использовались несбалансированные магнетроны 1, в которых магнитное поле для увеличения ионизации реализовано с помощью постоянных магнитов на основе неодима. В каждый магнетрон устанавливается мишень 2 из материала, который требуется для получения необходимого состава покрытия. Осаждаемые детали 3 совершают планетарное движение (вращаются вокруг своей оси со скоростью ω1 = 5 мин-1, а также вокруг магнетронов со скоростью ω2 = 10 мин-1). Толщина покрытий, полученных при осаждении в таком режиме, составила 50 нм. Рис. 2. Схема нанесения нанопокрытия Рис. 3. Магнетрон с титановой мишенью В результате бомбардировки ионами аргона из мишеней 2 выбиваются электроны распыляемого материала 4, которые, ускоряясь в электрическом поле, созданном потенциалом Ucм порядка 40-70 В, внедряются в поверхность деталей 3. Магнитное поле 5 заставляет электроны материала мишени двигаться по циклоиде, при этом электрон находится в «ловушке», покинуть которую он может в результате столкновения с другой частицей. Этот процесс многократно повторяется до тех пор, пока электрон не покинет область действия магнитного и электрического поля. В конечном счете эффективность распыления увеличивается. Покрытия наносили согласно режимам (табл. 1). Параметры, приведенные в табл. 1: рбаз - базовое давление в камере, при котором осуществлялся технологический процесс, Па; Qн -значение натекания газов при откачке, sccm (sccm - внесистемная единица измерения расхода газа, равная 1 см3/мин); рр - давление газа в камере при проведении технологической операции, Па; Id - ток разряда, А; Uсм - напряжение смещения, В; Т - время операции, мин; nвр - частота вращения, мин-1; р1 - давление на входе в форвакуумный агрегат, Па; р2 - давление на выходе диффузионного насоса, Па; р4 - давление на входе диффузионного насоса, Па; Ii - сила электрического тока при ионной очистке, А; QAr - расход аргона, sccm; Iсм - сила тока смещения, А; Ud - напряжение разряда, В; hм - глубина эрозии мишени, мм. Таблица 1 Режимы нанесения покрытий Технологическая операция Определяющие параметры Контролируемые параметры Откачка вакуумной камеры рбаз = 0,18 Па Qн = 0,2 sccm р1 р2 р4 Ионная очистка изделий рр = 0,18 Па Id = 1,5…3,0 А Uсм = 600…1000 В T = 5…15 мин Ii QAr Нанесение металлического подслоя рр = 0,18 Па Id = 15…18 А Uсм = 40…70 В T = 25…30 мин Iсм Ud QAr Нанесение реактивного слоя рр = 0,18 Па Id = 15…18 А Uсм = 40…70 В T = 120…130 мин nвр = 10…12 мин-1 Iсм Ud QAr hм Остывание изделий рр = 0.18 Па T = 15…20 мин QAr Микротвердость покрытий измеряли на нанотвердомере Micro-Combi Tester фирмы CSM (Швейцария). В процессе приложения внешней нагрузки P индентор, представляющий собой четырехгранную алмазную пирамиду Виккерса, проникает вглубь покрытия перпендикулярно к поверхности образца. Нагрузку на индентор равномерно увеличивали от нуля до 0,05 Н, после чего она равномерно уменьшалась, при этом исследуемый поверхностный слой частично или полностью упруго восстанавливался. Данные о нагрузке и перемещении регистрировали в ходе всего испытания с частотой 10 Гц и выводили на экран компьютера. Программное обеспечение нанотвердомера автоматически вычисляет твердость H и модуль упругости Е в соответствии с методикой Оливера-Фарра: где Рmax - максимальная нагрузка; А - площадь контакта индентора с образцом; где Е* - эффективный модуль упругости системы покрытие - индентор; νs - коэффициент Пуассона, для покрытия он равен 0,3. Эффективный модуль упругости определяется по формуле где - приведенный модуль упругости; νi - коэффициент Пуассона индентора, νi = 0,07; - модуль упругости индентора (для алмаза модуль равен 1140 ГПа). Приведенный модуль упругости определяли по формуле где S - контактная жесткость при максимальной нагрузке; β - геометрический фактор, β = 1,012; Ар - проекционная площадь контакта; hc - глубина контакта индентора с образцом при максимальной нагрузке. Еще одна, не менее важная характеристика покрытия, необходимая для оценки его износостойкости, - величина упругого восстановления We, которая определяется по формуле где hm - максимальная глубина проникновения индентора; hr - глубина проникновения индентора после снятия нагрузки. Данные измерений по полученным покрытиям приведены в табл. 2. Таблица 2 Значения инденторной твердости и модуля упругости покрытий при глубинах проникновения индентора hm и hr Покрытия Параметры HIT, ГПа EIT, ГПа E*, ГПа hm, мкм hr, мкм (AlSiCr)N 49,344 422,506 464,292 0,21 0,079 (AlSiTi)N 51,34 438,770 482,160 0,20 0,070 (AlSiCr)C:H 23,97 221,620 243,540 0,34 0,190 (AlSiTi)C:H 21,32 160,530 176,410 0,39 0,200 Для оценки износостойкости покрытий используют индекс пластичности НIT/E*; коэффициент отражающий сопротивление пластической деформации, и коэффициент упругого восстановления We. Значения этих величин для каждого покрытия приведены в табл. 3. Таблица 3 Параметры износостойкости покрытий Покрытия НIT/E* We (AlSiCr)N 0,106 0,557 0,62 (AlSiTi)N 0,106 0,582 0,65 (AlSiCr)C:H 0,098 0,280 0,44 (AlSiTi)C:H 0,121 0,311 0,49 Сравнением полученных результатов установлено, что наиболее износостойким является покрытие с более высокими значениями индекса пластичности, сопротивления пластической деформации и коэффициента упругого восстановления, а именно: нитрид алюминия-кремния-титана (AlSiTi)N, который рекомендуется для нанесения на детали планетарных ролико-винтовых передач и других механизмов, работающих в приближенных условиях трения и износа. Для применения деталей ролико-винтовых механизмов в условиях высокой тепловой напряженности необходимы покрытия более сложного состава, при этом отдельные слои покрытия должны обеспечивать надежное функционирование механизма в условиях высоких температур.About the authors
V. G Gusev
Vladimir State University named under A.G. and N.G. Stoletovyh
Email: prof_gusev@mail.ru
D. O Kochetov
Vladimir State University named under A.G. and N.G. Stoletovyh
Email: dencrown@yandex.ru
References
- Григорьев А.Я., Мышкин Н.К. Твердые смазки // Химия и жизнь. - 2014. - № 1. - С. 34-39.
- Блинков И.В. Наноструктурированные износостойкие покрытия на основе многокомпонентных нитридов, получаемые методом вакуумно-дугового ионно-плазменного осаждения // Физикохимия поверхности и защита материалов. - 2012. - Т. 48, № 6. - С. 546-553.
- Блинков И.В. Керамико-металлические (TiN-Cu) наноструктурные ионно-плазменные вакуумно-дуговые покрытия для режущего твердосплавного инструмента // Известия вузов. Порошковая металлургия и функциональные покрытия. - 2013. - № 2. - С. 54-59.
- Верещака А.А., Верещака А.С., Григорьев С.Н. Многослойно-композиционные наноструктурированные покрытия для режущих инструментов, работающих в тяжелых условиях // Упрочняющие технологии и покрытия. - 2012. - № 12. - С. 3-11.
- Верещака А.А. Разработка процесса ассистируемого фильтруемого вакуумно-дугового осаждения // Вестник Брян. гос. техн. ун-та. - 2014. - № 3. - С. 10-13.
- Электронно-ионно-плазменные методы наноструктурирования поверхностного слоя сплавов на основе титана и алюминия / А.А. Клопотов, Ю.А. Абзаев, Е.А. Петрикова [и др.] // Взаимодействие излучений с твердым телом: материалы 10-й Междунар. конф. - Минск, 2013. - С. 257-259.
- Латушкина С.Д. Вакуумно-дуговые нанокристаллические покрытия на основе нитрида титана // Перспективные материалы. - 2014. - № 6. - С. 49-54.
- Рассказова Н.А. Оптимизация параметров антифрикционного покрытия вкладышей подшипников судовых дизелей при плазменном напылении: автореф. дис. … канд. техн. наук. - Владивосток, 2006. - 22 с.
- Семенов А.П. Перспективы применения новых методов нанесения износостойких и антифрикционных покрытий // Теория трения, износа и проблемы стандартизации. - Брянск, 1978. - С. 346-354.
- Сергеев В.П. Ионно-плазменное наноструктурирование поверхностных слоев высокопрочных сталей и сплавов и нанесение наноструктурных покрытий: автореф. дис. … д-ра техн. наук. - Томск, 2011. - 40 с.
- Тескер С.Е. Разработка и исследование антифрикционных полимерных покрытий на основе фторэластомера СКФ-32: автореф. дис. … канд. техн. наук. - Волгоград, 2001. - 16 с.
- Тополянский П.А., Тополянский А.П. Прогрессивные технологии нанесения покрытий - наплавка, напыление, осаждение // Технологии обработки поверхности. - 2011. - № 4(73). - С. 63-67.
- Ширяев С.А. Разработка метода получения многокомпонентных покрытий в магнетроне с мозаичным катодом: автореф. дис. … канд. техн. наук. - М., 2002. - 20 с.
- Криони Н.К. Повышение работоспособности по триботехническим параметрам высокотемпературных подвижных сопряжений с твердыми покрытиями: автореф. дис. … д-ра техн. наук. - М., 2005. - 40 с.
- Oliver W.C., Pharr G.M. Improved technique for determining hardness and elastic modulus using load and displacement sensing indentation experiments // Journal of Materials Research. - 1992. - Vol. 7, № 6. - Р. 1564-1583.
Statistics
Views
Abstract - 64
PDF (Russian) - 73
Refbacks
- There are currently no refbacks.