AN ACADEMIC MENTOR’S ROLE IN CAREER DEVELOPMENT OF THE POLYTECHNIC UNIVERSITY GRADUATES

Abstract


The article reveals an important role of an academic group montor in personal and carrer development of each student throughout the whole tuition period. It examines the dynamics of personal changes that first-year students of the polytechnic university might undergo as a result of their carreer orientation. This work is being successfully carried out in cooperation with the psychological Consultancy Office of the Department of Social and Extracurricular Activities of the University for three years. We have presented the optimized algorithm of the research which allows reducing the timing and increasing the number of career guidance participants. The statistical material clearly underlines the success of both the whole project and its current stage. These studies can help to disseminate positive experience in other universities.

Full Text

Профессиональное самоопределение - это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей [1]. Профессиональное самоопределение может быть успешным только в результате грамотно проведенной профориентационной работы, как системы мер по оказанию молодежи личностно ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеучебную работу со студентами. Актуальность темы связана с двумя основными причинами - экономической и социально-психологической. Согласно статистическим данным, около 60 % выпускников в России не работают по основной профессии. Значительные ресурсы на обучение молодых людей тратятся непродуктивно. Приблизительный экономический расчет показывает, что если на каждого студента российского вуза в среднем затрачивается 60 тыс. в год, то при приеме на обучение 5,5 млн человек [2] государство непродуктивно расходует 792 млн рублей за 4 года обучения на тех студентов, которые в процессе или по окончании обучения выбирают другое место работы или даже профессию. Учитывая хронический дефицит финансирования сферы образования, стоит заметить, что это значительные потери. В Советском Союзе существовала налаженная система распределения молодых специалистов. Она была создана именно потому, что необходимо было заполнить профессиональные вакансии, выполнить социальную потребность общества без особого учета профессиональной потребности и интереса молодого специалиста, по принципу «надо для страны». Эта система вполне успешно выполняла социальный заказ общества. Однако социально-психологический компонент проблемы составляет именно формальность и отсутствие интереса у выпускников и молодых специалистов на производстве. В современном российском обществе ведется дискуссия о целесообразности возврата к системе распределения выпускников. Однако, на наш взгляд, более современной и эффективной станет правильно организованная система профессиональной ориентации в вузе, которая способна существенно изменить отношение выпускников к своему профессиональному маршруту, прежде всего за счет повышения внутренней мотивации к деятельности, самооценки деловых, личностных и профессиональных компетенций. Тем самым мы рассчитываем повысить осмысленность выбора места работы по полученной в вузе профессии и уровень преимущественного трудоустройства в Пермском крае. В этой связи особенно важным становится профориентационная работа в вузе со студентами-первокурсниками. Именно в этот период закладывается основа личности, специалиста и профессионала. Работа с первокурсниками является наиболее благодатной, так как в силу объективных и субъективных причин личность студентов первого курса остается достаточно «пластичной». Значительная часть молодых людей в это время находится в процессе осознания правильности профессионального выбора. В связи с этим большую роль в правильности профессионального выбора и дальнейшего самоопределения выпускников могут играть кураторы академических групп. Роль и возможности кураторов для студентов вузов до конца недооценены и не используются в полной мере [3]. Кураторы академических групп, особенно на первом курсе, имеют возможность активно влиять на процесс профессиональной ориентации, закрепляя и развивая интерес к выбранной профессии. У большинства первокурсников еще сохранено воспоминание о классном руководителе школы. Кураторы, являясь правопреемником классного руководителя, но в вузе уже в новом качестве - наставников, проводят целенаправленную и непрерывную работу по профессиональной ориентации с момента поступления и до самого выпуска. Кураторы, психологи, преподаватели специальных дисциплин и практик факультета имеют уникальную возможность существенно помочь своим выпускникам в конкурентной борьбе в современных рыночных условиях. В чем конкретно заключается такая помощь? Это прежде всего придание выпускникам уверенности в своих силах и способностях, психологическая подготовка в отношении адаптации к новым, неожиданным, часто «токсичным» и агрессивным условиям в будущей трудовой деятельности. Важная роль куратора заключается также в содействии формированию нравственных ценностей, морально-этических норм поведения студентов в коллективе. Тем самым хорошо организованная воспитательная работа на факультете создает так называемую «альма-матер», что в переводе означает дающую духовную пищу, среду, в которой помимо учебной составляющей образовательного процесса формируются очень важная духовная компонента. Именно эта среда эффективно сплачивает студентов, они ощущают себя частью коллектива, который всегда поможет в трудную минуту. Такая студенческая дружба запоминается на всю жизнь, запоминается и куратор, вложивший частичку своей души и энергию для успешного движения по профессиональной траектории выпускников. Психологическая служба вуза более пяти лет проводит мониторинг мотивации учебной деятельности и адаптации студентов к образовательному процессу. Полученные данные демонстрируют, что преподавателям и кураторам удается сохранить и на протяжении первого года обучения поддерживать достаточно высокий уровень учебной мотивации. В академических группах со средней и низкой учебной мотивацией именно активная работа куратора на 10-15 % повышает успеваемость в целом по группе [4]. Чем мощнее задан импульс интереса к обучению, получению и развитию профессиональных компетенций, чем оптимальнее будет сформирован уровень адаптации на младших курсах, тем успешнее выпускник будет подготовлен к конкурентной среде рыночных отношений. Очевидно, что слабо адаптированные и низко мотивированные к образовательному процессу студенты с трудом справляются с учебными программами, учатся совершенно без всякого интереса к выбранной специальности, «дрейфуют» от курса к курсу до окончания университета или покидают его досрочно из-за академической задолженности. Выявлено, что более половины обучающихся студентов, в частности строительного факультета, уже в течение первого года успешно адаптируются к новому для себя образовательному процессу. Мониторинг адаптации и мотивации к обучению проводился по двум методикам: - методика Спилбергера - изучение уровня тревожности (адаптации) [5]; - методика Т.Н. Ильиной - оценка мотивации обучения в вузе [6]. Подробнее обоснование выбора и достоинстве методик, предложенных авторами, представлено в статье [4]. Уровень адаптации оценивается по показателям ситуативной и личностной тревожности (методика Спилбергера). Интерес к получению знаний и овладению профессией оценивает методика Т.Н. Ильиной. В Пермском политехническом университете в 2003 г. утверждено обновленное Положение «О работе куратора академической группы в ПГТУ» (в настоящее время ПНИПУ), и более десяти лет институт кураторства успешно функционирует [7]. В последнее время Психологическая служба и Управление социальной и внеучебной работы вуза разработали и совместно с факультетами активно реализуют комплексную программу работы с кураторами академических групп в образовательной среде ПНИПУ на 2014-2017 гг. [7]. За годы реализации программы стало очевидным, что только на тех факультетах, где руководство активно и неформально поддерживает работу кураторов, значительно больше успешных выпускников. В этой связи особенно показательны статистические данные. Кто как не сами студенты способны беспристрастно оценить своих кураторов, особенно при анонимном опросе. Удовлетворенность студентов работой своих кураторов в результате ежегодного опроса по университету имеет устойчивую тенденцию к росту: с 78,2 % в 2013 г. до 83,4 % в 2017 г. Например, на строительном факультете, где в настоящее время успешно реализуется профориентационный проект, за трехлетний период удовлетворенность работой кураторов увеличилась с 79,6 до 88,0 % (рисунок). Благодаря профориентационой работе кураторы стали более мотивированы к проведению мероприятий и активны. На этом факультете благодаря неравнодушному, заинтересованному отношению руководства к работе с кураторами организована деятельность, приносящая ощутимые результаты. Ведь, в конечном счете, успешная адаптация выпускников к своей будущей профессии именно на профессиональном старте - сверхзадача вуза. Выпускников ждут высокие требования работодателей в условиях конкуренции на рынке труда. Показательным является опрос, проведенный среди работодателей в 2016/17 учебном году. В большинстве своем руководители отметили у выпускников, специалистов, такие ценные качества, как: · «оптимизм, выживаемость, активность, энергичность, адаптированность» (72,2 % у специалистов против 27,8 % у бакалавров); · «уверенность в себе, надежда на себя, принципиальность, твердость характера, хладнокровие» (61,1 % против 33,3 %); · «предприимчивость, организованность, инициативность, решительность, ответственность, умение думать и т.п.» (77,8 % против 27,8 %); · «ориентация на карьеру, настойчивость, честолюбие, трезвый расчет, целеустремленность, твердость, упорство, деловитость, исполнительность» (66,7 % против 22,2 %), · «умение и желание работать, профессионализм, работоспособность, стремление к совершенствованию себя, своего труда, знаний, интерес к новому, самостоятельность» (66,7 % против 27,0 %). Как специалисты, так и бакалавры (выпускники), по мнению руководителей предприятий, в равной степени обладают такими способностями, как самоконтроль, самодисциплина, они положительно воспринимают внешний контроль. Рис. Оценка удовлетворенности студентов строительного факультета работой кураторов своих групп (в процентах) Fig.1. Satisfaction of students of Civil Engineering Faculty with mentor’s work in their groups (per cent) Успешность выпускников зависит от успеваемости, разумеется, если она не носит формальный характер. Можно отметить и то, что в группах кураторов, работающих с полной отдачей, академическая успеваемость выше среднего значения по факультету. В частности, в группах кураторов, представленных на конкурс лучшего куратора, в 2015 г. академическая успеваемость составила 71,8 % при средней успеваемости групп первого и второго курсов в 69,2 %. Заметим, что речь идет о группах в целом со средней и низкой успеваемостью [3]. Психологическая служба несколько лет проводила диагностику профессионально важных качеств (ПВК) кураторов академических групп. Важно было понять, какие именно компетенции, ПВК влияют на успешную адаптацию студентов на протяжении всего периода обучения на факультете и особенно - адаптацию выпускников. С этой целью было проведено тестирование кураторов при помощи личностного опросника Майерс - Бриггс [8]. В результате было выявлено, что в стиле обучения, работы и руководства 55,6 % кураторов устойчиво ориентированы на практическую деятельность и результат. Это действующие реалисты, отличные и надежные специалисты. Личностный девиз таких кураторов: «Давайте делать это»; 22,2 % кураторов ориентированы на практическое, последовательное рассмотрение проблем. Размышляющий, думающий реалист имеет девиз: «Давайте сохраним это». Более 50 % кураторов строительного факультета проявляет успешную компетентность в области технических навыков к фактам и объектам, относящимся к повседневным задачам, а поклонники логики и детального анализа - около 22,2 % кураторов - могут оказать практическую помощь студентам в их повседневных и учебных делах [9]. Значение воспитательной работы кураторов особенно со студентами младших курсов, год от года только возрастает. По данным опроса объединенного совета обучающихся Политехнического университета, лишь третья часть студентов академических групп самодостаточна и не нуждается в особенной воспитательной работе, остальные либо инертны и пассивны, либо имеют нестабильные учебные показатели [3]. Именно на этот контингент студентов особо должен обратить внимание куратор. Академическая группа должна рассматриваться не как формальная группа людей, в работе с которой кураторы составляют лишь наиболее общие, формальные планы, не работая с должной отдачей или работая с группой, особо не вникая в особенности характера каждого из ее членов и текущих проблем. Внеучебная работа на строительном факультета организована таким образом, что кураторы относятся к студентам академических групп максимально доброжелательно - как к сообществу в целом, которое способно само позитивно влиять на каждого его члена, исходя из уникальности личности каждого студента в этом сообществе. Этот принцип самоорганизующего коллектива действует только при налаженной работе на факультете. Особенность работы кураторов на строительном факультете заключается в том, что он сопровождает студентов до самого выпуска. По мнению руководства факультета, сопровождение - это использование сформированного на первом курсе потенциала доверия студентов, когда завоеванный авторитет куратора для студентов выпускного курса может стать решающим в самоопределении своего профессионального маршрута. Такого рода профориентационная работа, проводимая кураторами, является, безусловно, перспективной в силу своего потенциала доверия. Доверяют мнению человека, который не обманет и не пожелает плохого. Вот только один, частный случай эффективности использования данной стратегии демонстрирует статистика успеваемости студентов программ бакалавриата. Средний балл учебной успеваемости одной из специальностей факультета за 2016/2017 учебный год демонстрирует устойчивую положительную динамику: 1-й курс - 3,7; 2-й курс - 4,4; 3-й курс - 4,5 и выпускной 4-й курс - 4,7 балла. На протяжении всего периода обучения, особенно на первом курсе, на факультете проводится индивидуальная работа с каждым студентом, учитываются его психофизические особенности, умение адаптироваться в коллективе, лидерские качества. Каждый член группы является уникальной личностью, которая успешно развивается без подавления других, имеющих свои особенности характера, личные цели и устремления. Одновременно, находясь в коллективе, каждый студент принимает общие правила сосуществования. Так, со временем появляется взаимовыручка, взаимопомощь, солидарность, эмоциональная поддержка и дружеские отношения, усиливается ответственность. Руководство строительного факультета находится в поиске новых форм и методов развития личности студентов, нуждающихся в поддержке, не боится экспериментировать, стремясь максимально сохранить контингент поступивших на факультет. С целью профессиональной ориентации третий год проходит фронтальное психологическое тестирование первокурсников и составление профиля деловых и личностных компетенций для успешного образования. В результате на факультете закономерно формируется хорошо организованная образовательная среда, ответственное отношение кураторов и преподавателей к своим обязанностям в отношении студентов. Осуществляется координирующая работа с руководством кафедр, в чьем ведении находится функция назначения кураторов. Студенческий потенциал активно используется в научно-исследовательской работе. В течение учебного года кураторы выявляют причины низкой учебной успеваемости студентов. В период плановых аттестаций предлагаются пути повышения успешности освоения учебных программ. Вся работа осуществляется в корректной, уважительной форме. Итоговые данные доносятся адресату конфиденциально и носят сугубо рекомендательный характер, поэтому обратная реакция студентов является вполне закономерной. На протяжении двух лет среди 320 первокурсников опрос выявил 80 % полностью удовлетворенных рекомендациями, в индивидуальных характеристиках предложенными психологической службой. В заключении следует отметить, что работа кураторов с академическими группами должна быть успешно налажена на всех факультетах вуза в четко прописанных рамках менеджмента, таких как организация, планирование, мотивация и контроль. Для успешного профессионального самоопределения выпускников необходимо как минимум обратить внимание на эту проблему и максимум - активно, в рекомендательном порядке осуществлять помощь в трудоустройстве. Более половины выпускников в той или иной степени нуждаются в этом. Успешную помощь в профессиональном самоопределении, помимо факультетов, может оказать Межвузовский кадровый центр содействия студентов и центры занятости населения. Воспитание и помощь в профессиональной ориентации, а в дальнейшем профессиональном самоопределении студенческой молодежи - залог устойчивого поступательного развития нашей страны, ее экономики и промышленности. Кураторы академических групп являются теми проводниками, которые могут успешно осуществлять эту политику. Святейший патриарх всея Руси Кирилл заявил: «Если мы не воспитаем собственных детей, их будут воспитывать другие». Этот тезис говорит о необходимости работать не только со школьниками, но и с выпускниками. Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью и лицами с ОВЗ проводится Минобрнаукой проводится несколько лет, однако мониторинг трудоустройства всех выпускников был бы крайне важен для качественной оценки работы вуза, воспитательной работы факультета, эффективности учебных программ и методологии преподавания. Поэтому в такой важной сфере, как образование, важно в полной мере восстанавливать воспитательную функцию, носителем которой, в частности, является куратор - наставник студента.

About the authors

I. P Mironov

Perm National Research Polytechnic University

T. A Belozerova

Perm National Research Polytechnic University

References

  1. Профессиональное самоопределение [Электронный ресурс] // Национальная психологическая энциклопедия. - URL: https://vocabulary.ru/termin/professionalnoe-samoopredelenie.html (дата обращения: 01.09.2017).
  2. Цена студента [Электронный ресурс] // Российская газета. - URL: https://rg.ru/ 2017/02/20/po-kakomu-principu-vuzy-poluchaiut-dengi-iz-biudzheta.html (дата обращения: 01.09.2017).
  3. Миронов И.П., Царапина Т.П., Жарова Т.Ю. Новые перспективы и возможности в работе куратора академической группы: учеб. пособие. - Пермь, 2016. - 169 c.
  4. Миронов И.П., Белозерова Т.А. Психологическая диагностика - основа профессиональной ориентации студентов-первокурсников строительного факультета // Формирование гуманитарной среды в вузе: Инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход: сб. материалов 16-й Всерос. науч.-практ. конф. - Т. 2. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2016. - С. 171-179.
  5. Шкала тревоги Спилбергера [Электронный ресурс] // Энциклопедия психодиагностики. - URL: http://psylab.info/ (дата обращения: 20.09.2017).
  6. Мотивация персонала: учеб. пособие / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, С.Н. Апенько, А.И. Мерко. - М.: Альфа-Пресс, 2010. - 640 с.
  7. Кураторство [Электронный ресурс]. - URL: http://pstu.ru/activity/out_of_educational/docs/ (дата обращения: 20.09.2017).
  8. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. - СПб.: Андреев и сыновья, 2009. - 238 с.
  9. Большакова Н.Ф., Миронов И.П. Психолого-педагогические особенности работы кураторов академических групп (из опыта работы Пермского национального исследовательского политехнического университета) // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 4. - С. 17-19.

Statistics

Views

Abstract - 161

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2018 Mironov I.P., Belozerova T.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies