THE PROJECTING OF PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM IN BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS

Abstract


At the article the content of modules and the phases of the professional education system are presented. The model of structure-dynamic interrelation of elements of professional education system is developed. The model focuses on students of technical specialties.

Full Text

На сегодняшний день узкопрофессиональная подготовка вступает в противоречие с современными требованиями к выпускнику технического вуза. Российскому обществу, вставшему на путь развития, нужны высокообразованные, предприимчивые, мобильные люди, способные к сотрудничеству, оперативному решению поставленных нестандартных задач, обладающие развитым чувством ответственности. В связи с этим предъявляются новые требования к содержанию подготовки будущих технических специалистов. Современный процесс обучения студентов, подразумевающий предметную подготовку, в соответствии с ФГОС ВПО нового поколения должен быть неразрывно связан с воспитанием. Сегодня, говоря о воспитании, подразумевают различные виды внеаудиторной, самостоятельной, внеучебной и общественной деятельности, которые образуют как образовательное, так и воспитательное пространство в вузе. Однако реализация воспитания проблематична в современной ситуации. С одной стороны, в студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, демонстрирующих широту своих взглядов, способность выбирать свой стиль жизни, поведения, встраиваться в профессиональную деятельность еще в процессе обучения в вузе, активно участвовать в политических делах на благо России. С другой стороны, кризисные условия формируют у студентов кризисное сознание, вызванное политической неопределенностью и нестабильностью, что выражается в неудовлетворенности образовательной политикой, условиями жизни, материально-технической базой вузов. В настоящее время в университетах страны созданы серьезные предпосылки для реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения [1]. В ПНИПУ разработан макет основной образовательной программы (ООП), в котором требуется описать характеристики социокультурной среды для формирования общекультурных компетенций. Как известно из ФГОС ВПО, результатом обучения являются сформированные у студентов профессиональные и общекультурные компетенции. Модель компетенции включает в себя не только способность применять сформированные знания умения, владения, но и личностные и профессионально важные качества. Нам представляется, что социокультурная среда факультета, как часть воспитательной среды вуза, должна быть преобразована в соответствии с современными требованиями. Благодаря этому создаются предпосылки для профессионального становления будущих выпускников. Профессиональное воспитание будет способствовать формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций у студентов [2]. Целью преобразования социокультурной среды факультета является создание условий для личностного развития, профессионального воспитания и становления учащихся высших учебных заведений. Важным компонентом в профессиональном воспитании выступает метод. Состояние этой деятельности определяется выбором методов. Использованию метода моделирования и разработке ключевых аспектов применения моделирования в педагогике посвящены труды отечественных ученых: Н.Р. Аксенова, Л.И. Уемова, Н.В. Кузьминой, А.М. Коршунова и др. В нашей работе мы опираемся на определение В.А. Штоффа: модель – это мысленно представляемая и материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что изучение дает новую информацию об ее объекте [3]. Моделирование помогает определить множество процессов, условий, факторов, взаимосвязей. Разработка обобщенной абстрактной модели (аналога) позволяет реалистично отразить изучаемые свойства и воспроизвести закономерности и структуру взаимосвязей элементов модели. При разработке модели нами были учтены потребности личности студента в качественном образовании, социально-экономические и культурные условия региона, государственный и социальный заказ общества и работодателей. Представим разработанную схему (модель) структурно-динамической взаимосвязи элементов системы профессионального воспитания, ориентированную на студентов технических специальностей (рисунок). Схема содержит описание и содержание следующих семи блоков: 1) теоретические подходы к проектированию системы профессионального воспитания: личностно-деятельностный, системный, компетентностный, индивидуальный, кластерный, культурно-антропологический, синергетический [4]; 2) теоретические основы профессионального воспитания: категория, процесс, условия, механизм, методика, направления; 3) база для проектирования содержания профессионального воспитания: перечень компетенций из ФГОС ВПО, основная образовательная программа, паспорт компетенции, компетентностная модель выпускника, характеристика квалификации, принципы; 4) организационно-педагогические условия профессионального воспитания: – характеристики социокультурной среды на факультете: ценностная, правовая, инновационная, информационно-коммуникационная, высокоинтеллектуальная; – методика реализации модели профессионального воспитания, направленной на формирование компетенций студентов, профессионально важных качеств и конкурентоспособности выпускника на рынке труда; – эффективные формы организации воспитательной деятельности с учетом приоритетных направлений профессионального воспитания; – профессионально-образовательный кластер, объединяющий вуз, работодателей и партнеров с целью гармонизации требований и возможностей всех сторон; 5) педагогические технологии профессионального воспитания: концепция профессионального воспитания, программа курса практико-ориентированного тренинга для студентов технических специальностей. 6) диагностико-аналитический блок: критерии и показатели результативности и эффективности профессионального воспитания: анкеты, тесты, отчеты, презентации. 7) результат: сформированные цели, ценности, интересы, наличие системы знаний, умений и владений и профессионально важных качеств личности специалиста для успешного выполнения поставленных задач. Рис. Структурно-динамическая взаимосвязь элементов системы профессионального воспитания, ориентированной на студентов технических специальностей Модульный подход к реализации системы профессионального воспитания студентов технических специальностей позволяет обеспечить высокую технологичность включения студентов в активную деятельность. Технология подготовки студентов включает в себя следующие модули: организационно-подготовительный, аналитико-поисковый, проектно-реализационный и оценочно-рефлексивный. Реализация системы профессионального воспитания означает последовательную работу над каждым модулем и выполнение задач на всех этапах: Модуль 1. Организационно-подготовительный модуль Этап 1 Этап 2 Этап 3 Осмысление понятия «профессиональное воспитание» как категории научного исследования в рамках гуманитарного интегративного пространства Подготовка к созданию проекта факультета по преобразованию факультетской среды на основе ценностей будущего специалиста Организация проектно-исследовательских групп из числа студентов механико-технологического факультета Модуль 2. Аналитико-поисковый Этап 1 Этап 2 Этап 3 Анализ изменения образовательной факультетской среды в контексте формирования общекультурных и профессиональных компетенций Изучение важности формирования совокупности компетенций, направленных на формирование профессионального самосознания Анализ проявления компетентности в сознании и поведении обучающихся факультета в зависимости от направления деятельности Модуль 3. Проектно-реализационный Этап 1 Этап 2 Этап 3 Ознакомление проектно-исследовательских групп с сущностью системы профессионального воспитания и направлениями деятельности Выбор направления деятельности и разработка индивидуальных проектов и конкретных мероприятий в проектно-исследовательских группах Реализация мероприятий, презентация и защита индивидуальных проектов Модуль 4. Оценочно-рефлексивный Этап 1 Этап 2 Этап 3 Систематизация результатов, оценка эффективности реализации проектов Анализ результативности проектно-исследовательских групп Анализ и оценка личностных и профессиональных достижений студентов. Динамика изменений Реализация системы профессионального воспитания создает условия для утверждения профессиональных ценностей будущего специалиста, включения студента в интегративное гуманитарное пространство и моделирования облика успешного выпускника технического вуза, способного разработать свою «технологию успеха». К ожидаемым научным результатам исследования по реализации системы профессионального воспитания в техническом вузе на механико-технологическом факультете отнесены: – рост личностной и профессиональной компетентности будущих технических специалистов; – достижение современного качества образования, основанного на применении компетентностно-ориентированных педагогических технологий; – повышение удовлетворенности заинтересованных сторон (студенты, преподаватели, работодатели, родители) качеством образовательных услуг; – развитие внутрифакультетской среды и углубление связей факультета с социокультурной средой Пермского края, города, общественных и других организаций.

About the authors

Alevtina Vladimirovna Selezneva

Perm national research polytechnic university

Email: msi@pstu.ru
614990, Perm, Komsomolsky av., 29 senior lecturer, Perm National Research Polytechnical University

References

  1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / Исслед. центр. проблем качества подготовки специалистов. – М., 2005. – 114 с.
  2. Патралов Б.С., Гейжан Н.Ф. Профессиональное воспитание учащихся: курс лекций / науч. ред. И.П. Кузьмин; Всерос. ин-т повышения квалификации инж.-пед. работников и специалистов проф.-техн. образования. – СПб., 1994. – 88 с.
  3. Штофф В.А. Моделирование и философия. – М.; Л.: Наука, 1966. – 302 с.
  4. Селезнева А.В. Анализ подходов к проектированию воспитательной системы на механико-технологическом факультете // Вестник ПНИПУ. Машиностроение, материаловедение. – Пермь, 2012. – Т. № 14, № 2. – С. 95–100.

Statistics

Views

Abstract - 21

PDF (Russian) - 6

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies