К ВОПРОСУ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация


Рассматриваются вопросы целесообразности использования тестовых технологий контроля обучения студентов в техническом вузе. Основной целью федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования является результат образовательного процесса. Результативность образования рассматривается не как совокупность знаний и умений, полученных студентами из разных учебных дисциплин, а как способность обучающегося применить знания и умения в практической профессиональной деятельности, как формирование у обучающихся определенных компетенций. При оценке образовательных результатов необходим анализ уровней образованности, которые достигнуты обучающимися на определенном этапе обучения. В статье рассмотрены преимущества, место и ограничения тестовых методик в системе контроля и оценки сформированности компетенций студентов. Наряду с традиционными методами оценки усвоения обучающимися учебного материала, для формирования у обучающихся знаниевой составляющей компетенций использование тестовых технологий весьма целесообразно. Эффективным и полезным является использование заданий в тестовой форме в целях оценки сформированности у обучающихся базовых понятий дисциплины. Но оценить умение обучающегося конкретизировать свой ответ примерами, умение логично и доказательно выражать свои мысли, проанализировать глубину знаний и практические навыки решения задач обучающегося с помощью тестовых методик вряд ли получится. Несмотря на указанные недостатки тестирования как метода педагогического контроля, его положительные аспекты (оперативность, объективность, систематическое проведение, обучающая функция тестирования, компьютерная реализация проведения тестирования) делают эту форму диагностики знаний перспективным направлением развития педагогических измерений в системе подготовки квалифицированных кадров различного уровня в строительной отрасли.

Полный текст

В условиях модернизации высшего образования, ориентации образовательного процесса на результаты обучения, качество образования, непрерывный контроль над учебным процессом относятся к наиболее актуальным задачам при реализации компетентносного подхода в высшем образовании. Результативность образования определяется способностью студента применять полученные знания и умения в практической деятельности, степенью владения студентами определенных компетенций [1]. В связи с этим организация и контроль образовательного процесса требуют коррекции. Контроль за качеством обучения студентов является наиболее важным средством повышения эффективности образовательного процесса. Систематический, хорошо организованный контроль качественного уровня знаний и навыков во время процесса обучения дает возможность получать достоверные сведения о результативности образовательного процесса, позволяет определить цели, к которым должны стремиться обучающиеся, создает условия для эффективного управления образовательным процессом подготовки компетентных специалистов [2, 3]. Дополнением к традиционным формам контроля обучения являются тестовые технологии, позволяющие оперативно и эффективно проверять результаты учебного процесса. Цель контроля - диагностирование и корректирование знаний и умений студентов, оценка степени усвоения ими учебного материала, учет результативности процесса обучения [4]. Тестирование - это оперативность контроля за уровнем обученности студентов, возможность существенно снизить психологическую нагрузку на преподавателя и студента, широкий охват учебного материала, возможность для обучающихся адаптироваться к требованиям преподавателя, равные условия и права всем сдающим тесты [5, 6]. Внедрение электронных тестовых технологий стимулирует активность познавательной деятельности обучающихся и мотивирует к самостоятельности и самообразованию, делает обучение доступным в любом месте и в любое время, расширяет возможности обучения в получении знаний и умений, в развитии навыков и компетенций студентов [7]. В Пермском национальном исследовательском политехническом университете уже не один год централизованно проводится тестовый контроль в режиме онлайн. Как показала практика, для повышения качества образования обучающихся в техническом вузе тестирование «необходимо проводить по естественно-научным дисциплинам, дающим базовые теоретические знания, предваряющие изучение профессиональных и специальных дисциплин. Такое тестирование позволяет правильно сформировать начальные знания и умения каждого студента и группы в целом, сформировать базовые компетенции основной образовательной программы и спланировать учебный процесс, адаптируя к нему методику и технологии обучения» [8]. В частности, для строительных специальностей особое внимание следует уделять таким дисциплинам, как математика, физика, сопротивление материалов. Именно на первом и втором курсах обучения происходит формирование необходимых в предметной области теоретических знаний, т.е. формирование составляющих компетенций «знать» и «уметь», а на старших курсах вырабатываются необходимые практические навыки для работы, приобретается личный опыт (владения) в решении прикладных задач применительно к профессиональной деятельности. К очевидным преимуществам тестовых технологий можно отнести оперативность контроля, который позволяет измерять и интерпретировать результаты, являясь удобной, объективной и рациональной формой аттестации большого количества обучающихся за короткий промежуток времени [9]. При проведении тестирования появляется возможность сравнения результатов обучения для разных групп студентов, обучаемых по одной программе, учебникам, с использованием различных методов и организационных форм обучения. Отбор, структурирование и многообразие в различном представлении одного и того же учебного материала преподавателями на лекционных и практических занятиях, различия в требованиях разных преподавателей к уровню знаний обучающихся, отличия в уровне строгости при оценке одного и того же ответа не позволяют объективно сравнить результаты обучения. А с помощью уникальных строений тестовых утверждений появляется возможность обеспечить унификацию требований и стандарт в оценивании знаний студентов. Одним из достоинств использования «заданий в тестовой форме для организации учебного процесса является их обучающий потенциал в целях формирования у студентов понятийного аппарата дисциплины: базовых категорий, законов, принципов, требований, специальных терминов» и др. [10]. Систематическое тестирование обучающихся дисциплинирует и направляет деятельность студентов, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях. Кроме того, задания в тестовой форме позволяют реализовать индивидуальный подход к обучению на основе дифференциации уровней подготовленности обучающихся, позволяют активизировать самостоятельную работу обучающихся по образцам стандартизированных тестов, создаются условия для самоконтроля и самообразования. Конкретные формулировки тестовых заданий могут помочь сформировать у обучающихся вполне определенный порядок действий при их выполнении, определенные методы рассуждений, научить обучающихся структурировать свои высказывания и логику поиска решения, акцентируют внимание обучающегося на основных понятиях дисциплины. Обучающее тестирование позволяет студенту вернуться к невыполненному заданию, сконцентрироваться на трудном вопросе, что невозможно при устном опросе. Внедрение системы тестирования способствует лучшему изучению дисциплин студентами. Следует заметить, «студенты технических специальностей вузов, в силу специфики изучаемых дисциплин, отличаются от студентов гуманитарных специальностей, в том числе и тем, что работают с учебным материалом, насыщенным разнообразными схемами, диаграммами, таблицами, чертежами и т.п.» [11]. Задача технических дисциплин - умение применять знания из разных учебных дисциплин и использовать определенную алгоритмическую схему для решения поставленной задачи, а навыки владения приобретаются студентами в результате многократных практических решений задач и проектной деятельности. Целью многих дисциплин является не достижение определенного результата решения задачи, а умение обучающегося применить физико-математический аппарат и выбрать определенную последовательность действий при решении конкретной задачи [12]. Конечный результат, конечно, важен, но если студент правильно выбрал исходные данные, метод и расчетную схему решения задачи, но в результате вычислений по многочисленным формулам получил неожидаемый результат, он должен уметь проанализировать и оценить этот результат (правильный он или нет) и сделать соответствующие выводы. Тестовые задания выявляют результат и не могут оценить алгоритмическое мышление студента, его умение применить имеющиеся знания при решении практических задач и проблем, анализе расчетных схем, моделировании. Применение тестовых технологий обучения целесообразно использовать по дисциплинам, связанными с решениями задач и расчетами. Кроме положительных аспектов, тестовые технологии имеют и ряд ограничений. Малоэффективным является использование тестовых заданий для дисциплин гуманитарного блока, такие как история, философия, социология, правоведение и др., знания которых достаточно формализованы, диалектичны (постоянно развивающиеся) и разнообразно интерпретированы [13]. Умение аргументированно излагать свою точку зрения, владение навыками публичного выступления, приемами дискуссии и полемики, логикой рассуждения, умение анализировать, оценивать и критически воспринимать информацию формируются и совершенствуются гуманитарными дисциплинами на семинарских занятиях в результате общения преподавателя и обучающихся [14]. В теоретических и гуманитарных дисциплинах тесты приводят к упрощению материала, его поверхностному усвоению. Оценивание с их помощью глубокого владения материалом (умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки, отследить ход рассуждений обучающегося и т.д.) вряд ли может считаться эффективной процедурой. Менее широкие возможности постановки вопросов и ограниченные формы ответа при использовании тестовых технологий не позволяют всесторонне оценить подготовку студента [15]. Например, с помощью тестирования по философии и истории лучше всего проверять степень сформированности у студентов знаниевой компоненты компетенции, т.е. уровень усвоения фактического материала. Тестовые задания по этим дисциплинам должны быть сформулированы на доступном для обучающихся языке, языке общения преподавателя и студентов. Тестовое задание должно иметь единственный и четко определенный смысл, структурно предполагать только одно суждение. Задание должно быть легко понимаемым, однозначным, по возможности кратким. Это не дает возможности организовать полноценное тестирование. Тестирование целесообразно использовать, когда требуется сформировать и проверить знания терминов, положений, стандартов. Тестирование не является универсальным средством оценки компетенций, но знаниевую составляющую гуманитарных дисциплин данный способ аттестации вполне может проверить. Лучший результат в этом случае может дать сочетание тестовых и традиционных форм контроля. Таким образом, с помощью тестовых технологий достаточно сложно оценить и выявить интеллектуальные способности обучающихся: определять цель исследования, анализировать информацию, создавать формализованное описание задачи, находить закономерности, выбирать адекватный задаче инструмент, оценивать результат, строить выводы на основе анализа определенных данных и т.д., его исследовательские качества, умение отстаивать свою точку зрения. Тестирование используется в основном для оценки знаниевой компоненты компетенций. Однако использование электронных тестовых технологий в качестве обучающего средства позволяет сохранить положительные стороны и наряду с этим избавиться от недостатков контролирующих тестов. Именно тесты оказываются весьма полезными, когда необходимо выявить минимум знаний обучающихся. При работе с системой тестирования обучение будет трансформироваться в самообразование. Тестовые технологии позволят обучающемуся овладеть терминологией и понятиями конкретной дисциплины, изучить предмет с минимальной необходимостью обращения к преподавателю, ознакомят обучающегося с конкретными формулировками вопросов, задаваемых преподавателем, научат обучающегося правильному построению ответа. Студент будет приобретать знания индивидуально и систематически, и в конечном счете тестирование поможет ему подготовиться к экзамену либо к любому другому виду контроля. Безусловно, отказываться от традиционных форм контроля учебной деятельности студентов не следует, но тестовые технологии дают преподавателю дополнительное средство диагностики и объективную картину усвоения материала обучающимся, позволяют усилить эффективность обучения и своевременность контроля. Умелое и разнообразное использование в своей работе различных форм контроля знаний, сбалансированное сочетание традиционных форм контроля и тестовых методик позволяет более качественно осуществлять образовательный процесс, расширяет возможности контроля учебного процесса и способствует реализации главной задачи образовательного процесса - обеспечение высокого качества подготовки будущих специалистов различного уровня.

Об авторах

И. И Зуева

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

М. Е Лаищева

Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Список литературы

  1. Павлова О.В. Компетентностный подход как основа модернизации современной системы высшего профессионального образования // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 2 (23).
  2. Позднякова О.В. Внедрение тестирования для контроля успеваемости студентов вузов // Проблемы современной аграрной науки: материалы междунар. заочной научной конференции / Красноярск. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2015. - С. 234-237.
  3. Алещанова И.В., Фролова Н.А. Педагогическое тестирование как средство повышения качества контроля и оценки эффективности учебного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2007. - № 6-3. - С. 13-17.
  4. Коротков С.Г., Крылов Д.А., Чупряков И.С. Контроль знаний и умений будущих бакалавров профессионального обучения // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-4. - С. 674-678.
  5. Использование тестирования в инженерном образовании / Е.А. Балабанова, Н.Н. Короткова, С.Ю. Кузьмин, Н.С. Хван // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 141-142.
  6. Лученецкая-Бурдина И.Ю., Федотова А.А. Контроль знаний студентов в системе электронного обучения // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С. 131-135.
  7. An innovative approach to education in the context of sustainable development / N.A. Burmistrova, E.A. Kormiltseva, A.P. Shmakova, M.A. Loshchilova // The European Proceedings of Social & Behavioural Science. - 2017. - № XXVI. - P. 122-129.
  8. Шевелев Н.А., Кузнецова Т.А., Кулютникова Е.А. Технологии компьютерного тестирования как инструмент повышения качества образования // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. - С. 108-114.
  9. Сорокина Е.И., Колобова М.О. Тестовая методика контроля знаний у студентов в вузе при изучении дисциплины «основы землеустройства» // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 200-202.
  10. Неверов А.В., Метельский А.И., Равино А.В. О тестировании как методе контроля знаний студентов // Труды БГТУ. Учебно-методическая работа. - 2014. - № 8 (172). - С. 32-34.
  11. Потемкин А.Н., Викулов А.С., Крупнова А.В. Особенности преподавания специальных технических дисциплин в условиях современного высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 2876-2880. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54839.htm (дата обращения: 03.11.2018).
  12. Раевская Л.Т., Карякин А.Л. Инновационные технологии в преподавании технических дисциплин [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26753 (дата обращения: 24.02.2019).
  13. Ардашкин И.Б., Макиенко М.А., Фадеева В.Н. Тестирование как способ оценки общекультурных компетенций студентов (на примере дисциплины «Философия») // Сборник трудов научно-методической конференции НИТПУ. - Томск, 2013. - С. 226-227.
  14. Калашников А.Ф. Значение гуманитарных дисциплин для студентов инженерных направлений технического вуза // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4-2. - С. 104-108.
  15. Сипайло С.В. Текущий контроль знаний студентов с помощью системы электронного тестирования MYTESTX // Труды БГТУ. - 2014. - № 8 (172). - С. 145-146.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 644

PDF (Russian) - 188

Ссылки

  • Ссылки не определены.

© Зуева И.И., Лаищева М.Е., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах