DEVELOPMENT OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAM (EXTRACURRICULAR ASPECT)

Abstract


According to new educational standards of the higher vocational training extracurricular should become uniform process together with training. The problem of realization of a question of extracurricular in the basic educational program for students of technical directions is solved in the article.

Full Text

Воспитательный аспект впервые четко выражен в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), что делает их особенными в ряду стандартов прошлых поколений. Во всех ФГОС ВПО независимо от направления подготовки и квалификации зафиксировано, что вуз обязан: – сформировать социокультурную среду вуза, обеспечивающую развитие общекультурных компетенций; – создать условия, необходимые для всестороннего развития личности; – способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления; – обеспечить участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ; – создать условия, необходимые для социализации личности. Цель статьи – ответить на вопросы: · Кто создает социокультурную среду? · Какие качественные характеристики описывают социокультурную среду ПНИПУ? · Насколько среда ПНИПУ соответствует данным характеристикам? · Как изменить воспитательную среду? · Как воспитательная среда обеспечивает развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций студентов? Основная образовательная программа – это внутренний документ университета, регламентирующий освоение требуемых ФГОС компетенций и результатов образования для определенного направления подготовки, который в соответствии с новыми требованиями должен содержать раздел, посвященный описанию воспитательной (социокультурной) среды вуза. Учитывая интегративный характер компетенций, особенно общекультурных, нам представляется недостаточным их формирование только в рамках отдельных дисциплин гуманитарного цикла. Реализация этого требования возможна за счет организованной внеучебной работы. Для формирования общекультурных компетенций следует выбрать приоритетные направления внеучебной работы, которые отражают специфику той или иной профессиональной деятельности (производственно-технологической, проектно-конструкторской, организационно-управленческой и др.). Каждое приоритетное направление требует своих специфических форм воспитательной деятельности со студентами. Формы воспитательной деятельности неразрывно связаны с содержанием воспитания[1]. Основные аспекты социокультурной среды вуза отражены в бессрочной концепции воспитательной работы ПНИПУ. На протяжении всего времени обучения основное внимание уделяется таким вопросам, как подготовка профессионально и культурно ориентированной личности. Для этого в вузе созданы условия для таких направлений воспитания, как профессионально-трудовое, гражданско-патриотическое и культурно-нравственное. Современные условия модернизации образования диктуют необходимость обновления содержания воспитательной работы и упорядочения стихийной социализации студентов. Задача вузовского сообщества – обеспечить полноценное образование (обучение и воспитание) студентов, соответствующее сегодняшним и будущим потребностям общества, работодателей и других заинтересованных сторон, в том числе путем включения студентов в качественную воспитательную среду. Воспитательную среду вуза создает вузовское сообщество, объединенное общими ценностями, устремлениями, человеческими отношениями, созидательными делами. Под воспитательной средой в ПНИПУ понимается совокупность внутренних и внешних условий, ресурсов, обеспечивающих высокое качество высшего профессионального технического образования. Воспитательная среда политехнического университета представляет собой целостность двух структур: инновационной инфраструктуры, необходимой для формирования личности с инновационным творческим мышлением, профессионального, компетентного и конкурентоспособного специалиста, и совокупности инновационных условий воспитания студентов, связанных с включением их в разнообразные направления внеучебной деятельности, отвечающие требованиям общественного развития и успешной интеграции человека в общество. Условиями реализации воспитательного компонента основной образовательной программы являются организационные, технологические, педагогические, материально-технические, социальные, бытовые, информационные и кадровые факторы, способствующие освоению всеми или подавляющим большинством студентов компетенций и других результатов образования, установленных ФГОС ВПО и ООП. В ПНИПУ также существуют дополнительные рычаги управления развитием социокультурной среды: – система связей с передовыми отечественными и зарубежными вузами и социальными партнерами (работодатели); – необходимая нормативно-правовая и учебно-методическая база; – структурные подразделения, реализующие основные направления воспитательной деятельности в вузе; – система стимулирования студентов и преподавателей, занимающихся воспитанием студентов за пределами аудиторной нагрузки; – дополнительная подготовка специалистов в области воспитания и др. Воспитательная работа в вузе реализуется на трех уровнях управления: на уровне вуза, факультета, кафедры и других структурных подразделений университета. Факультеты, кафедры университета осуществляют воспитательную работу со студентами в соответствии с рекомендациями федеральных, региональных и внутривузовских документов. На факультетах достаточно активно функционирует сеть разнообразных студенческих объединений – сообществ студентов и преподавателей (научных, общественных, производственных и др.); сформирована благоприятная социокультурная среда, обеспечивающая возможность формирования общекультурных компетенций выпускника, всестороннего развития личности, а также непосредственно способствующая освоению основной образовательной программы соответствующего направления подготовки. Формирование и развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников осуществляется на основе органичного взаимодействия учебного и воспитательного процессов, а также в ходе реализации образовательных программ и программ воспитания во внеучебное время. При этом вовлечение обучающихся в творческую деятельность, связанную с их профессиональным становлением (научно-исследовательскую, конструкторскую, производственную, организационно-управленческую и пр.), является одним из наиболее радикальных способов воспитания студентов, позволяющим эффективно решать широкий спектр воспитательных задач. Система студенческого самоуправления представлена общественными организациями и объединениями: студенческий совет университета (факультетов), студенческий профком; студенческие советы общежитий; волонтерские группы; творческие коллективы; спортивные команды и объединения. Все это создает условия для успешной социализации студентов, формирования активного, самоуправляемого студенческого социума, в котором могут успешно реализовываться лидерские качества студенческой молодежи, формироваться их активная гражданская позиция и позитивное мировоззрение. Характеристики воспитательной среды в университете: – среда вуза как динамичная целостность, построенная на культурных и нравственных ценностях общества; – среда, ориентированная на психологическую комфортность, здоровый образ жизни, богатая событиями, традициями, обладающими высоким воспитательным потенциалом; – среда вуза как совокупность встроенных компонентов: среда факультета, среда кафедры, среда студенческой академической группы; – высокоинтеллектуальная среда, содействующая вхождению молодых одаренных людей в науку; – среда высокой коммуникативной культуры, толерантного диалогового взаимодействия студентов и преподавателей, студентов друг с другом; – среда продвинутых информационно-коммуникационных технологий; – среда, открытая к сотрудничеству с работодателями, с различными социальными партнерами, в том числе зарубежными. Соответствует ли среда вуза этим характеристикам? Безусловно, воспитательная среда нашего вуза требует развития и совершенствования. В связи с этим разработаны следующие задачи планирования и организации воспитательной деятельности: – создание воспитательной среды, способствующей становлению профессионализма и компетентности будущих технических специалистов; – создание условий для формирования способности к продуктивному взаимодействию, коммуникации, профессиональному ориентированию в постоянно меняющихся условиях; – формирование профессионального смыслового пространства, способствующего развитию активности, творческого мышления молодых специалистов, способных самостоятельно принимать решения в ситуации неопределенности; – применение активных образовательных технологий, формирующих общественную, нравственную, познавательную и гражданскую позицию студента. Реализация гуманистической модели воспитания в основных образовательных программах вуза предполагает признание студента не объектом, а субъектом воспитания. Гуманистический характер воспитания меняет саму природу образовательной среды, наполняя ее духом сотрудничества, сотворчества, развития человека.

About the authors

Alevtina Vladimirovna Selezneva

Perm National Research Polytechnic University

Email: msi@pstu.ru
614990, Perm, Komsomolsky av., 29 Senior Lecturer

Statistics

Views

Abstract - 45

PDF (Russian) - 28

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies