Processing gears with prefabricated grinding and polishing wheels

Abstract


This article presents the results of researching the technological capabilities of the satellite grinding operation with a combined worm wheel of various abrasive characteristics, ensuring: degree of accuracy of the gear rim 3-3-3 for a given degree of accuracy 5-4-4, roughness of the tooth profile Ra = 0.095 for a given roughness Ra ≤0.16. The objectives of the study is - to technologically ensure the requirements of accuracy and quality in the productive modes, to establish the regularities of changing the parameters of accuracy and roughness, to determine the rational modes of processing, to conduct laboratory studies of surface layer quality, to make a comparative analysis of the results obtained. Research of characteristics of a worm grinding-polishing wheel and surface layer quality parameters - roughness, residual stresses, microhardness and toothed crown microstructure are covered. The greatest compressive stresses are found on the left leg after tooth polishing and on the right leg after tooth polishing, and the smallest - during tooth polishing. The highest tensile stresses are found on the left leg after toothhoning and on the right leg after toothhoning. In general, the distribution of residual stresses on the specimens after tooth polishing is most favorable as it has the lowest tensile stresses at greater depths. It is concluded that the physical and mechanical parameters of the surface layer quality - residual stresses, microhardness and microstructure correspond to the given requirements and have a favorable character; the comparative analysis has shown that the operation of gear grinding by the combined worm wheel in comparison with toothoning reduces errors of manufacturing of a gear crown and roughness of a profile; the microstructure of the honed and polished surface does not differ, the values of residual stresses and microhardness are comparable; the application of these parameters is the same.

Full Text

Введение Сателлиты планетарных передач авиационных редукторов изготавливают по 3-5-й степеням точности, согласно ГОСТ 1643-81, с требуемой шероховатостью 0,1-0,32 мкм. Основные требования точности, предъявляемые к зубчатому венцу с числом зубьев z = 29, модулем m = 6, углом профиля α = 28°, шириной b = 48 мм, диаметром делительной окружности d = 181,1 мм, шероховатостью профиля зубьев Ra ≤ 0,16 мкм, твердостью HRC ≥ 61, приведены в табл. 1. Окончательными операциями серийного технологического процесса являются зубошлифование и зубохонингование. Зубошлифование выполняют методом обката на станке Reishauer RZ basic червячным шлифовальным кругом Norton 1_300´125´160 m = 6, a = 28° 3GG 3NQW80J8VS3 63 м/с. Время настройки станка, правки круга и зубошлифования составляет 139,4 мин. Зубохонингование выполняют на станке 5Б913 алмазным эластичным зубчатым хоном с характеристикой рабочего слоя: связка Р18, марка зерна АСМ, зернистость 28/20, концентрация алмазного порошка 100 %. Время настройки станка, правки и контроля хона и зубохонингования составляет 102,38 мин. На операции зубошлифования достигается заданная степень точности, а на операции зубохонингования обеспечивается шероховатость профиля зубьев Ra ≤ 0,16 мкм. Суммарное время обработки окончательных операций обработки зубчатого венца составляет 241,78 мин. Таблица 1 Основные требования точности, предъявляемые к зубчатому венцу Наименование параметра Обозначение по ГОСТ 1643-81, (DIN 3962-78) Значение по чертежу, мкм Нормы кинематической точности -5- Накопленная погрешность шага колеса Fp ≤25 Радиальное биение зубчатого венца Fr ≤25 Нормы плавности работы -4- Погрешность профиля зуба Fa ≤6 Отклонение шага fp ≤5 Нормы контакта зубьев -4- Погрешность направления зуба Fb ≤8 Модификация головки зуба fKo 36-26 Труды таких ученых, как Э.Л. Айрапетов, Д.Т. Бабичев, Э.Б. Вулгаков, В.А. Гавриленко, С.Н. Калашников, В.Н. Кудрявцев, Ф.Л. Литвин, Н.Н. Марков, Г.Г. Овумян, Б.А. Тайц, Н.Ф. Хлебалин, Г.И. Шевелева, М.Л. Фингер и других, свидетельствуют, что эксплуатационные параметры зубчатых передач в значительной степени зависят от технологии изготовления зубчатых колес [1, 2]. При этом важное значение отводится экономической эффективности используемых технологических процессов [3-5]. Анализ литературы и опыт предприятий доказывают, что операция зубошлифования является наиболее производительной окончательной операцией для обработки зубчатого венца [6-8]. Обкатное зубошлифование при непрерывном делении позволяет не только существенно снизить погрешности зубчатого венца, но обеспечивает стабильность получаемой точности [9, 10]. Операция зубохонингования позволяет повысить долговечность и контактную выносливость за счет снятия тонких слоев материала на малопроизводительных режимах, при которых наводятся благоприятные остаточные напряжения и снижается шероховатость [11]. Однако с учетом проблем, связанных с нестабильностью качества алмазного эластичного хона, значительной трудоемкостью наладки станка и правки алмазного хона [12-22], ставится цель исследования - обеспечить качество и точность зубчатого венца сателлитов на операции зубошлифования с помощью комбинированного шлифовально-полировального червячного круга при повышении стабильности и производительности обработки. При обеспечении заданной точности и качества поверхностного слоя можем предположить, что эксплуатационные параметры зубчатой передачи не ухудшатся1 [23-26]. Задачи исследования заключаются в следующем: технологически обеспечить требования точности и качества на производительных режимах, установить закономерности изменения параметров точности и шероховатости, определить рациональные режимы обработки, провести лабораторные исследования качества поверхностного слоя, сделать сравнительный анализ полученных результатов. Методика экспериментальных исследований Экспериментальный технологический процесс совмещенного зубошлифования и зубополирования проводился методом обката на станке Reishauer RZ basic комбинированным червячным кругом Reishauer AG 1_275´125´160 m = 6, a = 28° A80 G 8 V 0167/EK800 72 м/с (рис. 1, а). Шлифовальная часть круга (рис. 1, б) состоит из электрокорунда нормального с размерами зерна 150-200 мкм, весьма мягкой твердостью, средней структурой № 8, керамической связкой, максимально допустимая скорость шлифования 72 м/с. Полировальная часть круга (рис. 1, в) состоит из электрокорунда белого EK800 с размерами зерна 10-20 мкм на вспененной полиуретановой связке, обеспечивающей полирующий эффект. Установлена структура полировальной части при помощи сканирующего электронного микроскопа TESCAN MIRA3: на специальную подложку из токопроводящего покрытия нанесен образец и помещен в вакуумную камеру. На рис. 2 приведены фотографии с прибора. Принцип работы червячного комбинированного круга изображен на рис. 3 и заключается в снятии основного припуска шлифовальной частью при обеспечении заданной точности. Полировальная часть комбинированного круга срезает вершины оставшихся микронеровностей, а б в Рис. 1. Структура шлифовальной части (а); общий вид комбинированного червячного круга (б); структура полировальной части (в) а б в Рис. 2. Микроструктура полировальной части комбинированного круга: а - размеры пор; б, в - размеры зерен Рис. 3. Моделирование резания комбинированным кругом обеспечивая заданную шероховатость. Время наладки станка, правки комбинированного червячного круга и совмещенной операции зубошлифования и зубополирования составляет 150 мин, что на 10,6 мин длительнее серийной операции зубошлифования. Применение комбинированного круга позволяет исключить трудоемкие операции правки и контроля алмазного зубчатого хона, доводочную операцию хонингования зубчатого венца, тем самым общее снижение времени составляет 91,78 мин. Следовательно, производительность окончательной обработки зубчатого венца увеличилась в 1,6 раза. Стратегия обработки, опробованные режимы резания, полученные на них параметры точности и шероховатости представлены в предшествующих работах. Погрешности профиля зубьев измеряли на координатно-измерительной машине Klingelnberg Р-40, измерение шероховатости проводили на профилометре МАHRSurf M300C. Для сравнения микроструктуры и микротвердости зубчатых венцов, обработанных по серийному и экспериментальному технологическим процессам, вырезались зубья-образцы на электроэрозионном станке. Металлографические исследования микрошлифов осуществлены на оптическом инвертированном микроскопе Axivert 40 MAT. Оценка микротвердости проведена методом восстановленного отпечатка по шкале Виккерса с помощью микротвердомера MICROMET 5104. Исследование остаточных напряжений проведено разрушающим методом Н.Н. Давиденкова на установке ПИОН-2 по методике ПИ 1.4.804-84 (НИАТ - 1985 г.) электроэрозионным способом согласно схеме, изображенной на рис. 4. Результаты исследований Из рис. 5 видно, что погрешности геометрических параметров после зубополирования комбинированным червячным кругом меньше, чем после зубохонингования. Особенно заметным является разрыв по параметрам Fa и Fb. Снижение погрешности профиля и направления почти в 2 раза позволяет предположить, что эксплуатационные характеристики зубчатой передачи по нормам плавности и контакта также возрастут. В целом повышение точности объясняется снижением шероховатости поверхности профиля зуба до 0,095 мкм и исключением погрешности правки алмазного хона. Сателлиты, обработанные по серийному и экспериментальному технологическим процессам, прошли контроль на отсутствие шлифовочных прижогов. Результаты исследований показали, что после операций зубошлифования, зубополирования, зубохонингования микроструктура цементированного слоя является удовлетворительной, состоит из высокоуглеродистого мелкоигольчатого мартенсита (рис. 6, б). Микроструктура сердцевины стали 18Х2Н4АШ удовлетворительная, состоит из низкоуглеродистого мелкоигольчатого мартенсита (рис. 6, в). Рис. 4. Схема вырезки образцов для измерения остаточных напряжений: Г - головка, Н - ножка, Л - левая, П - правая сторона Рис. 5. Результаты измерения параметров точности и шероховатости зубчатого венца при различных способах обработки а б в Рис. 6. Микроструктура образцов: а - общий вид; б - микроструктура цементированного слоя; в - микроструктура пограничной зоны Рис. 7. Распределение значений микротвердости цементированной поверхности Распределение значений микротвердости образцов после газовой цементации и последующей механической обработки по серийному технологическому и экспериментальному процессам приведено на рис. 7. Несущественный разброс значений микротвердости в пределах одного образца обусловлен неоднородностью нанесения покрытия и погрешностью измерения. Перепад значений твердости образцов, обработанных по разным процессам, ожидаем, так как детали проходили химико-термическую обработку в разных партиях. Характер распределения остаточных напряжений по глубине поверхностного слоя после зубополирования и зубохонингования приведен на рис. 8. В поверхностном слое зубьев на глубине до 10-15 мкм заложены сжимающие напряжения, переходящие в растягивающие. Существенной разницы по величине и характеру распределения остаточных напряжений между образцами головки и ножки зубьев левой и правой сторон не выявлено. Наибольшие сжимающие напряжения обнаружены на левой ножке после зубополирования и на правой ножке после зубохонингования, а наименьшие - при зубошлифовании. Наибольшие растягивающие напряжения обнаружены на левой ножке после зубохонингования. В целом распределение остаточных напряжений на образцах после зубополирования наиболее благоприятно, так как имеет минимальные растягивающие напряжения на большей глубине. Выводы и заключение В результате исследования технологических возможностей операции зубошлифования сателлита комбинированным шлифовально-полировальным червячным кругом установлено следующее: 1) достигнута степень точности 3-3-3 при заданной 5-4-4, достигнута шероховатость Ra = 0,095 мкм при заданной Ra = 0,16 мкм; 2) физико-механические параметры качества поверхностного слоя - остаточные напряжения, микротвердость и микроструктура - соответствуют заданным требованиям и носят благоприятный характер; Рис. 8. Распределение остаточных напряжений по глубине 3) сравнительный анализ показал, что операция зубошлифования комбинированным червячным кругом, по сравнению с зубохонингованием, снижает погрешности изготовления зубчатого венца и шероховатость профиля; 4) микроструктура хонингованной и полированной поверхностей не отличается, величины остаточных напряжений и микротвердости соизмеримы. Таким образом, применение совмещенной технологии окончательной обработки зубчатого венца обеспечивает заданную точность и качество поверхностного слоя при увеличении производительности в 1,6 раз. Статья подготовлена в рамках освоения курса повышения квалификации преподавателей «Профессионально-ориентированный английский язык для научно-педагогических работников Пермского национального исследовательского университета по направлениям “Машиностроение” и “Технологии материалов”». Авторы выражают благодарность ПНИПУ за повышение квалификации по дополнительному профессиональному образованию.

About the authors

V. F Makarov

Perm National Research Polytechnic University

N. A Vorozhtsova

Perm National Research Polytechnic University

M. V Pesin

Perm National Research Polytechnic University

References

  1. Авиационные зубчатые передачи и редукторы: справ. / под ред. Э.Б. Вулгакова. - М:. Машиностроение, 1981. - 374 с.
  2. Бабичев А.П., Бабичев И.А. Основы вибрационной технологии / ИЦ ДГТУ. - Ростов н/Д, 2008. - 694 с.
  3. Безъязычный В.Ф., Водолагин А.Л. Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств деталей машин и явление технологической наследственности: учеб. пособие. - Рыбинск, 2011. - 87 с.
  4. Безъязычный В.Ф., Водолагин А.Л. Исследование влияния технологических условий обработки на эксплуатационные свойства деталей машин с учетом технологической наследственности // Вестник РГАТА. - 2008. - № 1. - С. 15-20.
  5. Направленное формирование свойств изделий машиностроения / А.С. Васильев, А.М. Дальский, Ю.М. Золотаревский, А.И. Кондаков; под ред. А.И. Кондакова. - М.: Машиностроение, 2005. - 352 с.
  6. Васильев А.С. Статистическая модель трансформации свойств изделий в технологических средах // Вестник МГТУ. Машиностроение. - 1997. - № 4. - С. 13-20.
  7. Применение различных методов упрочняющей обработки деталей с целью повышения сопротивления усталостному разрушению / А.С. Горбунов, В.Ф. Макаров, С.П. Никитин, М.В. Песин // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. - 2017. - № 9 (204). - С. 28-31.
  8. Горбунов А.С., Макаров В.Ф. Влияние последовательности обработки спирально-конических шестерен на распределение остаточных напряжений и величину наклепа поверхностного слоя зубьев // Технология машиностроения. - 2012. - № 3. - С. 9-12.
  9. Горбунов А.С., Макаров В.Ф., Ворожцова Н.А. Формирование параметров качества поверхностного слоя зубьев спирально-конических шестерен с учетом влияния технологической наследственности // Наукоемкие технологии в машиностроении. - 2015. - № 4 (46). - С. 40-47.
  10. Горбунов А.С., Макаров В.Ф., Ворожцова Н.А. Современные методы исследования наследственных технологических остаточных напряжений зубьев спирально-конических шестерен и их взаимосвязи с усталостной прочностью // Справочник. Инженерный журнал. - 2015. - № 10 (223). - С. 56-61.
  11. Макаров В.Ф., Ворожцова Н.А., Горбунов А.С. Повышение усталостной прочности спирально-конических зубьев шестерен // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Аэрокосмическая техника. - 2015. - № 3 (42). - С. 114-131.
  12. Макаров В.Ф., Горбунов А.С. Исследование влияния технологической наследственности при обработке зубьев шестерен на качество поверхностного слоя и усталостную прочность // Надежность и качество: тр. междунар. симп. - 2013. - Т. 2. - С. 158-161.
  13. Дальский А.М. Аналитическое и графическое описание механизма технологического наследования // Вестник МГТУ. Машиностроение. - 1996. - № 3. - С. 29-35.
  14. Елисеев Ю.С., Крымов В.В., Нежурин И.П Производство зубчатых колес газотурбинных двигателей. - М.: Высш. шк., 2001. - 496 с.
  15. Зинченко В.М. Инженерия поверхности зубчатых колес методами химико-термической обработки. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 303 с.
  16. Калашников А.С. Технология изготовления зубчатых колес. - М.: Машиностроение, 2004. - 480 с.
  17. Киричек А.В., Федонин О.Н., Петрешин Д.И. Технологическое повышение эксплуатационных свойств деталей машин // Наукоемкие технологии в машиностроении. - 2018. - № 4 (82). - С. 43-48.
  18. Киричек А.В., Соловьев Д.Л., Силантьев С.А. Технология комбинированного упрочнения волной деформации и цементацией конструкционных низколегированных сталей // Наукоемкие технологии в машиностроении. - 2017. - № 8 (74). - С. 30-35.
  19. Кузнецов Н.Д., Цейтлин В.И., Волков В.И. Технологические методы повышения надежности деталей машин: справ. - М.: Машиностроение, 1993. - 304 с.
  20. Мамонтов В.А., Рубан А.Р. Влияние шероховатости впадин и переходных поверхностей зубьев колес, упрочняемых цементацией, на характеристики выносливости // Вестник АГТУ. - 2006. - № 2 (31). - С. 242-245.
  21. Макаров В.Ф. Оптимизация протягивания труднообрабатываемых материалов: моногр. - Старый Оскол: ТНТ, 2014. - 440 с.
  22. Макаров В.Ф. Современные методы высокоэффективной абразивной обработки жаропрочных сталей и сплавов. - СПб.: Лань, 2013. - 320 с.
  23. Одинцов Л.Г. Упрочнение и отделка деталей поверхностным пластическим деформированием. - М.: Машиностроение, 1987. - 356 с.
  24. Перов Э.Н., Евсин Е.А. Рациональные статистические методы обеспечения качества / Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 1986. - 113 с.
  25. Смелянский В.М. Механика упрочнения деталей поверхностным пластическим деформированием. - М.: Машиностроение, 2002. - 300 с.
  26. Смелянский В.М., Блюменштейн В.Ю. Концепция инженерии поверхностного слоя в категориях пластичности и технологического наследования // Справочник. Инженерный журнал. - 2001. - № 4. - С. 17-20.
  27. Старков В.К. Шлифование высокопористыми кругами. - М.: Машиностроение, 2007. - 688 с.
  28. Сулима А.М., Носков А.А., Серебряков Г.З. Основы технологии производства газотурбинных двигателей. - М.: Машиностроение, 1996. - 408 с.
  29. Суслов А.Г., Безъязычный В.Ф., Памфилов Ю.В. Инженерия поверхности деталей / под ред. А.Г. Суслова. - М.: Машиностроение, 2008. - 260 с.
  30. Суслов А.Г., Михайлов А.Н. Разработка наукоемких функционально-ориентированных технологий в машиностроении // Наукоемкие технологии в машиностроении / под ред. А.Г. Суслова. - М.: Машиностроение, 2012. - 528 с.
  31. Тамаркин М.А., Тищенко Э.Э., Друппов В.В. Формирование параметров качества поверхностного слоя при центробежно-ротационной обработке в среде абразива // Упрочняющие технологии и покрытия. - 2007. - № 10. - С. 19-24.
  32. Тамаркин М.А., Мельников А.С. Инженерное обеспечение качества машин: монография / ДГТУ. - Ростов-н/Д, 2011. - 231 с.
  33. Технологическая наследственность в машиностроительном производстве / А.М. Дальский, Б.М. Базров, А.С. Васильев [и др.]; под ред. А.М. Дальского. - М.: Изд-во МАИ, 2000. - 364 с.
  34. Колмогоров Г.Л., Кузнецова Е.В., Тиунов В.В. Технологические остаточные напряжения и их влияние на долговечность и надежность металлоизделий. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 226 с.
  35. Шапочкин В.И., Семенова Л.М., Малыхин А.Т. Повышение долговечности деталей при высокотемпературной нитроцементации с повышенным азотным потенциалом // Двигателестроение. - 1983. - № 1. - C. 37-38.
  36. Шевелева Г.И. Теория формообразования и контакта движущихся тел. - М.: Станкин, 1999. - 494 с.
  37. Ящерицин П.И., Фельдштейн Б.Э., Корниевич М.А. Теория резания: учеб. - Минск: Новое знание, 2005. - 511 с.
  38. David W. Application of laser peen process to turbin engine components // Air Force Researcgh Loboratory. 10th Conference HCF. - 2005.
  39. Stadtfeld H.J., Rochester N.Y. The optimal high speed cutting of bevel gears. - USA, 2006. - 26 p.
  40. Butler T., Kerner K. Us army researcgh laboratory // 9th conference HCF. - 2004.

Statistics

Views

Abstract - 28

PDF (Russian) - 23

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies