Образование колеи нежестких дорожных одежд
- Авторы: Квитко А.В1, Козловский Н.А1
- Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация
- Выпуск: Том 16, № 3 (2025)
- Страницы: 89-97
- Раздел: Статьи
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/CG/article/view/4683
- DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9826/2025.3.07
- Цитировать
Аннотация
Повышение устойчивости дорожных одежд в процессе их эксплуатации – важная задача для всех участников строительства этого сложнейшего инженерного сооружения. Одним из видов отказов для нежестких дорожных покрытий является образование колеи. Образование колеи может происходить как из-за недостаточной сдвиговой устойчивости верхнего слоя, так и всей дороги в целом. Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, на процесс образования колеи большое влияние оказывает сдвиговая устойчивость материала дорожного покрытия. Разрушение происходит тогда, когда значения внешней нагрузки достигнут или превысят предел прочности материала на сдвиг. При этом в верхнем слое дорожного покрытия начинают развиваться и накапливаться остаточные деформации. Накапливаясь во времени, они образуют колею в полосе наката верхнего слоя.Анализ процесса взаимодействия колеса движущегося транспорта с дорожным покрытием показывает, что силы от него действуют на поверхность дороги в разных плоскостях, а не только параллельно продольной оси дороги. Но в процессе уплотнения слоя асфальтобетонной смеси укаткой со стороны вальцов не было сил, действующих в поперечном направлении дороги. Поэтому внешним силам, действующим в поперечном направлении дороги, слой износа сопротивляется менее эффективно, чем вдоль продольной оси дороги. Это является одним из главных факторов получения дорожного покрытия с неоднородной структурой в направлениях – вдоль и поперек оси дороги.Таким образом, существующая технология уплотнения слоя горячей асфальтобетонной смеси укаткой дорожными катками априори предусматривает получение неоднородного асфальтобетонного покрытия, не способного одинаково сопротивляться внешним, особенно сдвиговым, нагрузкам в различных направлениях.Снижению неоднородности структуры верхнего слоя может способствовать совершенствование технологии уплотнения.
Полный текст
7Об авторах
А. В Квитко
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Н. А Козловский
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Список литературы
- Мозговой, В.В. Экспериментальная оценка устойчивости асфальтобетонного покрытия к образованию колейности / В.В. Мозговой, А.Н. Онищенко [и др.] // Дорожная техника и технологии: каталог-справочник / ООО «Сдавутич». – СПб, 2010. – C. 114–128.
- Мирончук, С.А. Мониторинг интенсивности, состава и скорости движения транспортных средств на участках федеральных дорог подверженных колееобразованию [Текст] / С.А. Мирончук, В.П. Матуа // Межд. науч.-прак. конф. «Строительство-2009». – Ростов н/Д.: РГСУ, 2009. – С. 34–35
- A thermo-viscoelastic–viscoplastic–viscodamage constitutive model for asphaltic materials [Text] / M.K. Darabi [et al.] // International Journal of Solids and Structures. – 2011. – Vol. 48, № 1. – P. 191–207.
- Казарновский, В.Д. Проблема колеобразования на дорогах с асфальтобетонным покрытием [Текст] / В.Д. Казарновский // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2000. – № 2. – С. 3–4
- Обзорная информация о отечественных и зарубежных методах предотвращения колееобразования на асфальтобетонных покрытиях в условиях современных транспортных нагрузок [Текст] / Федеральное дорожное агентство мин. транспорта РФ. – М.: Информавтодор, 2005. – 130 с.
- Поздняков, М.К. Зарубежный опыт оценки сдвигоустойчивости асфальтобетона [Текст] / М.К. Поздняков, Н.В. Быстров // Сб. ст. и док. ежегод. науч. сессии Ассоциации исследователей асфальтобетона. – М., 2009. – С. 7–17.
- Экспериментальная оценка устойчивости асфальтобетонного покрытия к образованию колейности [Текст] / В.В. Мозговой, А.Н. Онищенко, А.В. Прудкий [и др.] // Дорожная техника. – 2010. – Вып. 65. – С. 114–128
- Чернов, С.А. Пути повышения устойчивости к пластическому колееобразованию щебеночно-мастичных асфальтобетонов / С.А. Чернов, К.Д. Голюбин // Дороги и мосты. – 2014. – Т.2, № 32. – С. 264–272.
- Васильев, А.П. Причины образования колей и пути их устранения [Текст] / А.П. Васильев // Наука и техника в дорожной отрасли. – 1999. – № 2. – С. 6–9.
- Поздняков, М.К. Разработка метода оценки сопротивляемости асфальтобетона колееобразованию [Текст] / М.К. Поздняков, Н.В. Быстров // Сб. ст. и док. ежегод. науч. сессии Ассоциации исследователей асфальтобетона. – М., 2010. – С. 7–17.
- EN 12697-22. 2033 Битумные смеси. Методы испытания горячего асфальтобетона [Текст]: Ч. 22. Испытание на колееобразование прокатыванием нагруженного колеса [Электронный ресурс]. – URL: http://www.docin.com/p-74011357.html (дата обращения: 01.09.2024).
- Бойцев, А.В. Обоснование параметров вальцов дорожного катка с изотропным силовым воздействием: автореф. … канд. техн. наук / А.В. Бойцев. – СПб., 2016. – 16 с.
- Васильев, А.П. Причины образования колей и пути их устранения [Текст] / А.П. Васильев // Наука и техника в дорожной отрасли. – 1999. – №2. – С. 6–9.
- Васильев, А.П. Проблемы разработки методов прогнозирования глубины колеи на автомобильных дорогах [Текст] / А. П. Васильев // Проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог в начале XXI века: сб. науч. тр. – М.: МАДИ (ГТУ), 2000. – С. 4–32.
- Жалко М.Е., Черный К.А. Влияние водно-теплового режима основания автомобильной дороги на состояние дорожной одежды // Вестник ПНИПУ. Строительство и архитектура. – 2019. – Т. 10, no 3. – С 97–103. doi: 10.15593/2224-9826/2019.3.10
- Бургонутдинов, A.M. Экспериментальные исследования физико-механических процессов в сезонно-мерзлых грунтах конструкций автомобильных дорог / A.M. Бургонутдинов, K.Р. Истомина, В.И. Клевеко// Construction and Geotechnics. – 2022. – Т. 13, no 3. – С. 98–106. doi: 10.15593/2224-9826/2022.3.09
- Казарновский, В.Д. Проблема колеобразования на дорогах с асфальтобетонным покрытием [Текст] / В. Д. Казарновский // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2000. – № 2. – С. 3–4.
- Костельов, М.П. Уплотнению асфальтобетона требуется обновленное поколение дорожных катков [Текст] / М.П. Костельов // Дорожная техника: каталог-справочник. – СПб.: Славутич, 2003. – С. 12–22.
- Костельов М.П. Новая усовершенствованная технология устойчиво обеспечивает высокое качество уплотнения асфальтобетона [Текст] / М.П. Костельов, В.П. Перевалов // Дорожная техника: каталог-справочник. – СПб.: Славутич, 2005. – С. 120-132.
- Krishnan, J. M. On the mechanical behavior of asphalt [Text] / J.M. Krishnan, K.R. Rajagopal // Mechanics of materials. – 2005. – Vol. 37. – № 11. – P. 1085–1100.
- Жданюк, В.К. Устойчивость асфальтобетонов различных гранулометрических типов к накоплению пластических деформаций в виде колеи / В.К. Жданюк, В.М. Доценко// Автошляховник Украины. – 2009. №1. – С. 31–34.
- Путк А.И. Обоснование выбора некоторых параметров и режимов работы самоходных катков на пневматических шинах при уплотнении асфальтобетона [Текст] : дис. ... канд. техн. наук / А.И. Путк. – М., 1967. – 365 с.
- Путк А.И. Температурный режим асфальтобетонной смеси при ее уплотнении катками на пневматических шинах [Текст] / А.И. Путк // Автомобильные дороги. – 1975. – № 3. – С. 8–9.
- Путк А.И. Эффективность некоторых дорожных катков [Текст] / А.И. Путк // Автомобильные дороги. – 1978. – № 6. – С. 12–13.
Статистика
Просмотры
Аннотация - 24
PDF (Russian) - 12
Ссылки
- Ссылки не определены.