Реализация дополнительных профессиональных программ на факультете повышения квалификации преподавателей ПНИПУ в 2014-2016 гг
- Авторы: Чекалкин А.А1, Макарова Е.Ю1
- Учреждения:
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Выпуск: Том 19, № 4 (2017)
- Страницы: 172-184
- Раздел: СТАТЬИ
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/mm/article/view/3084
- DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9877/2017.4.12
- Цитировать
Аннотация
Рассматривается деятельность факультета повышения квалификации преподавателей Пермского национального исследовательского политехнического университета в 2014-2016 гг., соответствующая приоритетным направлениям, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации, направленная на совершенствование педагогических практик в профессиональном обучении, профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании с учетом требований профессиональных стандартов. Факультет повышения квалификации преподавателей реализует программы дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности для профессорско-преподавательского персонала университетов и других организаций высшего образования, преподавателей средних профессиональных образовательных организаций и специалистов по методике обучения. Успешное освоение образовательных программ обеспечивает повышение профессионального уровня и обновление педагогических компетенций слушателей, необходимых для выполнения основных видов профессиональной деятельности в сфере профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. В работе отражена структура дополнительных профессиональных программ и компоненты общепрофессиональных компетенций, приобретаемые в процессе освоения этих программ. Показано формирование состава слушателей по различным категориям. Реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется профессорами и доцентами, разрабатывающими инновационные методы подготовки преподавателей и научных кадров.
Ключевые слова
профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, нормативно-правовое обеспечение, профессиональные стандарты, информационно-коммуникационные технологии, приоритетные направления развития науки, педагогическая деятельность, профессорско-преподавательский персонал, педагогические компетенции.
Полный текст
Серьезные изменения в образовательной политике в рамках реализации федеральных образовательных и профессиональных стандартов влекут за собой новый уровень требований к профессорско-преподавательскому персоналу университетов и других организаций высшего образования. В настоящее время назрела задача повышения качества реализации основных профессиональных образовательных программ, которую уже невозможно решить ни статистическими методами, ни ужесточением требований, только путем повышения ответственности вузов за качество образования и формирования вузовских систем качества [1]. Научно-педагогические работники должны постоянно обновлять и совершенствовать свои педагогические навыки на основе дополнительных профессиональных программ, стимулирующих постоянное внесение новаторских элементов в учебные курсы, методы преподавания и обучения. Дополнительное образование в течение всей жизни имеет прямое отношение к качеству профессорско-преподавательского состава современного университета [2]. С учетом достигнутых за последнее время результатов исследований педагогических аспектов инженерного образования можно выделить определенное отличие инженерной педагогики от традиционной: цели и ценности инженерного образования строго регламентируются компетенциями федеральных государственных или самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов, а также требованиями профессиональных стандартов для специалистов инженерного профиля. В качестве таковых рассматривается формирование у студентов компетенций, необходимых для современной инженерной деятельности, для решения широкого круга инновационных образовательных, научно-исследовательских и производственных задач [3]. В монографии [4] показаны состояние и тенденции развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров в России, а также определена стратегия управления трудовыми ресурсами в компетентностном формате. Деятельность факультета повышения квалификации преподавателей ПНИПУ направлена на совершенствование педагогических практик в профессиональном обучении, профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании с учетом требований профессиональных стандартов. Факультет реализует программы дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности для профессорско-преподавательского персонала университетов и других организаций высшего образования, преподавателей средних профессиональных образовательных организаций и специалистов по методике обучения. Успешное освоение образовательных программ обеспечивает повышение профессионального уровня и обновление педагогических компетенций слушателей, необходимых для выполнения основных видов профессиональной деятельности в сфере профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП) реализует программы дополнительного профессионального образования для научно-педагогических работников ПНИПУ в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: правом педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (ст. 47); обязанностью педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень (ст. 48). Дополнительные профессиональные программы формируют комплекс необходимых компетенций для выполнения трудовых функций, регламентированных профессиональным стандартом 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденным приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н: - Организации деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечения достижения ими нормативно установленных результатов образования. - Создания педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования. - Методического обеспечения реализации образовательных программ. - Реализация дополнительных профессиональных программ осуществляется ведущими научно-педагогическими работниками ПНИПУ, разрабатывающими инновационные методы подготовки преподавателей и научных кадров [5-10]. Системные приоритеты повышения квалификации научно-педагогических работников ПНИПУ в 2014-2016 гг. Системные приоритеты повышения квалификации научно-педагогических работников ПНИПУ соответствуют перечню рекомендуемых направлений повышения квалификации в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, указанных в письме Минобрнауки РФ от 07.12.2015: - нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в условиях нового законодательства в сфере образования; - современные образовательные, в том числе информационно-коммуникационные технологии; - актуализация и разработка образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов; - профессиональные стандарты в сфере образования и особенности их применения; - реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; - проектирование открытых образовательных ресурсов; - противодействие экстремизму и коррупции; - современные подходы к управлению образовательным процессом; - проектирование систем непрерывного образования взрослых; - приоритетные направления развития науки, технологии и техники в РФ; - реализация Национальной технологической инициативы. Образовательная и учебно-методическая деятельность ФПКП Методология программ повышения квалификации ФПКП научно-педагогических работников ПНИПУ предполагает формирование компонентов общепрофессиональных компетенций по направлению 44.06.01 «Образование и педагогические науки»: - владение методологией и методами педагогического исследования; - владение культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий; - способность интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований; - готовность организовать работу исследовательского коллектива в области педагогических наук; - способность моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя; - способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося; - способность проводить анализ образовательной деятельности посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития; - готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. Программы повышения квалификации ФПКП соответствуют уровню подготовки специалистов высшей квалификации, имеют модульную структуру и включают базовый модуль, вариативный модуль и итоговую аттестацию (табл. 1). Таблица 1 Структура программы повышения квалификации научно-педагогических работников ПНИПУ № п/п Структура программы ДПО Вид занятий Кол-во потоков Кол-во часов 1 Базовый модуль. Государственная политика в сфере образования Лекции, практики 1 6 2 Вариативный модуль. Соответствует направлению повышения квалификации Лекции, практики 1-2 20 3 Итоговая аттестация Консультации, руководство, рецензирование и защита ИАР инд. 10 ИТОГО 36 Базовый модуль: нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в условиях нового законодательства в сфере образования; приоритетные направления развития науки, технологии и техники в Российской Федерации; реализация Национальной технологической инициативы. Вариативный модуль (педагогические технологии): актуализация и разработка образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов; профессиональные стандарты в сфере образования и особенности их применения; современные подходы к управлению образовательным процессом; проектирование систем непрерывного образования взрослых. Вариативный модуль (информатизация образования): современные образовательные, в том числе информационно-коммуникационные технологии; реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; проектирование открытых образовательных ресурсов. Вариативный модуль (промышленные технологии): приоритетные направления развития науки, технологии и техники в Российской Федерации; реализация Национальной технологической инициативы. Вариативный модуль (дополнительные вопросы): противодействие экстремизму и коррупции. Итоговая аттестация: выполнение слушателем итоговой аттестационной работы (ИАР), включая индивидуальные консультации, руководство, рецензирование и защиту итоговой аттестационной работы. Обучение по дополнительным профессиональным программам в 2014-2016 гг. В 2014-2016 гг. прошли повышение квалификации 705 слушателей, из них 625 научно-педагогических работников ПНИПУ (табл. 2), т.е. 62 % научно-педагогических работников ПНИПУ повысили квалификацию за три года. Если рассматривать долю сотрудников, прошедших повышение квалификации по учебным факультетам ПНИПУ, то наблюдается значительный разброс данного показателя: от 94 % для автодорожного факультета до 32 % для механико-технологического факультета и факультета прикладной математики и механики (ФПММ). Существенная разница связана с необходимостью обеспечения требований профессионального стандарта к дополнительному образованию профессорско-педагогического персонала по профилю реализуемых основных профессиональных образовательных программ и рекомендуемой периодичностью повышения квалификации, а также сложившейся на факультетах структурой внешнего (за пределами ПНИПУ) и внутреннего (на ФПКП) повышения квалификации научно-педагогических работников. В соответствии с требованиями профессионального стандарта 01.004 профессорско-преподавательскому персоналу университетов рекомендовано повышать квалификацию не реже чем один раз в три года. Таблица 2 Состав слушателей ФПКП ПНИПУ за 2014-2016 гг. Факультеты Кол-во НПР на 01.01.2016 2014 2015 2016 ПР19*, % Автодорожный 63 7 48 4 94 Аэрокосмический 100 14 31 41 86 Горно-нефтяной 98 16 4 32 53 Гуманитарный 274 84 50 53 68 Механико-технологический 74 6 11 7 32 Строительный 97 7 11 52 72 ФПММ 125 18 16 6 32 Химико-технологический 67 7 10 24 61 Электротехнический 111 52 8 6 59 ПНИПУ 1009 211 189 225 62 * ПР19 - показатель Программы повышения конкурентоспособности ПНИПУ на 2016-2025 гг. (доля НПР, прошедших повышение квалификации в течение отчетного года и двух предшествующих лет, в общей численности НПР), целевое значение показателя на 2016 г. - не менее 70 %, целевое значение на 2017 г. - не менее 75 %. Программы повышения квалификации ФПКП ПНИПУ В 2014 г.: - Физика и техника лазеров. - Применение современных программных пакетов при моделировании электрических и электронных схем. - Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза. - Методология научно-инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения. В 2015 г.: - Актуальные вопросы ФГОС. - Профессионально ориентированный английский язык для научно-педагогических работников национального исследовательского университета. - Методологические основы повышения эффективности труда и применение здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания. - Использование компьютерных технологий для оценки уровней сформированности компетенций студентов высших учебных заведений. - Применение многопроцессорного программного комплекса ANSYS CFX при реализации образовательных программ. - Патентные исследования, патентование и правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности. - Разработка фонда оценочных средств контроля результатов обучения студентов по учебной дисциплине. В 2016 г.: - Методологические основы преподавания дисциплин основной профессиональной образовательной программы по направлению «Промышленный дизайн». - Разработка фонда оценочных средств контроля результатов обучения студентов по учебной дисциплине. - Профессионально ориентированный английский язык для научно-педагогических работников национального исследовательского университета - Организация научно-исследовательской работы студентов в национальном исследовательском университете. - Методологические основы преподавания дисциплин основной профессиональной образовательной программы по направлению «Авиационная и ракетно-космическая техника». - Менеджмент и экономика образовательной организации: повышение эффективности деятельности национального исследовательского университета. - Реализация образовательных программ с применением электронного обучения по направлению «Техника и технологии строительства». - Реализация образовательных программ с применением электронного обучения по направлению «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия». - Методологические основы повышения эффективности труда и применение здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания. - Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности по направлению «Техника и технологии строительства». - Методологические и теоретические основы современного иноязычного и переводческого образования. На рис. 1 показано изменение числа слушателей ФПКП в 2014-2016 гг. по возрастным категориям. Молодые преподаватели составляли не более 20 % от общего числа слушателей (19 % в 2014 и 2015 гг. и 18 % в 2016 г.). В 2014 и 2015 гг. число слушателей средней возрастной категории являлось преобладающим (49 и 52 % соответственно), в 2016 г. более опытные работники составили большинство обучавшихся на ФПКП (42 %). Рис. 1. Количество слушателей различных возрастных категорий в 2014-2016 гг. В 2014-2016 годах слушателями ФПКП являлись научно-педагогические работники, имеющие степень доктора наук, кандидата наук и не имеющие ученой степени, причем последние составляли почти половину обучающихся. Доктора наук составляли 5-7 % от общего числа обучающихся, кандидаты наук от 45 % (в 2014 г.) до 51 % (в 2016 г.). На рис. 2 показан квалификационный состав слушателей в 2015 г. В 2014 и 2016 гг. по квалификационному критерию соотношение слушателей существенно не отличалось, тем не менее следует отметить рост доли слушателей, имеющих ученую степень: 50 % в 2014 г., 51 % в 2015 г. и 58 % в 2016 г. Рис. 2. Квалификационный состав слушателей ФПКП в 2015 г. Заключение Целевой показатель количества слушателей на факультете повышения квалификации преподавателей ПНИПУ в 2017-2019 гг. планируется на уровне 240 человек в год. Целевые показатели возрастного состава слушателей: - для возрастной категории от 30 до 50 лет - не менее 50 %; - для возрастной категории до 30 лет - не менее 25 %. Целевой показатель квалификационного состава слушателей: слушатели с ученой степенью - не менее 50 %.Об авторах
А. А Чекалкин
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Е. Ю Макарова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Список литературы
- Мотова Г.Н. Болонский процесс: 15 лет спустя // Высшее образование в России. - 2015. - № 11. - С. 53-65.
- Михайлов Н.Н., Владимирский Б.М. Формирование образовательной политики вуза и ее реализация в современных условиях // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 20-26.
- Приходько В.М., Соловьев А.Н. Инженерная педагогика как основа кадрового обеспечения высшего технического образования // Высшее образование в России. - 2014. - № 3. - С. 5-11.
- Шорникова Н.Ю. Повышение квалификации преподавателей высшей школы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 191 с.
- Оценка качества подготовки научных кадров к инновационной деятельности на основе процессного подхода / М.Б. Гитман, В.Ю. Петров, В.Ю. Столбов, С.И. Пахомов // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 2(72). - С. 55-63.
- Овчинников А.А., Гитман М.Б. Автоматизированная система оценки уровня сформированности заявленных компетенций студента технического вуза // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. - 2016. - № 1(69). - С. 65-68.
- Компетентностная модель выпускника: опыт проектирования / А.Н. Данилов, Н.В. Лобов, В.Ю. Столбов, И.Д. Столбова // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 6. - С. 25-33.
- Образовательные стандарты ПНИПУ: концепция разработки и опыт проектирования / М.Б. Гитман, А.Н. Данилов, Н.В. Лобов, В.Ю. Столбов // Высшее образование в России. - 2014. - № 3. - С. 108-117.
- Лобов Н.В., Карманов В.В., Крюков А.Ю. Опыт проектирования образовательной программы магистратуры с сетевым участием на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Высшее образование сегодня. - 2015. - № 2. - С. 9-14.
- Тимофеева Г.А., Масляк К.В. Подготовка технических специалистов в условиях инновационно ориентированной экономики [Электронный ресурс] // Инновации в экономике и управлении на предприятиях нефтегазовой промышленности и смежных отраслей: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., г. Пермь, 30 апр. 2013 г. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Перм. нац. исслед. политехн. ун-т. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. - С. 350-354.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 41
PDF (Russian) - 22
Ссылки
- Ссылки не определены.