Features of competent models’ development in the field of information security

Abstract


The article is devoted to the study of procedures for the formation of assessment tools in the training of departmental specialists implementing the functions of planning, implementation and control of organizational systems of higher and additional education, aimed at improving the mechanisms for forming information security policies and assessing the effectiveness of systems, tools and measures taken for informatization objects devoted to various levels of the hierarchy . The problematic issues being studied are related to the development of the theoretical foundations of management in organizational systems, methods and algorithms for solving management problems, including information and software. The results of scientific research, applied scientific research and qualification work for forming educational and methodological support for educational organizations and funds of assessment tools in the field of information security are analyzed, taking into account the features of competency models for the training of departmental specialists. The mechanisms and detailed procedures for the formation of assessment tools, focused on promising technologies for ensuring compliance of knowledge, motivational attitudes and skills with the competencies of a specialist in the field of information security, are generalized. Conceptual models of the competency modeling in object-oriented programming paradigms, new mathematical models for managing individual educational trajectories and designing competency-oriented tasks for assessing the development of competencies are proposed.

Full Text

В современных образовательных организациях применяют разнообразные оценочные средства компетенций, формируемых у обучающихся, под которыми понимают образовательные технологии и критерии определения (оценки) уровня освоения основных образовательных программ, учебной дисциплины или модуля. Оценка компетенций в ходе профессионально-ориентированной подготовки специалистов, в том числе в области информационной безопасности, существенно зависит от целевой направленности их профессиональной деятельности в сегментах информационной инфраструктуры, в отрасли экономики страны, а также от предметной составляющей дидактического учебного материала, применительно к форме образовательной организации (среднего, высшего или дополнительного образования). Формирование процедур оценки компетенций, соответственно, целесообразно рассматривать в едином цикле и форм деятельности образовательной организации, формирования показателей и критериев оценки компетенций, образовательных программ обучения, рабочих программ образовательных дисциплин, дидактического материала рационального состава и различных форм контента, ориентированного на достижение требуемого уровня знаний, умений и навыков обучаемых.

About the authors

I. Yu. Kotsyuba

ITMO University

A. V. Shestakov

Saint-Petersburg State Fire Service University of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after the Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev

References

  1. Федорова И.Р. Формирование общих компетенций студентов профессиональных образовательных организаций средствам и учебных задач: дис. ... канд. техн. наук / ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ). – Томск, 2018. – 235 с.
  2. Богдан Е.С. Управление формированием компетенций выпускников вузов инженерных направлений подготовки: дис. ... канд. техн. наук / БУ ВО «Сургутский государственный университет». – Сургут, 2021. – 232 с.
  3. Анурьева М.С. Сравнительный анализ подготовки специалистов в области информационной безопасности в России и за рубежом: дис. ... канд. пед. наук / ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». – Тамбов, 2022. – 254 с.
  4. Поляков В.П. Методическая система обучения информационной безопасности студентов вузов: дис. ... д-ра пед. наук / ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет». – Н. Новгород, 2006. – 232 с.
  5. Вовенда Ю.В. Особенности политики обеспечения информационной безопасности в исполнительных органах государственной власти (на примере Северо-Западного федерального округа): дис. ... канд. политич. Наук / ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». – Спб., 2019. – 362 с.
  6. Абрамов М.В. Методы и алгоритмы анализа защищенности пользователей информационных систем от социоинженерных атак: оценка параметров моделей: дис. ... канд. техн. наук / ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» ФГБУН СПИИА РАН. – СПб., 2018. – 232 с.
  7. Миняев А.А. Методика оценки эффективности системы защиты территориально-распределенных информационных систем: дис. ... канд. техн. наук / ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича». – СПб., 2021. – 216 с.
  8. Байкина Е.А. Проектирование компетентностно-ориентированной системы оценочных средств в основных профессиональных образовательных программах вуза: дис. ... канд. техн. наук / ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». – Волгоград, 2022. – 278 с.
  9. Шулаева О.В. Комплексный подход к проектированию компетентностно-ориентированных программ дополнительного профессионального образования // Экономика, статистика и информатика. – 2010. – № 6. – С. 24–28.
  10. Привалов А.Н., Богатырева Ю.И. Иерархическая оценка компетентности в области информационной безопасности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2012. – № 13. – С. 194–199.
  11. Бабкин А.Н., Перминов Г.В. Алгоритм оценки сформированности компетенций спе-циалистов по защите информации // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4 (289). – С. 93–100. doi: 10.47438/2309-7078_2020_4_93
  12. Комаров В.В. Исследование квалификационных дефицитов руководителей и спе-циалистов, ответственных за вопросы градостроительства на муниципальном уровне (на примере Самарского региона) // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 897–918. doi: 10.18334/epp.12.2.114174
  13. Особенности оценки компетенций по информационной безопасности государственных и муниципальных служащих / Н.М. Сладкова, О.А. Ильченко, А.А. Степаненко, В.А. Шапошников // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2021. – № 1. – С. 122–149.
  14. Методические рекомендации по выявлению профессиональных дефицитов и адресного формирования направлений повышения квалификации / под общ. ред. В.И. Ребровой. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – 23 с.
  15. Демьянова А.В., Рыжикова З.А. Кадры для цифровой экономики [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2018. – URL: https://issek.hse.ru/ data/2018/06/07/1149784169/NTI_N_88_07062018.pdf, свободный (дата обращения: 09.07.2018).
  16. Васильева Д.С., Шабурова А.В. Модель компетентности специалиста по информационной безопасности в современных условиях // ИНТЕРЭКСПО Гео-Сибирь. – 2020. – Т. 6, № 1. – С. 53–59.
  17. Власенко Е.Е. Индикаторы компетенций в области информационной безопасности и защиты информации как предиктор профессиональной успешности // Новая наука: новые перспективы: сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции (29 ноября 2019). – 2019.
  18. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы, версия 3.2 (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ). – М., 2020.
  19. Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего. – М., 2020.
  20. О независимой оценке квалификации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ. – М., 2016.
  21. Положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации, введено приказом Минтруда России от 01.11.2016 №601н. – М., 2016.
  22. Положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, введено приказом Минтруда России от 12.12.2016 № 726н. – М., 2016.

Statistics

Views

Abstract - 101

PDF (Russian) - 38

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies