№ 12 (2014)
- Год: 2014
- Статей: 11
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/geo/issue/view/129
Аннотация
На основании исследования строения кристаллического фундамента в осевой зоне Талыш-Вандамского гравитационного максимума в центральной части Куринской впадины было выделено Саатлинское поднятие брахиформного очертания в районе слияние рек Куры и Аракса. Результаты интерпретации материалов глубинного сейсмического зондирования, корреляционного метода преломленных волн и гравиметрии показали, что строение земной коры здесь может быть представлено в виде приподнятого блока фундамента с залеганием поверхности кристаллических пород на глубине 7-8 км и граничной скоростью, изменяющейся от 6,0 до 7,3 км/с. Установлено, что мощность осадочной толщи в этом районе сокращена. Изучены физические свойства порфиритов, андезитов, диабазов и других пород из разных стратиграфических подразделений и в различных условиях. Эксперименты показали, что в районе Талыш-Вандамского гравитационного максимума приподнятый блок земной коры по вещественному составу на глубине 8-10 км может быть представлен андезитовыми порфиритами, не подвергшимися изменениям. Талыш-Вандамский гравитационный максимум в основном изучали по данным Саатлинской сверхглубокой скважины на основании комплесных исследований керновых материалов, отобранных в процессе бурения до глубины 8267 м. Исследования подтвердили, что андезитовые порфириты кристаллического фундамента Талыш-Вандамского гравитационного максимума на глубине 8-10 км подвержены изменениям.
Аннотация
Рассматриваются различные способы понижения твердости (ослабления) горных пород и методики выбора поверхностно-активных веществ (ПАВ) для повышения эффективности буровых работ. Предметом исследования является массив горных пород повышенной твердости и влияние на него различных факторов. Цель работы - повышение эффективности разрушения горных пород повышенной твердости при бурении скважин. В данной работе описываются механические, термические и химические способы ослабления горных пород. Именно химические способы позволяют снижать твердость горных пород применением реагентов - понизителей твердости (детергентов). Основными реагентами-детергентами являются различные виды ПАВ. При анализе методик также представлены данные о влиянии различных растворов ПАВ на исследуемые параметры. Существует достаточное количество способов повышения интенсификации процесса разрушения пород, но наиболее выгодным и надежным является применение реагентов-детергентов. Полученные результаты можно использовать при строительстве скважин, а именно при проектировании режима бурения, типа промывочной жидкости (с добавкой в нее определенного вида ПАВ в необходимой концентрации) и породоразрушающего инструмента. Представленные в работе методики выбора ПАВ позволяют дать лишь качественную оценку влияния реагентов-детергентов, поэтому необходимо продолжить исследования по разработке методики количественной оценки влияния того или иного раствора на эффективность разрушения пород повышенной твердости.
Аннотация
Целью работы является повышение эффективности промывки скважин в условиях залегания многолетнемерзлых пород (ММП) на основе применения очистных агентов с низкой теплопроводностью. В настоящее время происходит увеличение темпов бурения скважин в осложненных условиях, таких как аномальные пластовые давления (как низкие, так и высокие), неустойчивые породы, породы высокой твердости, ММП и др. Многолетняя мерзлота распространена в России на территории различных регионов, занимая площадь 10 млн км2, т.е. более 50 % всей территории страны. Значительная территория Аляски (США) и часть территории Канады также характеризуются наличием ММП. Большая часть нефтегазовых месторождений приурочена к этим регионам, что влечет за собой повышенный интерес к разработке технологий повышения качества бурения скважин в этих условиях. При этом глубина залегания ММП может доходить до 1400 м (Мархинская скважина в северо-западной части Якутии), но в основном она не превышает 600-700 м. Температура мерзлоты может достигать -8 °C, но чаще колеблется от 0 до -2,5 °С. В работе проведен анализ отечественного и зарубежного опыта бурения скважин с промывкой различными очистными агентами, а также технологии их охлаждения. Отечественный опыт бурения по традиционным технологиям свидетельствует о том, что оттаивание, разрушение многолетнемерзлых пород приводит к целому ряду осложнений, особенно в приустьевой зоне скважин, что в целом негативно сказывается на качестве скважин. Рассмотрены такие очистные агенты, как охлажденный воздух, газожидкостные дисперсные системы и промывочные жидкости.
Аннотация
Добыча нефти и эксплуатация скважин месторождений Урало-Поволжья, особенно в условиях поздней стадии разработки, осложнена отложением неорганических солей, представляющих собой смесь одного или нескольких основных неорганических компонентов с продуктами коррозии, частицами песка, причем отложения пропитаны или покрыты асфальтеносмолопарафиновыми веществами. Методы борьбы с отложениями условно можно подразделить на две группы: предупреждения и удаления. В статье рассмотрены основные методы борьбы с асфальтеносмолопарафиновыми веществами и их эффективность применительно к условиям месторождений Верхнего Прикамья. Целью выполненной работы является комплексная оценка эффективности применения устьевого блока подачи реагента, входящего в состав оборудования для дозированной подачи химического реагента, как базового химического метода предупреждения осложнений при эксплуатации скважин на месторождениях Верхнего Прикамья. Одним из основных факторов, определяющих эффективность, является точный подбор ингибиторов для условий конкретного месторождения. Результаты работы показывают целесообразность дальнейшего внедрения устьевого блока подачи реагента на осложненных скважинах.
Аннотация
Актуальность представленных в работе результатов теоретических исследований определяется необходимостью создания, уточнения и совершенствования методов прогнозирования изменений воздухораспределения и параметров рудничного воздуха во время аварий. Проведен анализ взаимосвязи аэрологических и теплофизических процессов, протекающих в горных выработках. Показано, что связующим звеном между ними являются тепловые депрессии, влияние которых на проветривание возрастает во время рудничных аварий, связанных с пожарами и отключениями главных вентиляционных установок. Смоделированы изменения термодинамических свойств воздушного потока под действием процессов гравитационного сжатия и разряжения в стволах. Представлено решение задачи сопряженного теплообмена вентиляционного воздуха с породным массивом в приближении малых времен, позволяющее прогнозировать динамику тепловых депрессий во время пожара. Приведены результаты численного моделирования изменений движения воздуха по уклону при возникновении пожаров различной мощности. Результаты математического моделирования аэро- и теплогазодинамических процессов, протекающих в аварийных режимах проветривания, являются основой для разработки комплекса мероприятий, направленных как на предотвращение возникновения аварий, так и на управление аварийным проветриванием в реальном времени. Ключевые слова: аэрологические и теплофизические процессы, тепловые депрессии, теплообмен,
Аннотация
Особенностью подъемной машины с устройством для добычи полезных ископаемых подводным способом является наличие участка придания плоскому канату трубчатой формы, граничащего с барабаном. На нем плоская лента деформируется, в ней возникают дополнительные напряжения. Величины этих напряжений влияют на безопасность эксплуатации машины, поэтому они должны быть учтены при ее конструировании. В работе в замкнутом виде получены аналитические зависимости для определения напряженно-деформированного состояния плоского резинотросового каната, которому придана трубчатая форма. Показано, что придание плоскому канату трубчатой формы приводит к неравномерному распределению сил растяжения тросов в нем. Величины максимальных внутренних усилий зависят как от конструкции участка придания канату трубчатой формы, так и от конструктивных параметров каната. Внутренние усилия, возникающие в наиболее нагруженных крайних тросах плоского резинотросового каната на участке придания ему трубчатой формы, пропорциональны жесткости тросов каната. Они уменьшаются с ростом длины участка, возрастают с ростом расстояния между тросами и зависят от жесткости резиновой оболочки каната на сдвиг и толщины каната. Полученные выражения могут быть использованы в инженерной практике при проектировании подъемных машин с тяговым органом трубчатой формы. Выполненное исследование позволит использовать резинотросовые канаты при подводной добыче полезных ископаемых со значительных глубин и существенно повысить экологическую безопасность добычных работ.
Аннотация
Месторождение медистых песчаников Жаман-Айбат отрабатывается рудником «Жомарт», запасы которого подходят к концу. В статье представлены методика и результаты исследований природного поля напряжений на руднике «Жомарт». Измерения напряжений проводились методом щелевой разгрузки в стенках одиночных подготовительных выработок, находящихся вне зоны влияния очистных работ. Оценка напряженно-деформированного состояния породного массива производилась с помощью математического моделирования, удовлетворяющего результатам проведенных натурных измерений. В рамках параметрического обеспечения расчетов было выполнено определение прочностных и деформационных параметров серого песчаника по результатам лабораторных испытаний на одноосное сжатие образцов керна, отобранных в местах проведения экспериментальных работ. В результате натурных исследований и численного моделирования установлено, что на исследуемом участке нетронутого массива рудника «Жомарт» максимальные горизонтальные напряжения составляют 27,7 МПа и действуют в направлении, перпендикулярном оси простирания рудных тел. Соответственно, минимальные главные горизонтальные напряжения величиной 16,2 МПа действуют вдоль оси простирания рудных тел. Вертикальные напряжения, создаваемые весом вышележащих пород, составляют 17,5 МПа. Результаты исследований предназначены для уточнения параметров системы разработки, применяемой на проектируемых к отработке участках месторождения Жаман-Айбат.
Аннотация
Исследованиями изменений физико-механических свойств грунтов при загрязнении их нефтью и нефтепродуктами занимались Н.Н. Бракоренко, Т.Я. Емельянова, А.П. Казёнников, Ю.Н. Копылов, Ю.А. Нефедьева, В.В. Середин, М.Р. Ядзинская, Л.В. Шевченко, И.В. Ширшова и др. Многие вопросы изменения физико-механических свойств грунтов, загрязненных углеводородами, изучены недостаточно полно, а результаты иногда противоречивы. Так, одним из основных факторов, определяющих физико-механические свойства грунтов, является размер структурных элементов. Однако вопросы агрегирования частиц глинистых грунтов, загрязненных углеводородами, изучены достаточно слабо. Поэтому целью данной работы является изучение влияние количества углеводородов на агрегативную способность грунтов. Для статистического обоснования влияния микроагрегатного состава грунтов на степень нефтяного загрязнения построены корреляционные поля между степенью нефтяного загрязнения и микроагрегатным составом грунтов, вычислены коэфициенты корреляции. Отметим, что данный анализ проведен раздельно для глины, суглинка и супеси. Экспериментально установлено, что в глинах степень нефтяного загрязнения зависит от их фракционного состава. В суглинках и супесях такой закономерности установить не удалось. В глинах агрегированию подвержена в основном глинистая фракция, в суглинках - глинистая и пылеватая, в супесях пылеватая фракция. При этом наиболее интенсивно процессы агрегации протекают в глинах. Это обусловлено, величиной энергий на поверхности частиц.
Аннотация
Темой исследований является процесс формирования разных видов пластических микродеформаций в кварце песчаников Донбасса на разных подстадиях катагенеза. Цель исследований - установление возможности использования микронарушений для прогнозирования свойств исследованных песчаников, в частности выбросоопасности, степени преобразования, прочности, устойчивости, коллекторских свойств. В результате выполненных работ установлено значительное количество пластических деформаций всех видов в обломочном кварце песчаников, ранее описанных в горных породах и минералах других регионов. В выбросоопасных песчаниках общее количество пластических микродеформаций существенно выше, чем в выбросоонеопасных. Кроме описанных ранее, выделено два новых вида деформаций - таблитчатый кварц и трансляционные линии скольжения. Указанные деформации могут использоваться как индикатор напряженного состояния в горных породах. Полученные результаты подтверждают мнение многих авторов о том, что структура вещества является чутким индикатором влияния внешних условий среды и отражает влияние температуры и давления в виде физико-химических изменений, происходящих при катагенетических преобразованиях. Количественные параметры микронарушенности были запатентованы в виде двух способов определения выбросоопасности горных пород. Коэффициент нарушенности, как индикатор напряженного состояния пород, вошел составной частью в разрабатываемый метод комплексного прогноза выбросоопасности горных пород.
Аннотация
В современной Чехии трубопроводный транспорт является одним из вариантов транспортировки различных веществ самым различным категориям потребителей, включая производителей. Общая протяженность действующих трубопроводных линий, транспортирующих опасные вещества, в настоящее время составляет 8000 км. Аварии на технологических трубопроводах в большинстве случаев создают серьезную угрозу здоровью и жизни населения, а также окружающей среде. В настоящей работе предложен анализ текущего положения дел в сфере безопасности трубопроводов в Чешской Республике, а также изложена общая концепция Европейского союза в области безопасной эксплуатации трубопроводного транспорта. Дается информация о проекте рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) по введению мероприятий для комплексного решения проблем безопасности технологических трубопроводов, включая обязанности сторон - организаций, осуществляющих эксплуатацию трубопроводов, и органов управления на государственном и местном уровнях. Обосновывается необходимость создания такой системы безопасности, которая предполагала бы не только безопасную эксплуатацию самого трубопровода, но и гарантировала бы безопасность окружающей среде. Система управления трубопроводным транспортом обеспечивает высокий уровень защиты окружающей среды и здоровья населения как при монтаже, так и при эксплуатации трубопроводных сетей.
Аннотация
Статья предоставляется в качестве обсуждения.