ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
- Авторы: Синкина Е.А.1
- Учреждения:
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Выпуск: Том 14, № 4 (2012)
- Страницы: 129-133
- Раздел: СТАТЬИ
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/mm/article/view/3376
- DOI: https://doi.org/10.15593/.v14i4.3376
- Цитировать
Аннотация
Рассмотрен процесс проектирования содержания дисциплин профессионального цикла с учетом компетентностного подхода.
Полный текст
Приоритетной целью российского образования становится целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни. Таким образом, важным является наличие взаимосвязи между развитием личности и качеством профессиональной подготовки студента [1]. Каждый университет стремится к созданию необходимых условий для становления культурной, образованной и деятельностной личности, для гарантированного получения каждым выпускником профессии в целях обретения уверенности в постоянно изменяющемся мире и достижения успеха в жизни на основе эффективной реализации полученных профессиональных компетенций [2]. Профессиональная компетентность выпускников – одна из важнейших задач в концепции модернизации российского образования. Для формирования профессиональных компетенций учащихся с учетом реализации компетентностного подхода вуз обязан сформировать определенную профессиональную среду для всестороннего развития личности. Для формирования компетенций необходимо начать с проектирования образовательного процесса, другими словами, приступить к педагогическому проектированию. Слово «проектирование» происходит от слова «проект», известного в русском языке с начала XVIII в. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед». В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова термин «проектирование» отсутствует, но дается толкование словам «проект» и «проектировать». «Проект» – план, замысел. «Проектировать» – предполагать, намечать. В современной трактовке слово «проектирование» означает процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, его состояния. Педагогикой термин «проектирование» заимствован из технической области знания, где он означает создание опережающей проекции того, что затем будет материализовано. Педагогическое проектирование представляет собой сложное самостоятельное явление, понимание которого невозможно без обращения к традициям и современным достижениям педагогики, что в свою очередь определяет его методологию и перспективы дальнейшего развития. Общая теория проектирования состоит из знаний по определению методов деятельности и технологий ее организации, организации способов взаимодействия при создании различных конструкций по разрешению социальных проблем. Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Суть педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта. Педагогическое проектирование связано с разработкой эффективной деятельности как педагогов, так и студентов. Посредством грамотно разработанных педагогических процессов и технологий в вузе педагог способствует развитию и саморазвитию личности учащихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые организационно-педагогические условия. Тем самым в вузе создается проект или модель для индивидуального развития личности в условиях разработанной педагогической системы. В основе педагогического проектирования лежит задача обеспечения содержательной целостности процесса обучения и разработки педагогической модели развития компетентности выпускника вуза, т.е. создание совокупности условий, средств, методов обучения, формирующих конкурентоспособного специалиста. Содержание профессионального обучения должно быстро совершенствоваться и адаптироваться при возникновении инноваций в технике, технологии и организации труда. Оно должно отвечать целям воспитания и образования, отражать реальные трудовые процессы, которыми необходимо овладеть. Содержание подготовки к профессиональной деятельности выстраивается из большого набора дисциплин, следовательно, качество профессионального образования определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности, достигнутой в процессе реализации образовательной программы. Профессиональная (производственная) деятельность требует целостного представления об объекте проектирования, сформированного благодаря знанию языка формул, чертежей и схем, сочетания научного и художественного стилей мышления. Следовательно, каждая дисциплина на уровне учебного плана имеет свою значимость. При исследовании процесса обучения можно заметить, что нередко подходы к определению целей и содержания профессионального образования оказываются узкими, внимание акцентируется на отдельных, достаточно важных, но в то же время локальных его сторонах. В настоящее время требования к профессиональной подготовке специалистов возрастают в связи с проникновением профессиональных знаний в самые различные области деятельности людей, ускорением процессов изменения отдельных профессиональных функций, появлением новых видов профессиональной деятельности, требующих качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам высшего профессионального образования. Для формулирования стратегических образовательных целей надо исходить из нужд потребителя профессионального образования, которым являются государство, работодатель и сам обучающийся. В условиях образовательного процесса в вузе с учетом компетентностного подхода нами проектировалось содержание дисциплин профессионального цикла базовой общепрофессиональной части «Материаловедение» и «Технологии конструкционных материалов» для бакалавров по направлению 150700 «Машиностроение». В рамках данного федерального государственного образовательного стандарта были выделены общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые при изучении дисциплин «Материаловедение» и «Технологии конструкционных материалов». Выделенные компетенции были представлены для оценки их значимости руководителям машиностроительных предприятий. Респонденты оценивали компетенции по 5-балльной шкале: 1 – наименее важная, 5 – наиболее важная. Полученные результаты представлены на лепестковых диаграммах (рис. 1, 2). Рис. 1. Оценка общекультурных компетенций по 5-балльной шкале Рис. 2. Оценка профессиональных компетенций по 5-балльной шкале С учетом полученных результатов проектировалось содержание дисциплин профессионального цикла базовой общепрофессиональной части. Материал четко структурировался, производилось деление на модули, в каждом модуле выделись разделы и темы, тема разбивалась на несколько понятий, дидактических единиц. Сущность данного проектирования содержания дисциплины состоит в том, что у студента появляется четкая структура необходимого объема знаний и уровня его усвоения. С помощью переноса модели деятельности специалиста на содержание обучения в соответствии с изменением внешних условий, изменением представлений о деятельности специалиста и его компетенциях можно создать компетентностную модель выпускника. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что модель построения учебных материалов предоставляет возможность преподавателю анализировать собственный педагогический опыт и осуществлять подготовку студентов с учетом запросов производства и в рамках компетентностного подхода.Об авторах
Елена Александровна Синкина
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Email: ellisuss@mail.ru
614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29 старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский университет
Список литературы
- Селезнева А.В., Троегубова Т.П. Компетентностный подход к структуре цикла профессиональных дисциплин // Вестник ПНИПУ. Машиностроение, материаловедение. – Пермь, 2012. – Т. 14, № 1. – С. 114–120.
- Игошев Б.М. Реализация принципа непрерывного образования в УрГПУ // Непрерывное образование: ориентиры инновационного развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / Ин-т развития образования. – Екатеринбург, 2012. – Ч. 1. – С. 20–24.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 47
PDF (Russian) - 22
Ссылки
- Ссылки не определены.