Том 13, № 3 (2022)
- Год: 2022
- Статей: 9
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/CG/issue/view/303
- DOI: https://doi.org/10.15593/cg.v13i3
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОТИВОКАРСТОВОЙ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И СИСТЕМЫ СИГНАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Анализируются результаты геотехнических расчетов карстозащитного мероприятия автомобильной дороги путем укладки геосинтетического материала в основании, при образовании карстовых деформаций двух типов: карстовый провал в основании дорожной насыпи и полость в карстующихся грунтах, залегающих на 5-20 м ниже основания насыпи. При проектировании противокарстовой защиты с установкой системы сигнализации на геосинтетическом материале обоснована необходимость выполнения расчетов усилий и деформаций в геосинтетическом материале при образовании полости в карстующихся грунтах, так как именно они должны сообщать о росте полости на глубине для своевременного принятия мер защиты. Получена аналитическая формула, позволяющая определить растягивающие усилия в геосинтетическом материале в зависимости от диаметра полости в карстующихся грунтах, мощности покровной толщи и высоты автодорожной насыпи.
Construction and Geotechnics. 2022;13(3):5-14
Подготовка выпускных квалификационных работ магистрантами по темам геотехнического строительства и реконструкции зданий
Аннотация
Даются основные положения выполнения выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) магистрантами, обучающимися по направлению подготовки «Строительство» на кафедре оснований и фундаментов Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина. Срок обучения в магистратуре составляет два года при очной и два с половиной года при заочной форме обучения. К выполнению выпускной квалификационной работы магистранты должны приступать через два-три месяца после их зачисления в магистратуру. Подготовка выпускной квалификационной работы предусматривает самостоятельную работу магистранта над решением поставленных задач под руководством опытных преподавателей (профессоров, доцентов) или ведущих специалистов строительной отрасли. Общая организация работы над выпускной квалификационной работой возложена на деканат архитектурно-строительного факультета и выпускающую кафедру. Темы выпускной квалификационной работы (магистерских диссертаций) определяет выпускающая кафедра, которые могут корректироваться после выполнения магистрантом научно-исследовательской работы и прохождения преддипломной практики на последнем этапе обучения. При этом для магистрантов выделяются разновидности выпускной квалификационной работы (научно-исследовательские и проектно-конструкторские), вид которых определяет научный руководитель. В статье приводятся состав кафедры, осуществляющий подготовку магистрантов, примерные темы выпускной квалификационной работы по кафедре и их структура, порядок назначения научных руководителей (консультантов). Обучение магистрантов ведется по программе магистратуры «Архитектурное проектирование, реконструкция и геотехническое строительство». Приводятся основные этапы выполнения выпускной квалификационной работы, сроки, результаты проверки выпускной квалификационной работы на антиплагиат и процедура публичной защиты.
Construction and Geotechnics. 2022;13(3):15-27
РАСЧЕТ ПИРАМИДАЛЬНЫХ СВАЙ НА ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ НАГРУЗКУ И ИЗГИБАЮЩИЙ МОМЕНТ С УЧЕТОМ ДЕЙСТВИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Аннотация
Представлены результаты экспериментально-теоретических исследований особенностей работы набивной пирамидальной сваи на горизонтальную нагрузку. На опытной площадке, сложенной глинистыми грунтами, были изготовлены две опытные сваи и выполнены статические испытания на совместное действие вертикальной, горизонтальной и моментной нагрузок. По результатам испытаний получено, что наличие вертикальной нагрузки увеличивает сопротивление пирамидальной сваи горизонтальной нагрузке. На основании анализа результатов испытаний построена расчетная схема горизонтально нагруженной пирамидальной сваи в многослойном винклеровском основании с учетом трения на боковых гранях. Изгибная жесткость ствола сваи принята бесконечно жесткой. В соответствии с расчетной схемой разработан аналитический метод расчета пирамидальной сваи, нагруженной вертикальной и моментной нагрузками, учитывающий увеличение несущей способности при действии вертикальной нагрузки. По результатам расчета определяются горизонтальное перемещение головы сваи в уровне поверхности грунта, угол поворота сваи, а также изгибающие моменты и поперечная сила по длине сваи. Представлен пример расчета пирамидальной сваи на горизонтальную нагрузку с учетом и без учета трения на боковой поверхности сваи.
Construction and Geotechnics. 2022;13(3):28-39
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ЗАКРЕПЛЕННОГО ГРУНТА ОСНОВАНИЯ ШАХТЫ
Аннотация
Данная статья посвящена подробному анализу напряженно-деформированного состояния грунтового массива днища шахты и изложению подхода к оценке значений физико-механических свойств закрепленного грунта основания, обеспечивающих его прочность и водонепроницаемость. Для анализа напряженно-деформированного состояния использована компьютерная программа, в которой для определения напряжений и перемещений формализован метод конечных элементов, а для определения областей пластических деформаций (областей предельного состояния) - условие пластичности Кулона. Предварительные расчеты показали, что области пластических деформаций расположены непосредственно под верхней границей днища, развиты преимущественно в горизонтальном направлении, при ширине шахты d = 5 м их толщина приблизительно на 25 % больше, чем при d = 4 м. Интенсивность вертикальных перемещений при d = 5 м также несколько больше, чем при d = 4 м. Вертикальные координаты точек арки «поднятия» днища шахты определены как разность вертикальных перемещений точек его поверхности и точки ее соприкосновения со шпунтом. Вертикальные перемещения у этой «общей» точки одинаковые, так как при конечно-элементном расчете в этой точке выполняется условие полного прилипания. Для определения свойств грунта днища шахты, которые после укрепления должны обеспечить его прочность и водонепроницаемость, воспользуемся приемом, позволяющий обеспечить выполнение условий, при которых в днище шахты отсутствуют зоны растягивающих вертикальных напряжений и области пластических деформаций. Используя метод обратного расчета, известную формулу В.А. Флорина и понятие о приведенном давлении связности удалось установить численные значения угла внутреннего трения и удельного сцепления, которыми необходимо наделить грунт межшпунтового пространства в процессе его закрепления, чтобы были обеспечены условия, оговоренные выше.
Construction and Geotechnics. 2022;13(3):40-49
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЛЬТРАЦИОННЫХ РАСЧЕТОВ В УСЛОВИЯХ ПОДТОПЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ВЫРАБОТОК С ОГРАЖДЕНИЯМИ
Аннотация
Рассмотрены три распространенные расчетные фильтрационные схемы при проведении земляных работ в условиях подтопления в городском строительстве, в которых имеются характерные участки искусственных неоднородностей в виде различных креплений или конструкций. Произведена исходная постановка соответствующих фильтрационных задач. Поставлены граничные и начальные условия для областей фильтрации подземных вод. Решение задач найдено с применением методов конформных отображений, эквивалентных фильтрационных сопротивлений и интегральных преобразований Лапласа в нестационарной постановке движения подземных вод. Найдены достаточно удобные и не очень сложные формулы для расчета реальных процессов фильтрации подземных вод, которые образуют водопритоки в строительные выработки, ограниченные искусственными преградами, создающими препятствия для движения подземных вод. Полученные зависимости для расходов и напоров фильтрационных потоков при выполнении земляных работ носят оценочный характер, то есть достаточно приближенный, однако могут быть полезны в ходе проектирования земляных работ. Решения снабжены конкретными практическими примерами. Приведено сравнение напоров за контуром железобетонной стены в грунте в начальный период водоотливных работ в течение первых 10 сут. Рассмотрена нестационарная фильтрация подземных вод и поведение их уровня вблизи строительной выработки. Исследование показало, что недоучет наличия искусственной неоднородности при выполнении земляных работ с водоотливом приводит к слишком оптимистичному прогнозу снижения напора подземных вод вблизи строительных выработок. На самом деле напор снижается гораздо медленнее, что утяжеляет условия проведения земляных работ. Полученная усовершенствованная методика фильтрационных расчетов рекомендована к применению при выполнении земляных работ в городском строительстве.
Construction and Geotechnics. 2022;13(3):50-62
Оценка эффективности метода гальванического цинкования для антикоррозионной защиты монтажных сварных швов строительных конструкций
Аннотация
Гальваническое цинкование сварных швов является эффективным методом для предотвращения коррозии строительных конструкций. Как правило, гальваническое, или электролитическое, нанесение цинкового покрытия на металлическую поверхность для антикоррозионной защиты производят в заводских условиях с применением ванн. Заводское антикоррозионное покрытие имеет высокое качество и долговечность. Но в условиях строительной площадки производится монтаж конструкций с применением сварки, при которой происходит разрушение заводской антикоррозионной защиты. Поэтому необходимо производить дополнительную качественную антикоррозионную защиту монтажных сварных швов на месте монтажа конструкции. На сегодняшний день один из самых актуальных материалов для защиты металлических поверхностей является цинк. Поэтому в статье рассматривается возможность применения метода цинкования для антикоррозионной защиты монтажных сварных швов. На основе одного из патентов было разработано мобильное устройство, которое позволяет производить антикоррозионную защиту монтажных сварных швов в условиях строительной площадки электролитическим методом. Качество наносимого покрытия предложенным устройством соответствует требованиям нормативной документации. Также статья содержит результаты испытания антикоррозионных покрытий по металлическим образцам со сварным швом с последующим сравнительным анализом методов защиты монтажных сварных швов от коррозии: лакокрасочных покрытий по металлу, гальванического цинкования при помощи разработанного устройства; холодного цинкования. При проведении сравнительного анализа типов антикоррозионных покрытий метод гальванического или электролитического нанесения цинкового покрытия с помощью предложенного мобильного устройства показал себя эффективнее лакокрасочных покрытий и холодного цинкования. Также метод гальванического нанесения цинкового покрытия является наиболее рациональным, так как данный метод имеет малый расход цинка по сравнению с остальными методами цинкования.
Construction and Geotechnics. 2022;13(3):63-71
Строительная информационная модель
Аннотация
Несмотря на развитие технологии информационного моделирования наблюдается ее недостаточное применение в России в сравнении с рядом зарубежных стран. При реализации строительных проектов практика формирования проектных информационных моделей уже получила широкое распространение, чего не скажешь о практике применения строительных информационных моделей. Целью работы является обоснование преимуществ применения строительной информационной модели в технологии информационного моделирования. На основе анализа литературы выявлено отсутствие комплексной действенности нормативной документации в части организационно-технологической системы, необходимой для производства строительно-монтажных работ. Установлено, что в более чем 90 % случаях, организационно-технологические решения, заложенные в проектной документации, подвергаются последующим изменениям в связи с несогласованностью решениям, принимаемым строительными организациями. Некорректные решения, заложенные в проекте организации строительства, приводят к финансовым и временным потерям непосредственно в ходе строительства. Показано, что формирование строительной информационной модели обеспечит согласованность и достоверность данных от этапа планирования до завершения строительства. Значимость полученных результатов для строительной отрасли заключается в том, что установлены причинно-следственные связи несовершенства текущей организационно-технологической системы в строительстве, характеризующейся, в том числе, отсутствием согласованности действий и разрозненностью решений между основными участниками строительного проекта. Эти недостатки могут быть исключены формированием строительной информационной модели, которая позволит преодолеть барьеры между участниками строительного проекта, повысить эффективность организационно-технологической системы за счет своевременного проведения учета прогнозируемых и возникающих отклонений при строительстве, повышения оперативности и ритмичности работ, уменьшения непроизводственных издержек, обеспечения эффективной координации работ.
Construction and Geotechnics. 2022;13(3):72-84
Тонкодисперсная битумная эмульсия для модификации цементного бетона дорожного назначения
Аннотация
Основной задачей при разработке дорожных бетонов является увеличение прочности бетона при изгибе, что позволит повысить срок службы покрытия до 50 лет. Этому могут способствовать новые типы цементного бетона, например, укатываемый бетон с пониженным модулем упругости в основаниях автомобильных дорог. Укатываемый бетон с минимально возможным содержанием воды и связующего обладает максимальной степенью уплотнения материала, при этом обеспечивается формирование плотной структуры. Такие бетоны могут быть получены при использовании демпфирующих анионактивных битумных эмульсий с определенными свойствами. Важную роль в получении анионактивных битумных эмульсий с требуемыми свойствами играет тщательный подбор эмульгатора. При получении битумных эмульсий к эмульгаторам предъявляются особые требования, поскольку они во многом определяют структуру и свойства битумной эмульсии. Механизм действия эмульгатора состоит в снижении поверхностного натяжения на границе раздела между битумной и водной фазами и в образовании защитной оболочки вокруг битумных частиц. В качестве исходного продукта для производства анионактивного эмульгатора предлагается использование флотогудрона. В данной работе определены оптимальная рецептура и технология комбинированного эмульгирования для приготовления тонкодисперсной битумной эмульсии; исследованы основные эксплуатационные свойства дорожных бетонов, модифицированных тонкодисперсной анионактивной битумной эмульсией. Выявлено, что битумная эмульсия с 2 % флотогудрона, полученная комбинированным способом, более структурирована и имеет меньший размер битумных частиц. Доказано, что по показателю однородности битумная эмульсия, полученная комбинированным эмульгированием, в 5 раз лучше, чем битумная эмульсия, приготовленная традиционным способом. Модификация жестких бетонов разработанной анионактивной битумной эмульсией позволила увеличить прочность бетона на сжатие на 30 %, на изгиб на 40 %, увеличить морозостойкость в два раза. Также определена оптимальная концентрация модифицирующей добавки, которая составляет 5 % анионактивной битумной эмульсии от массы цемента для жестких бетонных смесей.
Construction and Geotechnics. 2022;13(3):85-97
Экспериментальные исследования физико-механических процессов в сезонно-мерзлых грунтах конструкций автомобильных дорог
Аннотация
Представлены результаты натурных исследований физико-механических процессов в глинистых пучинистых грунтах. Перед началом проведения экспериментов проанализированы поведение грунта при проявлении в нем процессов морозного пучения и возможные дефекты зданий, сооружений и, в частности, автомобильных дорог. Проблема оценки закономерности морозного пучения и теплообмена в слоях дорожной конструкции актуальна по причине недостаточной изученности и побуждает к изучению параметров данного процесса и определению зависимостей между изучаемыми характеристиками. Исследования включали в себя мелкомасштабные модельные участки дороги с глинистыми грунтами нарушенных (покровных) и ненарушенных (земляных) конструкций с использованием теплоизоляционного слоя в дорожном строительстве, что позволило получить качественную картину исследования. Для экспериментальных исследований были использованы две площадки по бокам автомобильной дороги в Свердловской области и Пермском крае. На площадках в ходе испытаний были измерены параметры промерзания грунта насыпи и земляных работ - влажности, температуры почвы и скорости промерзания грунта. Испытания моделей дорожных конструкций дороги на действие вертикальной нагрузки проводились в суглинках от полутвердой до жидкопластичной консистенции, охватывающих практически весь диапазон грунтовых условий, встречающихся при дорожном строительстве Уральского региона. Во время эксперимента регулярно отбирались пробы для определения влажности почвы и проводились измерения температуры. Представлены результаты изменения температуры в структуре дороги в зависимости от времени года и осадков с использованием тепловизионной инфракрасной камеры. Установлено, что амплитуда колебаний температуры нелинейно зависит от глубины.
Construction and Geotechnics. 2022;13(3):98-106