ОЦЕНКА ИЗНОСА КОНСТРУКЦИЙ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ДОЛГОВЕЧНОСТИ

  • Авторы: Бондарев Б.А1, Зайцева Т.М1, Саакян А.Г1, Лезгиев Т.Р2
  • Учреждения:
    1. Липецкий государственный политехнический университет
    2. Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
  • Выпуск: Том 10, № 4 (2019)
  • Страницы: 126-132
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://ered.pstu.ru/index.php/CG/article/view/708
  • DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9826/2019.4.12
  • Цитировать

Аннотация


Деформационные швы являются одним из важнейших конструктивных элементов мостового сооружения и представляют собой зазоры между торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя или головной частью опоры. От правильного выбора и монтажа деформационных швов во многом зависит долговечность сооружения в целом. Результаты многочисленных технических обследований мостов и путепроводов показывают, что основными дефектами и повреждениями элементов конструкций деформационных швов являются: расстройство конструкции шва из-за неправильного выбора и монтажа; образование трещин в зоне швов на покрытии различной длины и с разной шириной раскрытия. Кроме вышеуказанных дефектов важную роль в процессе разрушения покрытия в зоне деформационных швов играет образование колеи из-за перепадов отметок мостового полотна на стыке дорожной одежды и деформационных швов. Разрушение покрытия в зонах деформационных швов во многих случаях происходит из-за интенсивного колееобразования, в то же время образование колей происходит из-за разности отметок дорожной одежды и деформационных швов. Для предотвращения колееобразования в зоне деформационных швов применяют следующие технические решения: устройство пешеходных зон, бетонных приливов (окаймлений). В этих зонах рекомендуется устройство приливов на основе полимерных композиционных материалов (ПКМ), обладающих высокими демпфирующими свойствами и циклической долговечностью. Испытания на выносливость и изучение демпфирующих свойств велись по общепринятым методикам для полимербетонов ФАМ и ФАЗИС-30. Получены значения декремента колебаний для вышеуказанных материалов и показатели их циклической долговечности.

Полный текст

Деформационные швы - это зазоры между торцами пролетных строений либо торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя или головной частью опоры. Различают: закрытый, в котором зазор закрыт покрытием, уложенным без разрыва; заполненный, в котором зазор заполнен герметизирующим материалом (например, резиновым вкладышем-компенсатором, деформирующимся при их перемещениях); открытый - зазор открыт и покрытие имеет разрыв; перекрытый - зазор между сопрягаемыми элементами в уровне верха проезжей части перекрыт скользящим листом. Основные функции деформационных швов - это обеспечение свободного перемещения конструкции и его герметичность (невозможность пропуска поверхностных вод). Износ элементов мостового сооружения - это показатель их системы, отражающий степень снижения функциональных качеств из-за накопления повреждений. Износ деформационных швов, как степень несоответствия современным требованиям, может определяться расчетом, если речь идет о влиянии износа на условия движения, и визуально, если речь идет о нарушении герметичности. Величина износа принимается по одному из этих двух показателей [1]: - условия движения - по табл. 1; - герметичность - табл. 2. В табл. 1 указаны три уровня износа: - начальная стадия повреждения, И = 20 %, предел комфортности; - допустимый износ, И = 40 %, предел плавности; при превышении указанной величины износа следует снижать скорость движения транспортных средств; - предельный износ, И = 80 %, предел безопасности; при превышении указанной величины износа следует снижать скорость движения транспортных средств и их массу из-за значительных динамических перегрузок. Зона деформационных швов определяется как ширина, равная расстоянию между крайними точками окаймления шва, плюс 2´0,5 = 1,0 м. При отсутствии конструкции деформационного шва (конструктивное оформление зазора, предусматриваемое проектом) износ принимается равным 80 %. Таблица 1 Повреждения (дефекты) и износ деформационных швов по критерию «условия движения» Table 1 Damages (defects) and wear of movement joints according to the “traffic conditions” criterion № п/п Условия движения Износ, % Повреждение Безопасная скорость, км/ч 1 Комфортность 20 ¨ Появление трещин в покрытии над деформационными швами или рядом с окаймлением по всей длине шва, с разрушением кромок1 ¨ Неровности до 5 мм в пределах зоны шва2 ≥120 2 Плавность 40 ¨ Разрушение покрытия на отдельных участках (общей длиной до 50 %), над швом или у окаймления ¨ Неровности высотой в пределах 20 мм ¨ Стук металлических элементов 100 3 Безопасность 60 ¨ Бугры высотой до 50 мм в результате деформации слоев одежды в зоне шва ¨ Разрушение покрытия у шва на большей части длины ¨ Разрушение заполнителя швов на отдельных участках ¨ Нарушение крепления скользящих листов (болты, пружины …) 50/60/80 80 ¨ Значительные бугры высотой до 100 мм в результате деформации слоев одежды в зоне швов ¨ Разрушение покрытия у швов по всей длине ¨ Разрушение окаймления, отрыв листов 30/40/60 4 Опасный износ >80 ¨ Более сильные разрушения швов 10/30/40 1 Если кромки не разрушены, износ принимается с коэффициентом 0,5 (И = 10 %). 2 Конструкция шва выше или ниже на 5 мм прилегающего к шву покрытия. Таблица 2 Дефекты и износ деформационных швов по критерию «герметичность» Table 2 Defects and wear of movement joints according to the “tightness” criterion № п/п Износ, % Повреждение 1 10 Точечные протечки по длине шва 2 20 Протечки воды на концах швов с загрязнением концевых участков опор 3 60 Протечки воды по всей длине швов, сопровождающиеся повреждением опорных площадок 4 80 Протечки воды по всей длине швов с попаданием грязи на опорные площадки, сопровождающиеся разрушением водоотводных лотков и повреждением концов ригелей 5 100 Протечки воды и грязи по всей длине швов, сопровождающиеся разрушением концов плит и повреждением ригелей и опорных площадок по всей длине опор В результате обширных технических обследований [2-7] мостовых сооружений установлено, что наиболее характерными дефектами и повреждениями элементов конструкций являются те, что приведены в табл. 3 [8]. Таблица 3 Дефекты и повреждения элементов деформационных швов Table 3 Defects and damage to movement joints № п/п Наименование дефекта Объем дефектов, % Нарушение герметичности: 1 Одиночные (точечные) протечки 35 2 Протечки через поврежденное заполнение 40 3 Протечки из-под гидроизоляции под сопряжением шва с одеждой 20 4 Разрушение водоотводных лотков 5 Нарушение плавности проезда, снижение надежности: 1 Трещины в покрытии у шва и над ним 35 2 Разрушение покрытия в зоне шва 20 3 Разрушение заполнения, отрыв листов повреждения узлов 10 4 Разрушение слоев одежды у шва 30 5 Расшатывание окаймления 2 6 Разрушение, отрыв и проваливание в зазор конструкций 3 Кроме вышеуказанных дефектов большую роль процесса разрушения покрытия в зоне деформационных швов играет образование колеи из-за перепадов отметок мостового полотна на стыке дорожной одежды и деформационных швов [9]. Для предотвращения колееобразования в зоне деформационных швов применяют следующие технические решения [9, 10]: - устройство пешеходных зон; - применение бетонных приливов (окаймлений); - применение приливов, выполненных из полимерных композиционных материалов, обладающих деформирующими свойствами, т.е. способностью гасить удары колес транспортных средств [11]. В связи с этим поиск новых материалов, обладающих циклической долговечностью и высокой демпфирующей способностью, является актуальной научной задачей [5]. В работе [10] приведены результаты исследований циклической долговечности различных материалов на основе полимерных композитов, рекомендованных для применения в конструкциях деформационных швов. Однако их демпфирующие свойства до настоящего времени не были изучены. Для определения демпфирующих свойств вышеуказанных композитов [12-15] применяется резонансный метод, описанный в работе [16]. Испытания проводили на консольно-закрепленных образцах размером 40´40´160 мм. Вылет консоли составлял 120 мм. Колебания испытываемого образца возбуждались от катушки, для чего к боковой поверхности образца приклеивалась небольшая стальная пластинка. Для записи колебаний использовались пьезоэлектрический датчик ДН-3 с коэффициентом преобразования 10,1 м∙с2/м. Сигнал от вибропреобразователя подается на виброизмерительный прибор ПИ-19. Контур возбуждения состоит из генератора синусоидальных колебаний звуковой частоты ГЗ-117, усилителя и катушки. Показатели демпфирования (декремент колебаний) определяли при резонансных колебаниях исследуемого объекта при постоянной амплитуде вынуждающей силы. Сначала регистрировали резонансную частоту ƒр и амплитуду Ap резонансных колебаний, затем расстраивали резонанс путем изменения частоты вынуждающей силы и регистрировали амплитуду А и соответствующую ей частоту ƒа колебаний. По параметрам резонансного пика рассчитывали логарифмический декремент δ колебаний по формуле [16] где λ - степень спада амплитуды колебаний, равная А/Ap; Z - коэффициент расстройки резонанса, равный ƒа/ƒр [16]. Исследования демпфирующих свойств полимербетона ФАМ и ФАЗИС-30 дали разные результаты. Логарифмический декремент колебаний полимербетона ФАМ составил 0,125. Применение модификационного состава полимербетона ФАЗИС-30 ведет к улучшению демпфирующих свойств, о чем свидетельствует увеличение логарифмического декремента колебаний на 10,5 % - до 0,138. Таким образом, для предотвращения износа деформационных швов на мостах и путепроводах рекомендуется применение приливов, выполненных из полимербетона ФАЗИС-30, обладающего высокой циклической долговечностью и повышенными демпфирующими свойствами [2].

Об авторах

Б. А Бондарев

Липецкий государственный политехнический университет

Т. М Зайцева

Липецкий государственный политехнический университет

А. Г Саакян

Липецкий государственный политехнический университет

Т. Р Лезгиев

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского

Список литературы

  1. РДН 218.05.001-2010. Оценка и прогнозирование состояния мостовых сооружений на автомобильных дорогах Краснодарского края. - М.; Краснодар, 2010. - 235 с.
  2. Экспериментальные исследования циклической долговечности полимерных композиционных материалов / Б.А. Бондарев, П.В. Борков, П.В. Комаров, А.Б. Бондарев // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6.
  3. Ефанов А.В. Совершенствование проектирования деформационных швов автодорожных мостов с учетом особенностей эксплуатации: дис. … канд. техн. наук. - Волгоград, 2006. - 407 с.
  4. Бондарев Б.А., Седых И.А., Сметанникова А.М. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния элементов конструкций проезжей части мостовых сооружений с помощью окрестностных моделей // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. - 2018. - Т. 9, № 4.
  5. Васильев А.И. Оценка технического состояния мостовых сооружений: учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2019. - 256 с.
  6. Все о мостах [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bridgeart.ru (дата обращения: 14.05.2018).
  7. Овчинников И.Г., Овчинников И.И. Дорожная одежда на мостовых сооружениях: отечественный и зарубежный опыт // Науковедение. - 2014. - № 5 (24). - URL: http://naukovedenie.ru/ (дата обращения: 12.05.2019).
  8. Ефанов А.В., Овсянников С.В., Овчинников И.Г. Разрушение покрытия мостового полотна и деформационных швов: причины, проблемы и пути решения // Дороги и мосты. - 2007. - № 2. - C. 38-42.
  9. Овчинников И.Г., Макаров В.И. Влияние деформационных швов на безопасность и комфортное движение // Дороги и мосты. - 2006. - № 2. - C. 26-29.
  10. Бондарев Б.А., Борков П.В., Сапрыкин Р.Ю. Циклическая долговечность полимерных композиционных материалов в деформационных швах конструкций мостов и путепроводов // Долговечность и надежность строительных материалов и конструкций в эксплуатационной среде: сб. 1-й Междунар. науч.-техн. конф. - Балаково: Изд-во Нац. исслед. ядер. ун-т «МИФИ», 2017. - С. 37-42.
  11. Ефанов А.В., Овчинников И.Г. Деформационные швы мостов: современное состояние проблемы // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2006. - № 4 (16). - С. 81-86.
  12. Овчинников И.И. Долговечность железобетонных конструкций транспортных сооружений // Строительные материалы. - 2011. - № 2. - С. 60-62.
  13. Бондарев А.Б., Борков П.В., Бондарев Б.А. Ремонт и восстановление элементов конструкций транспортных сооружений с использованием полимерных композиционных материалов // Вестник ВолгГАСУ. Серия: Строительство и архитектура. - 2015. - № 39 (58). - С. 17-25.
  14. Бондарев Б.А., Черноусов Р.Н. Малоцикловая усталость полимерных композиционных материалов // Вестник ВолгГАСУ. Серия: Строительство и архитектура. - 2013. - № 31. - С. 96-100.
  15. Бондарев А.Б. Прогнозирование циклической долговечности полимерных композиционных материалов: дис. … канд. техн. наук. - Волгоград, 2011. - 180 с.
  16. Гаврилов М.А. Технология получения и химико-биологическая стойкость эпоксидных композитов на основе отходов производства: дис. … канд. техн. наук. - Пенза, 2019. - 137 с.

Статистика

Просмотры

Аннотация - 605

PDF (Russian) - 272

Ссылки

  • Ссылки не определены.

© Бондарев Б.А., Зайцева Т.М., Саакян А.Г., Лезгиев Т.Р., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах