Slag-alkaline binders in road base
- Authors: Chazov A.V1, Sokolov S.A2
- Affiliations:
- Perm National Research Polytechnic University
- Perm Design Institute of Oil and Gas
- Issue: Vol 7, No 3 (2016)
- Pages: 5-10
- Section: ARTICLES
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/CG/article/view/766
- DOI: https://doi.org/10.15593/2224-9826/2016.3.01
- Cite item
Abstract
The development of new materials involves various problems. The article examines the use of slag binders in road foundations when changing various factors in the processes of hardening of the mixture. The use of slag reduces the cost of road construction due to primeneniya local resources and reduce transportation costs. In addition, reduced harmful impact on the environment. The use of slag also allows you to strengthen various soils in the road base. It is necessary to consider how the hardening slag binders depending on the temperature. Also, the hardening process is influenced by various chemical additives. In practice ustanovleno that perhaps the use of slag binders in road construction in winter conditions, it is necessary to consider that binders, semi shut not water, and aqueous solutions of compounds of alkali metals.
Full Text
Интенсификация производства и решение социальных проблем Пермского края невозможны без развитий сети автомобильных дорог. Однако интенсивное строительство дорог требует развития промышленности по производству шлакощелочных вяжущих. Замена шлаками цемента, щебня и минерального порошка, на изготовление которых расходуется большое количество материальных и энергетических ресурсов, сопровождается резким снижением расхода топлива, электроэнергии и трудовых затрат на единицу строительной продукции. Многолетний опыт дорожных организаций показывает, что себестоимость шлаковых дорожно-строительных материалов намного ниже себестоимости аналогичной продукции и естественных горных пород. Применение шлаков в дорожном строительстве позволяет: - улучшить условия охраны окружающей среды; - рационально использовать местные сырьевые ресурсы; - снизить потребность в транспорте, в том числе в железнодорожном. В Пермском национальном исследовательском политехническом университете в течение ряда лет проводились работы по практическому использованию шлакощелочных вяжущих в дорожном строительстве. Установлено, что доменные молотые шлаки, активизированные щелочным компонентом, обладают высокой активностью, а грунты, укрепленные на их основе, - высокой прочностью. Более того, укрепление грунтов вяжущим на основе доменных шлаков имеет практическую ценность, так как шлаки позволяют укреплять грунты от полевых песков до отдельных видов глин [1-4]. В частности, исследовались вопросы зависимости колебаний температуры среды и сроков схватывания шлакощелочных вяжущих. Как установлено, сроки схватывания минеральных вяжущих веществ существенно зависят от температурных условий твердения. Это играет решающую роль в технологии приготовления и укладки шлакогрунтовых смесей в основания дорог [4]. Основная проблема в технологии зимнего бетонирования - оптимизация сроков схватывания исследуемых смесей как при положительных, так и при отрицательных температурах. Сроки схватывания шлакощелочного вяжущего (ШЩВ) определяются скоростью процесса структурообразования. Следовательно, основная задача - управление сроками схватывания в зависимости от вида шлакощелочного вяжущего и температуры среды твердения (табл. 1). Таблица 1 Влияние удельной поверхности, температуры и плотности затворителя на сроки схватывания шлакощелочного вяжущего Table 1 Influence of the specific surface area, temperature and density of a mixing setting time slag-alkaline binder Плотность затворителя p, г/см3 Температура среды T, °C S = 380 м2/кг S = 560 м2/кг Температура затворителя T, °C 20 50 20 50 Начало, ч-мин Конец, ч-мин Начало, ч-мин Конец, ч-мин Начало, ч-мин Конец, ч-мин Начало, ч-мин Конец, ч-мин 1,16 10 3-15 7-20 2-41 6-45 2-40 6-25 2-10 5-45 20 2-10 4-30 1-43 4-15 2-15 3-50 1-27 4-40 30 1-35 2-41 0-46 2-51 1-21 3-00 0-40 2-38 40 0-48 2-20 0-41 1-30 0-45 1-40 0-21 1-00 50 0-30 1-10 0-20 0-50 0-46 0-40 0-17 0-35 1,20 10 2-40 6-18 1-42 5-05 2-23 5-10 1-08 4-24 20 2-20 4-34 1-40 4-25 1-32 4-25 0-54 3-10 30 1-26 2-30 1-00 2-06 1-00 2-10 0-46 1-35 40 0-28 1-21 0-36 1-18 0-40 1-13 0-26 0-45 50 0-20 0-40 0-15 0-42 0-15 0-50 0-24 0-31 1,24 10 2-13 4-40 1-20 4-30 2-00 3-50 0-54 3-50 20 1-40 4-20 1-10 3-40 1-13 4-00 0-40 3-00 30 0-34 2-15 1-00 2-15 1-04 1-45 0-30 1-10 40 0-28 1-00 0-30 0-48 0-48 1-10 0-21 0-48 50 0-27 0-41 0-16 0-30 0-15 0-35 0-16 0-38 Исследования вяжущих проводили на тесте нормальной густоты, приготовленном на смеси щелочей с плотностью[1] p = 1,16; 1,20; 1,24 г/см3. Согласно табл. 1 наиболее короткие сроки схватывания - при плотности затворителя р = 1,24 г/см3, с уменьшением плотности до 1,14 г/см3 сроки значительно удлиняются. Увеличение удельной поверхности шлака приводит к сокращению сроков схватывания. Наибольшее влияние на сроки схватывания оказывает температурный фактор. Для выявления влияния температуры на сроки схватывания молотый шлак подогревом доводим до температуры +50 °С (см. табл. 1). Наиболее приемлемой по технологическим требованиям и срокам схватывания шлакощелочного вяжущего является температура до +20 °С. С целью регулирования сроков схватывания шлакощелочного вяжущего использовались следующие химические добавки: Na2CO3, K2CO3, NaF и лингосульфат технический (ЛСТ) (табл. 2). Таблица 2 Сроки схватывания ШЩВ с химическими добавками Table 2 The setting time of the slag-alkaline binders with chemical additives Плотность затворителя p, г/см3 Химическая добавка, в % от массы шлака Температура затворителя T, °C 20 50 Начало, ч-мин Конец, ч-мин Начало, ч-мин Конец, ч-мин Na2CO3 1,16 0,05 0,1 0,5 0-52 1-05 1-17 1-08 1-23 1-49 0-23 0-36 2-56 0-50 1-15 1-55 1,20 0,05 0,1 0,5 0-43 0-56 1-06 0-57 1-18 1-50 0-25 0-35 0-50 0-39 0-55 1-23 1,24 0,05 0,1 0,5 0-41 0-51 1-07 1-08 1-24 1-54 0-11 0-23 0-42 0-36 0-42 1-05 NaF 1,16 0,05 0,1 0,5 1-06 0-27 2-52 1-48 2-27 5-17 0-55 1-15 1-56 1-38 2-30 3-28 1,20 0,05 0,1 0,5 0-58 1-20 2-28 2-08 2-10 4-28 0-48 1-04 1-25 1-22 2-12 2-49 1,24 0,05 0,1 0,5 0-53 1-15 1-51 1-28 1-53 3-13 0-45 0-55 1-05 1-15 1-25 2-15 K2CO3 1,16 0,05 0,1 0,5 1-04 1-23 1-36 1-52 2-02 2-11 0-54 1-07 1-16 1-58 1-50 2-29 1,20 0,05 0,1 0,5 1-02 1-07 1-18 1-40 1-48 1-58 0-52 0-58 1-05 1-35 1-14 2-05 1,24 0,05 0,1 0,5 0-55 1-05 1-10 1-10 1-24 1-43 0-45 0-53 0-58 1-25 1-36 1-58 ЛСТ 1,16 0,05 0,1 0,5 1-35 2-25 5-22 2-23 3-05 7-02 0-52 1-11 2-25 2-00 2-24 5-10 1,20 0,05 0,1 0,5 1-05 2-04 5-10 1-42 2-54 6-58 0-50 0-55 2-10 1-50 2-15 4-55 1,24 0,05 0,1 0,5 0-58 1-35 4-40 1-32 2-07 6-35 0-41 0-46 2-05 1-30 2-04 4-35 Исследования показали, что химические добавки Na2CO3, K2CO3, NaF, вводимые в шлакощелочное тесто в количестве от 0,05 до 0,1 % от массы шлака, не удлиняют сроки схватывания (см. табл. 2). Наилучшие результаты достигаются при введении NaF в количестве 0,5 % от массы шлака. Сроки схватывания при этом удлиняются более чем в два раза при равных условиях с контрольным составом без добавок. В целом процессы твердения шлакощелочного вяжущего при температуре ниже 0 °С показали, что интенсивность процесса зависит от плотности и температуры затворителя, а также от удельной поверхности шлака. При понижении температуры до T = 20 °С сроки схватывания шлакощелочного вяжущего на растворах смеси щелочей с p = 1,20 г/см3 существенно удлиняются. Анализируя влияние раннего замораживания на интенсивность роста прочности шлакощелочного камня, установлено, что при низких температурах интенсивность твердения замедляется, но не прекращается, и с повышением температуры до положительного знака прочность шлакощелочного камня растет [5-8]. При использовании этой особенности шлакощелочных вяжущих появляется возможность ведения дорожно-строительных работ в зимних условиях. Важной особенностью является то, что вяжущие смеси затворяются не водой, водными растворами соединений щелочных металлов, температура замерзания которых значительно ниже 0 °С [2, 3]. Результаты исследований использовались при строительстве автодороги Савочкины ключи - Грань Большесосновского района Пермского края [4]. Проводимые в дальнейшем опытные работы на конструктивных слоях дорожных одежд подтвердили как техническую, так и экономическую целесообразность применения в основаниях дорог местных материалов, укрепленных шлакощелочными вяжущими.About the authors
A. V Chazov
Perm National Research Polytechnic University
S. A Sokolov
Perm Design Institute of Oil and Gas
References
- Чазов А.В. Процессы твердения шлакогрунтов и технология устройства оснований дорог при положительных и отрицательных температурах: дис. … канд. техн. наук. - Пермь, 1997. - 130 с.
- Чазов А.В., Шишмакова М.С. Шлакощелочные материалы в дорожном строительстве // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. - 2012. - № 1. - С. 114-117.
- Ростовская Т.С. Исследование грунтосиликатных бетонов на основе вяжущих, содержащих глинистые компоненты: дис. … канд. техн. наук. - Киев, 1998. - 140 с.
- Применение шлакощелочных материалов в дорожном строительстве / Б.С. Баталин, А.В. Чазов [и др.] // Пермские строительные ведомости. - 1997. - № 2. - С. 10-13.
- Трофименков Ю.Г. Статистическое зондирование грунтов в строительстве (зарубежный опыт). - М.: Изд-во ВНИИНТПИ, 1995. - 127 с.
- Цытович Н.А. Механика грунтов. - М.: Высшая школа, 1983. - 288 с.
- Справочник геотехника. Основания, фундаменты и подземные сооружения / под общ. ред. В.А. Ильичева и Р.А. Мангушева. - М.: АСВ, 2014. - 728 с.
- Гольдфельд И.З., Смирнова Е.А. Взаимосвязь показателей статистического зондирования грунтов установками первого и второго типов // Геотехника. - 2012. - № 2. - С. 4-13.
Statistics
Views
Abstract - 138
Refbacks
- There are currently no refbacks.