Особенности применения метода FMEA в образовании
- Авторы: Селезнева А.В1
- Учреждения:
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Выпуск: Том 17, № 1 (2015)
- Страницы: 73-78
- Раздел: СТАТЬИ
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/mm/article/view/3245
- DOI: https://doi.org/10.15593/.v17i1.3245
- Цитировать
Аннотация
Высшее профессиональное образование - особый вид «продукта» на рынке образовательных услуг. Качество образовательных услуг в вузах становится приоритетной целью и зависит от качества предлагаемых абитуриентам основных образовательных программ. Одним из современных методов оценки качества образовательных программ и процесса оказания образовательных услуг является методология FMEA. Рассматривается часть истории возникновения данного метода анализа проблем качества. Охарактеризована цель, задачи, условия реализации метода и результаты его применения. Наглядно представлена последовательность этапов при проведении FMEA-анализа процесса. Представлены различные модификации метода FMEA для новых нетрадиционных объектов. Рассмотрены особенности применения метода FMEA в сфере образования для предотвращения появления несоответствий в основных образовательных программах или в процессе оказания образовательных услуг.
Полный текст
В настоящее время высшие учебные заведения пришли к заключению, что высшее профессиональное образование стало «продуктом», качество которого зависит от стратегии выживания на высококонкурентном рынке образовательных услуг. В связи с этим необходимо инициировать применение определенных подходов к оценке качества образования через переосмысление понятия «качество образовательных услуг». Для этого потребуется пересмотр образовательных программ через призму удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон. В то же время университеты осознали, что долгосрочный успех зависит от качества услуг, которые они оказывают, и это качество создает разницу между университетами. В отличие от других продуктов или услуг, специфика образовательных услуг вузов заключается в том, что, когда образовательный продукт запущен на рынок, знания, носителем которых является выпускник, очень трудно, если не сказать невозможно, отслеживать. Более того, этот продукт не может быть отозван с рынка и переработан с целью устранения возможных несоответствий. Данная статья намерена представить подход к предотвращению несоответствий в процессе оказания образовательных услуг и в образовательной программе вуза, с использованием метода FMEA (Failure Mode and Effects Analysis). Во многих развитых странах (США, Япония, страны Европейского Союза) существует опыт применения различных методов, направленных на предупреждение ошибок и устранение их первопричин. Одним из таких методов является метод анализа вида и потенциальных отказов и их последствий, или FMEA [1]. В России разработан стандарт ГОСТ Р 51814.2-2001 «Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов» [2], предназначенный для применения в автомобилестроении, но он может применять и в других областях. Основой данного стандарта послужило руководство «Анализ видов и последствий потенциальных отказов», входящее в систему методик к стандарту ISO 9001. Как известно, стандарт ISO 9001 применим для любой организации, независимо от размеров и сферы деятельности. Появление FMEA-методологии обязано космическим проектам NASA (1963 г.), авиационно-космической и ядерной техники (60-е - начало 70-х гг.). С 1977 г. (конгресс SAE на фирме Ford) она получила широкое распространение в автомобильной промышленности США, Японии и Европы [2]. Его использование позволяет резко сократить «детские болезни» при внедрении разработок в производство [3, 4]. По оценке журнала Quality Progress, сегодня не менее 80 % разработок технических изделий и технологий их производства проводится с применением FMEA-методологии. В зависимости от целей предприятия метод FMEA может применяться как на различных стадиях жизненного цикла продукции (ЖЦП), так и на протяжении всего цикла [5] (таблица). Таблица отражает лишь небольшую часть возможных объектов FMEA-анализа. Применение метода FMEA для различных объектов Стадия ЖЦП Модификация метода FMEA Объект управления Разработка конструкции / продукта FMEA конструкции/продукта, или Design FMEA (DFMEA) Конструкция / продукт Разработка технологии FMEA процесса, или Process FMEA (PFMEA) Процесс Разработка и проектирование продукции и процессов Общий FMEA Продукт и процесс Другое применение инструмента Процессы менеджмента FMEA бизнес-процессов Бизнес-процесс Система менеджмента, или концепция улучшения FMEA системы, или System FMEA (SFMEA) / FMEA концепции, или Concept FMEA (CFMEA) Система / концепция Весь жизненный цикл продукции FMEA жизненного цикла продукции Процесс Сервис / ремонт FMEA ремонта Процесс Исследуемый метод анализа рассматривает все виды отказов по каждому элементу объекта и применяется для его качественной оценки. Такой анализ позволяет установить необходимость внесения изменений в конструкцию/продукт/процесс и оценить их влияние на надежность объекта. Итак, FMEA - это система мероприятий, направленных на выявление и оценивание потенциального отказа продукции/процесса и его последствий, идентификацию мер по устранению или уменьшению вероятности возникновения потенциального отказа и документирование процесса. Цель FMEA заключается в достижении следующих аспектов деятельности: улучшение процесса проектирования и разработки, обеспечение гарантии качества продукции/процесса, повышение удовлетворенности потребителей. Метод заключается в последовательном рассмотрении элементов, анализе всех возможных видов отказов и выявлении их результирующих воздействий на систему. В процессе развития FMEA-анализ претерпевает незначительные изменения, а формы представления результатов анализа и правила его проведения остаются типовыми. Задача метода FMEA - выявить те возможные несоответствия (дефекты), которые имеют наибольший показатель риска для потребителя, и по результатам FMEA разработать предупреждающие действия. Благодаря использованию FMEA-анализа можно ожидать следующие результаты: 1. Предотвращение несоответствий системы/процесса/продукта до их наступления. 2. Снижение затрат на процесс улучшения системы/процесса/продукта на ранних стадиях цикла разработки. 3. Создание множества работоспособных процессов. 4. Получение приоритетности для действий, которые приносят ощутимые результаты. 5. Оценка системы/процесса/продукта с выгодных позиций. Метод FMEA может применяться в отношении и продукта, и процесса с учетом следующих условий: - новый продукт/процесс; - существующая продукция, получившая новое применение; - продукция/процесс, в которые внесены изменения. Традиционно FMEA-анализ процесса проводится в девять этапов (рисунок). Рис. Этапы FMEA-анализа FMEA-анализ является всего лишь инструментом, применяемым для эффективного менеджмента (управления) и улучшения процессов путем обнаружения и предотвращения потенциальных отказов. Но этот инструмент может по-разному применяться в различных организациях, т.е. его реализации могут быть индивидуальны. В силу своих особенностей, а именно возможности выявлять и предотвращать отказы до их реального возникновения, FMEA-анализ становится основой частных методик, например таких как HFME-анализ (Healthcare FMEA) - в здравоохранении, EFMEA (Education FMEA) - в образовании. К сожалению, применение FMEA-анализа в сфере образования в нашей стране пока не находит должного отклика. Наиболее интересны некоторые публикации зарубежных авторов в этой области [6, 7]. Целями внедрения FMEA в сфере образования или оказания образовательных услуг могут быть: - улучшение качества услуг, - рост удовлетворенности потребителей, - увеличение количества студентов, - увеличение количества инвесторов. Метод анализа видов и последствий потенциальных отказов был ориентирован изначально на автомобильную промышленность. Однако его суть от этого не меняется. Методология держится на «трех китах», и применительно к сфере образования они обретут свои особенности: 1-я особенность: первый «кит» - это понятие об отказе, или несоответствии, рассматриваемого объекта, которым может стать образовательный процесс или какой-либо продукт, например образовательная программа. 2-я особенность: «второй» кит представляет собой особую структуру работы над проектом, которая ведется «перекрестно-функциональной» командой. Данная команда должна состоять из разнородных специалистов: преподаватели, методисты, специалисты различных служб университета, участвующих в организации и обеспечении образовательного процесса. 3-я особенность: «третий» кит - это требование высокой профессиональной квалификации всех членов FMEA-команды, имеющих значительный практический опыт работы в сфере профессионального образования. Несмотря на существование множества методов, помогающих организовать процесс обучения студентов в вузе, FMEA может быть использован как простой инструмент организации образовательного процесса и анализа информации о нем. Чтобы применение FMEA-анализа было эффективным, необходимо обеспечить активное применение метода: в конечном счете, попытка такого исследования приведет к повышению эффективности процессов и снижению количества несоответствий в образовательном процессе.Об авторах
А. В Селезнева
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Email: msi@pstu.ru
Список литературы
- Лурье А.И. Методы анализа для улучшения качества конструкторских и технологических решений: учеб. пособие / Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2005. - 182 с.
- Анализ видов и последствий отказов. FMEA (третья версия): пер. с англ. // Комплект документов системы QS-9000. - Н. Новгород: Приоритет, 2001. - 72 с.
- Розно М.И. Как научиться смотреть вперед? Внедрение FMEA-методологии // Методы менеджмента качества. - 2000. - № 6. - С. 25-28.
- Розно М.И. Проектирование: с FMEA или без? // Стандарты и качество. - 2001. - № 9. - С. 74-78.
- Lore J. An innovative methodology: The life cycle FMEA // Quality progress. - 1998. - Vol. 31, iss. 4. - P. 144.
- Sinthavalai R., Memongkol N. A case of FMEA implementation in the educational sector and integration with CRM and QFD concepts // Engineering Management Conference, 2008. IEMC Europe 2008. 28-30 June 2008. - P. 1-5.
- Kenchakkanavar V.D., Joshi A.K. Failure Mode and Effect Analysis: A Tool to Enhance Quality in Engineering Education / International Journal of Engineering. - 2010. - Vol. 4, iss. 1. - P. 52-59.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 89
PDF (Russian) - 43
Ссылки
- Ссылки не определены.