Mathematical modeling of the regional budget formation procedure

Abstract


The regional budget is a key element of the regional financial system. According to budget legislation, the formation of the budget of the subject of the Russian Federation is carried out by state authorities of the constituent entity of the Russian Federation in accordance with the requirements established by the Budget Code of the Russian Federation, as well as the laws of the subject of the Russian Federation and other regulatory documents adopted in accordance with it. The procedure for forming a regional budget is quite well regulated, but poorly formalized. It should be noted that budget planning tactics and strategy differ significantly, since long-term goals are set on the basis of the development of strategic plans. The purpose of this study is to implement an approach to the formation of the regional budget according to the optimal structure. The uniqueness of the concept lies in the development of the target vector and positioning of budget planning as a Bayesian process. The criterion of optimality is the location of a multidimensional point expressing the composition of the budget on a straight line reflecting the target vector. Such an approach in relation to the procedure for the formation of the regional budget has not been considered before. The solution to this problem involves the formation of a target vector for both its revenue and expenditure parts. The methodological tools used in the work are classical methods of analytical geometry and an algorithm for forming a regional budget. To increase the adequacy of the results when modeling the regional budget, it is advisable to add the condition that the random process belongs to the Bayesian type, then, in addition to the obtained values, the share of the item in the regional budget is also taken into account. The Bayesian process takes into account conditional probabilities. In this work, the relative measure of achievement of each budget item of the target state in the base period acts as conditional probabilities. The article uses an illustrative example to show the use of the proposed methodological approach for the formation of an optimal regional budget within the framework of revenue and expenditure parts for items approved by Russian legislation. The construction and analysis of a regional budget allows us to take a new approach to solving this problem, and most importantly, to create an optimal budget while saving intellectual and time costs for participants in the budget process. The results of mathematical modeling of the regional budget are presented in the form of an algorithm, which makes it possible to consolidate the relevant procedures for calculating the revenue and expenditure parts of the budget in regulatory documents (at the federal and/or regional level) for their further use in the budget process.

Full Text

Введение В качестве основного элемента системы региональных финансов выступает бюджет. В бюджете аккумулируется подавляющая часть централизованных финансовых средств, доходов и расходов всех уровней системы региональных финансов. К основным элементам бюджетного механизма, который включает в себя бюджетное планирование, бюджетное регулирование и контроль, нужно добавить бюджетное планирование на базе бюджетного прогнозирования. Непосредственно бюджетное прогнозирование позволяет обеспечить экономически аргументированные, как количественные, так и качественные, параметры в рамках как доходной, так и расходной частей регионального бюджета. Реализация цели предполагает кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Следует при этом особо отметить, что тактика бюджетного планирования и его стратегия обладают существенными различиями, поскольку долгосрочные цели ставятся на основе разработки стратегических планов. Бюджет региона является ключевым звеном региональной финансовой системы. Региональный бюджет в узком понимании позиционируется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [1]. Что же касается более широкого смысла, то под региональным бюджетом подразумевается целая система денежных отношений. В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», формирование бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации [2]. На наш взгляд, сама процедура формирования бюджета требует конструктивной критики и корректировки. Как отмечалось выше, процедура формирования бюджета достаточно хорошо регламентирована [1-4], но слабо формализована. Кроме этого, как отмечается авторами [5; 6], документы регионального уровня разрабатываются в отрыве от документов целеполагания федерального уровня, устанавливающих долгосрочные общеэкономические и отраслевые цели и приоритеты на уровне Российской Федерации, что препятствует возможности обеспечения согласованности бюджетного прогнозирования в регионах с целями и задачами социально-экономического развития Российской Федерации. Одним из путей преодоления указанных противоречий является использование программно-целевого бюджетирования [7-9] с учетом отечественного и зарубежного опыта применения данного подхода [10-12]. В работах [13; 14] авторы указывают на необходимость применения математического аппарата при формировании регионального бюджета. Причем результаты математического моделирования процесса формирования регионального бюджета желательно представить в виде алгоритмов для обеспечения возможности закрепления соответствующих процедур в нормативных документах с целью дальнейшего использования в бюджетном процессе. Теоретические основы формирования регионального бюджета Обладая информацией о формировании бюджета на начало планового периода , следует разработать стратегический план его развития на долгосрочную перспективу Именно задача формирования вектора цели выступает в качестве ключевой. Формирование многомерной цели как по статьям доходов, так и по статьям расходов регионального бюджета является обязанностью законодателей. В настоящее время при отсутствии стратегических целей (планирование осуществляется на три года) регионального развития каждая партийная фракция формирует эти цели, и они вряд ли соответствуют консолидированной цели всех фракций. Однако даже при наличии выбранных целей осуществляются поправки в бюджет, что едва ли способствует оптимизации планирования регионального бюджета. Этот недостаток проиллюстрирован на рисунке геометрически [15]. Итак, при наличии базового состояния и стратегического строится вектор цели Рис. Геометрическая интерпретация эффективности принятия решения Поскольку в настоящее время стратегических целей при формировании регионального бюджета не ставится, то будем считать этот вектор цели гипотетическим. Чтобы оставаться на векторе цели, нужно при краткосрочном (один год) и среднесрочном (3 года) планировании выбирать состояние или точку, которая лежит на векторе цели. Если же эта точка не лежит на векторе, то эффективность принятия решения будет равна при этом потери составят Очевидно, что чем ближе будет точка А к вектору цели, тем эффективность принятия решения будет выше, а минимальные потери достигаются при Таким образом, принимая эффективность принятия решения за критерий оптимальности, краткосрочная или среднесрочная цели должны вычисляться из условия принадлежности вектору [16]. Модель и метод Даже при наличии стратегической цели бюджет планируется на ближайший год перспективного периода или же, в крайнем случае, на ближайшие три года. В связи с этим возникает задача формирования краткосрочной или среднесрочной цели так, чтобы она лежала на векторе цели [17]. Для решения этой задачи нами предлагается следующая методика. Состояние соответствует многомерной точке Состояние же соответствует точке Через эти точки нужно построить прямую. Воспользуемся уравнением прямой в канонической форме: Трудность при формировании краткосрочного состояния бюджета состоит в том, чтобы точка лежала на этой прямой. Аналитически задача решается так: Отсюда: (1) При условии, что общая сумма доходов (или расходов) на плановый период определена и равна D, справедливо следующее равенство: Последнее соотношение можно записать в следующем виде: Тогда значение параметра t определяется из уравнения: подставляя это значение t в соотношения (1), получается состояние где которое располагается на векторе цели. При этом структура бюджета определяется следующим образом: Тогда при краткосрочном и среднесрочном планировании в качестве вектора цели выбирается вектор Согласованность бюджетов будет обоснована именно нахождением краткосрочных и среднесрочных целевых состояний на векторе цели, что соответствует указанному выше критерию оптимальности. Вычисление целевого состояния при краткосрочном и среднесрочном планировании и оптимальной структуры доходной и расходной частей бюджета приведено в табл. 1 и 2 соответственно. Таблица 1 Расчет целевого состояния и оптимальной структуры доходов регионального бюджета Статьи доходов Базовый период Структура, % Стратегическая цель Цель при краткосрочном или среднесрочном планировании, Структура, % Доходы всего 91 676,9 100,0 115 000 92 834,1 100,0 из них: - налоги на прибыль организаций 14 324,6 15,6 20 000 14 606,19 15,7 - налоги на доходы физических лиц 27 132,1 29,6 32 000 27 373,63 29,5 - налоги на имущество 10 984,7 12,0 14 000 11 134,31 12,0 - прочие собственные доходы 20 103,1 21,9 25 000 20 346,06 21,9 - безвозмездные поступления из федерального бюджета 19 132,4 20,9 24 000 19 373,91 20,9 Таблица 2 Расчет целевого состояния и оптимальной структуры расходов регионального бюджета Статьи расходов Базовый период Структура, % Целевые значения Прогноз на отчетный период Структура, % Расходы всего 95 690,4 100,0 104 855 97 362,4 100,0 из них: - общегосударственные расходы 6881,7 7,2 7200 6939,8 7,13 - национальная оборона 53,1 0,06 55 53,4 0,05 - национальная безопасность и правоохранительная деятельность 4824,3 5 5200 4892,8 5,03 - национальная экономика 15 124,3 15,8 17000 15 466,5 15,89 - ЖКХ 7869,4 8,2 9000 8075,7 8,29 - охрана окружающей среды 367,2 0,4 400 373,2 0,38 Расходы на социально-культурные мероприятия 60 570,4 63,4 66 000 61561,0 63,23 из них: - образование 26 732,3 27,9 30 000 27 328,5 28,07 - культура 3684,1 3,9 4000 3741,7 3,84 - здравоохранение 10 487,4 11 11 000 10 580,9 10,87 - социальная политика 17 012,3 17,7 18 000 17 192,5 17,66 - межбюджетные трансферты 2654,3 2,9 3000 2717,4 2,79 Для повышения адекватности результатов при моделировании процедуры формирования регионального бюджета процесс планирования регионального бюджета необходимо рассматривать как байесовский процесс [18-20], пересматривая и уточняя структуру бюджета по достигнутому состоянию С этой целью скорректируем структуру бюджета, учитывая относительную меру достижения j-й статьей целевого состояния. Эти значения выступают в качестве условных вероятностей при вычислении структуры с использованием формулы Байеса. Таким образом, процедуру формирования регионального бюджета можно отразить в виде алгоритма. Алгоритм формирования регионального бюджета Пусть - базовое значение j-й статьи бюджета; - целевое значение j-й статьи бюджета. 1. Рассчитывается относительная мера достижения j-й статьей целевого состояния: 2. Вычисляется значимость j-й статьи: 3. Рассчитывается удельный вес j-й статьи: 4. Вычисляются значения: 5. Рассчитывается структура бюджета: Результат применения алгоритма для формирования регионального бюджета Для популяризации данного методологического подхода рассмотрим процедуру формирования бюджета на иллюстративном примере, в рамках статей, утвержденных российским законодательством. Результаты представлены в табл. 3, 4. Осуществим реализацию алгоритма в табличном виде, предварительно введя обозначения: x1 - налоги на прибыль предприятий; x2 - налоги на доходы физических лиц; x3 - налоги на имущество; x4 - прочие собственные доходы; x5 - безвозмездные поступления из федерального бюджета. Таблица 3 Расчет структуры доходов регионального бюджета Параметр х1 14 324,6 14 606,2 0,981 0,199 0,157 0,0313 0,1563 х2 27 132,1 27 373,6 0,991 0,201 0,295 0,0592 0,2960 х3 10 984,7 11 134,3 0,987 0,200 0,120 0,0240 0,1198 x4 20 103,1 20 346,1 0,988 0,200 0,219 0,0439 0,2193 x5 19 132,4 19 373,9 0,988 0,200 0,209 0,0418 0,2087 S 91 676,9 92 834,1 4,934 1 1 0,2001 1 Таким образом, при прогнозном значении доходной части регионального бюджета на отчетный период в объеме 92 834,1 млн. руб., 15,63 % поступит от налогов на прибыль организаций; 29,6 % - налогов от доходов физических лиц; 11,98 % - налогов на имущество; 21,93 % - прочих собственных доходов; 20,87 % - безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Аналогично рассчитывается расходная часть регионального бюджета при прогнозном значении объема расходов на отчетный период. Предварительно введем следующие обозначения: x1 - общегосударственные расходы; x2 - национальная оборона; x3 - национальная безопасность и правоохранительная деятельность; x4 - национальная экономика; x5 - ЖКХ; x6 - охрана окружающей среды; x7 - образование; x8 - культура; x9 - здравоохранение; x10 - социальная политика; x11 - межбюджетные трансферты. Таблица 4 Расчет структуры расходов регионального бюджета Параметры х1 6881,7 6939,8 0,992 0,092 0,071 0,0065 0,0719 х2 53,1 53,4 0,994 0,092 0,001 0,0001 0,0006 х3 4824,3 4892,8 0,986 0,091 0,050 0,0046 0,0504 x4 15 124,3 15 466,5 0,978 0,090 0,159 0,0143 0,1581 x5 7869,4 8075,7 0,974 0,090 0,083 0,0075 0,0822 х6 367,2 373,2 0,984 0,091 0,004 0,0003 0,0038 х7 26 732,3 27 328,5 0,978 0,090 0,281 0,0254 0,2794 х8 3684,1 3741,7 0,985 0,091 0,038 0,0035 0,0385 x9 10 487,4 10 580,9 0,991 0,092 0,109 0,0099 0,1096 x10 17 012,3 17 192,5 0,990 0,091 0,177 0,0161 0,1778 x11 2654,3 2717,4 0,977 0,090 0,028 0,0025 0,0277 S 95 690,4 97 362,4 10,828 1 1 0,0908 1 Таким образом, расходы на отчетный период составят 97362,4 млн руб., при этом 7,19 % пойдет на общегосударственные расходы; 0,06 % - на национальную оборону; 5,04 % - на национальную безопасность; 15,81 % - на национальную экономику; 8,22 % - на ЖКХ; 0,38 % - на охрану окружающей среды; 27,94 % - на образование; 3,85 % - культуру; 10,96 % - здравоохранение; 17,78 % - на социальную политику; 2,77 % - на межбюджетные трансферты. Дефицит бюджета согласно прогнозу составит 4528,3 млн руб. (доход 92 834,1; расход 97 362,4). Заключение Следует отметить, что предлагаемый подход к формированию регионального бюджета связывает воедино временные параметры, включающие настоящее, кратко-, средне- и долгосрочную перспективы. В основе моделирования бюджета должны лежать долгосрочные цели или вектор цели как системный стратегический план по всем параметрам бюджета. В связи с этим не только целесообразно, но и необходимо создание государственного института (например, аналогичного Госплану [21]), осуществляющего стратегическое планирование. Применение данного методологического подхода рассмотрено на иллюстративном примере.

About the authors

N. V. Shalanov

Siberian University of Consumer Cooperation

S. L. Zlobina

Siberian University of Consumer Cooperation

O. N. Shalanova

Siberian University of Consumer Cooperation

M. N. Peshkova

Siberian University of Consumer Cooperation

A. A. Yakovleva

Siberian University of Consumer Cooperation

References

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/(дата обращения: 19.04.2023).
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21.12.2021 № 414-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/(дата обращения: 19.04.2023).
  3. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/(дата обращения: 19.04.2023).
  4. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по долгосрочному бюджетному планированию [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. - URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2015/12/main/NIFI_metod.rekomendatsii_subektam_bud_planirovanie (дата обращения: 19.04.2023).
  5. Анализ действующей практики формирования бюджетных прогнозов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. - URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/12/main/Obzor_itogovaya_versiya.docx (дата обращения: 19.04.2023).
  6. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России [Электронный ресурс] / Научно-исследовательское объединение РЭУ имени Г.В. Плеханова. - URL: www.rea.ru/Documents/Бюджет_итог_2020_2.pdf (дата обращения: 19.04.2023).
  7. Эрназаров К.Ю. Возникновение бюджетирования, ориентированного на результат, и его научно-теоретические основы // Актуальные проблемы науки и техники: сборник трудов по материалам X Международного конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 21 ноября 2022 года. - Уфа: Вестник науки, 2022. - С. 111-120.
  8. Управление и бюджетирование, ориентированные на результат: препринт WP8/2021/04 / Клименко А.В.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Электрон. текст. дан. (500 Кб). - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. - (Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление»). - 48 с.
  9. Мастеров А.И. Программно-целевое бюджетирование как инструмент стратегического планирования // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - № 3. - С. 64-70.
  10. Коврижных Ю.В. Зарубежный опыт применения программно-целевого подхода в государственном управлении // Наукосфера. - 2022. - № 3-1. - С. 130-133.
  11. Запорожан А.Я. Бюджетирование, ориентированное на результат: итоги реализации // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). - 2020. - № 13(15). - С. 44-50.
  12. Сапожников А.А. Муниципальное целевое программное бюджетирование: решения // Муниципальная академия. - 2016. - № 1. - С. 64-70.
  13. Барбашова Н.Е. Подходы к построению и использованию модели долгосрочного бюджетного прогноза на региональном уровне // Финансовый журнал. - 2022. - Т. 14, № 2. - С. 8-25.
  14. Экономико-математическая модель финансового обеспечения стратегий регионального развития / Н.И. Климова, Л.Я. Бухарбаева, М.В. Франц, М.В. Шмакова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 10-2. - С. 378-383.
  15. Шаланов Н.В., Капелюк З.А. Методологические аспекты когнитивного подхода цифровой экономики торгового предприятия : монография. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2022. - 270 с.
  16. Яковлев В.И., Пенский О.Г. Рейтинг успеваемости студентов как способ улучшения качества обучения в высших учебных заведениях // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - № 1 (65). - С. 78-81.
  17. Шаланов Н.В. Актуальные проблемы цифровой экономики: монография. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2022. - 996 с.
  18. Моррис У.Т. Наука об управлении: байесовский подход: перевод с английского - М.: Мир, 1971. - 304 с.
  19. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1972. - 368 с.
  20. Айвазян С. А. Байесовский подход в эконометрическом анализе // Прикладная эконометрика. - 2008. - № 1. - С. 93-130.
  21. Ашихина Д.С. Роль Госплана СССР в подготовке планов народного хозяйства // Россия и мир: история и современность: тезисы Х Всероссийской (с международным участием) конференции студентов и молодых ученых, Сургут, 22 апреля 2022 года. - Сургут: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022. - С. 34-35.

Statistics

Views

Abstract - 129

PDF (Russian) - 81

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies