СТАТЬИ
ВЛИЯНИЕ КОРРОЗИОННЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШТОКОВ ТОНКОСТЕННЫХ ШТАНГОВЫХ НАСОСОВ. МОДЕЛИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ
Мольцен С.Н., Кравченко А.В., Симонов Ю.Н.
Аннотация
Рассмотрены вопросы работоспособности впервые внедряемых в РФ тонкостенных штанговых скважинных насосов API. Проанализированы реальные случаи коррозионной усталости штоков насосных при работе в условиях циклического нагружения в агрессивных средах, приводящей к преждевременному разрушению. Высокий комплекс механических свойств, как и удовлетворительное металлургическое качество, не способны предотвратить усталостное разрушение, а лишь отложить его во времени. Усталость и ее частный, еще более опасный вид, коррозионная усталость, весьма избирательно разрушают детали в наиболее опасных местах, являющих концентраторы напряжений, в том числе конструкционные. Даже в простых деталях напряжения в таких концентраторах, как резьба, превышают более чем пятикратный уровень номинальных напряжений, имеющих место в отдалении от опасных зон концентраций напряжения. Величина концентрации напряжений может быть рассчитана как классическим аналитическим методом по модифицированным формулам Инглиса, так и современными способами компьютеризированного расчета методом конечных элементов. Как ясно из графического вида распределения напряжений, максимально нагруженные микрообъемы материала составляют мизерную долю от всего объема детали. Коррозионная усталость со свойственными ей коррозионными проявлениями не имеет безопасного предела выносливости за счет развития коррозионных повреждений в виде развивающихся и множащихся кратеров (питтинговая коррозия). Даже незначительные коррозионные повреждения в концентраторах напряжения существенно повышают и без того высокие напряжения. В рассмотренном примере напряжения после коррозии возросли на 29 % за счет образования коррозионного полусферического кратера на впадине резьбы. В реальности коррозионные повреждения не имеют правильной формы и по всей видимости повышают напряжения еще больше. Приведены рекомендации по предупреждению коррозионной усталости в виде мероприятий различного уровня сложности: от практически не нуждающихся в дополнительных затратах до требующих систематического организационного освоения и последующего поддержания.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2022;24(1):5-14
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГОЕМКОСТИ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ РАБОТЫ РЕЖУЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ОТРЕЗНОГО КРУГА ПРИ АБРАЗИВНОЙ РАЗРЕЗКЕ ТРУБ
Левченко Е.А.
Аннотация
Рассмотрены особенности моделирования энергоемкости пластической деформации работы боковых режущих поверхностей отрезного круга при абразивной разрезке труб. Абразивная разрезка материалов, с точки зрения физических процессов, происходящих в поверхностных слоях разрезаемых заготовок, является одним из самых высокотемпературных и высокопластичных процессов механической обработки. Возникающий при разрезке деформационный процесс отличается напряженным состоянием поверхностного слоя разрезаемой заготовки и может характеризоваться наличием как сжимающих, так и растягивающих напряжений, максимальное значение которых не всегда имеет место на поверхности, а смещается вглубь образованного поверхностного слоя сечения детали и приводит к его изменению. Установлено, что причинами возникновения напряженного состояния сечения паза является неоднородность пластической деформации и локальный нагрев металла поверхностного слоя, а при наличии превращений - разность объемов возникающих структур. В зависимости от условий разрезки напряженное состояние поверхностного слоя будет определяться либо доминирующим влиянием одного из указанных факторов, либо совместным их действием. Наблюдаемое неоднородное распределение напряженного состояния поверхностного слоя металла объясняется действием двух факторов - механического (пластической деформации), наводящего только сжимающие напряжения, и теплового (нагрева поверхностного слоя), являющегося причиной образования только растягивающих напряжений. Приведены результаты исследования закономерностей процесса, которые определяют энергоемкость пластической деформации при абразивной разрезке. Энергоемкость процесса в свою очередь оказывает значительное влияние на ход процесса, в частности на качество и точность изделий. Представлены аналитические зависимости энергоемкости процесса разрезки, позволяющие впоследствии разработать математические модели определения составляющих силы резания при абразивной разрезке.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2022;24(1):15-20
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МНОГОСЛОЙНОГО ПОКРЫТИЯ TiAlN-TiN-TiAlN С ВЫСОКИМИ ТРИБОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ
Сошина Т.О., Плюснина В.А., Сошина О.И.
Аннотация
Изучены однокомпонентные покрытия TiN и TiAlN, полученные PVD-методом. Микроструктурный анализ покрытий проведен с использованием микроскопа Ultra 55, структурный анализ осуществлен на дифрактометре «ДРОН-4», функциональные свойства изучены на приборе Micro-combi tester и трибологической установке AE-5 по схеме «палец - диск». Ионное травление и микроструктурный анализ многослойного покрытия TiAlN-TiN-TiAlN проведены на установке Hitachi IM4000. Определены физико-механические и трибологические свойства однокомпонентных покрытий в зависимости от их фазового состава и структурных характеристик. Выявлен оптимальный фазовый состав слоя TiAlN и слоя TiN, при котором формируется высокая микротвердость, стойкость покрытия к деформациям, низкий коэффициент трения. Так, для слоя TiAlN оптимальным составом является достижение максимальной объемной доли фазы h-Ti3Al2N2, а для слоя TiN оптимальным составом является достижение наибольшей объемной доли фазы с-TiN. Установленные зависимости функциональных свойств покрытий TiN и TiAlN от их фазового состава, параметров микроструктуры послужили основой для проектирования многослойного покрытия TiAlN-TiN-TiAlN. Чередующиеся слои TiAlN и TiN обладают оптимальными фазовыми и структурными характеристиками и комплексом высоких эксплуатационных характеристик. Проведены промышленные испытания штоков запорной арматуры, упрочненных многослойными покрытиями TiAlN-TiN-TiAlN в условиях контактной нагрузки, температуры и воздействии реагентов рабочей среды. Результаты испытаний показали увеличение ресурса службы штоков, упрочненных многослойным покрытием TiAlN-TiN-TiAlN, в сравнении с неупрочненными в 3…3,5 раза.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2022;24(1):21-27
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕМБРАННЫХ ДАТЧИКОВ ДАВЛЕНИЯ
Андреев А.И., Жуков А.В., Яковишин А.С.
Аннотация
Одними из первичных измерительных приборов являются разнообразные датчики и преобразователи давления. Давление - один из важнейших параметров, контролируемых в технологических процессах практически всех отраслей экономики: предприятиях нефтедобывающего и перерабатывающего комплекса, современной энергетики, в том числе атомной, машиностроении, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей. Во всех этих случаях измерение давления с более высокой точностью повышает достоверность получаемых результатов измерения. Потребность в приборах измерения давления предприятиями развивающейся промышленности постоянно растет и одновременно требует совершенствования их функциональных возможностей, а также повышения точности. Датчики давления являются одним из наиболее распространенных видов измерительного оборудования, используются для регистрации давления газовых и жидких сред и применяются в качестве одного из важнейших параметров ведения технологических процессов. В статье подробно описан расчет основных элементов датчика давления мембранного типа, а именно расчет упругой, прочностной характеристики мембраны. Представлена методика расчета деформаций пластины круговой формы переменной толщины. При проектировании мембраны использовался новый подход. Расчет датчика давления опирается на полученное техническое задание по изготовлению датчика, предназначенного для работы в определенных условиях. Это связанно с тем, что удовлетворить всем требованиям, предъявляемым к материалу мембраны, достаточно сложно, поэтому выбор наиболее подходящего материала зависит от требований, предъявляемых к датчику. Зачастую выбор связан с определенными трудностями, так как немногие материалы имеют единовременно достаточную пластичность и высокую прочностно-упругую характеристику. При выборе материала мембраны приходится ограничиваться удовлетворением лишь наиболее важных требований.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2022;24(1):28-34
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТОКАРНОЙ ОБРАБОТКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ НА ОСНОВАНИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЕЛИЧИНЫ УСАДКИ СТРУЖКИ
Ломаева Т.В., Кугультинов С.Д., Попов И.В., Свирщев В.И.
Аннотация
На основании анализа результатов экспериментальных исследований зависимости температуры резания и поперечной усадки стружки от скорости резания приводится методика назначения скорости резания при черновом точении и растачивании крупногабаритных деталей ракетной техники из титанового сплава ВТ6 с учетом обеспечения безопасных условий обработки на основании регулирования величины усадки стружки. В отличие от большинства конструкционных материалов, усадка стружки у титановых сплавов может быть «отрицательной». То есть может происходить утонение стружки. Это в некоторых случаях может быть опасным, так как образование тонкой стружки и тем более пыли в процессе стружкообразования приводит к ее воспламенению с интенсивным горением. Одним из главных факторов, влияющих на производительность механической обработки, является скорость резания, чем выше скорость, тем выше производительность. Однако при обработке крупногабаритных деталей ракетной техники на предприятии в настоящее время используются металлорежущее оборудование, не имеющее системы охлаждения. Таким образом, во избежание образования «отрицательной» стружки и ее воспламенения необходимо тщательно подбирать режимы резания. В результате исследований установлено, что в зависимости от назначаемой скорости резания необходимо выбирать подачу режущего инструмента таким образом, чтобы толщина получаемой стружки с учетом величины усадки стружки была бы больше 0,07 мм. Для достижения требуемой величины шероховатости обрабатываемой поверхности, в случае увеличения подачи режущего инструмента, необходимо геометрическим образом выбирать величину радиуса скругления при вершине резца.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2022;24(1):35-40
МЕТОДИКА ИК-ТЕРМОГРАФИИ ВЫЯВЛЕНИЯ СКРЫТОГО ДЕФЕКТА В АВИАЦИОННОЙ КОНСТРУКЦИИ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Корнилов Г.А.
Аннотация
Рассмотрена возможность применения метода ИК-термографии (инфракрасная термография) для выявления скрытого дефекта в авиационной конструкции из полимерных композиционных материалов (ПКМ). Актуальность проблем, рассматриваемых в статье, обусловлена тем, что для выявления скрытого дефекта в основном использовались различные источники теплового нагружения непрерывного действия с последующей поликадровой обработкой термограмм, поскольку большая трудоемкость получения результата и высокие требования к уровню подготовки персонала сдерживали их практическое применение. Учитывая, что эффективность термографического неразрушающего контроля конструкции зависит от характера теплового воздействия на образец и методики обработки термограмм, в работе комплексно исследовались оба фактора. Особенностью разработанной методики ИК-термографии выявления скрытого дефекта в композитной конструкции является совместное использование трехимпульсного источника теплового нагружения, позволившего варьировать параметры термического воздействия, и двумерной монокадровой обработки термограмм. В качестве экспериментального образца для отработки методики определения границы дефекта по толщине образца изделий из ПКМ был использован элемент авиационной конструкции с открытыми полостями определенной глубины. По результатам испытаний был установлен рациональный режим теплового нагружения образца при его облучении и определена эффективная процедура преобразования термограмм для обнаружения дефекта в конструкции, при этом применение разработанной методики осуществимо на операторском уровне. Работа по содержанию и результатам испытаний имеет особое практическое значение, поскольку позволит применять разработанную методику активного теплового неразрушающего контроля изделий из ПКМ в натурных условиях.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2022;24(1):41-48
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ДВУХСЛОЙНОГО ЗАЩИТНО-УПРОЧНЯЮЩЕГО ПОКРЫТИЯ НА ДЕФОРМАЦИОННЫЕ И ОПТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОЛОКНА ТИПА PANDA
Лесникова Ю.И.
Аннотация
Исследуется анизотропное одномодовое оптическое волокно типа Panda с диаметром по кварцу 80 мкм, покрытое двухслойным полимерным защитно-упрочняющим покрытием (ЗУП) диаметром 167 мкм, которое используется для изготовления чувствительного контура оптоволоконного гироскопа. Моделируется промежуточное испытание волновода после изготовления: волокно с силой натяжения 0,2 Н наматывается в один ряд на алюминиевую катушку и подвергается термоциклированию по заданному закону в диапазоне эксплуатационных температур °C. В рамках работы рассмотрено 7 вариантов соотношений внутреннего и внешнего ЗУП при сохранении общего диаметра волокна с учетом гетерогенных свойств конструктивных элементов, вязкоупругих свойств материалов ЗУП и контактного взаимодействия волокна с катушкой без учета трения по сопрягаемым поверхностям. В рассматриваемый диапазон температур частично попадают релаксационные переходы в обоих слоях ЗУП, что приводит к появлению деформации ползучести и изменению многих физико-механических характеристик материала. Поведение материалов ЗУП описывается теорией линейной вязкоупругости средствами модели Prony, для учета влияния температуры на свойства материалов ЗУП используется температурно-временная аналогия, описываемая уравнением Вильямса - Ланделла - Ферри. В результате численных экспериментов получены зависимости, описывающие эволюции напряженно-деформированного состояния в волокне, максимального контактного давления на границе и изменение показателя преломления в светопроводящей жиле. Изменение температуры во время термоцикла оказывает влияние на напряженно-деформированное состояние (НДС) всего волокна и светопроводящей жилы при всех рассматриваемых соотношениях ЗУП. При увеличении процентного соотношения внутреннего слоя наблюдается более нелинейный характер деформационного поведения. Релаксационные переходы в материалах оказывают влияние не только на НДС системы, но и на контактное давление, что связано с непрерывным изменением площади контактного взаимодействия под воздействием температуры. Установлено, что оптимальной является толщина внутреннего ЗУП в диапазоне от 30 до 70 % от общей толщины ЗУП. Требуется дополнительное исследование влияния толщины на волновод вблизи стандартного соотношения толщин ЗУП.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2022;24(1):49-61
ВЛИЯНИЕ ВИСМУТА НА КОРРОЗИОННО- ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ АЛЮМИНИЕВОГО СПЛАВА АЖ5К10 В СРЕДЕ ЭЛЕКТРОЛИТА NaCl
Ганиев И.Н., Нуров Н.Р., Якубов У.Ш., Ботуров К.
Аннотация
Борьба с коррозией металлов является важнейшей задачей современной техники. Одним из методов защиты от коррозии подземных коммуникаций и техники является использование анодной защиты с помощью протекторов. В качестве анодного материала возможно использование алюминиевых сплавов с высоким отрицательным потенциалом. В работе потенциостатическим методом при скорости развертки потенциала 2 мВ/с исследовано анодное поведение алюминиевого сплава АЖ5К10, легированного висмутом, в среде электролита NaCl. Зависимость изменения потенциала свободной коррозии от времени исходного сплава АЖ5К10 и сплавов с висмутом показывают смещение потенциала в положительную область. При этом потенциал свободной коррозии у сплава с 1,0 масс.% висмутом имеет более положительное значение по сравнению с исходным сплавом. Отмечено, что рост концентрации висмута приводит к смещению потенциала свободной коррозии в область положительных значений. Добавка легирующего компонента (висмута) к сплаву АЖ5К10 в средах электролита 0,03; 0,3 и 3,0%-ного NaCl сдвигает потенциалы коррозии и питтингообразования сплавов в положительную область значений. При этом потенциал репассивации также смещается в положительную область в нейтральных средах, что свидетельствует об улучшении пассивируемости образующихся питтинговых коррозионных очагов. Показано, что с увеличением концентрации хлорид-иона в электролите NaCl наблюдается смещение в отрицательную область значений потенциалов свободной коррозии, питтингообразования и репассивации сплавов. Скорость коррозии сплавов, независимо от их состава, растет с ростом концентрации хлорид-иона. Добавки висмута снижают скорость коррозии исходного сплава на 30-40 %. Сравнение электрохимических потенциалов изученных сплавов показывают возможность использования их в качестве протектора при защите от коррозии стальных конструкций и изделий.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2022;24(1):62-69
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДЕФЕКТНОСТИ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ ПРИ НАПЛАВКЕ
Хомутинин И.С., Акулова С.Н., Мышкина А.В., Кривоносова Е.А., Лямин Я.В.
Аннотация
Представлены результаты исследования основных закономерностей формирования структуры и свойств жаропрочного титанового сплава ВТ-20 системы Ti-Al-V-Mo-Zr в ремонтных технологиях аргонодуговой и лазерной порошковой наплавок. Существенным недостатком технологий восстановительной наплавки являются некоторые структурные особенности формирования наплавленного материала, в частности, вероятность появления несплавлений как по границе с основным металлом, так и между наплавленными слоями, неблагоприятная структура, анизотропия и, как следствие, снижение механических свойств. Лазерная порошковая наплавка производилась на установке MLS FL 040 на базе волоконно-оптического диодного лазера. Аргонодуговая наплавка осуществлялась на типовом оборудовании. Были проведены структурные исследования наплавленного материала, зон сплавления между слоями с применением световой микроскопии, проведены количественный металлографический анализ и испытания прочностных свойств. Микроструктура наплавленного металла состоит из пластинчатой α-фазы, что типично для псевдо-α-сплавов с очень невысоким коэффициентов β-стабилизации, к которым относится сплав ВТ-20. Исследован уровень дефектности наплавленного материала, морфология структуры наплавленных слоев. Установлено, что структура наплавленного лазерной технологией материала имеет существенно более низкий уровень дефектности наплавок: пор и трещин не выявлено, участки несплавлений незначительны по протяженности. Показано, что лазерная порошковая наплавка способствует измельчению структуры наплавленного титанового сплава, повышению дисперсности пластин α-фазы, что сопровождается ростом микротвердости до среднего уровня 250 HV. В качестве основной ремонтной технологии для выбранных изделий из титановых сплавов предложена технология лазерной порошковой наплавки.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2022;24(1):70-78
ТЕСТИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ МЕТОДОМ ДИСКРЕТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Лобовиков Д.В., Харченко А.В., Матыгуллина Е.В.
Аннотация
Для исследования динамики сыпучих материалов используется моделирование методом дискретных элементов (Discrete element method - DEM ). Для верификации программной реализации метода, а также для выбора временного шага интегрирования требуется наличие надежных тестовых задач. В настоящей статье представлено тестовое аналитическое решение, полученное в рамках теории удара. Рассматриваются варианты соударения двух сферических частиц со скольжением и вращением. Для аналитического решения была принята гипотеза, что упругая деформация при ударе близка к нулю, пластическая деформация отсутствует, потеря нормальной скорости при ударе описывается коэффициентом восстановления, сила тяжести не учитывается. Начальная скорость движения частиц известна. Получены решения для случая идентичных частиц, а также для частиц разного диаметра. Аналитическое решение используется для верификации собственной программной реализации метода DEM. Проведена серия вычислительных экспериментов с выбором разных параметров соударяющихся частиц и параметров метода. Приводятся графики сравнения тангенциальной, нормальной скорости частиц и скорости вращения частицы после соударения для аналитического и численного решения. Показано, что после удара эти параметры имеют качественное и количественное сходство. Для исследования сходимости метода и для определения оптимального вычислительного шага по времени проведена дополнительная серия вычислительных экспериментов. В качестве параметра, характеризующего точность вычислений, выбран модуль скорости движения части после удара. Показана сходимость реализации метода при уменьшении вычислительного шага по времени. На основании этих данных можно выбрать оптимальный шаг по времени для вычислений.
Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Машиностроение, материаловедение. 2022;24(1):79-86