СодерЖание модулей и этапов реализации системы профессионального воспитания в основных образовательных программах
- Авторы: Селезнева А.В.1
- Учреждения:
- Пермский национальный исследовательский политехнический университет
- Выпуск: Том 14, № 4 (2012)
- Страницы: 123-128
- Раздел: СТАТЬИ
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/mm/article/view/3375
- DOI: https://doi.org/10.15593/.v14i4.3375
- Цитировать
Аннотация
Представлено содержание модулей и этапов реализации системы профессионального воспитания. Разработана модель структурно-динамической взаимосвязи элементов системы профессионального воспитания. Модель ориентирована на студентов технических специальностей.
Полный текст
На сегодняшний день узкопрофессиональная подготовка вступает в противоречие с современными требованиями к выпускнику технического вуза. Российскому обществу, вставшему на путь развития, нужны высокообразованные, предприимчивые, мобильные люди, способные к сотрудничеству, оперативному решению поставленных нестандартных задач, обладающие развитым чувством ответственности. В связи с этим предъявляются новые требования к содержанию подготовки будущих технических специалистов. Современный процесс обучения студентов, подразумевающий предметную подготовку, в соответствии с ФГОС ВПО нового поколения должен быть неразрывно связан с воспитанием. Сегодня, говоря о воспитании, подразумевают различные виды внеаудиторной, самостоятельной, внеучебной и общественной деятельности, которые образуют как образовательное, так и воспитательное пространство в вузе. Однако реализация воспитания проблематична в современной ситуации. С одной стороны, в студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, демонстрирующих широту своих взглядов, способность выбирать свой стиль жизни, поведения, встраиваться в профессиональную деятельность еще в процессе обучения в вузе, активно участвовать в политических делах на благо России. С другой стороны, кризисные условия формируют у студентов кризисное сознание, вызванное политической неопределенностью и нестабильностью, что выражается в неудовлетворенности образовательной политикой, условиями жизни, материально-технической базой вузов. В настоящее время в университетах страны созданы серьезные предпосылки для реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения [1]. В ПНИПУ разработан макет основной образовательной программы (ООП), в котором требуется описать характеристики социокультурной среды для формирования общекультурных компетенций. Как известно из ФГОС ВПО, результатом обучения являются сформированные у студентов профессиональные и общекультурные компетенции. Модель компетенции включает в себя не только способность применять сформированные знания умения, владения, но и личностные и профессионально важные качества. Нам представляется, что социокультурная среда факультета, как часть воспитательной среды вуза, должна быть преобразована в соответствии с современными требованиями. Благодаря этому создаются предпосылки для профессионального становления будущих выпускников. Профессиональное воспитание будет способствовать формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций у студентов [2]. Целью преобразования социокультурной среды факультета является создание условий для личностного развития, профессионального воспитания и становления учащихся высших учебных заведений. Важным компонентом в профессиональном воспитании выступает метод. Состояние этой деятельности определяется выбором методов. Использованию метода моделирования и разработке ключевых аспектов применения моделирования в педагогике посвящены труды отечественных ученых: Н.Р. Аксенова, Л.И. Уемова, Н.В. Кузьминой, А.М. Коршунова и др. В нашей работе мы опираемся на определение В.А. Штоффа: модель – это мысленно представляемая и материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что изучение дает новую информацию об ее объекте [3]. Моделирование помогает определить множество процессов, условий, факторов, взаимосвязей. Разработка обобщенной абстрактной модели (аналога) позволяет реалистично отразить изучаемые свойства и воспроизвести закономерности и структуру взаимосвязей элементов модели. При разработке модели нами были учтены потребности личности студента в качественном образовании, социально-экономические и культурные условия региона, государственный и социальный заказ общества и работодателей. Представим разработанную схему (модель) структурно-динамической взаимосвязи элементов системы профессионального воспитания, ориентированную на студентов технических специальностей (рисунок). Схема содержит описание и содержание следующих семи блоков: 1) теоретические подходы к проектированию системы профессионального воспитания: личностно-деятельностный, системный, компетентностный, индивидуальный, кластерный, культурно-антропологический, синергетический [4]; 2) теоретические основы профессионального воспитания: категория, процесс, условия, механизм, методика, направления; 3) база для проектирования содержания профессионального воспитания: перечень компетенций из ФГОС ВПО, основная образовательная программа, паспорт компетенции, компетентностная модель выпускника, характеристика квалификации, принципы; 4) организационно-педагогические условия профессионального воспитания: – характеристики социокультурной среды на факультете: ценностная, правовая, инновационная, информационно-коммуникационная, высокоинтеллектуальная; – методика реализации модели профессионального воспитания, направленной на формирование компетенций студентов, профессионально важных качеств и конкурентоспособности выпускника на рынке труда; – эффективные формы организации воспитательной деятельности с учетом приоритетных направлений профессионального воспитания; – профессионально-образовательный кластер, объединяющий вуз, работодателей и партнеров с целью гармонизации требований и возможностей всех сторон; 5) педагогические технологии профессионального воспитания: концепция профессионального воспитания, программа курса практико-ориентированного тренинга для студентов технических специальностей. 6) диагностико-аналитический блок: критерии и показатели результативности и эффективности профессионального воспитания: анкеты, тесты, отчеты, презентации. 7) результат: сформированные цели, ценности, интересы, наличие системы знаний, умений и владений и профессионально важных качеств личности специалиста для успешного выполнения поставленных задач. Рис. Структурно-динамическая взаимосвязь элементов системы профессионального воспитания, ориентированной на студентов технических специальностей Модульный подход к реализации системы профессионального воспитания студентов технических специальностей позволяет обеспечить высокую технологичность включения студентов в активную деятельность. Технология подготовки студентов включает в себя следующие модули: организационно-подготовительный, аналитико-поисковый, проектно-реализационный и оценочно-рефлексивный. Реализация системы профессионального воспитания означает последовательную работу над каждым модулем и выполнение задач на всех этапах: Модуль 1. Организационно-подготовительный модуль Этап 1 Этап 2 Этап 3 Осмысление понятия «профессиональное воспитание» как категории научного исследования в рамках гуманитарного интегративного пространства Подготовка к созданию проекта факультета по преобразованию факультетской среды на основе ценностей будущего специалиста Организация проектно-исследовательских групп из числа студентов механико-технологического факультета Модуль 2. Аналитико-поисковый Этап 1 Этап 2 Этап 3 Анализ изменения образовательной факультетской среды в контексте формирования общекультурных и профессиональных компетенций Изучение важности формирования совокупности компетенций, направленных на формирование профессионального самосознания Анализ проявления компетентности в сознании и поведении обучающихся факультета в зависимости от направления деятельности Модуль 3. Проектно-реализационный Этап 1 Этап 2 Этап 3 Ознакомление проектно-исследовательских групп с сущностью системы профессионального воспитания и направлениями деятельности Выбор направления деятельности и разработка индивидуальных проектов и конкретных мероприятий в проектно-исследовательских группах Реализация мероприятий, презентация и защита индивидуальных проектов Модуль 4. Оценочно-рефлексивный Этап 1 Этап 2 Этап 3 Систематизация результатов, оценка эффективности реализации проектов Анализ результативности проектно-исследовательских групп Анализ и оценка личностных и профессиональных достижений студентов. Динамика изменений Реализация системы профессионального воспитания создает условия для утверждения профессиональных ценностей будущего специалиста, включения студента в интегративное гуманитарное пространство и моделирования облика успешного выпускника технического вуза, способного разработать свою «технологию успеха». К ожидаемым научным результатам исследования по реализации системы профессионального воспитания в техническом вузе на механико-технологическом факультете отнесены: – рост личностной и профессиональной компетентности будущих технических специалистов; – достижение современного качества образования, основанного на применении компетентностно-ориентированных педагогических технологий; – повышение удовлетворенности заинтересованных сторон (студенты, преподаватели, работодатели, родители) качеством образовательных услуг; – развитие внутрифакультетской среды и углубление связей факультета с социокультурной средой Пермского края, города, общественных и других организаций.Об авторах
Алевтина Владимировна Селезнева
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Email: msi@pstu.ru
614990, г. Пермь, Комсомольский пр., 29 старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Список литературы
- Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / Исслед. центр. проблем качества подготовки специалистов. – М., 2005. – 114 с.
- Патралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Профессиональное воспитание учащихся: курс лекций / науч. ред. И.П. Кузьмин; Всерос. ин-т повышения квалификации инж.-пед. работников и специалистов проф.-техн. образования. – СПб., 1994. – 88 с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. – М.; Л.: Наука, 1966. – 302 с.
- Селезнева А.В. Анализ подходов к проектированию воспитательной системы на механико-технологическом факультете // Вестник ПНИПУ. Машиностроение, материаловедение. – Пермь, 2012. – Т. № 14, № 2. – С. 95–100.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 55
PDF (Russian) - 18
Ссылки
- Ссылки не определены.