РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СКЛАДОМ

Аннотация


Проанализирована деятельность кофейни «Кофе Блэк», входящей в состав ижевской сети ресторанов общественного питания «Фуд-Сервис». Был выявлен ряд проблем, связанных со своевременной поставкой, переработкой и транспортировкой заготовочных продуктов между складскими помещениями ресторана. Также были определены основные критерии эффективной работы исследуемой кофейни. На основе выявленных критериев, а также на основе проведенного ранее анализа работы складских помещений и персонала, обслуживающего их, была разработана модель бизнес-процессов кофейни, содержащая в себе материальные и информационные потоки, а также основные элементы, отображающие товаропоток кофейни «Кофе Блэк». Далее, опираясь на созданную модель бизнес-процессов и изучив ее предметную область с происходящими в ней процессами, были разработаны ER- и UML-модели системы. Спроектированная ER-модель системы позволила выявить основной состав модулей разрабатываемой автоматизированной системы управления складами. В качестве UML-модели выступает диаграмма вариантов использования, которая представляет собой последовательность транзакций, выполняемых системой в ответ на событие, инициируемое некоторым действующим лицом. В ходе разработки модели выявлены действия проектируемой системы и потенциальные кандидаты на роль атрибутов и сущностей системы, в дальнейшем более детализированные. Полученные данные и разработанные модели будут использованы в целях создания автоматизированной системы управления складскими помещениями на примере кофейни «Кофе Блэк», что, в свою очередь, приведет к увеличению пропускной способности склада, экономии пространства складских помещений и повышению качества сервиса исследуемой кофейни.

Полный текст

За последние 10 лет политический вектор страны направлен на повышение уровня жизни среднего класса населения. Поэтому можно констатировать, что просматривается четкая тенденция по развитию малого и среднего бизнеса в сфере услуг. Ярким примером этого служит динамично развивающаяся (на сегодняшний день) ижевская сеть ресторанов «Фуд-Сервис» [1]. Кофейня «Кофе Блэк» - дочернее предприятие ресторанной сети «Фуд-Сервис», объединяющей такие кафе и рестораны, как «Солод и Хмель», KFC, «Кино», «Техас» и «Оглоблин» [2]. Дальнейший анализ области ресторанного бизнеса показал, что среди составляющих эффективной работы находятся правильная транспортировка и последующее хранение заготовочных продуктов. В связи с этим возникает необходимость в создании информационных средств, позволяющих автоматизировать работу складских помещений. Именно поэтому вопрос повышения эффективности работы за счет автоматизации бизнес-процессов склада является актуальной задачей. Развитие компьютеризации и информатизации, в частности, развитие складской логистики как области знаний и практической деятельности, позволяет разработать требуемую систему управления складскими помещениями [3, 4]. Очень важную роль в процессе проектирования и создания системы играют анализ и проектирование системы с точки зрения объектной методологии, т.е. основная идея состоит в рассмотрении предметной области и логического решения задачи с точки зрения объектов (понятий или сущностей) [5]. Для того чтобы знать, как распределятся обязанности между классами и объектами, как должны взаимодействовать объекты, какие функции выполняют конкретные классы, были разработаны ER-модель и UML-модель системы [6]. При построении объектно-ориентированных моделей программы в основу была положена информация о бизнес-процессах рассматриваемого предприятия (рис. 1). В данной диаграмме изображены ключевые объекты, отображающие поток товара, а также выделены материальные и информационные потоки. Потоки, которые размещаются на бумаге, будут называться материальными, а потоки, которые реализуются в электронном виде, - информационными [7]. Рис. 1. Модель бизнес-процессов кофейни «Кофе Блэк» ER-диаграммы удобны тем, что процесс выделения сущностей, атрибутов и связей является итерационным. Разработав первый приближенный вариант диаграмм, его можно уточнить, опрашивая экспертов предметной области. При этом документацией, в которой фиксируются результаты бесед, являются сами ER-диаграммы [8]. При разработке ER-модели в первую очередь нужно изучить предметную область и процессы, происходящие в ней. Для этого опрашиваются сотрудники фирмы, изучается документация, формы заказов, накладных и т.п. [9]. Для рассматриваемого предприятия в ходе разработки ER-модели было выявлено, что проектируемая система должна выполнять следующие действия: - хранить информацию о товарах; - хранить информацию о накладных и формах заказа; - следить за наличием товара на складе; - следить за реализацией товара; - производить расчет остатков товара на складе; - автоматически заказывать в случае необходимости товар. Потенциальными кандидатами на сущности и атрибуты при решении данных задач в ER-диаграмме будут следующие объекты: - покупатель; - реализация товара; - склад; - поставщик; - накладные. Проанализировав предприятие, было выяснено, что оно имеет несколько складских помещений, причем каждый заготовочный продукт может храниться только на определенном складе. После объединения сущностей в диаграмму нужно определить наличие атрибутов у каждого объекта. Важной особенностью, которую необходимо отметить на диаграмме, является описание следующих действий: - атрибутами каждого покупателя будут являться его фамилия, имя, отчество; - атрибутом постоянных гостей будет являться «Карта почетного гостя», которая выдается в заведении при заполнении анкеты; - каждая накладная имеет уникальный номер, дату выписки, список товаров с количеством и ценами, а также общую сумму накладной; - каждый склад имеет свое наименование. На основе полученных данных была построена ER-диаграмма (рис. 2). Диаграмма вариантов использования представляет собой последовательность действий (транзакций), выполняемых системой в ответ на событие, инициируемое некоторым внешним объектом (действующим лицом). Вариант использования описывает типичное взаимодействие между пользователем и системой. Диаграмма вариантов использования определяется в процессе обсуждения с пользователем тех функций, которые он хотел бы реализовать [10]. Диаграмма вариантов использования предусматривает действующие лица - роли, которые пользователи играют по отношению к системе. В нашем случае диаграмма вариантов использования предусматривает следующие роли: - поставщик; - покупатель; - кладовщик; - директор. Рис. 2. ER-модель системы На рис. 3 показана контекстная диаграмма вариантов использования, разработанная с помощью Case-средства StarUML. На основе разработанной модели бизнес-процессов, UML- и ER-диаграмм была создана система управления складом рассматриваемого предприятия. Затем данная системы была внедрена в работу одного из ресторанов ижевской сети «Фуд-Сервис», кофейню «Кофе Блэк». Рис. 3. Диаграмма вариантов использования В дальнейшем анализ работы кофейни показал, что внедрение созданной системы увеличивает пропускную способность склада, экономит пространство и более эффективно позволяет использовать оборудование, а также повышает производительность труда работников склада и площадей складских помещений и минимизирует затраты на хранение и транспортировку заготовочной продукции.

Об авторах

Е. С Чухланцев

Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова

В. В Максимова

Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова

Список литературы

  1. Официальный сайт сети ресторанов «Фуд-Сервис». - URL: http://www.restudm.ru (дата обращения: 04.09.2015).
  2. Офциальный сайт кофейни «Кофе Блэк». - URL: http://coffeeblack.restudm.ru (дата обращения: 04.09.2015).
  3. Чухланцев Е.С., Максимова В.В. К вопросу о выборе системы управления складом сети ресторанов // Актуальные вопросы менеджмента современной организации. - 2015. - С. 157-160.
  4. Тестова И.Н. Результаты интелектуальной деятельности: права и обязанности сторон при создании и использовании объектов интелектуальной собственности // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. - 2015. - № 2(66). - С. 64-68.
  5. Особенности внедрения системы управления складом [Электронный ресурс]. - URL: http://we-it.net/index.php/sistema-upravleniya-skladom-wms/181-vnedrenie-wms-sistemi (дата обращения: 04.09.2015).
  6. Чухланцев Е.С., Вологжанина А.А. Системы электронного документооборота как инструмент повышения эффективности работы предприятия // Актуальные вопросы менеджмента современной организации. - 2015. - С. 146-151.
  7. Тестова И.Н. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Информационные технологии управления». - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2009. - 23 с.
  8. Щенятский А.В., Чухланцев Е.С., Щекотуров И.М. Анализ возможности создания автоматизированной системы проектирования локально-вычислительных сетей // Интеллектуальные системы в производстве. - 2013. - № 1(21). - С. 195-197.
  9. Иванов В.А. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Исследование систем управления» для студентов. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. - 27 с.
  10. Титоренко Г.А. Информационные системы и технологии управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 439 с.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 48

PDF (Russian) - 29

Ссылки

  • Ссылки не определены.

© Чухланцев Е.С., Максимова В.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах