№ 28 (2018)

Статьи
ЧИСЛЕННАЯ ОЦЕНКА ТЕМПЕРАТУРНОГО ПОЛЯ МУФТОВОГО КАБЕЛЬНОГО СОЕДИНЕНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ПРОПУСКНУЮ СПОСОБНОСТЬ КАБЕЛЬНОЙ ЛИНИИ
Зыков А.С., Труфанова Н.М.

Аннотация

Прокладка силовых кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена на напряжение 10 кВ осуществляется в грунт или кабельные каналы, во время прокладки возникает необходимость в соединении двух строительных длин кабелей. Соединение совершается при помощи соединительной муфты. Конструкция муфты аналогична конструкции кабеля, но радиально имеет большие размеры по следующим причинам: болтовое соединение жил и большие толщины изоляции. При протекании номинального тока через жилу выделяется тепло согласно закону Джоуля-Ленца. Проводимость болтового соединения ниже проводимости жилы, а также муфта имеет большее тепловое сопротивление, чем кабель. В данной статье с учетом сделанных допущений и граничных условий разработана трехмерная математическая модель процессов теплопереноса и электромагнетизма в кабельной линии в условиях прокладки кабеля с соединительной муфтой в земле. Численная реализация поставленной математической модели осуществлялась с по мощью метода конечных элементов в одном из программных пакетов ANSYS в среде Fluent. Произведен анализ работы кабельной линии и муфты кабеля марки ПвП 1×400 на постоянное напряжение 10 кВ. В результате численного решения были определены температурные поля в муфтовом соединении силового кабеле и окружающей среде. В результате анализа полученных результатов распределения температурных полей были определены оптимально допустимые токовые нагрузки.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):7-17
views
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКОЙ КАК МНОГОСВЯЗНЫМ ОБЪЕКТОМ УПРАВЛЕНИЯ
Зиятдинов И.Р., Кавалеров Б.В.

Аннотация

Исследуются возможности построения многосвязных систем автоматического управления газотурбинными электростанциями. Изучаются современные тенденции развития адаптивного управления и перспективы его применения в электроэнергетике. Известно, что предприятия отечественного авиационного двигателестроения выпускают газотурбинные установки (ГТУ) не только для авиации, но также для построения электростанций различной мощности. Известно, что ГТУ является работоспособной лишь при наличии системы автоматического управления (САУ), поэтому задачам совершенствования САУ ГТУ уделяется серьезное внимание. В ГТУ, предназначенных для электростанций, возникает необходимость обеспечения заданных показателей качества электроэнергии в условиях постоянно изменяющихся электрической нагрузки и режимов работы электростанции, что увеличивает требования к САУ. Рассматриваются способы для существенного улучшения параметров многосвязных систем автоматического управления за счет использования регуляторов, построенных с применением алгоритмов нечёткой логики, введение адаптивного САУ с эталонной моделью и САУ с настраиваемой моделью, нейронных сетей. Исследуются возможности их построения, анализируются их преимущества и недостатки. В качестве метода адаптации целесообразно выбрать метод, основанный на функции Ляпунова, из соображений сокращения времени поиска экстремума. В качестве модели ГТУ используется сложная динамическая модель ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь), предназначенная для тестирования алгоритмов управления и использования в составе полунатурных испытательных стендов. В качестве модели САУ используется программный код штатной САУ электроэнергетической ГТУ. Выполнен анализ современных тенденций развития адаптивного управления и перспектив его применения в электроэнергетике. Модели выполняются совместно в составе программного моделирующего комплекса КМЭС и MatLab.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):18-31
views
ОПТИМАЛЬНАЯ ДВУХФАЗНАЯ ШИРОТНО-ИМПУЛЬСНАЯ МОДУЛЯЦИЯ
Белоусов И.В., Самосейко В.Ф.

Аннотация

Рассмотрен аналитический подход к оптимальной широтно-импульсной модуляции. При этом широтно-импульсная модуляция в работе понимается как процесс аппроксимации импульсами (модулированного) напряжения желаемого, гладкого (модулирующего) напряжения, которое необходимо для формирования тока нагрузки. Под ошибкой модуляции по току понимается разность между током, порождаемым модулированной функций напряжения, и током, порождаемым модулирующей функций напряжения. Мера качества модуляции трактуется как числовая интегральная характеристика квадратичной ошибки модуляции (дисперсии) на некотором временном интервале. Под двухфазной модуляцией понимается модуляция двумя полумостами. Для мостовой электронно-ключевой схемы получено выражение дисперсии тока в нагрузке. Синтезированы формулы для коммутационных функций полумостов. Показано, что алгоритм двухфазной широтно-импульсной модуляции имеет три свободных переменных, по которым может производиться поиск минимума дисперсии тока в нагрузке, которая является фильтром низкой частоты. Введено понятие нулевой потенциальной функции как свободной переменной, по которой ведется оптимизация. Найдено ее выражение, которому соответствует минимум дисперсии тока при двухфазной модуляции. Получены формулы для определения параметров, характеризующих положение импульсов потенциалов полумостов на интервале широтно-импульсной модуляции. Показано, что оптимальное расположение импульсов на периоде широтно-импульсной модуляции позволяет существенно снизить дисперсию тока при относительной частоте модуляции, меньшей 40. При относительной частоте модуляции, большей 40, оптимальной становится модуляция с центрально-симметричным положением импульсов на интервале модуляции. Описанный в работе подход к двухфазной оптимальной широтно-импульсной модуляции может быть обобщен на многофазную широтно-импульсную модуляцию.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):32-49
views
АДАПТАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ БАЗЫ ДАННЫХ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
Власов С.А., Вялых И.А., Колыхматов А.О.

Аннотация

Рассмотрена актуальность применения компьютерных тренажерных комплексов на химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производствах, обусловленная требованиями промышленной безопасности. Приведено краткое описание состава и структуры типовых компьютерных тренажерных комплексов. Описана проблема «старения» компьютерных тренажерных комплексов, которая заключается в параметрических и структурных изменениях технологического процесса. Для решения проблемы «старения» предложен алгоритм адаптации математической модели технологического процесса, рассмотренный в предыдущих работах. Работа данного алгоритма заключается в создании статической модели технологического процесса, аналогичной существующей динамической модели в компьютерном тренажерном комплексе, с последующей адаптацией этой модели известными методами нелинейной оптимизации, с последующей подстановкой найденных коэффициентов в динамическую модель тренажера. Для периодической оперативной коррекции математической модели технологического процесса предложена модернизация этого алгоритма с использованием технологических данных из базы данных реального времени (БДРВ). Работа алгоритма заключается в создании статической модели, аналогичной существующей динамической модели тренажера, с последующей подстройкой режима по статической модели и данным реального времени, полученным с технологического объекта, с заданной периодичностью, с последующей подстановкой найденных коэффициентов в динамическую модель тренажера. Алгоритм позволяет поддерживать актуальное состояние компьютерного тренажерного комплекса, соответствующее реальному состоянию установки, автоматически подстраиваясь под параметрические изменения на технологическом объекте. Также в статье предложено дальнейшее развитие данной работы для создания системы прогнозирования на основе адаптированной математической модели компьютерного тренажерного комплекса.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):50-61
views
Исследование эффекта тяжения Цилиндрического линейного вентильного электродвигателя
Петрушин А.Д., Шевкунова А.В., Шулаков Н.В., Шутемов С.В.

Аннотация

Рассмотрены теоретическое и экспериментальное исследования эффекта тяжения, возникающего в цилиндрическом линейном вентильном двигателе (ЦЛВД) между вторичным элементом и индуктором. Силовое усилие, создающее возвратно-поступательное движение вторичного элемента, является рабочим усилием цилиндрического линейного вентильного двигателя. Вторичный элемент создает силовое усилие по оси двигателя, а эффект тяжения заключается в поперечном притяжении вторичного элемента к индуктору. Силы механического трения вторичного элемента об индуктор возникают из-за наличия между ними эффекта тяжения. В результате эффекта тяжения вторичный элемент начинает касаться поверхности индуктора, что приводит к резкому возрастанию величины силы механического трения между ними. Как следствие, происходит резкое ослабление силового усилия, являющегося рабочим для ЦЛВД. Рассмотрены две отличающиеся друг от друга конструкции индуктора цилиндрического линейного вентильного двигателя, проведено их сравнение по величине удельного силового усилия. Определены силы тяжения, трения и силового усилия между вторичным элементом и индуктором для двух этих различных конструкций. Усилие тяжения существует из-за смещения вторичного элемента цилиндрического линейного вентильного двигателя относительно оси индуктора, в результате чего магнитный зазор между индуктором и вторичным элементом становится неравномерным по величине. В экспериментальных исследованиях выяснили, что усилие тяжения, а значит, и механическое трение, значительно ослабляет рабочее силовое усилие ЦЛВД. На основании экспериментальных результатов пришли к выводу, что необходимо изменить конструкцию индуктора ЦЛВД для снижения сил тяжения и механического трения. Изменение конструкции индуктора заключается в применении немагнитного промежуточного центратора, который вводится между двумя подшипниками скольжения, которые находятся с концов каждого модуля ЦЛВД. Кроме того, была изменена конструкция магнитопровода ЦЛВД, в которой вместо одного паза под трехфазную систему обмоток были сделаны три симметричных паза, каждый под свою фазу трехфазной обмотки. В результате магнитная система ЦЛВД стала осесимметричной. Все эти проведенные мероприятия изменения конструкции ЦЛВД позволили резко уменьшить эффект тяжения, а значит, и величину механического трения, в результате чего значительно возросло удельное силовое усилие.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):62-75
views
СРАВНЕНИЕ МЕТОДОВ РАСЧЁТА ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПРИМЕРЕ ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ЛИНЕЙНОГО ВЕНТИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Чирков Д.А., Ключников А.Т., Коротаев А.Д., Тимашев Э.О.

Аннотация

В данной статье представлено сравнение двух основных методов расчёта электромагнитных процессов и рабочих характеристик электродвигателей. Первый метод основан на теории электрических и магнитных цепей, а второй на базе решения уравнений Максвелла в дифференциальной форме. Методы моделирования синхронных двигателей с постоянными магнитами показаны на примере ЦЛВД. Расчёты электромагнитных полей на базе математической модели, в большей или меньшей степени отражающей реальный физический объект, являются основой для проектирования различных электрических машин. Тем самым выбор методики, по которой будет построена математическая модель двигателя, играет важнейшую роль в проектировании электрических машин. В качестве результатов расчёта по этим двум методикам представлены угловые и рабочие характеристики как наиболее значимые параметры для проектирования двигателей. Расчёт электромагнитных полей с использованием теории электрических и магнитных цепей на основании схем замещения проводился согласно методике расчёта синхронных машин с постоянными магнитами, представленной в работе И.Л. Осина и Ф.М. Юферова. Расчёт электромагнитных полей согласно методу конечных элементов был реализован в программном пакете ANSYS Maxwell. Угловые характеристики представлены зависимостями электромагнитного усилия двигателя F от значения углового смещения θ при разных значениях частоты питающего напряжения. Рабочие характеристики представлены зависимостями электромагнитного усилия двигателя F , фазного тока I , потребляемой мощности P 1, коэффициента полезного действия η и коэффициента мощности cos(φ) от мощности на штоке Р 2. Результат сравнения этих двух методик выявил существенное отклонение расчёта I , P 1 и η, что связано с насыщением магнитной цепи, которое в работах И.Л. Осина и Ф.М. Юферова не учитывалось.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):76-91
views
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ С ДВУХПОДДИАПАЗОННЫМ РЕАКТОРНО-ТИРИСТОРНЫМ РЕГУЛИРУЮЩИМ УСТРОЙСТВОМ
Климаш В.С., Табаров Б.Д.

Аннотация

Рассмотрены проблемы, связанные с загрузкой электрических сетей реактивной мощностью и питанием промышленных потребителей напряжением низкого качества. Для решений этих проблем предложено устройство на основе реакторно-тиристорных ключей на высокой стороне трансформаторной подстанции, которое совместно с батареей конденсаторов повышает пропускную способность электрических сетей и выравнивает напряжение у потребителей. Для расширения функциональных возможностей реакторно-тиристорных ключей предложен способ управления, обеспечивающий двухподдиапазонное непрерывное регулирование напряжения у потребителей с улучшенной формой напряжения нагрузки и тока сети, а также безударное включение трансформаторной подстанции под нагрузкой и отключение её без возникновения электрической дуги на механических контактах электрических аппаратов. Для исследования предлагаемого устройства в комплекте с трансформаторной подстанцией выполнен ряд опытов на математической модели в среде MatLab. Анализ результатов этих опытов в стационарных и динамических режимах работы показал целесообразность применения разработанных технических решений для системы промышленного электроснабжения. Осциллограммами физических процессов на модели показано, что при изменении напряжения в сети и тока нагрузки устройство обеспечивает стабильное напряжение у потребителей на требуемом уровне, не создавая при этом сдвига фазы тока сети относительно напряжения. Приводятся характеристики для трансформаторной подстанции по штатной схеме и с двухподдиапазонным регулирующим устройством. Предложенный способ и устройство для его реализации на основе реакторно-тиристорных ключей и конденсаторной батареи позволяют при стабилизации напряжения у потребителей сохранять синусоидальность формы тока в силовом трансформаторе и в сети.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):92-107
views
Исследование двухцелевых линейных индукционных машин
Коняев А.Ю., Абдуллаев Ж.О., Зязев М.Е., Коняев И.А.

Аннотация

В настоящей статье описаны некоторые результаты исследований специальных электрических машин технологического назначения, в частности линейных индукционных машин. В таких индукционных машинах вторичным элементом являются обрабатываемые материалы и изделия. Показаны целесообразность применения двухцелевых линейных индукционных машин и перспективы использования линейных индукторов, создающих встречно бегущие магнитные поля. Двухцелевые (многоцелевые) линейные индукционные машины позволяют одновременно выполнять несколько рабочих функций. Например, можно перемещать металлические заготовки, осуществлять их индукционный нагрев, получать информацию о параметрах движения и положении заготовок. Рассмотрены режимы работы линейных машин со встречно бегущими магнитными полями применительно к обработке металлических заготовок: перемещение заготовок, их позиционирование в рабочей зоне и индукционный нагрев в бегущих магнитных полях. Традиционные методы индукционного нагрева изучались на протяжении многих лет. Однако индукционный нагрев в бегущем магнитном поле не полностью оценен в отношении его основных преимуществ и возможных промышленных применений. Показаны преимущества линейных индукционных машин, создающих встречно бегущие магнитные поля: повышение точности позиционирования заготовок и выравнивание температурного поля при индукционном нагреве металлических заготовок. Настоящая работа посвящена моделированию и изучению некоторых своеобразных характеристик этого типа многофазных индукционных нагревательных систем. Основное внимание сосредоточено на выборе схемы трехфазной обмотки линейного индуктора, обеспечивающей указанные преимущества. В статье приведены результаты исследований опытных образцов двухцелевых линейных индукционных машин, созданных в лаборатории кафедры «Электротехника и электротехнологические системы» Уральского федерального университета.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):108-121
views
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОЦЕНКА ПАРАМЕТРОВ МОДЕЛЕЙ ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЧЕТКОЙ КЛАСТЕРИЗАЦИИ
Елтышев Д.К., Гнутова К.А., Литвиненко Д.А.

Аннотация

Развитие электроэнергетической отрасли страны ориентировано на обеспечение высокой надежности, а также эффективное управление сетями электроснабжения различной конфигурации. Решение данных задач предполагает наличие определенной энергоинформационной инфраструктуры, которая помимо электротехнического оборудования включает комплекс программно-аппаратных средств, осуществляющих сбор, обработку, анализ информации при мониторинге, диагностике и последующем управлении состоянием и режимами работы элементов сети. Разнородность получаемых данных требует создания определенных механизмов их обработки, которые позволят информационно-диагностическим системам автоматически или в автоматизированном формате осуществлять синтез и адаптацию моделей диагностики к условиям эксплуатации объектов электроснабжения. Предлагается разработать методику, позволяющую определять параметры моделей диагностики электротехнического оборудования, ориентированных на высокую достоверность результата, с использованием алгоритмов интеллектуального анализа данных, в частности, нечеткой кластеризации. Применение нечеткой кластеризации рассмотрено на примере построения функций принадлежности, оценивающих значения параметров оборудования, выступающих в качестве входных переменных моделей диагностики. Проведен анализ различных алгоритмов нечеткой кластеризации и предложен способ обработки данных о работе оборудования с построением функций принадлежности на основе найденной матрицы нечеткого разбиения и центров кластеров. Методика позволяет аппроксимировать функции принадлежности типовыми формами кривых и выбрать наиболее эффективный вариант построения модели диагностики. Рассматривается практический пример использования результатов кластеризации при разработке нечетких моделей, оценивающих состояние элементов силового трансформатора. Высокий уровень соответствия данных моделирования экспериментальным данным о работе оборудования в системах электроснабжения объектов нефтедобычи свидетельствует о возможности использования методики для обеспечения точности диагностики электротехнического оборудования за счет снижения ошибок при распознавании критических и малозначимых дефектов.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):122-140
views
ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИЙ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ ОКРЕСТНОСТНЫХ МОДЕЛЕЙ
Бондарев Б.А., Седых И.А., Сметанникова А.М.

Аннотация

Окрестностные модели обобщают многие дискретные модели и применяются для представления сложных пространственно-распределенных объектов и процессов, они являются перспективным направлением для моделирования автотранспортных систем, а также таких производственных систем, как сталеплавильное производство, цементное производство, процесс очистки сточных вод и другие. В данной работе окрестностный подход применяется для моделирования износа элементов конструкций проезжей части мостовых сооружений. Даны определения таким понятиям, как мостовое сооружение, эксплуатационное требование, износ, ремонт, капитальный ремонт, представлены элементы группы мостового полотна. Описано назначение элементов мостового сооружения, приведены наиболее часто встречающиеся дефекты, которые влияют на износ и долговечность мостового сооружения, выявлен наиболее уязвимый элемент конструкции проезжей части мостового сооружения. Рассмотрены основные элементы проезжей части, связанные с интенсивностью движения транспорта. Объектом исследований является путепровод через железнодорожные пути в городе Невинномысске Ставропольского края. Целью работы является разработка окрестностной модели износа элементов мостового сооружения, позволяющей прогнозировать степень износа элементов конструкций проезжей части. Показана зависимость состояний и выходов динамической окрестностной модели в каждом узле в следующий момент времени от состояний и входов в текущий момент времени, где узлами являются участки мостового сооружения, кроме того, были введены искусственные входной и выходной узлы. Построена линейная динамическая дискретная окрестностная модель и приведены формулы для исследования рассматриваемого процесса износа элементов мостового сооружения. Посчитана средняя абсолютная ошибка идентификации, сделан вывод об адекватности построенной модели. В блоке программирования математического пакета Mathcad была разработана программа, позволяющая выполнять параметрическую идентификацию линейной динамической окрестностной модели, а также производить имитационное моделирование процесса износа элементов мостового сооружения. Работа является актуальной, так как разработанная математическая модель позволяет исследовать и осуществлять транспортно-эксплуатационное состояние мостовых сооружений, в частности, причиненный урон транспортными средствами.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):141-154
views
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОБОТИЗИРОВАННОЙ УСТАНОВКИ
Бакунов Р.Р., Бессонов В.Б., Мехоношин А.С., Мурзакаев Р.Т.

Аннотация

Производство объектов из полимерных композиционных материалов связано с необходимостью исследования внутренней структуры производимых изделий методами неразрушающего контроля, в том числе с использованием рентгеновского излучения. Чрезвычайно высокая важность рентгенографического исследования объясняется спецификой рассматриваемых объектов, производство которых осуществляется с помощью аддитивных технологий. Аддитивные технологии подразумевают послойное наращивание изделия. Таким образом, в его внутренней структуре могут образовываться такие дефекты, как расслоение, смоляные карманы и т.д. Зачастую эти дефекты обладают небольшими размерами, но могут представлять опасность в процессе эксплуатации. Самый перспективный путь автоматизации процесса рентгенографического исследования изделий из полимерных композиционных материалов - создание роботизированной установки, автоматически выполняющей комплекс взаимосвязанных операций по позиционированию источника и приемника рентгеновского излучения. Точность позиционирования подвижных элементов определяет минимальный размер дефектов, обнаруживаемых во внутренней структуре исследуемых объектов. Поэтому информационно-измерительная подсистема, предназначенная для контроля пространственной ориентации подвижных компонентов установки, является одним из ключевых функциональных блоков всей системы в целом. В данной статье рассматриваются проблемные вопросы построения информационно-измерительной подсистемы робототехнического комплекса. Описывается базовое математическое обеспечение, на котором основывается функционирование модулей инклинометров. Особое внимание уделяется тестированию аппаратного обеспечения, в ходе которого было исследовано влияние различных источников питания на стабильность показаний инклинометров. Результаты эксперимента приводятся в графическом и табличном виде. Статья может быть полезна разработчикам средств промышленной автоматизации. Кроме того, приведенная информация может использоваться инженерами и учеными при проектировании систем контроля и управления автономными аппаратами, так как для их успешного функционирования необходимо корректное и точное определение параметров пространственной ориентации.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):155-168
views
ЧЕТЫРЕ ТЕОРЕМЫ ДЛЯ СИНХРОННЫХ МАШИН С РЕАКТИВНОЙ НАГРУЗКОЙ
Попов И.П.

Аннотация

Рассматриваются ток и момент индуктивной синхронной электрической машины при индуктивной нагрузке. Для индуктивной синхронной машины с индуктивной нагрузкой справедлива теорема 1. Амплитуда тока в индуктивной нагрузке индуктивной синхронной электрической машины не зависит от частоты вращения. Теорема доказывается путем приравнивания второго закона Кирхгофа и закона электромагнитной индукции применительно к вращающей машине. Также справедлива теорема 2. Амплитуда вращающего момента для индуктивной синхронной электрической машины с индуктивной нагрузкой не зависит от частоты вращения. Теорема доказывается путем анализа закона Ампера применительно к вращающей машине. Установлено, что при активной нагрузке амплитуда тока линейно зависит от частоты вращения машины. Амплитуда вращающего момента также линейно зависит от частоты вращения. При емкостной нагрузке амплитуда тока квадратично зависит от частоты вращения. Амплитуда вращающего момента также квадратично зависит от частоты вращения. Установлена зависимость мощности от характера нагрузки машины. Для индуктивной нагрузки реактивная электрическая мощность линейно зависит от частоты. Для резистивной нагрузки мощность квадратично зависит от частоты. Для емкостной нагрузки мощность кубично зависит от частоты. Для синхронной емкостной машины с емкостной нагрузкой справедливы теоремы 3 и 4. Теорема 3: амплитуда напряжения на емкостной нагрузке емкостной синхронной электрической машины не зависит от частоты вращения. Теорема 4: амплитуда вращающего момента для емкостной синхронной электрической машины с емкостной нагрузкой не зависит от частоты вращения.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):169-178
views
РАСЧЕТ ТЕПЛОВОГО ПОЛЯ КАБЕЛЬНОГО КАНАЛА С УЧЕТОМ ТЕПЛОВЫХ ПОТЕРЬ В ЭКРАНАХ КАБЕЛЕЙ
Труфанова Н.М., Кухарчук И.Б., Феофилова Н.В.

Аннотация

Исследовался процесс тепломассопереноса в кабельном канале с 18 кабельными линиями, каждая из которых состоит из трех кабелей с площадью сечения жилы 150 мм2, расположенных в трубе. На основе метода конечных элементов разработана двумерная математическая модель теплового поля подземного кабельного канала. Были получены картины распределения температуры в кабельном канале и окружающем грунте для различных вариантов загрузки кабельных линий. Для оценки влияния тепловых потерь в медном экране кабеля получены зависимости максимальной температуры жилы кабеля от величины тока. Рассмотрены варианты с учетом и без учета тепловыделений в экране. В работе исследована возможность замены многослойной конструкции кабеля на эквивалентный слой с целью упрощения счетной модели. Определены максимальные температуры, получены температурные поля в кабельной линии для различных значений токовой нагрузки при многослойной структуре и эквивалентном слое. В работе рассматривается вопрос о выборе расположения резервных линий. Построено температурное поле для случая полной загрузки всех кабелей с целью определения линий, находящихся в худших температурных условиях. Целесообразность выбора определенных линий в качестве резервных доказана путем расчета максимальных температур жил кабелей. С учетом всех полученных выводов были подобраны максимальные нагрузочные режимы для каждой кабельной линии при условии, что температуры жил кабелей не превышают максимально допустимых значений. Поставленная задача решалась методом конечных объемов в среде инженерных расчетов Fluent.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2018;(28):179-193
views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах