Том 10, № 4 (2019)
- Год: 2019
- Статей: 13
- URL: https://ered.pstu.ru/index.php/CG/issue/view/65
- DOI: https://doi.org/10.15593/cg.v10i4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АРМОГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ ЭКСПРЕСС-МЕТОДОМ С ПОМОЩЬЮ ДИНАМИЧЕСКОГО ПЛОТНОМЕРА
Аннотация
Одним из способов улучшения свойств грунтов является их армирование различными геосинтетическими материалами. Одной из причин, препятствующих более широкому применению геосинтетических материалов в строительстве, является сложность объективной оценки эффективности их использования. Проведение исследований, направленных на изучение работы геосинтетических материалов в конструкциях оснований и взаимодействия их с грунтом, является весьма дорогостоящим и трудоемким мероприятием. Особенно сложными являются исследования армогрунтовых конструкций для транспортного строительства, которые испытывают воздействие динамических нагрузок. Геосинтетические материалы позволяют существенно улучшить деформационные характеристики армогрунтовых оснований. Поэтому использование различных экспресс-методов для определения деформационных характеристик армогрунтовых оснований является весьма актуальным. Одним из новых экспресс-методов определения деформационных характеристик грунтового основания является метод с использованием динамического плотномера. В качестве прибора для определения динамического модуля упругости Ed на поверхности грунта был использован «Измеритель динамический модуля упругости грунтов ДПГ-1.2». Динамический модуль упругости Ed имеет корреляционную зависимость с коэффициентом уплотнения и статическим модулем упругости Est . Одной из областей применения геосинтетических материалов в дорожном строительстве является их использование в конструкциях временных дорог. Поэтому в работе моделировалась конструкция временной автомобильной дороги, представляющая собой слой песка различной толщины на армирующей геосинтетической прослойке. В качестве армирующего геосинтетического материала были использованы каркасная геосетка КС-16 «Россомаха» производства ОАО «КЗМС» и геоткань Геоспан ТН-50 производства ООО «ГЕКСА-нетканые материалы». В данной статье представлены результаты определения статического модуля упругости Est и динамического модуля упругости Ed неармированного грунта и армирования грунта геосинтетическим материалом с помощью прибора ДПГ-1.2. По результатам проведенного эксперимента видно, что значения модуля упругости, полученные экспресс-методом с помощью прибора ДПГ-1.2, имеют сопоставимые значения с данными, полученными лабораторным способом, погрешность измерения не превышает 22 %. При толщине засыпки h = 50 мм использование каркасной геосетки КС-16 позволяет увеличить Est на 23 % и Ed на 14 % по сравнению с неармированным основанием, а при использовании геоткани Гекса ТН-50 наблюдается увеличение Est на 15,5 % и Ed на 11 % по сравнению с неармированным основанием. Увеличение толщины засыпки h до 100 мм практически не уменьшает эффективность армирования каркасной геосеткой КС-16 «Россомаха» - статический модуль упругости Est увеличивается на 22 % и динамический модуль упругости Ed на 14 % по сравнению с неармированным основанием. А для геоткани Гекса ТН-50 при h = 100 мм эффективность армирования значительно снижается - значения Est и Ed увеличиваются только на 2,5 % по сравнению с неармированным основанием. Это, вероятно, вызвано значительно большей жесткостью каркасной геосетки КС-16 «Россомаха». Таким образом, прибор ДПГ-1.2 позволяет достаточно точно измерять деформационные характеристики грунтовых оснований. Применение специализированной каркасной геосетки КС-16 «Росомаха» более эффективно в конструкциях временных автомобильных дорог по сравнению с универсальным геосинтетическим материалом Гекса ТН-50.
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):5-12
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ СВАЙ FUNDEX ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО «ОТДЫХА» В ГЛИНИСТЫХ ГРУНТАХ СТАТИЧЕСКИМИ ВДАВЛИВАЮЩИМИ И ВЫДЕРГИВАЮЩИМИ НАГРУЗКАМИ
Аннотация
Анализируются результаты экспериментальных исследований новых для г. Саратова свай Fundex. Приведена классификация свай д.т.н., проф. Ф.К. Лапшина по характеру их совместной работы с грунтом основания. Отмечены изменения, внесенные в 2016 г. в СП 24.13330.2011 «Свайные фундаменты», касающиеся расчета вытеснительных набивных бетонных свай. Проведен краткий анализ истории создания таблиц СП 24.13330 по определению расчетных сопротивлений на боковой поверхности и под нижним концом свай. Показано, что данные величины не являются предельными сопротивлениями при исчерпании несущей способности грунта при «срыве», а приняты с некоторым запасом при достижении сваей «заранее заданной» осадки. Отмечено существование большого количества методов испытаний свай ступенчато-возрастающими нагрузками, отличающихся от методики ГОСТ 5686-2012 «Грунты. Методы полевых испытаний сваями» различными критериями оценки предельной несущей способности сваи. В идентичных грунтовых условиях изготовлены две одинаковые сваи, и после продолжительного «отдыха» (3 месяца) без нагрузки выполнены испытания свай по ГОСТ 5686 статическими вдавливающими и выдергивающими нагрузками. Инженерно-геологические условия площадки и расстояние между сваями исключали их взаимное влияние при изготовлении и испытаниях. Проведено сопоставление результатов натурных испытаний свай Fundex с расчетными значениями несущей способности вытеснительных свай, определенных по рекомендациям СП 24.13330. Отмечено существенное расхождение экспериментальных и расчетных величин при оценке несущей способности пяты сваи. Сделаны выводы о необходимости дополнительных экспериментальных исследований основания свай Fundex в широком диапазоне грунтовых условий лабораторными и полевыми методами с параллельными испытаниями статическими вдавливающими и выдергивающими нагрузками.
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):13-29
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОКЛАДКИ ТЕПЛОТРАССЫ НА СОСТОЯНИЕ ОСНОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Аннотация
Представлен способ предотвращения деформаций линейных сооружений в связи с прокладкой теплосети, которая способствует образованию наледи. Рассматриваемая конструкция покрытия дорожной одежды при прокладке теплосети возводится на участке автомобильной дороги по ул. Пионерская, который относится к дорогам III категории. Приведены результаты научных исследований и инженерных расчетов параметров рациональных конструкций автомобильных дорог при прокладке теплосети на примере Дальневосточного участка автодороги. Разработка представляет собой обобщение результатов решения инженерных, научных и расчетно-прикладных задач. На рассматриваемом участке прокладывается теплосеть, которая впоследствии будет прогревать наружную поверхность асфальтобетона за счет тепловыделений труб, что вызовет образование наледи на наружной поверхности асфальтобетона в период с отрицательными температурами. Конструкция включает в себя псевдоплиту в слоях щебня с использованием интегральной двухосной георешетки, а также теплоизоляционный слой. В процессе анализа исходных данных и при выполнении работы установлено, что для возможности оценки и сравнения показателей необходимо предусмотреть расчетно-теоретические исследования для нескольких вариантов конструкций. При анализе возможных методов и средств для определения рациональных параметров конструкции целесообразным будет использование геотехнических программных комплексов FEM models и Termoground, способных в комплексе моделировать работу сооружений по его напряженному состоянию, а также по происходящим термодинамическим процессам в годичном цикле промерзания-оттаивания. Выполненное численное моделирование работы конструкции с использованием данного программного геотехнического комплекса позволило дать оценку стабильности деформаций конструкции, а также ограничению прогрева теплоносителем поверхности асфальтобетона.
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):30-39
АНАЛИЗ ДЕФЕКТОВ И МЕТОДЫ РЕМОНТА ЛИЦЕВОГО СЛОЯ КИРПИЧНОЙ КЛАДКИ МНОГОСЛОЙНЫХ СТЕН НА ПРИМЕРЕ ЖИЛОГО ДОМА В Г. ПЕРМИ
Аннотация
Рассматривается проблема возникновения дефектов в лицевом слое кирпичной кладки многослойных стен. На многих объектах, возведенных с использованием технологии слоистых кладок с облицовкой кирпичом, через несколько лет эксплуатации начинают появляться такие дефекты, как вертикальные трещины в лицевом слое кладки, разрушение кирпичей лицевого слоя. Данные дефекты ухудшают эстетический облик здания, снижают теплотехнические характеристики наружных стен, а также, в ряде случаев, могут привести к обрушению отдельных участков кирпичного облицовочного слоя. Указанная проблема рассматривается на примере 10-этажного жилого дома с наружными многослойными стенами, расположенного в г. Перми. Здание было введено в эксплуатацию в 2005 г., но уже в 2010 г. было обнаружено множество дефектов лицевого слоя кирпичной кладки. В статье приводятся данные, полученные в ходе обследований, выполненных в 2010 и 2019 гг. Описаны основные дефекты наружной версты кладки, среди которых можно выделить разрушение лицевого слоя кладки, вертикальные трещины, отсутствие зачеканки швов вдоль опорного уголка лицевой кладки, отсутствие деформационных швов. Основные причины повреждений связаны с многочисленными отступлениями от проекта. Приводятся результаты расчета наружной версты кирпичной кладки на внецентренное сжатие. В качестве мероприятий, направленных на устранение дефектов, в статье приведены возможные методы ремонта лицевой кладки: устройство вертикальных и горизонтальных деформационных швов, продольное армирование и анкеровка стержнями BIT для предотвращения развития вертикальных трещин и разрушения кладки.
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):40-50
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЙ В ГРУНТАХ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ НА СКВАЖИНУ ОСЕСИММЕТРИЧНЫХ РАДИАЛЬНЫХ ЭФФЕКТИВНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ
Аннотация
Рассмариваются вопросы, связанные с определением радиальных и тангенциальных напряжений в скважине при наличии гравитационного давления массива грунта. За основу взяты известные теоретические решения осесимметричной задачи о толстостенной трубе, а именно - решение Ламе. Рассмотрено действие двух давлений: внутреннего давления р 1 QUOTE и внешнего р 2 QUOTE , равномерно распределенных по внутренней и наружной поверхностям полого цилиндра. В результате проведенных теоретических исследований было установлено, что использование уравнения теории упругости для определения радиальных и тангенциальных напряжений в скважине с внутренним эффективным давлением s r = р 1 QUOTE приводит к его медленному убыванию по горизонтали, что не наблюдается на практике. Авторами предложены решения, которые позволяют получить для грунтов более близкие значения s r . Также экспериментально доказано, что величина активной области сжатия для грунтовых скважин с внутренним эффективным давлением р 1 практически в два раза превышает показатель, полученный для штамповых испытаний в условиях полупространства. Авторами получены математические выражения прочности и устойчивости скважин от гравитационных нагрузок грунта. .
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):51-58
ВЛИЯНИЕ СПОСОБА ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДОВ НА ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕПЛОВОЙ СЕТИ
Аннотация
Через трубопроводы тепловых сетей, из-за большой их протяженности, теряется большое количество тепловой энергии. Поиск технических решений, направленных на повышение энергоэффективности тепловых сетей, является актуальной задачей в настоящее время. Статья посвящена рассмотрению вариантов прокладки трубопроводов тепловых сетей при выполнении проектных работ. В проведенных исследованиях рассматриваются два основных способа подземной прокладки трубопроводов тепловых сетей с выбором наиболее энергоэффективного, с минимальными потерями тепловой энергии. Канальный и бесканальный способы прокладки исследуются при одинаковых конструктивных особенностях и технологических условиях работы трубопроводов тепловых сетей с применением одинакового материала тепловой изоляции. Для каждого варианта определяется необходимая толщина тепловой изоляции по нормированной плотности теплового потока, выполняются тепловые расчеты с определением потерь теплоты и величины температурных полей, образующихся вокруг работающих трубопроводов тепловых сетей. Полученные значения толщины тепловой изоляции при канальном способе прокладки трубопроводов на 30-50 % ниже аналогичных значений при бесканальной прокладке. Величины потерь теплоты, по результатам теплового расчета для рассматриваемых вариантов, при канальном способе прокладки снижаются на 47-65 %. Температурные поля, образующиеся вокруг трубопроводов тепловых сетей при бесканальной прокладке, значительно превышают естественную величину температуры грунта на глубине заложения трубопровода. Это оказывает большое влияние на определение расстояния до смежных трубопроводов и других инженерных коммуникаций, прокладываемых подземно, в зоне действия тепловой сети. Сравнительный анализ полученных результатов дает возможность выделить выбор способа прокладки трубопровода в группу мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности в системах теплоснабжения.
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):59-66
ФЛОТАЦИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМАХ ОЧИСТКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД
Аннотация
Обоснована необходимость проведения мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды промышленными выбросами, в частности сточными водами. Показано, что одним из перспективных методов очистки промышленных стоков является флотация. Обсуждены ее сущность, характеристики и виды флотации. Перечислены факторы, определяющие применение разных видов флотации для очистки промышленных сточных вод. Показано, что метод флотации может быть применен для концентрирования различных по своей природе загрязнений из промстоков: взвешенных веществ, нефтепродуктов, жиров, ионов тяжелых металлов, СПАВ. Установлено, что наиболее широкое распространение в практике очистке промышленных стоков получили напорная флотация, электрофлотация и ионная флотация. Рассмотрены их преимущества по сравнению с другими видами флотации. Обсуждены причины, сдерживающие широкое применение флотационных методов для очистки промышленных сточных вод. Приведены примеры эффективных технологических схем очистки сточных вод ряда отраслей промышленности (нефтеперерабатывающих предприятий, мясной промышленности, гидрометаллургической отрасли, гальванических производств), включающие стадию флотационной обработки сточных вод. Определены факторы, обусловливающие применение флотационной обработки сточных вод в технологических схемах на определенном этапе очистки промстоков. Сделан вывод об универсальности метода флотации, позволяющего эффективно удалять из промышленных сточных вод широкий спектр загрязнений. Данный метод успешно сочетается с известными методами очистки в технологических схемах в качестве предварительного, основного способа очистки или доочистки стоков до нормативных требований.
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):67-77
ПРОИЗВОДСТВО ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННОГО МАТЕРИАЛА НА ОСНОВЕ ВУЛКАНИЧЕСКОГО ПЕПЛА МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПРИМАГАДАНЬЯ
Аннотация
Развитие современных технологий не стоит на месте, и ученые стараются не только изобретать новые строительные материалы, но и находить нестандартное применение различного сырья, которое ранее считалось непригодным для использования. Инновационные технологии активно используются для современного строительства зданий, в частности, некоторые виды новых материалов находят применение при возведении объектов различного назначения. Особенно это актуально в районах, где нет возможности завозить или использовать обычные стройматериалы в силу различных причин. Зачастую застройщики при проектировании здания задаются вопросом: стоит ли производить утепление дома при строительстве и какой утеплитель для стен дома лучше выбрать? В данной статье рассматривается вопрос о том, какой утеплитель для стен при строительстве подходит больше всего. Наиболее распространенными являются минеральные утеплители, которые сегодня представлены на рынке в виде плит из базальта, стекловолокна и т.п. Они имеют такие преимущества, как низкая теплопроводность, хорошая теплоизоляция и паропроницаемость. В статье представлена таблица со сравнительными эксплуатационными характеристиками минераловатной каменной плиты и плиты из стекловолокна. Каменная или базальтовая вата обладает рядом преимуществ. Она способна выдержать значительные температуры и температурные перепады, плиты легко транспортировать, удобно производить монтаж. На наш взгляд, серьезной альтернативой базальту при производстве теплоизоляционных материалов является вулканический пепел. Одним из основных особенностей вулканического пепла являются его строительные качества, такие как хорошая теплоизоляция и экологически безвредный состав. Поскольку в статье рассматривается возможность производства теплоизоляционных материалов на основе вулканического пепла, нами был выполнен теплотехнический расчет ограждающих конструкций. Также в таблицах приведены расходы на транспортировку вулканического пепла от месторождения до пункта предполагаемого производства теплоизоляционного материала. Вулканический пепел может широко использоваться в странах с высокой вулканической активностью в качестве недорогого сырья для изготовления стройматериалов. Он не требует дополнительной обработки и обладает рядом полезных свойств.
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):78-91
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕКТНОЙ ТОПОЛОГИИ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЯ
Аннотация
В настоящее время расширилась сфера применения экспертиз, в связи с различным назначением увеличилось их количество, при этом значительно усложнилась их структура. В данной статье авторы систематизировали и обобщили нормативно-техническую базу и опыт прохождения государственной и негосударственной экспертизы проектно-сметной документации (ПСД) с указанием особенностей данной процедуры при разного рода параметрах и условиях с целью получения полной информации для дальнейшей оптимизации, гармонизации работы руководителей проектов при определении формата согласования проекта. Практическая значимость работы заключается в том, что в ней на базе теоретических и методологических исследований разработаны методики, необходимые пользователям для подготовки к прохождению экспертиз, сформулированы практические рекомендации и предложения по процедурам экспертиз в сфере инвестиционной деятельности. Решение указанных задач проводилось с использованием системного подхода, индуктивного и дедуктивного методов оценки системы государственных и негосударственных экспертиз. В процессе исследования авторами наряду с научными и учебными источниками использовались: федеральное законодательство, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. В статье впервые разработана и представлена топология объектов капитального строительства, на основе которой сформирована сводная таблица с требуемым форматом согласования проектно-сметной документации того или иного типа инвестиционно-строительного проекта. Данный материал может быть полезен сотрудникам проектных отделов, руководителям проектных работ (главным инженером проектов - ГИП), девелоперам инвестиционно-строительных проектов в целях оптимизации работы на стадии прохождения экспертизы проектно-сметной документации и оперативного перевода проекта из стадии согласования в стадию фактической реализации (выполнения строительно-монтажных работ).
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):92-104
ПОЛУКОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА СЕЛЕВОГО РИСКА НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Аннотация
Полуколичественная методика определения категории селевого риска транспортных сооружений предназначена для выявления потенциально селеопасных участков дорог и оценки последствий селевого воздействия. Результаты, полученные с применением данной методики, могут быть использованы для обоснования очередности выполнения ремонта или строительства сооружений инженерной защиты, средств мониторинга и оповещения об опасности. Натурные обследования селеопасных русел Черноморского побережья Краснодарского края и расчет параметров потоков позволяют ранжировать факторы селеобразования относительно друг друга. В соответствии с интенсивностью проявления и оказываемым воздействием на дорогу каждому фактору присвоены баллы. Взаимовлияние отдельных условий определяется путем интеграции. Интегрирование осуществляется комбинированным способом, включающим суммирование и перемножение. Основными критериями формирования селевого потока служат: крутизна склонов и русел водосбора, количество продуктов разрушенных горных пород (степень развития процессов эрозии; наличие, величина и расположение участков с большим запасами рыхлообломочного материала), источники питания водной составляющей селя, высотное расположение участка, геологическое строение, растительный покров, интенсивность процессов эрозии и выветривания; информация о селевых сходах (повторяемость, объем выносов). Также большую роль в оценке риска играет техническое состояние противоселевых и иных сооружений инженерной защиты. Из-за накапливающихся со временем повреждений происходит снижение прочности и устойчивости, повышается вероятность разрушения конструкции. Вовлечение в поток ранее задержанных наносов и частей самой конструкции приводит к образованию прорывной волны, значительному возрастанию характеристик селевого потока и увеличению наносимого ущерба.
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):105-115
ОЦЕНКА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДОРОГИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРЕДВИЖНОЙ ДОРОЖНОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что любое сложное лабораторное оборудование требует соответствующей квалификации обслуживающего персонала. Успешно освоенный курс обучения оператора достаточен для большинства стандартных ситуаций, но не дает исчерпывающие представления об особенностях работы оборудования и программного обеспечения в сложных полевых условиях, что, в свою очередь, может вызвать затруднения в эксплуатации прибора и возрастание доли субъективных решений в получаемом результате. Полнее изучить работу сложного оборудования можно, только имея практический опыт его эксплуатации в разных условиях. Данная статья раскрывает особенности работы комплекса «Геометрия» передвижной дорожной лаборатории КП-514 СМП «Трасса», которая используется для определения параметров геометрических характеристик, ровности покрытия, прочности дорожной одежды и т.д. Ведущий подход к изучению этой проблемы - описательный метод, позволивший выявить особенности геометрических характеристик автомобильной дороги. Авторы детально изучили транспортную развязку на 73 км автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керченский пролив. В ходе исследования было установлено, что модуль «Геометрия» является достаточным для подтверждения безопасных условий движения и восстановления утраченных сведений о геометрии дороги, поскольку информация о наличии и параметрах переходных кривых не содержится в описании плана трассы. Кроме того, авторы пришли к выводу, что настройки программного обеспечения влияют на точность обработки исходной траектории и регулируют ее с помощью параметра «интервал сравнения» окна «настройки» программно-измерительного комплекса «Дорога-ПРО». Материалы статьи предполагают практическую значимость для преподавателей вузов инженерных специальностей.
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):116-125
ОЦЕНКА ИЗНОСА КОНСТРУКЦИЙ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ДОЛГОВЕЧНОСТИ
Аннотация
Деформационные швы являются одним из важнейших конструктивных элементов мостового сооружения и представляют собой зазоры между торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя или головной частью опоры. От правильного выбора и монтажа деформационных швов во многом зависит долговечность сооружения в целом. Результаты многочисленных технических обследований мостов и путепроводов показывают, что основными дефектами и повреждениями элементов конструкций деформационных швов являются: расстройство конструкции шва из-за неправильного выбора и монтажа; образование трещин в зоне швов на покрытии различной длины и с разной шириной раскрытия. Кроме вышеуказанных дефектов важную роль в процессе разрушения покрытия в зоне деформационных швов играет образование колеи из-за перепадов отметок мостового полотна на стыке дорожной одежды и деформационных швов. Разрушение покрытия в зонах деформационных швов во многих случаях происходит из-за интенсивного колееобразования, в то же время образование колей происходит из-за разности отметок дорожной одежды и деформационных швов. Для предотвращения колееобразования в зоне деформационных швов применяют следующие технические решения: устройство пешеходных зон, бетонных приливов (окаймлений). В этих зонах рекомендуется устройство приливов на основе полимерных композиционных материалов (ПКМ), обладающих высокими демпфирующими свойствами и циклической долговечностью. Испытания на выносливость и изучение демпфирующих свойств велись по общепринятым методикам для полимербетонов ФАМ и ФАЗИС-30. Получены значения декремента колебаний для вышеуказанных материалов и показатели их циклической долговечности.
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):126-132
ОЦЕНКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВЫХ ПРИРОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Аннотация
Рассматриваются вопросы оценки создания и развития устойчивых природно-технических систем, которые благоприятно влияют на условия жизнедеятельности коренных народов Крайнего Севера; разработки средств защиты их от негативных воздействий; новых методов и критериев оценки экологических факторов, влияющих на них, в том числе городского строительства. Город - это экологическая система, созданная людьми. Жизнеспособное, т.е. устойчивое, строительство обеспечивает новую парадигму отношений к природе и к традициям коренного населения. Это связано в том числе с тем, что здания для средней полосы не всегда подходят для условий Крайнего Севера. Также это требует введения комплекса совершенно новых принципов, которые ранее не рассматривались при строительстве: качество среды жизни; сохранение ресурсов, контроль (выделений) загрязнений, социальное равенство и т.п. В настоящее время значительное влияние имеет инфраструктурное поле, это позволяет ускорить процесс получения необходимых данных по конкретному вопросу. Для районов Арктики (Крайнего Севера) наиболее приемлемым является создание экодомов, т.е. эффективных малоэтажных, биоклиматических, блокированных домов или домов с участком земли и с использованием в комплексе с агротехнологией - пермакультурой, которая распространяется на все аспекты экологии, экономики и общественной жизни, в том числе вклад человека и создание им собственных экосистем, необходимых для устойчивого земледелия в конкретных зонах. Разрабатывая планы комплексных инновационных проектов, учитывают: экономические и экологические вопросы проектных решений; создание технических систем, которые обеспечивают население продуктами питания, т.е. II природа.
Construction and Geotechnics. 2019;10(4):133-142