№ 31 (2019)

Статьи
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЦИФРОВОГО ФАЗОСМЕЩАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА С ПОВЫШЕННОЙ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТЬЮ ПО ВРЕМЕНИ
Сугаков В.Г., Варламов Н.С., Малышев Ю.С.

Аннотация

Функционирование судового электрооборудования тесно связано с качеством электрической энергии. Изменение частоты переменного тока в судовой электроэнергетической системе приводит к изменению режимов работы ряда электротехнических систем, в частности, к уменьшению производительности насосов и вентиляторов, к нарушению устойчивости работы генераторов и турбин электрической станции и к снижению перегрузочной способности асинхронных электродвигателей. Большое влияние изменение частоты вносит в регулирование моментов подачи на полупроводниковые вентили импульсов управления, формируемые фазосмещающими устройствами в составе системы управления выпрямителя. В результате этого происходит ухудшение показателей качества процесса регулирования и изменение статических и динамических характеристик, а также появляется возможность возникновения опасных ситуаций для технологического оборудования. Для стабилизации выходных параметров полупроводникового преобразователя разработано цифровое фазосмещающее устройство с блоком памяти, позволяющее корректировать моменты коммутации полупроводникового вентиля в зависимости от частоты переменного тока. Целью данной работы является анализ функционирования фазосмещающих устройств различных типов на основе статических и динамических характеристик относительного отклонения среднего выпрямленного напряжения в зависимости от частоты напряжения и угла управления. Для исследования предлагаемого устройства выполнен ряд опытов на основе имитационной модели в среде MatLab. Представлена обработка результатов, полученных в ходе исследования имитационной модели, предложенного цифрового фазосмещающего устройства в составе трехфазного выпрямителя с несимметричным управлением совместно с устройством-прототипом. Результаты анализа показали возможность применения разработанного устройства с устойчивостью к нестабильности изменения частоты питающей сети в составе трехфазного выпрямителя с целью уменьшения отклонения выпрямленного напряжения и плавного изменения угла управления для питания потребителей постоянного тока в судовых системах электроснабжения. Технический эффект разработанного устройства заключается в повышении разрешающей способности по времени в отличие от устройства-прототипа.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2019;(31):6-21
views
МОДЕЛИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО УПРАВЛЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЕМ С ИСТОЧНИКАМИ АКТИВНОЙ И РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ
Малышева Н.Н., Третьяков Е.А.

Аннотация

Внедрение источников генерации и регулируемых устройств компенсации реактивной мощности в распределительных электрических сетях железных дорог требует разработки новых методов группового управления напряжением, например, на основе агентного подхода. Мультиагентное управление напряжением позволяет получить новые результаты, связанные с возможностью самоорганизации агентов - активных элементов электрической сети, что приводит к повышению надежности электроснабжения и качества электроэнергии. Моделирование рассматриваемых мультиагентных систем управления на классических моделях системной динамики представляет трудности из-за сложного взаимодействия агентов ввиду их индивидуальных целей полезности, наличия логических операций и событийного характера процессов. Значительная часть публикаций по мультиагентному управлению режимами электрической сети, в том числе с элементами распределенной генерации, накопителями энергии, посвящена разработке концепций и подсистем такого управления, в которых результаты моделирования представлены по отдельным компонентам. Реализация подхода на основе сочетания традиционных методов системной динамики и агентного метода моделирования позволит решить эти проблемы. Представлены принципы координации локальных агентов источников мощности по типу «аукцион» и выражения для определения управляющих воздействий на основе чувствительности напряжений в узлах электрической сети к инъекциям мощности. Разработаны диаграммы состояний агентов для моделирования мультиагентного управления напряжением с помощью источников реактивной мощности в распределительных электрических сетях железных дорог в среде Anylogic. Выполнено моделирование управления напряжением в тестовой электрической сети при изменении параметров режима. Полученные результаты моделирования свидетельствуют об обоснованности подходов к стабилизации напряжения методами мультиагентного управления и возможности их практической реализации на базе современного оборудования.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2019;(31):22-34
views
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ЛОГИКИ ПЛИС С НОВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ
Данилова Е.Ю.

Аннотация

Программируемые логические интегральные схемы широко применяются в цифровой аппаратуре, в том числе в аппаратуре критического применения, например, в медицине, авионике, в системах управления космическими аппаратами, атомными электростанциями, в военной и специальной аппаратуре. В настоящее время количество логических элементов в наиболее передовых образцах ПЛИС приближается к десяткам миллионов. Поэтому диагностика логики ПЛИС ответственного применения является весьма актуальной задачей. Эта задача усложняется тем, что количество переменных возрастает, и сейчас уже имеются отдельные элементы, реализующие функции шести, семи и даже восьми переменных. Следует ожидать дальнейшего увеличения размерности задачи, решаемой в одном логическом элементе. Существующие методы диагностирования логики ПЛИС базируются на граничном сканировании с помощью внешней аппаратуры по стандарту IEEE 1149.1, активно внедряются встроенные средства тестирования по стандарту IEEE P1500. Как правило, используется сравнение результатов вычислений в нескольких логических элементах, и, если результаты вычислений в одном из них отличаются от результатов, например, группы их трех элементов, то делается вывод о наличии неисправности в этом отдельном элементе. Все это занимает относительно много времени. Для некоторых областей применения такой подход неприемлем. В то же время методы и средства самоконтроля, а также ускоренного тестирования проработаны не в полной мере. Это же касается особенностей диагностирования новых логических элементов так называемой «зелёной логики». Хорошо зарекомендовавшие себя генетические алгоритмы требуют доработки с учетом этих новых факторов для совершенствования встроенного тестирования ПЛИС. В статье анализируются методы и средства диагностирования логики, программируемых логических интегральных схем для высоконадёжного применения. Показывается, что контролепригодность логических элементов можно обеспечить на базе предложенных новых схемных решений и модернизированных генетических алгоритмов. Ставится задача совершенствования научно-методического аппарата диагностирования логики ПЛИС, использующей новые логические элементы, на основе генетических алгоритмов.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2019;(31):35-50
views
РАЗРАБОТКА ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ МОБИЛЬНОГО ЭНЕРГОКОМПЛЕКСА НА БАЗЕ ВИЭ В ПРОГРАММЕ MATLAB
Гордиевский Е.М., Мирошниченко А.А., Кулганатов А.З., Соломин Е.В.

Аннотация

Рассматривается проблема качественного и бесперебойного энергоснабжения децентрализованных зон Российской Федерации. На сегодняшний день эта проблема является одной из самых важных и приоритетных задач отечественной энергетики. Авторами данной статьи рассмотрен вопрос обеспечения электроэнергией таких потребителей с помощью мобильного масштабируемого энергокомплексана на базе возобновляемых источников питания. Данное решения является наиболее целесообразным. «Отдельная перспективная задача - это развитие возобновляемых источников энергии, особенно в отдалённых, труднодоступных районах нашей страны, таких как Восточная Сибирь, Дальний Восток. Для нашей обширной, самой большой в мире по территории страны с её разнообразными природными, климатическими условиями здесь открывается действительно огромная возможность», отметил В.В. Путин на международном форуме «Российская энергетическая неделя», который состоялся 3 октября 2018 г. в Москве. Основное содержание статьи направлено на создание и анализ модели мобильного энергокомплекса в программной среде MatLab. Модель энергокомплекса будет состоять из нескольких элементов: ветрогенератора, фотоэлектрических панелей, дизельной электростанции и аккумуляторных батарей, которые будут созданы при помощи блок-диаграмм. Для анализа модели были введены произвольные начальные данные: метеорологические параметры; число и емкость аккумуляторных батарей; площадь солнечных модулей; график нагрузок; мощность ветрогенератора. Теоретическим местом испытания модели был принят г. Рощино Приморского края. Результатом испытаний являются графики, снятые с осциллографов. Исследовав данные графики, можно сделать заключение, что модель построена верно. Практической значимостью разработки данной модели является не только ускорение процесса создания реальной модели мобильного энергокомплескса, но и появление возможности для разработчиков подобрать наиболее оптимальные параметры источников питания.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2019;(31):51-71
views
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН В ФАЗНЫХ ОСЯХ
Кавалеров Б.В., Кошелев В.В.

Аннотация

В статье на примере синхронного генератора рассматривается описание динамической математической модели электрической машины. Указанное математическое описание представлено в естественной трехфазной системе координат a , b , c . Показаны преимущества и недостатки такого описания. На примере синхронного генератора получена общая форма записи для произвольного элемента электрической системы. Данная форма записи получена в векторно-матричном виде. В такой общей форме записи целесообразно представить все основные элементы электрической системы (электрогенераторы, электродвигатели, элементы электрической нагрузки, линии электропередачи и др.) для того, чтобы можно было их совместно моделировать в рамках единой электрической системы. Показано, что при таком математическом описании индуктивности электрической машины зависят от положения ротора. Рассмотрены два варианта учета указанной зависимости: с помощью аналитических выражений и с помощью матричных преобразований. Современная компьютерная техника не встречает каких-либо сложностей при математическом моделировании электрических машин непосредственно в естественной трехфазной системе координат. Широкое использование преобразованной двухфазной системы координат во многом может быть объяснено традицией. Описание электрических машин в осях a , b , c выглядит особенно целесообразным при исследовании несимметричных режимов работы в электрических системах и несимметричной конструкции электрической машины. Математические модели, рассмотренные в статье, могут использоваться для изучения динамических процессов в электрических системах, в том числе несимметричных динамических процессов. На базе полученного в статье математического описания планируется создать оригинальный программный комплекс для моделирования разнообразных динамических режимов трехфазных электрических систем.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2019;(31):72-90
views
ПРИМЕНЕНИЕ ТИРИСТОРНОГО РЕГУЛЯТОРА ВОЛЬТОДОБАВОЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В РАДИАЛЬНЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ 6-10 кВ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТОКОВ МОЩНОСТИ
Кралин А.А., Крюков Е.В., Еременко В.В.

Аннотация

Переход к интеллектуальным энергосистемам является ключевой задачей российской и зарубежной энергетической индустрии. Одним из параметров интеллектуализации является способность управлять потоками мощности в электрических сетях. Это возможно реализовать с помощью устройств, позволяющих контролировать параметры и режимы работы электрической сети. Такое устройство разработано в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева. Статья посвящена исследованию эффективных областей работы тиристорного регулятора вольтодобавочного напряжения (ТРВДН) в параллельно работающих линиях электропередачи (ЛЭП), а также определению зависимости КПД системы, токовых и мощностных характеристик от значения вольтодобавочного напряжения. Наиболее удобным средством решения поставленных задач является моделирование в программном комплексе MatLab Simulink, обладающем высоким быстродействием и необходимой точностью измерений. Разработанная имитационная модель ТРВДН позволяет реализовать продольное, поперечное и продольно-поперечное регулирование напряжения. Внедрение этой модели в исследуемый участок распределительной электрической сети (РЭС) позволило провести исследования регулирования потоков мощности с помощью разработанного устройства. Была определена область стабилизации токов в параллельно работающих воздушной и кабельной линиях. Работа устройства в данной области позволяет увеличить пропускную способность ЛЭП и повысить КПД системы в целом. В программном комплексе Mathcad была разработана математическая модель ТРВДН. С помощью метода узловых потенциалов были получены зависимости различных параметров РЭС исследуемого участка. Анализ характеристик показал, что внедрение устройства в радиальную РЭС с параллельно работающими ЛЭП повысит эффективность передачи электроэнергии потребителям.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2019;(31):91-105
views
ОЦЕНКА СТОХАСТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЭКВИВАЛЕНТНЫХ ВОЗМУЩАЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЩНОСТИ ПРЯМОТОЧНОГО КОТЛА БЛОЧНОЙ ТЭС
Пигасова Н.И., Шумихин А.Г., Стафейчук Б.Г., Смирнов О.А.

Аннотация

В современных крупных энергосистемах блочные тепловые электрические станции привлекаются к регулированию частоты и мощности в нормальных и аварийных режимах. Выполнение задач управления мощностью энергоблоков в режиме регулирования параметров энергосистемы требует создания специальных систем регулирования частоты и мощности. Так как частота и мощность энергоблока взаимосвязаны, то задача поддержания частоты на заданных значениях реализуется системой регулирования мощности энергоблока. В статье проводятся анализ и оценка влияния внешних возмущающих воздействий на систему регулирования мощности прямоточного котла блочной ТЭС. На сегодняшний день система автоматического регулирования мощности рассматривалась без учета реального характера возмущающих воздействий по нагрузке, и при управлении частотой ставится проблема учета стохастических свойств возмущений энергосистемы. В режиме нормальной эксплуатации стохастические свойства эквивалентного возмущения могут быть определены по результатам вычислительного эксперимента с использованием базы данных с трендами АСУТП энергоблока. Для получения эквивалентного возмущения построены модели для канала давления острого пара для котельного агрегата и для канала мощности для турбоагрегата, а также вычислены значения математического ожидания и среднеквадратичного отклонения, автокорреляционные и спектральные функции центрированных реализаций эквивалентных возмущений. Выполнен сравнительный анализ области наиболее интенсивных частот возмущающего воздействия и резонансных частот работы регуляторов КРД и ТРМ. Предложенная методика позволяет получить вероятностную модель эквивалентного возмущения котельного агрегата и турбоагрегата в режиме нормальной эксплуатации. Модели эквивалентного возмущения могут использоваться при оценке технологической эффективности предлагаемых решений по улучшению работы системы управления мощностью энергоблока.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2019;(31):106-120
views
ИДЕНТИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Ламанова Н.Г., Плешивых А.С., Грибков И.Н., Фатыков А.И.

Аннотация

При создании современных авиационных газотурбинных двигателей отмечается значительное усложнение систем автоматического управления и контроля, а их задачи управления являются нетривиальными по множеству причин. Для решения этих задач необходима адекватная математическая модель системы автоматического управления в реальном масштабе времени. Наличие такой модели создает предпосылки для решения задач управления, а также дает возможность обеспечения информационной избыточности, которая позволяет повысить отказоустойчивость системы автоматического управления, т.е. ее способность выполнять свои функции после появления неисправностей. В статье представлены результаты анализа математической модели современной системы автоматического управления газотурбинного двигателя на одном из стационарных и одном из переходных режимов функционирования. Анализ включает рекуррентную идентификацию коэффициентов математической модели, оценивание точности идентификации и определение статистических характеристик измерительных и системных шумов. Идентификация проводилась на основе измерительной информации, полученной в результате летных испытаний авиационного газотурбинного двигателя. Применялись методы регрессионного и дисперсионного анализа. Для определения оптимальных оценок коэффициентов математической модели использовался метод наименьших квадратов в движущемся окне. Этот метод позволяет получить несмещенные оценки коэффициентов с минимальной дисперсией. Проводилась оптимизация ширины движущегося окна с целью обеспечения минимума времени запаздывания оценок сигнала выхода модели и требуемой точности идентификации на всех режимах функционирования двигателя. Точность идентификации оценивалась по коэффициенту детерминации. Результаты анализа математической модели системы автоматического управления для одного из стационарных из переходных режимов представлены в виде таблиц и графиков. Показано, что предложенный алгоритм идентификации обеспечивает выполнение требований по точности определения оценок сигналов выхода системы автоматического управления газотурбинного двигателя и времени их запаздывания.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2019;(31):121-135
views
ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА НАСТРОЙКИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА ЕГО ФАКТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
Клер А.М., Алексеюк В.Э.

Аннотация

Задачи оценивания состояния режимов работы теплоэнергетических систем и идентификации параметров математических моделей теплоэнергетического оборудования практически не нашли приемлемого решения из-за сложности объектов исследования и их математических моделей, а также в связи с отсутствием эффективных методов, алгоритмов и компьютерных программ решения необходимых математических задач. Результаты решения вышеперечисленных задач имеют важное самостоятельное значение и играют существенную роль для качественного решения проблем управления теплоэнергетическими установками, например, для оптимального распределения нагрузок между агрегатами тепловых электрических станций и оптимального управления режимами работы теплоэнергетического оборудования. Современные теплоэнергетические установки, такие как котельные агрегаты и паровые турбины, представляют собой технические системы, обладающие весьма сложными технологическими схемами, разнообразными элементным составом и режимами функционирования. Ввиду этого основными инструментами исследования теплоэнергетического оборудования являются методы математического моделирования и схемно-параметрической оптимизации. В данной работе приводится описание усовершенствованной методики идентификации (настройки) параметров математических моделей существующего теплоэнергетического оборудования. Данная методика позволяет более эффективно выявлять грубые погрешности измерений контрольных параметров, используемых для идентификации математической модели исследуемого оборудования, оценивать корректность и исправлять ошибки построения самой математической модели и повысить точность идентификации. Кроме прочего в статье обсуждается вопрос оценки точности идентификации параметров математических моделей теплоэнергетического оборудования, зависящей от точности измерений контрольных параметров, используемых для настройки модели, а также от корректности построения самой математической модели и используемой расчетной методики.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2019;(31):136-158
views
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЖИМОВ ПУСКА СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ПОНИЖЕННОЙ ЧАСТОТЕ
Буторин Г.В., Ключников А.Т., Чабанов Е.А.

Аннотация

Традиционно пуск синхронного двигателя осуществляется в асинхронном режиме с обмоткой, замкнутой на добавочное сопротивление. Все способы пуска асинхронного двигателя могут применяться для синхронного двигателя. Способ пуска двигателя зависит от его режима работы и величины момента сопротивления, действующего на валу. В статье представлены результаты исследований пуска синхронного двигателя при различных параметрах источника питания и моментах сопротивления на валу двигателя. Исследования проводились на моделях, построенных в графической среде имитационного моделирования Simulink пакета прикладных программ для решения задач технических вычислений MatLab. Это программное обеспечение позволяет моделировать и исследовать различные режимы пуска синхронного двигателя при разных величинах питающего напряжения и его частоты. Было исследовано несколько вариантов пуска синхронного двигателя с возбуждением при различных частотах порядка 2,5-10 Гц. Исследование режимов нагрузки осуществлялось после синхронного пуска двигателя с возбуждением во всем диапазоне частот. Наброс нагрузки производился через отрезок времени 0,2 с. Мощность нагрузки оставалась неизменной для различных частот. Результаты исследования представлены в виде графиков, на основе которых сделаны выводы. Проведенные исследования режима наброса нагрузки при различных частотах показали возможность синхронного пуска в диапазоне частот от 2,5 до 10 Гц. Актуальность работы заключается в том, что ее результаты и сделанные на их основе выводы позволят проектировщикам электрических машин (синхронных двигателей) упростить их проектирование и расчет, а также выявить влияние переходных процессов на исследуемый объект.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2019;(31):159-176
views
РАЗВИТИЕ АППАРАТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ НА FPGA И ASIC
Шипицин С.П., Ямаев М.И.

Аннотация

Приводится обзор реализаций нейронных сетей на программируемых логических интегральных схемах (ПЛИС) типа FPGA (Field Programmable Gate Array) и на интегральных схемах специального назначения (Application-Specific Integrated Circuit, ASIC) с 2009 по 2019 г. Приводятся преимущества и ограничения данного подхода при использовании на различных аппаратных платформах. Обозначаются причины целесообразности применения FPGA и ASIC на их основе на той или иной платформе. В частности, FPGA наилучшим образом показывают себя в маломощных мобильных системах, в то время как ASIC, будучи специализированным решением, демонстрируют наибольшую возможную производительность при, однако, слишком высокой цене разработки. Помимо этого проводится сравнение производительности нейронных сетей различных архитектур (перцептроны, свёрточные, бинаризованные, рекуррентные, а также их модификации) на базе FPGA относительно других аппаратных решений по критериям скорости обработки и энергопотребления в соотношении с ценой и простотой развёртывания. Исследуется и по итогам подтверждается высокий интерес к FPGA благодаря высокой энергоэффективности и производительности при решении ряда задач. Показано, что для реализации свёрточных нейронных сетей наилучшим образом подходят графические процессоры, тогда как для рекуррентных - FPGA. Отмечается, что при бинаризации нейронных сетей производительность вентильных матриц значительно повышается, приближаясь к производительности специализированных микросхем. Перспективным направлением последующих исследований является дальнейшее повышение производительности бинаризованных нейронных сетей, реализованных на базе FPGA, путём усовершенствования как математического аппарата, лежащего в основе сети, так и внутренней архитектуры вентильной матрицы и её логических элементов.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2019;(31):177-192
views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах