Формирование оценочных средств компетентностных моделей в области информационной безопасности

  • Авторы: Коцюба И.Ю.1, Шестаков А.В.2
  • Учреждения:
    1. Национальный исследовательский университет ИТМО
    2. Санкт-Петербургский университет Государсвтенной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева,
  • Выпуск: № 4 (2023)
  • Страницы: 107-125
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://ered.pstu.ru/index.php/amcs/article/view/4058
  • DOI: https://doi.org/10.15593/2499-9873/2023.4.07
  • Цитировать

Аннотация


Исследованы процедуры формирования оценочных средств при подготовке ведомственных специалистов, реализующих функции планирования, реализации и контроля организационных систем высшего и дополнительного образования, направленные на совершенствование механизмов формирования политики обеспечения информационной безопасности и оценки эффективности систем, средств и принятых мер для объектов информатизации различных уровней иерархии. Исследуемые проблемные вопросы связаны с развитием теоретических основ управления в организационных системах, методов и алгоритмов решения задач управления, в том числе информационного и программного обеспечения. Проанализированы результаты научных исследований, прикладных научных исследований и квалификационных работ по проблематике формирования учебно-методического обеспечения образовательных организаций и фондов оценочных средств в области информационной безопасности с учетом особенностей компетентностных моделей для подготовки ведомственных специалистов. Обобщены механизмы и детализированы процедуры формирования оценочных средств, ориентированные на перспективные технологии обеспечения соответствия знаний, мотивационных установок и умений – компетенциям специалиста в области информационной безопасности. Предложены концептуальные модели компетентностного пространства в парадигмах объектно-ориентированного программирования, новые математические модели для управления индивидуальными образовательными траекториями и проектирования компетентностно-ориентированных заданий для оценивания сформированности компетенций.

Полный текст

В современных образовательных организациях применяют разнообразные оценочные средства компетенций, формируемых у обучающихся, под которыми понимают образовательные технологии и критерии определения (оценки) уровня освоения основных образовательных программ, учебной дисциплины или модуля. Оценка компетенций в ходе профессионально-ориентированной подготовки специалистов, в том числе в области информационной безопасности, существенно зависит от целевой направленности их профессиональной деятельности в сегментах информационной инфраструктуры, в отрасли экономики страны, а также от предметной составляющей дидактического учебного материала, применительно к форме образовательной организации (среднего, высшего или дополнительного образования). Формирование процедур оценки компетенций, соответственно, целесообразно рассматривать в едином цикле и форм деятельности образовательной организации, формирования показателей и критериев оценки компетенций, образовательных программ обучения, рабочих программ образовательных дисциплин, дидактического материала рационального состава и различных форм контента, ориентированного на достижение требуемого уровня знаний, умений и навыков обучаемых.

Об авторах

И. Ю. Коцюба

Национальный исследовательский университет ИТМО

А. В. Шестаков

Санкт-Петербургский университет Государсвтенной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева,

Список литературы

  1. Федорова И.Р. Формирование общих компетенций студентов профессиональных образовательных организаций средствам и учебных задач: дис. ... канд. техн. наук / ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» (ТГПУ). – Томск, 2018. – 235 с.
  2. Богдан Е.С. Управление формированием компетенций выпускников вузов инженерных направлений подготовки: дис. ... канд. техн. наук / БУ ВО «Сургутский государственный университет». – Сургут, 2021. – 232 с.
  3. Анурьева М.С. Сравнительный анализ подготовки специалистов в области информационной безопасности в России и за рубежом: дис. ... канд. пед. наук / ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». – Тамбов, 2022. – 254 с.
  4. Поляков В.П. Методическая система обучения информационной безопасности студентов вузов: дис. ... д-ра пед. наук / ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет». – Н. Новгород, 2006. – 232 с.
  5. Вовенда Ю.В. Особенности политики обеспечения информационной безопасности в исполнительных органах государственной власти (на примере Северо-Западного федерального округа): дис. ... канд. политич. Наук / ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». – Спб., 2019. – 362 с.
  6. Абрамов М.В. Методы и алгоритмы анализа защищенности пользователей информационных систем от социоинженерных атак: оценка параметров моделей: дис. ... канд. техн. наук / ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» ФГБУН СПИИА РАН. – СПб., 2018. – 232 с.
  7. Миняев А.А. Методика оценки эффективности системы защиты территориально-распределенных информационных систем: дис. ... канд. техн. наук / ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича». – СПб., 2021. – 216 с.
  8. Байкина Е.А. Проектирование компетентностно-ориентированной системы оценочных средств в основных профессиональных образовательных программах вуза: дис. ... канд. техн. наук / ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет». – Волгоград, 2022. – 278 с.
  9. Шулаева О.В. Комплексный подход к проектированию компетентностно-ориентированных программ дополнительного профессионального образования // Экономика, статистика и информатика. – 2010. – № 6. – С. 24–28.
  10. Привалов А.Н., Богатырева Ю.И. Иерархическая оценка компетентности в области информационной безопасности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2012. – № 13. – С. 194–199.
  11. Бабкин А.Н., Перминов Г.В. Алгоритм оценки сформированности компетенций спе-циалистов по защите информации // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2020. – № 4 (289). – С. 93–100. doi: 10.47438/2309-7078_2020_4_93
  12. Комаров В.В. Исследование квалификационных дефицитов руководителей и спе-циалистов, ответственных за вопросы градостроительства на муниципальном уровне (на примере Самарского региона) // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Т. 12, № 2. – С. 897–918. doi: 10.18334/epp.12.2.114174
  13. Особенности оценки компетенций по информационной безопасности государственных и муниципальных служащих / Н.М. Сладкова, О.А. Ильченко, А.А. Степаненко, В.А. Шапошников // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2021. – № 1. – С. 122–149.
  14. Методические рекомендации по выявлению профессиональных дефицитов и адресного формирования направлений повышения квалификации / под общ. ред. В.И. Ребровой. – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – 23 с.
  15. Демьянова А.В., Рыжикова З.А. Кадры для цифровой экономики [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – М.: ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 2018. – URL: https://issek.hse.ru/ data/2018/06/07/1149784169/NTI_N_88_07062018.pdf, свободный (дата обращения: 09.07.2018).
  16. Васильева Д.С., Шабурова А.В. Модель компетентности специалиста по информационной безопасности в современных условиях // ИНТЕРЭКСПО Гео-Сибирь. – 2020. – Т. 6, № 1. – С. 53–59.
  17. Власенко Е.Е. Индикаторы компетенций в области информационной безопасности и защиты информации как предиктор профессиональной успешности // Новая наука: новые перспективы: сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции (29 ноября 2019). – 2019.
  18. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы, версия 3.2 (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ). – М., 2020.
  19. Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего. – М., 2020.
  20. О независимой оценке квалификации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ. – М., 2016.
  21. Положение о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации, введено приказом Минтруда России от 01.11.2016 №601н. – М., 2016.
  22. Положение о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, введено приказом Минтруда России от 12.12.2016 № 726н. – М., 2016.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 101

PDF (Russian) - 38

Ссылки

  • Ссылки не определены.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах