THE TECHNICAL SUPPORT OF SAFETY OF WORKS ON HEIGHT WITH THE BUILDING AND REPAIR OF THE AIRLINES OF COMMUNICATIONS AND ELECTRIC POWER LINES

Abstract


Work at the height always combined with a drop in the workers and the high level of production traumatism. Therefore researchers always search for means and methods of protection for the workers in order to decrease traumatism. Adoption by the RF Ministry of Labor of new normative documents and approaches in the organization of safe performing of work at the height. Were accepted new rules on the industrial safety measures, including with the work by the height. The introduction of new requirements in the region of industrial safety measures with performing of work at the height requires the revision of approaches to the organization of such works. In the article are proposed new technical equipment for providing of safety of works at the height which they already contain the rigid anchor point, fixed on the support LEP. For creating the anchor device on the support at present the producers of means of protection propose movable anchor devices in essence. They have a number of advantages, but also essential deficiencies. However, device on the support of stationary anchor point on its upper part, which satisfies all requirements of safety with performing of work at the height, is more reliable. The authors proposed the new technical solutions of compiling such anchor points for the airlines of communications and electric power lines. Anchor the points proposed are applicable as for the existing supports, and also can be used already at the stage buildings LEP. The application of such anchor points will make it possible to reduce the level of production traumatism with performing of work at the height.

Full Text

Работы на высоте относятся к наиболее опасным с точки зрения охраны труда. До 26 % всех несчастных случаев в строительстве составляют случаи падения работников с высоты (Письмо Росстата №1199/ОГ от 29.07.2015. «Данные о среднесписочной численности работников строительства и связи, а также распределение пострадавших по основным видам происшествий, приведших к несчастному случаю в Российской Федерации за 2014 год»). Многие исследователи указывают на высокий уровень производственного травматизма при работе на высоте [1, 2]. Это требует своего подхода к разработке нормативно-правовой базы при проведении таких работ. Следует отметить, что высоковольтные линии электропередач и связи находят все большее развитие из-за освоения северных запасов нефти и газа в нашей стране [3], что также сопряжено с выполнением работ на высоте при строительстве и эксплуатации таких линий. Опоры ЛЭП традиционно изготавливаются из дерева или железобетона [4]. В последнее время исследуется вопрос для районов с тяжелыми условиями эксплуатации, где предлагается применять опоры из композитных материалов [5, 6], что позволит увеличить их срок службы. В связи с увеличением масштаба проведения работ на высоте, особенно на опорах, исследователи все большее значение придают контролю безопасности таких работ [7-10]. Для обеспечения безопасности работ, проводимых на высоте, Минтруд России в 2014 г. принял новые Правила по охране труда при работе на высоте (Приказ Минтруда России от 28.03.2014 № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» - далее Правила), где прописан ряд мероприятий организационного и технического характера. К техническим мероприятиям, обеспечивающим безопасность работ, были отнесены системы обеспечения безопасности работ на высоте. Каждая такая система состоит из следующих элементов: а) анкерное устройство; б) привязь (страховочная, для удержания, для позиционирования, для работы в положении сидя); в) соединительно-амортизирующая подсистема (стропы, канаты, карабины, амортизаторы, средство защиты втягивающегося типа, средство защиты от падения ползункового типа на гибкой или на жесткой анкерной линии). Из вышеназванных элементов данной системы наиболее важным для безопасности работ на высоте является анкерное устройство. Анкерное устройство на воздушных линиях связи и воздушных линиях электропередач (далее ВЛ) является обязательным элементом, используемым при их техническом обслуживании и ремонте. Наиболее простым и безопасным способом обслуживания ВЛ является проведение работ с использованием автоподъемника. Однако во многих случаях автоподъемник не в состоянии проехать по пересеченной или болотистой местности к опоре. Также с экономической точки зрения метод с использованием автоподъемника для проведения работ на ВЛ является более затратным по сравнению с другими методами. Поэтому в иных случаях при подъеме на опору используются лестницы или лазы. В соответствии с действующими Правилами при подъеме на опору необходимо применять страховочные системы. Следует отметить, что верхняя часть опоры ВЛ в РФ сейчас не оснащается жесткими анкерными точками для крепления страховочных систем. Крепление страховочных систем возможно с помощью гибких анкерных точек или специальных крюков. В настоящее время известны разные способы крепления на опоры гибкой анкерной точки или крюка, которые реализованы в виде устройств и систем безопасности проведения работ на высоте и предлагаются на российском рынке рядом компаний (Средства защиты от падения с высоты. Гибкие анкерные линии. SAFE - TEK. Средства защиты от падения с высоты VENTO). Недостатком таких устройств является то, что закрепление гибких анкерных точек на опоры ВЛ не всегда возможно с технической точки зрения, а иногда и невозможно [11]. Причины этого заключаются в следующем: - часть опор ВЛ на своей верхней точке имеет установленный изолятор и линию электропередач, поэтому технически невозможно надеть анкерную петлю на такую опору; - опоры ВЛ в верхней части имеют крюки для установки изоляторов и траверсы для крепления линий связи. При надевании анкерной петли на опору она сползает на крюк или траверсу, которые становятся точкой опоры. Крюк и траверса не рассчитаны на нагрузку, которая согласно Правилам должна составлять 22 кН; - на опоры, которые имеют крепления множества проводов в различные стороны, имеется сложность надевания гибкой анкерной петли, а также сложность снятия этой петли с опоры после проведения работ; - на кабельных опорах ВЛ в верхней части опоры установлен усилитель. При надевании анкерной петли на опору она сползает на усилитель, который становится точкой опоры. Крепление усилителя не рассчитано на предельную нагрузку, которая должна составлять 22 кН. В связи с вышесказанным в современных условиях при строительстве и ремонте ВЛ должна быть разработана концепция приоритета стационарной анкерной точки, а не переносной. Поэтому необходимо устанавливать на опоры жесткие анкерные точки для крепления страховочных систем и обеспечения безопасности работ на высоте в соответствии с Правилами. Анализируя работу опор ВЛ, используемых в настоящее время, следует отметить широкое применение на опорах траверс ТН-1 (Сборник типовых конструкций изделий и узлов зданий и сооружений, серии 3.407.1-136 Железобетонные опоры ВЛ 0,38 кВ», вып. 1, утвержденный протоколом Минэнерго СССР от 03.10.1985 года № 24). Это очень распространенное устройство для крепления воздушных линий электропередач в Российской Федерации. Установка гибких анкерных линий на верхний конец опоры, оборудованной траверсой конструкции ТН-1, для крепления страховочных систем невозможна, так как в продолжении верхней части опоры расположен изолятор, к которому крепится линия электропередач. Крепить крюк непосредственно за траверсу нельзя, так как известная траверса не предназначена для приложения на нее нагрузки в 22 кН. В таких случаях при строительстве и ремонте ВЛ необходимо на опоры устанавливать траверсы, имеющие в своей конструкции жесткие анкерные точки для крепления страховочных систем, с целью обеспечения безопасности работ на высоте. Нами была предложена усовершенствованная модель траверсы ТН-1, которая изображена на рис. 1 [12]. 1 2 3 4 5 6 2 5 Рис. 1 Траверса ТН-1 со стационарной анкерной точкой Fig 1. Traverse TN-1 with the stationary anchor point Металлическая траверса 1, выполненная из стального уголка, крепится к железобетонной опоре металлическим хомутом 2 с гайками и шайбами. На краях траверсы имеются специальные крюки 4, а посередине - специальный штырь 3 для крепления изоляторов. Посредине траверсы 1 приваривается изогнутая под углом 90о металлическая пластина 5 с отверстием 6 для крепления средств защиты работающих. Пластина имеет диаметр отверстия, достаточный для крепления металлических крюков с гибкой анкерной линией. Пластина должна выдерживать без разрушения нагрузку не менее 22 кН. Хомут для крепления траверсы к опоре воздушной линии электропередач усиливается за счет увеличения сечения металлического профиля, чтобы выдерживать без разрушения суммарную нагрузку, действующую от воздушной линии электропередач, и нагрузку, приложенную к анкерной точке, не менее 22 кН. Данная усовершенствованная модель траверсы является простой и надежной конструкцией траверсы, выполняющей функцию крепления линии электропередач к железобетонной опоре и имеющей в своем составе легко доступную анкерную точку для крепления средств защиты работающих от падения с высоты. Данная модель траверсы отвечает всем требованиям безопасности, которые введены в 2015 г. Правилами. Эту модель траверсы целесообразно устанавливать на вновь создаваемых опорах ВЛ, а также при их ремонте и реконструкции. Добавление стационарной анкерной точки в конструкцию траверсы не приведет к сильному удорожанию конструкции, зато позволит обеспечить безопасность работ на высоте при обслуживании и ремонте ВЛ. Более универсальная конструкция для создания анкерной точки на опоре ВЛ была предложена в работе [13, 14]. На рис. 2 и 3 представлен общий вид конструкции для крепления средств защиты работающих на длинномерных высотных опорах. Рис. 2. Конструкция для крепления средств защиты работающих на длинномерных высотных опорах (вид сверху и сбоку в разрезе) Fig. 2. Construction for fastening of the means of protection of workers on the lengthy high-altitude supports (top view and on the side in the section) Конструкция содержит металлический хомут 1 с двумя проушинами для стягивания их болтом 2 и гайкой 4 через шайбу 3. При стягивании болтового соединения конструкция жестко закрепляется на опоре 1 (см. рис. 3). Хомут может быть выполнен из двух полуколец для закрепления на уже существующей опоре 3. На хомуте 1 (см. рис. 2) по внешнему кругу на равных расстояниях друг от друга закреплены (приварены) 4 изогнутые под определенным углом пластины 5 с отверстиями для крепления средств защиты работающих. Угол от 30 до 70° позволяет беспрепятственно крепить средства защиты и в случае падения работника обеспечить его безопасность при работе на высоте. Количество пластин выбирается равным количеству одновременно работающих на опоре работников. 3 4 1 2 3 1 2 4 5 а б Рис. 3. Крепление конструкции на опорах ВЛ: а - без подкоса: 1 - хомут, 2 - пластины с отверстием для крепления средств защиты, 3 - опора, 4 - траверса; б - с подкосом: 1 - хомут, 2 - пластины с отверстием для крепления средств защиты, 3 - опора, 4 - траверса, 5 - подкос Fig. 3. Fastening construction on the supports VL: а - without strut: 1 - yoke, 2 - plate with the opening for fastening of means of protection, 3 - support, 4 - traverse; b - with strut: 1 - yoke, 2 - plate with the opening for fastening of means of protection, 3 - support, 4 - traverse, 5 - the strut На рис. 3 показаны схемы закрепления предлагаемой конструкции на железобетонной опоре высоковольтной линии без подкоса (а) и с подкосом (б). К достоинству данной конструкции следует отнести то, что при ее закреплении на опоре не нарушается целостность конструкции самой опоры. Конструкция для крепления средств защиты при выполнении работ на высоте функционирует следующим образом. Перед подъемом на опору 3 с помощью когтей или лестницы к данному устройству при помощи телескопической штанги крепится страховочная система. Страховочная система состоит из кольца, к которому крепится страховочный трос, и захвата. Захват устанавливается на страховочном тросе (без возможности снятия с троса) и имеет в своем составе стопорное устройство. Работник, поднимающийся на опору, крепит захват через страховочный трос. В случае падения человека с опоры стопорное устройство на страховочном тросе, прикрепленном к предлагаемой конструкции, не дает человеку упасть на землю. Оно тормозит - и человек зависает на страховочном тросе, тем самым обеспечивается безопасность работ на опоре. В заключение следует сказать, что есть много вариантов, когда обеспечить безопасность работ на опоре имеющимися средствами безопасности, предлагаемыми на отечественном рынке, не представляется возможным по ряду технических и экономических причин. Поэтому необходимо предусматривать в проектных решениях на вновь создаваемых и реконструируемых ВЛ стационарные анкерные точки на верхней части опоры. Необходимо на законодательном уровне внести дополнения в отраслевые и межотраслевые требования охраны труда по устройству стационарной анкерной точки при проектировании, строительстве и реконструкции ВЛ. С технической точки зрения анкерное устройство, как было сказано выше, достаточно простая конструкция. Себестоимость установки анкерной точки будет небольшой, а внедрение такого устройства не ляжет тяжелым бременем на себестоимость расходов на строительство и реконструкцию ВЛ. Внедрение анкерных устройств при строительстве и реконструкции ВЛ позволит обеспечить безопасность работ на высоте в соответствии с действующим законодательством. Хотелось бы обратить внимание на то, что при внедрении стационарной анкерной точки необходимо в нормативные документы внести общепринятый знак анкерной точки [15]. Существующие ГОСТ Р ЕН 795/А1-2012 ССБТ «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Анкерные устройства. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р ЕН 795/А1-2012 ССБТ «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Анкерные устройства. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» и ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» не предусматривают обозначение анкерной точки (линии). Наличие обозначенного анкерного устройства на опоре облегчит задачу организаторам работ на опорах ВЛ. Выводы 1. Сочетание технических, экономических и организационных проблем при производстве работ на опорах ВЛ приводит к тому, что работники не всегда обеспечены надежной страховкой от падения с высоты, о чем говорит статистика травматизма. 2. Предложены универсальные технические решения обеспечения безопасности работ на опорах ВЛ при помощи организации стационарной анкерной точки, что повысит безопасность работ на высоте. 3. В ГОСТ Р ЕН 795/А1-2012 ССБТ «Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Анкерные устройства. Общие технические требования. Методы испытаний» нужно включать абзац о преимущественном изготовлении конструкций изделий, используемых на высоте и уже имеющих в своем составе анкерную точку для крепления средств защиты.

About the authors

V. A Senchenko

Volgograd Center of Labor Protection and Ecology

S. A Karaush

Tomsk State University of Architecture and Building

T. T Kaverzneva

Saint-Petersburg Polytechnical University of Peter the Great

V. S Serdyuk

Omsk State Technical University

References

  1. Пушенко С.Л., Стасева Е.В. Анализ и профилактика производственного травматизма при возведении высотных зданий и выполнении работ на высоте // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: строительство и архитектура. - 2016. - № 44-2(63). - С. 157-165.
  2. Гончарова М.А., Бринк И.Ю. Нормативно-законодательная база, применимая к высотным работам методом промышленного альпинизма // Молодой ученый. - 2016. - № 25. - С. 466-471. - URL: https://moluch.ru/archive/129/35676/ (дата обращения: 02.10.2018).
  3. Петров С., Дышлевич С. ВЛ для линейных потребителей магистральных газопроводов. Особенности проектирования [Электронный ресурс] // Новости электротехники. - 2017. - № 4 (106). - URL: http://www.news.elteh.ru/arh/2017/106/06.php (дата обращения: 02.10.2018).
  4. Боков Г., Жулев А. Деревянные опоры для ВЛ с применением СИП. Обзор зарубежной практики [Электронный ресурс] // Новости электротехники. - 2013. - № 2 (80). - URL: http://www.news.elteh.ru/arh/2013/80/10.php (дата обращения: 02.10.2018).
  5. Бочаров Ю.Н., Жук В.В. Композитные опоры. Перспективы применения для ВЛ 110-750 кВ [Электронный ресурс] // Новости электротехники. - 2012. - № 1 (73). - URL: http://www.news.elteh.ru/arh/2012/73/03.php (дата обращения: 02.10.2018).
  6. Бык Ф., Левин В., Данилов Г., Голдобин Д. Композитные опоры. Эффективность и основные проблемы // Новости электротехники. - 2013. - № 4 (82). - URL: http://www.news.el-teh.ru/arh/2013/82/10.php (дата обращения: 02.10.2018).
  7. Каверзнева Т.Т., Мазуренко К.С. Контроль безопасности при проведении работ на высоте // Неделя науки СПБПУ: сб. тр. научного форума с междунар. участием. - Санкт-Петербург, 01-06 декабря 2014. - СПбПУ: Гравит, 2015. - C. 187-190.
  8. Сенченко В.А. Безопасность на высоте: воздушные линии связи // Санэпидконтроль. Охрана труда. - 2016. - № 3. - C. 37-42.
  9. Особенности организации строительства и ремонта плоских крыш в связи с принятием новых документов по охране труда / В.А. Сенченко, С.А. Карауш, О.О. Герасимова, Т.Т. Каверзнева // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 2017. - № 3 (62). - С. 152-160.
  10. Ступаков А.А. Организация, оборудование и безопасность высотных работ в строительстве и эксплуатации высотных зданий и сооружений // Механизация строительства. - 2013. - № 12 (834). - С. 45-48.
  11. Сенченко В.А., Карауш С.А. Создание анкерной точки на опоре как элемента обеспечения безопасности работ на высоте // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура. - 2016. - Т. 7, № 1. - С. 13-17.
  12. Патент на полезную модель «Траверса опоры воздушной линии электропередач» Номер патента: 167281. Страна: Россия. - 2016. Дата регистрации: 04.07.2016. Номер заявки: 2016126926/03. Патентообладатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, МПК: E04H 12/24.
  13. Сенченко В.А., Карауш С.А. Анкерная точка на опоре как элемент обеспечения безопасности работ на высоте // Строительство: новые технологии - новое оборудование. - 2016. - № 7. - C. 50-53.
  14. Конструкция для крепления средств защиты работающих на длинномерных высотных опорах: пат. Рос. Федерация / Патентообладатель: Томский государственный архитектурно-строительный университет. МПК: E04G 21/32, E04H 12/00. - № 167382. - 2016. Дата регистрации: 22.09.2016. Номер заявки: 2016137918.
  15. Сенченко В.А., Каверзнева Т.Т. Анкерная точка как элемент систем безопасности работ на двухскатных крышах [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. - 2016. - Вып. 5 (69). - URL: http://ipb.mos.ru/ttb/2016-5/2016-5.html/ (дата обращения: 20.04.2017).

Statistics

Views

Abstract - 82

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2018 Senchenko V.A., Karaush S.A., Kaverzneva T.T., Serdyuk V.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies