Том 21, № 1 (2019)

СТАТЬИ
Практика использования электронно-лучевых технологий сварки, упрочнения и наплавки защитных покрытий в вакууме на предприятиях оборонно-промышленного комплекса
Радченко М.В., Шевцов Ю.О., Радченко Т.Б.

Аннотация

Представлены результаты завершенных исследований и практического применения на предприятиях оборонно-промышленного комплекса изделий со сварными швами и защитными покрытиями, полученными электронно-лучевой сваркой, упрочнением и порошковой электронно-лучевой наплавкой в вакууме. В результате комплексного анализа коллективом авторов в Проблемной лаборатории процессов сварки и создания защитных покрытий АлтГТУ им. И.И. Ползунова на основе более чем 25-летнего опыта в области электронно-лучевых технологий разработана технология электронно-лучевого упрочнения наиболее технологически сложных поршневых алюминиевых сплавов заэвтектического состава марки АК21М2,5Н2,5. Авторами была разработана и прошла успешное тестирование технология производства составного поршня из высококремнистого алюминиевого сплава АК21М2,5Н2,5, изготовленного из двух частей с последующей их сваркой электронным лучом. Упрочнение с оплавлением рабочих кромок матриц для горячего деформирования распылителей дизельного топлива позволило на ОАО «Алтайдизель» повысить разгаростойкость поверхности в 2 раза. Актуальным является практическое использование электронно-лучевой технологии наплавки высоколегированных порошковых сплавов на основе системы Ni-Cr-B-Si для ремонта и восстановления изношенных поверхностей тяжелонагруженных деталей: коленчатых и распределительных валов ДВС, крестовин, шаровых опор, толкателей распределительного валика, ступиц шкивов клиноременных передач, ходовых винтов и др. Для создания защитных покрытий на уплотнительных поверхностях запорной паровой котельной и трубопроводной арматуры - седел, тарелок и сфер - была предложена технология прямой порошковой электронно-лучевой наплавки в вакууме. Разработанные технологии могут быть рекомендованы к внедрению на предприятиях Алтайского края, специализирующихся в области двигателестроения при производстве новых или восстановлении и ремонте изношенных деталей и комплектующих для двигателей внутреннего сгорания.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):5-11
views
Диагностика наплавленных сплавов на стойкость к высокотемпературному газоабразивному изнашиванию
Артемьев А.А., Зорин И.В., Соколов Г.Н., Лысак В.И., Денисевич Д.С., Прияткин Д.В.

Аннотация

Целью работы являлась разработка конструкции установки и методики экспресс-испытаний термо- и износостойких наплавленных сплавов на стойкость к газоабразивному изнашиванию при нормальной и повышенных до 1000 °С значениях температуры. Принцип действия разработанной установки основан на ускорении абразивных частиц потоком горячего сжатого воздуха и их соударении под заданным углом с поверхностью нагретого образца испытуемого сплава. Модульная конструкция установки состоит из следующих основных систем: подготовки сжатого воздуха, подачи абразивного материала, плазменного нагрева газоабразивного потока, позиционирования образца относительно газоабразивного потока, нагрева испытуемого образца, очистки отработанного воздуха. Установка позволяет использовать абразив с различным компонентным и гранулометрическим составом, а также варьировать его скорость в широком диапазоне значений. Предложены критерии износостойкости материалов, обеспечивающие достоверную оценку и воспроизводимость результатов испытаний образцов сплавов различного состава. Показана геометрия пятна износа и топология тепловых полей на поверхности испытуемых образцов. Приведены результаты изучения механизмов высокотемпературного изнашивания сплава на основе алюминида никеля 10Х4Н76М3В3Ю11РЦ, легированного частицами ZrB2. Показано, что износ сплава при температуре 1000 °С носит комплексный окислительно-абразивный характер. Сопротивлению металла пластической деформации при ударном воздействии абразивных частиц способствует твердорастворное упрочнение сплава, а также его армирование ультрадисперсными интерметаллидными фазами, формирующимися при его легировании тугоплавкими химическими элементами. Разработанная методика испытаний позволяет моделировать условия работы наплавленных деталей металлургического, энергетического и другого оборудования, например, лопаток эксгаустеров котлов и агломерационных машин, деталей засыпных устройств доменных печей и др.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):12-19
views
Сопротивление эрозионно-коррозионному кавитационному воздействию WC-CoCrи WC-NiCr-покрытий, полученных методом HVAF
Коробов Ю.С., Алван Х.Л., Барбоза М., Лежнин Н.В., Соболева Н.Н., Макаров А.В., Девятьяров М.С., Давыдов А.Ю.

Аннотация

Для нанесения металлокерамических покрытий WC-CoCr и WC-NiCr на стальную основу использовался метод сверхзвукового газовоздушного напыления - HVAF. Целью настоящего исследования являлось сравнение значений сопротивления представленных покрытий коррозионно-кавитационному воздействию методом ультразвуковых колебаний в жидкой среде с приложением постоянного напряжения 12 В. Для оценки исходной шероховатости рабочей поверхности образцов из материала подложки и покрытий перед испытанием использовали оптическую 3D-профилометрию. С целью изучения микрорельефа поверхности покрытий после испытания использовали сканирующую электронную микроскопию. Результаты испытаний на кавитационную стойкость покрытия WC-NiCr показали приблизительно на 20 % лучшее сопротивление кавитационному изнашиванию по сравнению с покрытием WC-CoCr в данных условиях. Общие потери массы для WC-NiCr-покрытия достигали 0,66 % от исходной массы образца, в то время как для WC-CoCr-покрытия составили около 0,82 %. Сканирующая электронная микроскопия испытанных образцов показала наличие более выраженного рельефа и относительно крупных пор кавитационного происхождения на поверхности WC-CoCr-покрытия по сравнению с WC-NiCr. Таким образом, метод высокоскоростного термического напыления HVAF может использоваться в качестве эффективного метода нанесения металлокерамических коррозионно-стойких покрытий для защиты деталей из конструкционных материалов, так как позволяет повысить сопротивление кавитационному эрозионно-коррозионному износу. Так, по сравнению с материалом подложки (сталь 40) стойкость к кавитации повысилась в 2,3 и 1,8 раза для WC-NiCr- и WC-CoCr-покрытий соответственно.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):20-27
views
Расчетно-экспериментальная методика оценки параметров перехода элементов в металл шва при дуговой сварке И совершенствования состава шихты порошковой проволоки
Шалимов М.П., Вотинова Е.Б.

Аннотация

Приводится описание методики экспериментов и результаты обработки опытных данных для оценки параметров процесса дуговой сварки порошковой проволокой с применением метода полного материального баланса. Она представляет собой систему из трех уравнений. Первое уравнение описывает взаимосвязь усредненного и парциальных коэффициентов перехода; второе - переход элемента из металлической фазы; третье - восстановление элемента из шлаковой фазы. Приведены усредненные и парциальные коэффициенты перехода элементов в наплавленный металл и металл шва. При сварке порошковой проволокой состав наплавленного металла и его сварочно-технологические свойства зависят от условий плавления ленты и шихты и взаимодействия образовавшихся фаз друг с другом и газом. Итогом этих процессов является формирование сварочной ванны определенной массы и состава. Анализ экспериментальных данных позволил выявить взаимосвязь показателей процесса (коэффициентов перехода элементов) с технологическими параметрами. Приведены полученные регрессионные уравнения. Сравнение опытных и расчетных данных показало их хорошую сходимость, что говорит о возможности применения метода полного материального баланса для оценки коэффициентов перехода элементов при дуговой сварке порошковой проволокой. Полученные данные позволяют прогнозировать состав наплавленного металла или металла шва при произвольных параметрах режима сварки порошковой проволокой, а также оценивать эффективность состава шихты. Аналогичным образом можно определить наиболее экономичный вариант состава покрытия электродов. Для этого необходимо рассчитать себестоимость компонентов покрытия для различных вариантов состава, которые дают близкий по концентрациям легирующих элементов наплавленный металл, что гарантирует необходимые эксплуатационные характеристики.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):28-35
views
Применение методов оптимизации при определении режима сварки
Мелюков В.В., Максимов А.Е.

Аннотация

Методы теории оптимального управления (принцип максимума Понтрягина, метод моментов) позволяют ставить и решать задачи оптимального управления техническими и технологическими процессами с ограничениями на управление. Это дает возможность применять методы теории оптимального управления для оптимизации процессов сварки с ограничениями на концентрированные сварочные источники. Моделирование сварочных источников в более широком классе кусочно-непрерывных и кусочно-постоянных функций позволяет описывать с большей точностью целый ряд высококонцентрированных источников, которые генерируются современным сварочным оборудованием и применяются в технологиях сварки. В современной теории сварочных процессов и технологии сварочного производства применяются такие источники нагрева, у которых параметры могут изменяться безынерционно. Так, например, у многих сварочных источников (излучения лазера, пучка электронов, электрической дуги) мощность в импульсном режиме изменяется мгновенно, практически безынерционно. А источники нагрева, формируемые пучком электронов, являются безынерционными при управлении их перемещением, мощностью и фокусировкой. Исходя из этого, учитывая свойство безынерционного (скачкообразного) изменения основных параметров (формы пятна нагрева, мощности, распределения плотности мощности по пятну и др.), модель источника необходимо строить в классе разрывных функций. Это, в свою очередь, позволяет ставить и решать задачи поиска оптимальных режимов сварки с применением новейших методов теории оптимального управления. Одним из основных технологических приемов формирования сварочных источников с необходимой формой пятна нагрева и соответствующим распределением плотности мощности являются колебательные движения нормально-кругового источника по схеме строчной развертки. В случае строчной развертки нормально-полосовой источник наиболее точно описывает равномерное распределение плотности мощности по длине пятна нагрева и в поперечном сечении. Разрывы первого рода на границе пятна нагрева можно обеспечить с допустимой погрешностью.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):36-42
views
Влияние тепловых явлений на энергосиловые параметры процесса термофрикционного упрочнения
Покинтелица Н.И., Левченко Е.А.

Аннотация

Рассмотрены особенности тепловых явлений и их влияние на энергосиловые параметры в зоне термофрикционного упрочнения. Показано, что качество поверхностного слоя деталей оказывает значительное влияние на надежность и долговечность изделий и определяется совокупностью характеристик шероховатости, волнистости, физико-механических свойств, микротвердости, микроструктуры металла и остаточных напряжений. Предложен способ ТФУ, обеспечивающий повышение показателей качества обработанных поверхностей при минимальных затратах. Приведены сведения о влиянии окружной скорости вращающегося диска, подачи, материалов, смазки и площади контакта на величину температуры резания в зоне трения, что позволяет определить количественную связь между теплопроводностью металла, градиентом температуры и тепловым потоком в инструменте и заготовке. Установлено, что теплота в зоне обработки распределяется неравномерно и изменяется в зависимости от теплопроводности материала инструмента и заготовки. Представлены зависимости определения среднеинтегральных скоростей нагрева и охлаждения слоя металла, оказывающих большое влияние на структуру и свойства упрочненного трением слоя. Определено, что мощность и плотность теплового потока при упрочнении - функции множества факторов, которые зависят от режимов обработки. Приведены результаты исследования закономерностей процесса ТФУ, которые определяют энергосиловые затраты. Температура резания оказывает значительное влияние на ход процесса, в частности на качество и точность изделий. Представлены энергосиловые зависимости процесса обработки, позволяющие разработать математические модели определения составляющих силы резания при ТФУ. Отмечено, что повышение температуры резания вызывает увеличение составляющих силы резания, приводящее к необходимости стабилизации температуры в контактной зоне с целью контроля и прогнозирования процесса ТФУ.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):43-48
views
Разработка технологии и порошковой проволоки для дуговой сварки высокопрочных легированных сталей
Шалимов М.П., Березовский А.В., Смоленцев А.С.

Аннотация

Существенной проблемой при производстве корпусных конструкций специальной техники является сварка высокопрочных и особо высокопрочных сталей с пределом прочности свыше 800 МПа. Высокопрочные легированные стали в сравнении с обычными низкоуглеродистыми и низколегированными требуют специфического подхода к изготовлению сварных конструкций. Основной сложностью при сварке (наплавке) данных сталей является высокая склонность металла шва и зоны термического влияния к появлению холодных и горячих (кристаллизационных) трещин, а также образование структурных фаз, которые снижают сопротивляемость сварных соединений хрупкому разрушению. Другой существенной проблемой при сварке данных сталей является получение механических характеристик сварных швов, сопоставимых с уровнем основного металла без применения термической обработки сварных конструкций. На сегодняшний день сварку высокопрочных легированных сталей в корпусном производстве осуществляют с использованием ферритно-перлитного или аустенитного электродного металла. Общими недостатками используемых на данный момент технологий сварки корпусов спецтехники являются невысокие механические характеристики сварных швов. Решение проблемы свариваемости высокопрочных легированных сталей и повышения механических свойств МШ и околошовной зоны должно основываться на подборе оптимальных термических циклов сварки и правильном выборе сварочных материалов. Проанализированы основные пути решения проблемы свариваемости высокопрочных сталей, указано направление разработки порошковой проволоки с целью повышения механических свойств МШ, а также предложена собственная технология сварки, учитывающая особенности серийного производства и позволяющая исключить необходимость выполнения такой дорогостоящей технологической операции, как термическая обработка. Установлено, что дефектов в виде трещин на линии сплавления и в ЗТВ при металлографическом исследовании микрошлифов не было обнаружено. Разработанная порошковая проволока с системой легирования Fe-Cr-Mn-Mo-N, содержащая до 0,3 мас. % азота, позволяет получить аустенитную структуру в МШ с повышенными механическими свойствами.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):49-54
views
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ГИДРОДРОБЕСТРУЙНОЙ ОБРАБОТКИ НА ПРЕДЕЛ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТАЛЕЙ ПО ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМ ДЕФОРМАЦИЯМ ОБРАЗЦА-СВИДЕТЕЛЯ
Павлов В.Ф., Сазанов В.П., Вакулюк В.С.

Аннотация

В современном машиностроении широко применяются различные методы поверхностного упрочнения, которые приводят к существенному повышению сопротивления усталости деталей, особенно в условиях концентрации напряжений. Многочисленными экспериментами установлено, что основную роль в повышении сопротивления усталости упрочненных деталей играют сжимающие остаточные напряжения, наведенные в поверхностном слое опасного сечения при упрочняющей обработке. Ввиду этого для прогнозирования характеристик сопротивления усталости упрочненных деталей необходимо знать распределение остаточных напряжений по толщине поверхностного слоя опасного сечения, так как на характеристики сопротивления усталости оказывает влияние не только величина, но и характер распределения остаточных напряжений в опасном сечении деталей. Для определения остаточных напряжений по толщине упрочнённого поверхностного слоя приходится пользоваться механическими методами, связанными с разрушением деталей. В связи с этим необходимо разрабатывать методы определения остаточных напряжений, которые не приводят к разрушению деталей. Одним из таких методов является использование образцов-свидетелей, применяемых для контроля качества упрочнения деталей. На примере сплошных и полых цилиндрических деталей с концентраторами напряжений из стали 30ХГСА, подвергнутых гидродробеструйной обработке одновременно с образцами-свидетелями, показано, что по первоначальным деформациям образцов-свидетелей представляется возможным рассчитывать остаточные напряжения в упрочненных деталях. Различие между наибольшими значениями остаточных напряжений, определенными расчетным и экспериментальным методами, не превышало 10 %. По распределению остаточных напряжений в гладких деталях вычислялись остаточные напряжения в деталях с концентраторами, по которым прогнозировалось приращение предела выносливости этих деталей за счет упрочнения гидродробеструйной обработкой. Установлено, что расчетные и экспериментальные значения приращения пределов выносливости различаются не более чем на 5 %. Это позволяет рекомендовать применение образцов-свидетелей для прогнозирования предела выносливости упрочненных дробью деталей с концентраторами напряжений из стали 30ХГСА.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):55-62
views
Особенности формирования структуры термостойкого наплавленного металла на основе Ni3Al
Зорин И.В., Соколов Г.Н., Лысак В.И., Дубцов Ю.Н., Денисевич Д.С., Фастов С.А.

Аннотация

Исследованы особенности формирования структуры металла на основе легированного алюминида Ni3Al, наплавленного при использовании различных скоростей дуговой наплавки композиционной проволокой. Экспериментально установлено, что качественное формирование наплавленного металла в условиях термического цикла процесса дуговой наплавки обеспечивается в диапазоне значений ее погонной энергии q = 8,5…33 кДж/см. Энергетическая составляющая величины q ограничена диапазоном сварочного тока 280-300 А и напряжения на дуге 25-27 В, что обеспечивает близкое к однородному плавление компонентов наполнителя КП, содержащих в своем составе легко- и тугоплавкие элементы и имеющих наибольшие значения коэффициентов их перехода в наплавленный металл. Показано, что в условиях термического цикла наплавки ее скорость следует ограничивать в пределах 16-18 м/ч с целью предотвращения образования избыточных тпу-фаз. Формирующаяся в этом случае структура наплавленного металла характеризуется достаточно высокой дисперсностью двух основных ее составляющих - (γ + γ')-твердых растворов, образующихся с участием эвтектической и перитектической реакций. Установлено, что повышенная термостойкость легированного ультрадисперсными частицами карбида WC наплавленного металла достигается вследствие меньшей его склонности к огрублению и укрупнению частиц γ'э-фазы. Выполненная оценка показателя жаростойкости K (соотношение массы образца после испытания и исходной массы образца) показала, что исследуемый тип наплавленного металла более эффективно сопротивляется химическому разрушению поверхности при высокотемпературных нагревах по сравнению со сплавами, содержащими в своем химическом составе хром в большом количестве (20 и более мас. %).
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):63-70
views
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТВЕРДОСТИ И МИКРОСТРУКТУРЫ ТОРМОЗНЫХ ЛОКОМОТИВНЫХ КОЛОДОК НА ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ ЛОКОМОТИВА
Климов А.А., Стручков А.В.

Аннотация

Основным показателем, характеризующим эффективность применяемых мер по снижению износов локомотивных колес, является фактический ресурс бандажа локомотива, учитывающий потери металла бандажа не только при эксплуатации колесных пар, но и при их обточке, с применением ресурсосберегающей технологии. Анализ мероприятий по повышению срока службы колесных пар локомотивов на Красноярской железной дороге и их эффективности показал, что накопленный производственный опыт по увеличению срока службы колесных пар локомотивов не всегда дает положительный эффект. В КрИЖТ ИрГУПС проведены исследования влияния микроструктуры тормозных локомотивных колодок на трибологические свойства системы колесо-колодка. В результате этих исследований была предложена экспериментальная микроструктура тормозной локомотивной колодки, состоящая из феррита и графита, которую легко и без особых затрат можно получить как в условиях завода-изготовителя, так и в условиях ремонтных предприятий. проведены сравнительные эксплуатационные испытания. Изложены материалы исследования влияния микроструктуры и твердости тормозных локомотивных колодок на путь экстренного торможения локомотивов. Испытания проводились на трех тепловозах грузового движения на перегонах станции Ачинск Красноярской железной дороги, оборудованных колодками трех групп: стандартных пониженной твердости, стандартных повышенной твердости и экспериментальных (со структурой феррито-графитовой). Анализ материалов исследований позволил установить, что при экстренных торможениях тепловозов со скорости до 55 км/ч путь экстренного торможения не зависит от структуры и твердости тормозных колодок. При экстренном торможении со скоростью более 55 км/ч увеличивается путь экстренного торможения тепловоза с колодками повышенной твердости и при скорости 80 км/час эта разница достигает 31 %. При этом тормозные колодки стандартные пониженной твердости и колодки экспериментальной группы в указанном скоростном диапазоне обеспечивают совершенно одинаковый путь торможения.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):71-76
views
Особенности глобоидного зацепления при обработке сложнопрофильных винтовых поверхностей
Спирин В.А., Макаров В.Ф., Халтурин О.А.

Аннотация

Эксплуатационные характеристики зубчатых зацеплений определяются качеством изготовления рабочих поверхностей сопрягающихся зубчатых колес. Разработан способ зубохонингования рабочих поверхностей зубьев с помощью глобоидного алмазно-абразивного червяка. Профилирование глобоидного червяка выполнено по методике, используемой в теории зубчатого зацепления. При заданном торцовом профиле детали с помощью формул преобразования координат и уравнений касания (уравнений зацепления) рассчитывается профиль глобоидного червяка при заданной кинематике сопряжения и параметрах установки глобоидного инструмента. Для создания усилия обработки глобоидный инструмент необходимо внедрять в обрабатываемую поверхность. При этом характер изменения профиля детали определяется новым положением глобоидного абразивного хона, определяемого отклонениями параметров установки глобоидного инструмента. Характер отклонения профиля детали определяется теоретически по перпендикуляру к теоретическому профилю в ходе решения обратной задачи профилирования. Выведенные аналитические зависимости позволяют рассчитывать отклонения действительного профиля от теоретического в зависимости от параметров установки глобоидного хона и определять влияние каждого параметра в отдельности или комплексное влияние всех параметров одновременно. В дальнейшем эти зависимости можно использовать для определения усилий резания в зоне контакта глобоидного червяка и ротора винтового забойного двигателя и затем перейти к расчету величины съема материала и шероховатости получаемых рабочих поверхностей детали в зависимости от характеристик абразивного слоя глобоидного червяка. Значительная протяженность линии контакта при глобоидном зацеплении предполагает разработку методики определения отклонений реального и теоретического профилей в разных точках линии контакта.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):77-82
views
Исследование зонированности поверхности гидроабразивного реза конструкционной стали обыкновенного качества методом анализа изображений
Игнатова А.М., Балабанов С.К., Игнатов М.Н.

Аннотация

Проблемой практики гидроабразивной обработки является обеспечение надлежащего качества поверхности реза. Получить информацию о состоянии поверхности возможно не только контактным методом, но и методом анализа изображений. Настоящее исследование преследует цель оценить возможности применения анализа изображений к задачам оценки параметров шероховатости поверхности реза, качества поверхности и цены изготовления при гидроабразивной резке. Для исследования зонированности реза был составлен алгоритм проведения. Для определения шероховатости поверхности реза контактным способом использовался профилометр. Для проведения анализа изображений поверхности реза использовался программный продукт ImageJ. В качестве объектов исследования использовались образцы резов на Ст3, полученные гидроабразивной резкой при скоростях подачи абразива 256,24; 170,02;106,66; 76,62; 59,28 м/с. При сопоставлении данных о шероховатости поверхности, полученных при анализе изображений и контактным способом с использованием критерия Стьюдента, не выявлено статистически значимых различий. Для достижения максимальной точности измерений по изображению следует проводить соответствующую калибровку средства анализа изображений. Преимущества метода анализа изображений в оценке состояния поверхности реза следующие: возможность выявления особенностей неровностей, формирующих рельеф, в зависимости от данного параметра по показателям коэффициента сферичности, площади, а также количеству на единицу площади, а также возможность получения наглядной трехмерной визуализации. Трехмерная визуализация позволяет информировать заказчика работ о состоянии поверхности реза при различных условиях его получения, позволяет быстро сформулировать представление о качестве результата и тем самым оптимизировать процедуру выбора скоростей обработки с соблюдением баланса экономических и технических запросов заказчика.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):83-90
views
ВЛИЯНИЕ МАГНИТНОЙ ОБРАБОТКИ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРУЖИНОНАВИВОЧНЫХ АВТОМАТОВ
Зелинский В.В., Гоц А.Н., Гусев В.Г., Борисова Е.А.

Аннотация

Изучается проблема повышения долговечности по износу подающих и гибочных роликов пружинонавивочных автоматов. Контакт роликов с пружинной проволокой рассматривается как фрикционное взаимодействие пары легированная сталь-углеродистая сталь, в которой из-за особенностей работы значительно изменяется структура и химический состав контактных слоев с образованием в них вторичных структур с абразивными свойствами. Экспериментальным моделированием фрикционного взаимодействия образцов двух марок высоколегированных сталей с углеродистой пружинной сталью показано, что износ легированной стали может быть существенно снижен предварительной обработкой магнитным полем. Предполагается, что изнашивание легированной стали осуществляется особо твердыми вторичными структурами, возникающими за время контакта на сопряженной углеродистой стали. Специальными опытами на парах трения легированная сталь-углеродистая сталь с измерением микротвердости следов трения показано, что такие структуры образуются, а магнитная обработка этому препятствует. По результатам статистического анализа обширного массива измерений установлено проявление во фрикционном контакте упрочняющих механизмов не только деформационной природы, но и механизмов, связанных с химическими превращениями, образованием прочных ковалентных связей, которые и обусловливают абразивные свойства вторичных структур. Серией триботехнических опытов с проведением спектрального анализа и оценкой химического состава следов трения по углеродистой стали выявлена решающая роль массопереноса углерода и карбидообразующих элементов из сопряженной легированной стали, за счет чего происходит образование твердых вторичных структур на поверхности углеродистой стали. Показано, что происходит дополнительное науглероживание наружных слоев ее кристаллической решетки, которое, кроме традиционного упрочнения за счет ее искажения, оказывает каталитическое действие на реализацию механизмов химической природы в виде образования легированного цементита, карбидной фазы и интерметаллидов, несмотря на кратковременность фрикционного контакта. Делается вывод, что влияние магнитной обработки состоит в повышении структурной стабильности контактных слоев решетки легированных сталей при фрикционном взаимодействии с углеродистой сталью за счет формирования внутри решетки энергетического барьера для диффузионного массопереноса углерода и легирующих элементов.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2019;21(1):91-99
views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах