Том 17, № 4 (2015)
- Год: 2015
- Статей: 11
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/mm/issue/view/282
- DOI: https://doi.org/10.15593/.v17i4
СТАТЬИ
КОНТРОЛЬ СФЕРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА КООРДИНАТНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ ПО МИНИМУМУ ИЗМЕРЯЕМОГО ОБЪЕМА
Аннотация
Сфера представляет собой геометрическое место точек, равноудаленных от ее центра. Контроль сферических поверхностей необходим для деталей сферических подшипников авиационной промышленности, крупногабаритных деталей машиностроения со сферическими поверхностями. С целью улучшения качества выпускаемых изделий совершенствуют как обрабатывающее оборудование, так и методы контроля изделий. Машиностроительное производство постепенно переходит от простейших средств измерения к координатно-измерительным машинам (КИМ), которые позволяют в автоматическом режиме определять геометрические отклонения от заданных размеров и формы деталей. Они имеют сложное конструктивное исполнение и мощное математическое, алгоритмическое и программное обеспечение. В связи с этим актуальной будет задача разработки методики автоматизированного контроля, не зависящей от числа контролируемых точек и их расположения на поверхности. Также на первый план выходит проблема обеспечения производительности контроля. Цель работы заключается в поиске наиболее оптимального метода обработки результатов координатных измерений сферических поверхностей на КИМ. В процессе работы были проанализированы возможные алгоритмы решения и нахождения сферы. Проведенный анализ показал, что наиболее производительным и оптимальным методом обработки результатов координатных измерений сферических поверхностей является так называемый метод сферы минимального объема. По результатам исследования представлена методика автоматизированной оценки сферичности на основе использования минимума измеряемого объема сферических поверхностей.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2015;17(4):5-16
ПЛАЗМЕННАЯ СВАРКА РАЗНОРОДНЫХ МЕТАЛЛОВ НА ТОКЕ ОБРАТНОЙ ПОЛЯРНОСТИ
Аннотация
Представлены результаты исследования возможности плазменной сварки на токе обратной полярности разнородных металлов. Работа выполнялась на оборудовании, разработанном на кафедре сварочного производства и технологии конструкционных материалов Пермского национального исследовательского политехнического университета. Для всех пар металлов: Al - Cu, Al - Ti, Cu - Ti, Al - Х18Н10Т, Cu - Х18Н10Т - использовался вариант ручной сварки без предварительного нанесения легкоплавких металлов на свариваемые кромки более тугоплавкого металла. Сваривались стыковые швы пластин из различных материалов толщиной 5 мм. Свариваемые кромки на алюминиевом сплаве Д16 не обрабатывались, на медной пластине делался скос под углом 110о. Перед сваркой на титане выполнена односторонняя разделка кромки под углом примерно 45о с притуплением 1,5-2 мм. Разделка стальной кромки производилась под углом 45о. При сварке меди М1 и титанового сплава ОТ4 проводилась разделка кромок обоих материалов под углом 45о и механическая очистка. В качестве защитного и плазмообразующего газа использовался аргон. Плазменная сварка выполнялась ручным способом. Сварка выполнялась без плавления более тугоплавкого в паре металла с использованием в качестве присадочного материала проволоки из металла, имеющего более низкую температуру плавления. Были выполнены металлографические исследования и механические испытания сварных соединений. На всех металлах с более высокой температурой плавления обеспечивается хорошее смачивание жидким металлом всей поверхности, очищенной катодным распылением. Для всех пар металлов получены сварные швы без внутренних дефектов с минимальным перемешиванием свариваемых металлов.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2015;17(4):17-28
Влияние параметров режимов сварки на изменения химического состава сварных соединений при электронно-лучевой сварке с осцилляцией электронного луча
Аннотация
Электронный луч является практически безынерционным источником тепловой энергии. Возможность тонкой регулировки мощности, фокусировки и положения луча позволяет широко использовать системы управления лучом и программирования режимов сварки, обеспечивающие качественное формирование сварного шва. Используя системы управления лучом, возможно разработать новые технологические решения, такие, например, как динамическое расщепление электронного луча, позволяющее лучу одновременно воздействовать в нескольких обрабатываемых зонах или совмещать такие процессы, как сварка и термообработка. В работе приведены результаты экспериментальных исследований снижения концентрации легкоиспаряемых легирующих элементов в сварных швах, полученных при электронно-лучевой сварке алюминиевого сплава АМг6 с осцилляцией электронного луча. Получены регрессионные уравнения зависимости концентрации легкоиспаряемых компонентов сплава АМг6 от параметров режимов сварки. На основе результатов рентгенофлуоресцентного анализа проведена оценка истощения сплава легкоиспаряемыми компонентами в различных зонах сварного шва. Установлено, что с увеличением тока электронного луча происходит уменьшение концентрации магния в шве, однако с увеличением скорости сварки концентрация магния увеличивается приблизительно на 2-3 %. При сравнении концентрации магния в швах, выполненных статическим и осциллирующим лучом, наблюдается снижение концентрации магния при осцилляции электронного луча в среднем на 4 %. При электронно-лучевой сварке статическим лучом наблюдается истощение магния в пределах 7 % от первоначального содержания в сплаве, а в случае осцилляции электронного луча концентрация составляет приблизительно 10 %, причем траектория перемещения электронного луча (продольная и поперечная) не влияет на интенсивность обеднения сплава легкоиспаряющимся компонентом - магнием.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2015;17(4):29-42
МОДЕЛИРОВАНИЕ напряженного состояния В ПОКРЫТИЯХ ПРИ МИКРОПЛАЗМЕННОМ ОКСИДИРОВАНИИ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ
Аннотация
Повышение качества механических характеристик деталей и механизмов из алюминия и его сплавов при уменьшении себестоимости их обработки на сегодняшний день является актуальной задачей в технологиях, использующих легкие материалы. Для повышения эксплуатационных характеристик алюминия и его сплавов применяются различные способы поверхностной обработки и модифицирования. Одним из наиболее эффективных способов поверхностной обработки деталей из алюминиевых сплавов является микроплазменное оксидирование. Получаемое при данном способе обработки оксидное покрытие обладает высокими механическими и тепловыми характеристиками, способствующими увеличению области применения алюминиевых сплавов и срока службы изготавливаемой продукции. Однако данный способ поверхностной обработки в настоящее время не получил широкого применения из-за значительных энергетических и временных затрат. В большинстве случаев для микроплазменного оксидирования применяют устаревшее оборудование, работающее на низких частотах и имеющее недостаточно высокий КПД. Кроме того, существенным недостатком покрытий при микроплазменном оксидировании является их недостаточная толщина и высокая пористость. Объектом данного исследования является оксидное покрытие, образованное путем микроплазменного оксидирования при высоких плотностях тока. Целью исследования является определение влияния высокой пористости в полученном оксидном покрытии на его механические свойства, выявление распределения напряжений по всей толщине покрытия. С помощью программного обеспечения Comsol Multiphysics была получена модель распределения напряжений на участке оксидного покрытия. Составлена графическая картина распределения напряжений и выявлены наиболее нагруженные участки по всей толщине оксидного слоя. Проведен анализ полученных данных и сравнение с распределением напряжений в аналогичной модели покрытия с искусственно уменьшенной пористостью и измененной геометрией.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2015;17(4):43-59
Методика расчета износа алмазного инструмента при правке дискретных шлифовальных кругов
Аннотация
Определен объект исследования - процесс износа дорогостоящего алмазного инструмента, используемого при правке сплошных и дискретных шлифовальных кругов. Приведены результаты исследования абсолютного и относительного износа алмазных зерен при правке шлифовальных кругов с различными способами и схемами дискретизации режущей поверхности и при различных режимах резания. Износ алмазного инструмента в процессе правки шлифовальных кругов со сплошной режущей поверхностью изучен достаточно подробно. Однако исследованию износа алмазных зерен при правке дискретных шлифовальных кругов не уделялось должного внимания, что не позволяло принимать обоснованные решения относительно режимов правки дискретной режущей поверхности шлифовальных кругов и требуемого расхода дорогостоящего правящего инструмента. В первую очередь это касается основополагающего показателя - относительного износа алмазного инструмента при обработке абразивного материла шлифовальных кругов. В настоящее время в научно-технической литературе нет информации по численному значению относительного износа правящего инструмента, приведены его значения для лезвийного режущего инструмента, выполненного из твердого сплава и инструментальных сталей. Определен относительный износ алмазного инструмента при обработке абразивного материла шлифовальными кругами со сплошной режущей поверхностью. Получено уравнение регрессии, связывающее значение относительного износа алмазного правящего инструмента с глубиной резания при правке шлифовальных кругов со сплошной режущей поверхностью. Полученное значение относительного износа позволяет разработать методику расчета абсолютного износа алмазного правящего инструмента при правке шлифовальных кругов с дискретной режущей поверхностью. Методика необходима при проектировании технологических операций дискретного шлифования металлов и сплавов.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2015;17(4):60-75
Влияние структуры и неметаллических включений на свойства сварных швов из стали Х65
Аннотация
Стойкость к образованию трещин сварных швов и соединений в целом непосредственно связана с неоднородностью строения материалов, заключающейся в случайных вариациях механических свойств, размеров и очертаний отдельных зерен металла, направлений их кристаллографических плоскостей, наличием неоднородных фаз, включений, остаточных напряжений. Определена скорость роста трещины в разных зонах сварного шва, характеризующая склонность металла к усталостному разрушению. Оценен характер разрушения в зависимости от структуры и доли неметаллических включений в шве. Установлено, что скорость роста усталостной трещины наиболее низкая в корне шва, выполненного технологией STT, несмотря на преобладающую долю перлита, и замедляется в заполняющих слоях с мелкозернистой однородной структурой, выполненных технологией АПИ. Характер разрушения преимущественно вязкий за счет значительной доли пластичного феррита, что повышает стойкость к усталостному разрушению. На границе усталостной трещины, проходящей со стороны облицовки в заполняющие слои, выполненной порошковой проволокой в защитных газах по технологии АПИ, обнаружены включения, располагающиеся цепочками, ослабляющие связь матрицы и включения и увеличивающие вероятность роста скорости распространения усталостной трещины. Количество, объемная доля, распределение и форма включений в многослойных сварных швах меняется в результате химических реакций и диффузии. Эти параметры в значительной степени зависят от режимов сварки применяемых технологий, которые должны обеспечивать определенное тепловложение в металл при заданной погонной энергии. Можно ожидать, что любое усиление химической связи между включением и матрицей способствовало бы повышению стойкости к усталостному разрушению, поскольку степень отрицательного влияния включения зависит от его коэффициента сцепления с металлической матрицей и разницы свойств.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2015;17(4):76-89
Геометрические и силовые аспекты суперфиниширования шаров авиационных подшипников
Аннотация
Постоянно повышающиеся требования к качеству деталей авиационных и приборных подшипников обусловливают поиск новых технологий финишной обработки. В настоящее время в авиационных подшипниках применяют шары 20-й степени точности, у которых допуск на диаметр не превышает 1 мкм, сферичность - 0,5 мкм, волнистость - 0,05 мкм, шероховатость - 0,02 мкм. Традиционная доводка шаров между двумя вращающимися дисками является малоэффективной в первую очередь с позиции производительности. В связи с этим научно и технически обосновано применение бесцентрового суперфиниширования шаров на станках с продольной подачей с использованием гладких валков. Экспериментально установлена принципиальная возможность применения подобной технологической системы для финишной обработки шаров подшипников. Основное преимущество данной схемы обработки заключается в высокой производительности и возможности полной автоматизации процесса. Вместе с тем требуется создать равномерное вращение заготовки шара в двух плоскостях в условиях силового замыкания контакта. Для этого решены ключевые геометрические и силовые задачи анализа условий стабильности силового замыкания контакта и профилирования валков формообразующей системы суперфинишного станка. Рассмотрена схема действия сил при суперфинишировании шаров и выявлено условие их движения с вращением в двух плоскостях. Разработана математическая модель формообразования и приведена методика расчета профиля валков численным методом. Приведенные результаты позволяют применять бесцентровое суперфиниширование шаров в качестве финишной операции вместо доводки, тем самым повысив производительность обработки в десятки раз.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2015;17(4):90-101
Коррозия теплообменного оборудования нефтехимических производств
Аннотация
Темпы роста промышленности и стабильность экономики находятся в прямой зависимости от уровня развития энергетики страны. Энергетическая и нефтяная промышленность - основополагающие отрасли экономики России, но у таких отраслей, как энергетика и производство нефтехимической продукции, имеются и проблемы. Одна из таких проблем - расходы, связанные с коррозией металлов и промышленного оборудования. Растраты по причине коррозии носят не только прямой - замена оборудования, затраты на ремонт и профилактические работы, но и косвенный характер - перерасход воды, электроэнегрии и прочие издержки. В настоящее время решение данной проблемы является актуальным, так как всё больший интерес приобретает вопрос энергосбережения и энергоэффективности на нефтехимическом производстве, а также в других отраслях экономики страны. В связи с уменьшением ресурсов на нашей планете люди всё чаще задумываются не о том, как больше потратить, а о том, как больше сберечь и сэкономить. Данная статья посвящена изучению проблемы появления коррозии промышленного оборудования в нефтехимическом производстве. Посредством отбора проб воды в определенных местах установки произведен анализ качества воды в системе. Получен массив экспериментальных данных, открывающих причины пропусков теплообменного оборудования. В представленной работе сделана попытка найти причины появления коррозии оборудования посредством отбора проб воды в разных точках установки. Особое внимание уделено тепловой схеме, включающей теплообменное оборудование. Представлено подробное описание всех составляющих схемы, принцип работы некоторых элементов схемы. В заключение предложены некоторые способы борьбы с коррозией и ее предотвращения. Представлен традиционный метод борьбы с пропусками теплообменного оборудования, описана его неэффективность. Также предложен один из современных методов - добавка ингибиторов.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2015;17(4):102-119
Свойства материалов на основе МАХ-фаз (Обзор)
Аннотация
Обобщены исследования российских и зарубежных ученых по получению и оценке свойств перспективных материалов на основе бескислородной керамики - тернарных соединений, или так называемых МАХ-фаз. Наибольший опыт в получении и изучении тройных карбидов и нитридов накоплен в Дрексельском университете (США) группой исследователей под руководством М. Барсоума. Представлена общая характеристика строения тернарных соединений со слоистой структурой. Слоистые тройные карбиды и нитриды проявляют уникальное сочетание свойств, характерных как для металлов, так и для керамики. Такие материалы обладают малой плотностью, высокими значениями тепло- и электропроводности, прочности, пониженным модулем упругости, превосходной коррозионной стойкостью в агрессивных жидких средах, стойкостью к высокотемпературному окислению и термическим ударам, а также легко подвергаются механической обработке, имеют высокую температуру плавления и являются достаточно стабильными при температурах до 1000 °С. Среди множества МАХ-фаз, синтезированных к настоящему времени, наибольший интерес с точки зрения свойств представляют такие материалы на основе титана, как Ti2AlC, Ti2AlN, Ti3AlC2 и Ti3SiC2. Показаны наиболее успешные способы получения указанных материалов: механосинтез, реакционное спекание, горячее прессование, плазменно-искровое спекание, самораспространяющийся высокотемпературный синтез. Дан сравнительный анализ физико-механических свойств и связь структура - свойства для материалов систем Ti-Al-C, Ti-Al-N и Ti-Si-C. Указывается, что в большинстве случаев структура, обусловленная методами получения тернарных соединений, - это многофазная система. Как правило, такие материалы представляют собой тернарную матрицу с карбидными и/или нитридными включениями, а также интерметаллиды с различной степенью стехиометрии.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2015;17(4):120-138
Некоторые особенности политерм вязкости промышленных расплавов: аномалии, гистерезис, критические температуры
Аннотация
Представлены виды политерм кинематической вязкости промышленных сталей и условия их появления в эксперименте. Показано, что нагрев расплава выше критической температуры приводит к ветвлению политерм. Политермы свойств многокомпонентных расплавов резко отличаются от политерм чистых металлов. Они почти никогда не бывают монотонными, а тем более линейными. Для каждой марки сплава температурные зависимости свойств имеют собственный характерный вид с особенностями, вызванными составом, исходными материалами и спецификой производства. Приведены температуры аномальных участков температурных зависимостей кинематической вязкости и критические температуры. Выявлена существенная роль углерода в формировании структуры не только твердого, но и жидкого состояния. Показана роль основных легирующих элементов. Среди основных легирующих элементов особо выделяется хром, оказывающий неоднозначное влияние на вид политерм вязкости в зависимости от содержания углерода в стали. Увеличение концентрации хрома в низко- и среднеуглеродистых сталях приводит к исчезновению аномалии на политерме нагрева, а в высокоуглеродистых сталях, наоборот, к более яркому ее проявлению. Это можно объяснить тем, что хром в низко- и среднеуглеродистых сталях проявляет себя в основном как элемент, который легирует матрицу и способствует перестройке ее решетки в ОЦК-структуру. При более высоком содержании углерода в стали хром уже выступает в качестве основного карбидообразующего элемента. Для некоторых сталей и сплавов, например с большим содержанием марганца, наблюдается отрицательный гистерезис вязкости, т.е. ветвь охлаждения находится ниже ветви нагрева. Изучено влияние кислорода и азота на характер температурных зависимостей вязкости. Так, при повышении концентрации этих элементов критическая температура сдвигается в область более высоких значений. Представленная технология термовременной подготовки расплава чугуна повышает эффективность модифицирования и позволяет экономить модификаторы.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2015;17(4):139-150
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА ИЗГОТОВЛЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВАЛОВ
Аннотация
Рассмотрение ряда машиностроительных предприятий выявило крайне низкую их техническую оснащенность методами и средствами контроля основных деталей двигателей внутреннего сгорания: распределительных валов, коленчатых валов и сопутствующих деталей. Существующие сегодня средства автоматизации размерного контроля - координатно-измерительные машины традиционного исполнения в виде трехкоординатных устройств с перемещениями измерительных головок касания по координатам X , Y , Z - не приспособлены для контроля тел вращения, поэтому актуальными являются исследования, направленные на повышение точности и производительности контроля этих деталей и IT-вооружение специалистов быстродействующими автоматизированными методами и средствами объективного контроля в соответствии с требованиями современного производства. Преимуществом и особенностью автоматизированной системы интеллектуального мониторинга изготовления распределительных валов является то, что, помимо проведения основных этапов замеров и возможности принятия решения о качестве обработки изделия, система может оперативно сообщать об отклонениях на этапах контроля, сопровождая данную информацию рекомендациями. Подсистема мониторинга точности изготовления распределительных валов состоит из системы сбора данных, включающей устройства связи с объектом; системы принятия решений; базы данных и базы знаний. Устройство связи с объектом представляет собой устройство для объединения аналоговых и цифровых параметров реального технического объекта. База данных представляет собой постоянное пополняемое хранилище информации, в данном случае эталонной конструкторской документации о технологии изготовления изделия и значений контролируемых, а также фактически измеренных параметров. База знаний содержит структурированную информацию экспертов для использования с конкретной целью: она предназначена для поиска способов решения проблем из некоторой предметной области на основе записей базы знаний и пользовательского описания ситуации. Внедрение системы интеллектуального мониторинга позволяет повысить эффективность контроля в несколько раз, обеспечить корректировку технологического процесса на этапах изготовления изделия, что в значительной степени сократит возможность появления брака, тем самым повысив качество выпускаемой продукции.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2015;17(4):151-161