МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ЗАНЯТИЯ «СИНТЕЗ АВТОМАТА-ФОРМИРОВАТЕЛЯ»
- Авторы: Тюрин С.Ф1, Аляев Ю.А2
- Учреждения:
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
- Выпуск: № 22 (2017)
- Страницы: 112-126
- Раздел: Статьи
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/elinf/article/view/2649
- DOI: https://doi.org/10.15593/вестник%20пермского%20национального%20исследовательского%20политехнического%20университета.%20электротехника,%20информационные%20технологии,%20системы%20управления.v0i22.2649
- Цитировать
Аннотация
В настоящее время одним из трендов российской науки и образования является так называемое импортозамещение электронной компонентой базы. На кафедре автоматики и телемеханики проводятся исследования в этом направлении, связанные с тематикой управления, контроля и испытаний авиадвигателей, аппаратуры связи и телекоммуникаций, комплексной защиты информации. Развивается творческая кооперация с академическими институтами РАН. Большое значение уделяется инженерной подготовке студентов и аспирантов по схемотехнической тематике. В этом плане в связи с ограничениями вновь вводимых ФГОС ВО возникает проблема дефицита времени на лабораторный практикум. Среди путей её решения могут быть более тесная «связка» дисциплин, изучаемых в одном семестре, с целью интенсификации учебного процесса, а также использование новых методических приемов, позволяющих проведение ускоренных экспериментов с помощью систем схемотехнического моделирования. Так, расчетная часть некоторых лабораторных занятий по дисциплине «Схемотехника» может быть выполнена в рамках дисциплины «Дискретная математика» в теме «Автоматы». Задания на синтез могут масштабироваться с учетом выделяемого времени, а сам эксперимент может проводиться на основе заготовок - шаблонов. Предлагаются методические приёмы ускоренного проведения лабораторного занятия по синтезу автомата-формирователя заданных последовательностей по дисциплине «Схемотехника» на основе схем-шаблонов, в которые надо внести изменения в соответствии с вариантом задания. Варианты заданий можно формировать в виде имён и фамилий студентов. Описывается методика, которая позволяет в рамках 2-4-часового занятия провести как расчёты, так и эксперимент.
Полный текст
Введение. Кафедра автоматики и телемеханики участвует в исследованиях, проводимых Институтом проблем информатики Российской академии наук (Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской академии наук) в области так называемых самосинхронных схем [1, 2]. Большое внимание также уделяется тематике программируемой логики [3, 4]. Развивается тематика нейронечёткого управления [5, 6]. В этом плане, а также в плане задач импортозамещения элементной базы актуально совершенствование схемотехнического направления [7]. В учебных дисциплинах «Дискретная математика», «Математическая логика» [8], «Схемотехника» [9] часто рассматривается в качестве простого примера автомат-распознаватель одной последовательности (кодовый замок или, говоря современным языком, - распознаватель PIN-кода) [8, 9]. Такой пример позволяет осуществить своего рода преемственность обучения, когда расчёты осуществляются на основе математического аппарата дискретной математики и математической логики, а проектирование схемы позволяет воплотить математику в «железо» [10]. Кроме этого подобный пример позволяет формировать большое число вариантов, что исключает «тупое» списывание - копирование студентами «отстающими» у студентов «передовиков». С другой стороны, это даёт возможность значительно сократить время на проведение эксперимента, так как используются как типовые расчёты, так и типовая схема-шаблон, в котором надо выполнить изменения по варианту. Наконец, такой подход упрощает преподавателю проверку знаний, умений и навыков студента. Причём небольшое увеличение размерности задачи может привести к изменению шаблона, так что студент, справившийся с заданием, может быть смело «номинирован» на высший балл. Следовательно, если детально рассмотрен синтез по последовательности, например 0132 и ей подобным, то последовательность 0137 требует уже выхода за пределы «шаблона». А уменьшение размерности задания вполне годится для «ускоренного» учебного процесса на заочном отделении. Так же и на зачёте (экзамене) может быть использована совсем простая последовательность - типа 013. Так строятся лишь простейшие асинхронные автоматы с неповторяющимися символами соседнего кода. При достаточном времени на лабораторные занятия (можно вынести эту тематику и на курсовое проектирование) возникает возможность исследования более сложных автоматов - с синхронными триггерами и тактовым генератором. Желательно «подвести» студентов к вопросу: «А ведь в PIN-коде цифры могут повторяться, как же строить такой автомат?». Это уже чисто синхронные автоматы. Кроме того, имеют большое практическое значение и другие классы автоматов: автоматы-формирователи, автоматы-преобразователи последовательностей. Автоматы-формирователи моделируют некоторые языки, рассматриваемые в курсе дискретной математики и математической логики. Рассмотрим особенности синтеза синхронного автомата-формирователя на простом примере. Абстрактный синтез автомата-формирователя заданных последовательностей {(маша), (саша)}. Синтезируем автомат-формирователь простого языка {(маша), (саша)} [8]. Закодируем символы переменными z2, z1: «м» - 11, «с» - 00, «а» - 01, «ш» - 10. Построим граф переходов-выходов (рис. 1). Рис. 1. Граф переходов автомата-формирователя «саша-маша» Используем карту Карно на три переменные состояний Y3, Y2, Y1 для получения таблицы переходов-выходов [8] (рис. 2). Рис. 2. Таблица переходов-выходов автомата-формирователя «саша-маша» Получили таблицу переходов-выходов синхронного автомата, изменяющего своё состояние по синхросигналу, который никак не указан в таблице. В такой таблице вообще нет устойчивых состояний! Рассмотрим функцию Y3(t+1) (рис. 3). Рис. 3. Определение рабочих наборов функции Y3(t+1) Легко видеть, что согласно рис. 3 получаем: Y3(t+1) = 2[0,1,3,6,7]. Проанализируем функцию Y2(t+1) (рис. 4). Рис. 4. Определение рабочих наборов функции Y2(t+1) Получаем: Y2(t+1) = 1,3,2[0,6,7]. Функция Y1(t+1) представлена на рис. 5. Рис. 5. Определение рабочих наборов функции Y1(t+1) Таким образом, . Определим функции выходов. Функция z2 (рис. 6). Рис. 6. Определение рабочих наборов функции z2 Следовательно, . Наконец, функция z1 (рис. 7). Рис. 7. Определение рабочих наборов функции z1 Таким образом, . Все эти стандартные расчёты (конечно, желательно использовать короткие имена: «Вова» вместо «Владимир» и т.д.) могут выполняться при изучении дискретной математики и математической логики. При изучении схемотехники полученные логические функции «воплощаются» в реальную схему. Моделирование автомата-формирователя заданных последовательностей {(маша), (саша)}. Создадим шаблон для моделирования автомата на «гибкой» логике в Electronics Workbench [10] на основе дешифратора 74154 (рис. 8). Рис. 8. Шаблон автомата-формирователя, настроенный на последовательности «саша-маша», состояние 000 на выходе «с» (00) Функции переходов и выходов реализуются путём объединения по И-НЕ выходов дешифратора, соответствующих рабочим наборам (так как выходы дешифратора - инверсные). Для отображения цифровых эквивалентов букв используем семисегментный индикатор. По сигналу Reset автомат «обнуляется», т.е. устанавливается в первое начальное состояние - формируется слово «саша». По сигналу Set автомат устанавливается во второе начальное состояние - «все единицы», формируется слово «маша». Начинаем с нулевого состояния, на выходе буква «с» (см. рис. 8). Далее формируется буква «а» (рис. 9). После этого автомат переходит в состояние 011, формируется буква «ш» (рис. 10). Рис. 9. Автомат-формирователь «саша-маша», состояние 001 на выходе «а» (1) Рис. 10. Автомат-формирователь «саша-маша», состояние 011 на выходе «ш» (2) Далее автомат в состоянии 010 опять формирует букву «а» (рис. 11). Рис. 11. Автомат-формирователь «саша-маша», состояние 010 на выходе «а» (1) По следующему синхроимпульсу обеспечивается возврат в исходное состояние. Если установить автомат в состояние 111, то на выходе формируется буква «м» (рис. 12). Рис. 12. Автомат-формирователь «саша-маша», на выходе «м» (3) Далее будет формироваться подслово «аша», после чего автомат возвратится в состояние 000. Нетрудно ввести условие и для возврата в состояние 111. Для синтеза другого автомата, например «даша-саша», необходимо догадаться, что изменяется только кодировка: «м» (11) считается «д». Выводы. Таким образом, синтез автомата-формирователя может быть осуществлён без минимизации логических функций в системе Electronics Workbench [10] на базе дешифратора 74154 в рамках двухчасовой лабораторной работы. Реализация синхронного автомата-формирователя позволяет задавать большое число вариантов, например, с использованием имён и фамилий студентов. В качестве исследовательского задания рекомендуется реализация в САПР Quartus II фирмы Altera (Intel) [11]. Предлагаемая методика обеспечивает масштабирование заданий и времени их выполнения (контроля), что в условиях современного дефицита времени может внести определённый вклад в дело подготовки специалистов в области электронной компонентной базы, особенно в свете задач так называемого импортозамещения. В дальнейшем для студентов-членов СНО, магистров и аспирантов целесообразно выдать задания по самостоятельному изучению более сложных вопросов синтеза отказоустойчивых автоматов по направлениям, указанным в [12-14]. Другим актуальным направлением поддержания интереса обучаемых может быть так называемый Green IT Engineering [15-18]. Можно также одно из занятий посвятить рассмотрению диссертации Ph.D. [19], а также указать в качестве положительного примера исследования выпускника кафедры А.Н. Каменских [20], который участвовал в СНО, завершает обучение в аспирантуре и представил диссертацию к защите.Об авторах
С. Ф Тюрин
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Email: tyurinsergfeo@yandex.ru
Ю. А Аляев
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Email: alyr1@yandex.ru
Список литературы
- Самосинхронный вычислитель для высоконадежных применений / Ю.А. Степченков, Ю.Г. Дьяченко, Ю.В. Рождественский, Н.В. Морозов, Д.Ю. Степченков // Проблемы разработки перспективных микро- и наноэлектронных систем / под общ. ред. акад. А.Л. Стемпковского. - М.: Институт проблем проектирования в микроэлектронике РАН, 2010. - С. 418-423.
- Библиотека самосинхронных элементов для технологии БМК / Ю.А. Степченков, Ю.Г. Дьяченко, Ф.И. Гринфельд, Н.В. Морозов, Л.П. Плеханов, А.Н. Денисов, О.П. Филимоненко, Ю.П. Фомин // Проблемы разработки перспективных микроэлектронных систем: сб. науч. тр. / под общ. ред. А.Л. Стемпковского. - М.: Институт проблем проектирования в микроэлектронике РАН, 2006. - С. 259-264.
- Строгонов А., Цыбин С., Городков П. Новая серия ПЛИС 5578, разработанная в рамках импортозамещения зарубежной компонентной базы // Компоненты и технологии. - 2017. - Т. 2. - № 187. - С. 46-49.
- Строгонов А., Цыбин С. Программируемая коммутация ПЛИС: взгляд изнутри [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kit-e.ru/articles/plis/2010_11_56.php (дата обращения: 16.02.2017).
- Посягин А.И., Южаков А.А. Разработка двухслойной нейронной сети для самомаршрутизирующегося аналого-цифрового преобразователя на основе нейронной сети // Электротехника. - 2013. - № 11. - С. 10-13.
- Хижняков Ю.Н., Южаков А.А. Нейронечеткий регулятор частоты газотурбинного двигателя // Приборы. - 2010. - № 5. - С. 17-21.
- Угрюмов Е.П. Цифровая схемотехника: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 782 с.
- Тюрин С.Ф., Аляев Ю.А. Дискретная математика: практическая дискретная математика и математическая логика. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 394 с.
- Тюрин С.Ф., Громов О.А., Греков А.В. Реализация цифровых автоматов в системе Quartus фирмы Altera: лаборат. практикум. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2011. - 133 с.
- Сайт разработчика National Instruments [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ni.com/multisim/ (дата обращения: 22.03.2017).
- Quartus II. Download Center [Электронный ресурс]. - URL: https://www.altera.com/downloads/download-center.html (дата обращения: 11.04.2017).
- Carl Carmichael. Triple Module Redundancy Design Techniques for Virtex FPGAs [Электронный ресурс]. - URL: https://www.xilinx.com/ support/documentation/application_notes/xapp197.pdf (дата обращения: 07.12.2016).
- Xilinx Reduces Risk and Increases Efficiency for IEC61508 and ISO26262 Certified Safety Applications. WP461 (v1.0) April 9, 2015 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.xilinx.com/support/ documentation/white_papers/wp461-functional-safety.pdf (дата обращения: 20.12.2016).
- QPro Virtex-II 1.5V Platform FPGAs. DS122 (v3.0) April 7, 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.xilinx.com/support/ documentation/data_sheets/ds122.pdf (дата обращения: 20.12.2016).
- Kharchenko V., Kondratenko Y., Kacprzyk J. (Eds.) Green IT Engineering: Concepts, Models, Complex Systems Architectures, Studies in Systems, Decision and Control. - Vol. 74. - Berlin. Heidelberg: Springer International Publishing, 2017. doi: 10.1007/978-3-319-44162-7
- Тюрин С.Ф. Радиационно-устойчивая ячейка SRAM // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. - 2014. - № 4(12). - С. 14-30.
- Хижняков Ю.Н. Нечеткое регулирование температуры теплоносителя // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. - 2016. - № 20. - С. 5-12.
- Южаков А.А., Щавлев В.Е. Моделирование нейросети с использованием возможностей объектно-ориентированных языков программирования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. - 2012. - № 6. - С. 248-256.
- Mehta Nikil. An ultra-low-energy, variation-tolerant FPGA architecture using component-specific mapping: Dissertation (Ph.D.). - California Institute of Technology, 2013. - URL: http://thesis.library.caltech.edu/ 7226/1/Nikil-Mehta-2013.pdf (дата обращения: 09.12.2016).
- Tyurin S., Kamenskih A. Green Logic: Models, Methods, Algorithms // Green IT Engineering: Concepts, Models, Complex Systems Architectures, Studies in Systems, Decision and Control / V. Kharchenko, Y. Kondratenko, J. Kacprzyk (Eds.). - Vol. 74. - Berlin, Heidelberg: Springer International Publishing, 2017. - Р. 69-86. doi: 10.1007/978-3-319-44162-7_13
Статистика
Просмотры
Аннотация - 44
PDF (Russian) - 32
Ссылки
- Ссылки не определены.