Construction and Geotechnics

Периодичность: 1–4 номера в год

Издательство: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия

Язык: русский, английский

Главный редактор: профессор, д-р техн. наук А.Б. Пономарев

Контакты редакции:

Адрес редакции: 614990, г. Пермь, Комсомольский пр-т, 29, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,
редакция журнала «Construction and Geotechnics»
Телефон: +7(342)2198377
e-mail: cgscimag@mail.ru 

Журнал «Construction and Geotechnics» (наименование журнала на государственном языке Российской Федерации «Строительство и Геотехника») является периодическим печатным научным рецензируемым журналом.

Журнал «Construction and Geotechnics» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство ПИ № ФС77-77999 от 03 марта 2020 года. Подписной индекс в объединенном каталоге «Пресса России» – 45010.
Журнал выпускается Пермским национальным исследовательским политехническим университетом. Журнал выходит 4 раза в год.

До 2012 года журнал носил название «Вестник Пермского государственного технического университета. Строительство и архитектура», с 2012 по 2019 год журнал носил название «Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Строительство и архитектура» (ISSN 2224-9826).

Журнал предназначен для исследователей, аспирантов и гражданских инженеров интересующихся современными исследованиями в различных областях строительства, включая геотехнику, технологи  строительства , строительную механику, транспортное строительство, экологию и другие.

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по научным специальностям:

2.1.2. Основания и фундаменты, подземные сооружения (технические науки)
2.1.3. Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение (технические науки)
2.1.4. Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов (технические науки)
2.1.5. Строительные материалы и изделия (технические науки)
2.1.7. Технология и организация строительства (технические науки)
2.1.8. Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей (технические науки)
2.1.9. Строительная механика (технические науки)
2.1.10. Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства (технические науки).

Журнал входит в базу данных RSCI (Russian Science Citation Index).

В соответствии с Рекомендацией Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России от 21 декабря 2023 № 3-пл/1 "О категорировании перечня рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук" журнал «Construction and Geotechnics» относится к Категории К-2 .

Объявления

 
Не было опубликовано ни одного объявления.
 
Ещё объявления...

Текущий выпуск

Том 16, № 2 (2025)

Обзор способов усиления грунтового основания высоконапорным инъецированием
Нуждин М.Л., Нуждин Л.В., Фельдбуш А.В.

Аннотация

Представлен обзор способов усиления грунтового основания высоконапорным инъецированием – нагнетанием в режиме гидроразрыва. При высоконапорном инъецировании цементно-песчаный раствор под давлением нарушает сплошность грунтового массива и заполняет образовавшиеся полости. После твердения сформированные инъекционные тела армируют основание и уплотняют окружающий грунт.Метод высоконапорного инъецирования позволяет решать большое количество геотехнических задач. Однако его существенным недостатком является неопределенность количества, направления и размеров трещин, возникающих в результате нарушения сплошности грунтового массива при давлении нагнетания, превышающем структурную прочность грунта.В настоящее времени существует несколько подходов к решению этой проблемы: использование инъекторов специальной конструкции; выполнение технологических приемов, локализующих распространение инъекционного раствора; метод пакетного высоконапорного инъецирования.В результате выполненного анализа намечены перспективы дальнейших исследований по усовершенствованию метода высоконапорного инъецирования.
Construction and Geotechnics. 2025;16(2):5-16
views
Оценка влияния карстового провала на конструкции малоэтажного здания
Акбулякова Е.Н., Нефедов В.С.

Аннотация

Целью исследования являлось определение напряженно-деформированного состояния конструкций малоэтажного здания при образовании карстовой воронки под колоннами и столбчатыми фундаментами. Для достижения поставленной цели авторами были решены следующие задачи: 1) выполнен обзор изученности вопроса; 2) выполнен вариантный расчет напряженно-деформированного состояния каркаса при образовании карстовой воронки под колоннами; 3) проанализированы полученные результаты, сформулированы выводы по работе. Объектом изучения являлось трехэтажное здание котельной. Карстующиеся породы в основании фундамента здания – известняк с прослоями доломита. Средний диаметр карстовой воронки на изучаемой территории составляет 2,27 м. Проведение натурных экспериментов с формированием карстового провала не представляется возможным, поэтому данная задача была решена с использованием численных методов. Большое внимание уделяется вариантному расчету в программном комплексе «ЛИРА» по моделированию образования карстовых воронок под колоннами и исключению из работы колонн вследствие провала грунта под подколонником. Расчет показал, что при различных вариантах расположения карстовой воронки возникает перераспределение усилий в конструкциях здания и аварийного обрушения не происходит. При этом нагрузки распределяются на соседние элементы каркаса, а для исключения разрушения каркаса здания предусмотрены подстропильные фермы. Конструкции фундамента исследуемого здания при 30 вариантах расположения карстовой воронки диаметром 2,27 м способны воспринять действующие на них нагрузки и обеспечить безопасную эксплуатацию рассматриваемого сооружения. Самым неблагоприятным местом расположения карстовой воронки будет являться колонна в осях «7/А», потому что внутренние и внешние нагрузки на данном участке максимальны. Статья представляет интерес для проектировщиков, инженеров-геотехников, строителей
Construction and Geotechnics. 2025;16(2):17-25
views
Расчет основания щелевого фундамента по первой группе предельных состояний
Богомолов А.Н., Бартоломей Л.А., Богомолова О.А.

Аннотация

Приведены результаты сравнения величин предельно допустимой нагрузки на основание двухщелевого фундамента, полученных тремя методами: методом СП (СНиП), методом, основанным на построении призмы выпора, и методом, основанным на анализе напряженного состояния грунтового основания. Оказалось, что величина коэффициента бокового давления существенным образом влияет на величину предельной нагрузки. Чем больше его значение, тем больше при всех прочих равных условиях силы трения, действующие по боковым поверхностям вертикальных стенок щелевого фундамента, и, следовательно, несущая способность основания. Графические зависимости величины предельной нагрузки от численного значения коэффициента бокового давления для грунтовых условий рассмотренного примера со 100%-ной достоверностью аппроксимируются экспоненциальной функцией. Значения предельно допустимой нагрузки, вычисленные при помощи компьютерной программы FEA из условия смыкания областей пластических деформаций, могут быть как больше, так и меньше значений, полученных другими методами. Обратным расчетом установлено, что величины предельно допустимой нагрузки, полученные этими методами для идентичных условий, соответствуют конкретным значениям величин коэффициента бокового давления, если предельная нагрузка определяется, исходя из условия смыкания пластических областей под подошвой фундамента. То есть метод, основанный на анализе напряженного состояния основания, является общим по отношению к двум методам, упомянутым выше. Исходя из того, что расчетные значения предельно допустимой нагрузки, получаемые на основании методики СП (СНиП), соответствуют результатам, получаемым при помощи компьютерной программы FEA при определенных значениях коэффициента бокового давления, представляется возможным рекомендовать эту программу для расчета оснований щелевых фундаментов по первой группе предельных состояний.
Construction and Geotechnics. 2025;16(2):26-36
views
Расчетные осадки зданий, возводимых на основаниях, усиленных цементацией в условиях компрессионного сжатия
Бартоломей Л.А., Бартоломей М.Л., Богомолов А.Н., Богомолова О.А.

Аннотация

Обосновывается подход к назначению мощности сжимаемой толщи грунта при расчете осадок модифицированного основания. Анонсируемый подход может быть применен для оснований, усиленных методом цементации грунта в режиме гидроразрыва. Перед проведением мероприятий по укреплению грунта грунтовый массив, подлежащий модификации, должен быть оконтурен непроницаемым геотехническим барьером. Это необходимо для того, чтобы в процессе цементации грунт работал в условиях компрессионного сжатия. Проведено сравнение результатов расчета осадок 7-этажного здания, выполненных в программном комплексе ANSYS и на основе сделанных предложений. Оказалось, что их разница составляет 12,5 %. Кроме того, расчетные величины осадок согласуются с результатами геомониторинга здания, проведенного в 2023 г.Расчет осадок многоэтажного здания в г. Перми, выполненный при помощи упомянутого в начале статьи метода, с учетом сделанных авторами предложений показывает весьма удовлетворительное соответствие величин расчетных и действительных осадок здания. При расчетной осадке, равной 4,0 см, наблюдаемая осадка оказалась равной 1,4 см.Приведенные выше примеры подтверждают обоснованность предложения о назначении мощности сжимаемой толщи при расчете осадок модифицированного основания
Construction and Geotechnics. 2025;16(2):37-45
views
Создание пространственных инженерно-геологических элементов для численных геотехнических расчетов
Мельников Р.В., Сальный И.С., Степанов М.А.

Аннотация

Геологические условия, обладающие большой неопределенностью, всегда проходят стадию схематизации. Она может быть реализована различными способами. Например, в виде стохастического подхода, когда параметры грунта являются случайными величинами с указанием закона распределения. Такой подход для описания грунтовой среды для строительства не используется. Основным является детерминированный подход со статистическим выделением инженерно-геологических элементов и указанием их границ. В этом методе границы разделения зачастую проводятся условно и выражаются в виде инженерно-геологических разрезов. Традиционно соединение инженерно-геологических элементов между геовыработками выполняется линиями или кривыми. На основании геологических разрезов сложно создать пространственную геологическую модель для численных расчетов, так как внешниеграницы могут быть существенно удалены от области инженерно-геологического изучения. Для построения пространственной инженерно-геологической модели предлагается использовать геостатистический метод Kriging, создающий поверхность разделения различных инженерно-геологических элементов в пространстве. В этом случае создаваемая поверхность разделения инженерно-геологических элементов будет зависеть как от статистически обрабатываемых параметров, так и от их положения. Преимуществом Kriging является возможность экстраполировать полученные результаты на границы расчетной области моделирования. В статье по исходным данным были подобраны девять различных теоретических вариограмм и оценивалось, как зависит выбор вариограммы на результаты численного расчета малозаглубленного плитного фундамента. Расчетная модель грунтовой среды состояла из равных малых гексаэдрических элементов, которым присваивалась соответствующая модель грунта в зависимости от из положения относительно границы разделения. Результаты численных расчетов демонстрируют, что значительного влияния на осадки фундамента от различного разделения грунтового основания не происходит. Во многом это объясняется распределительной способностью плитного фундамента и наличием большой активной зоны грунта под его подошвой.
Construction and Geotechnics. 2025;16(2):46-59
views
Оценка эксплуатационной надежности противооползневых сооружений автомобильной дороги М-4 «Дон», подверженной оползневым процессам и осыпям (км 1393 – км 1538)
Пшидаток М.А., Маций С.И.

Аннотация

Приведена информация о состоянии существующих и прогнозных оползневых участков автомобильной дороги, фактическом техническом состоянии находящихся на них противооползневых конструкций. Инженерная защита автомобильных дорог является важнейшей частью инфраструктуры. Такие объекты могут выйти из строя в течение срока службы эксплуатации из-за различных проблем, включая отсутствие надлежащего проектирования или технического обслуживания, а также износ материалов, использование плохих дренажных систем и т.д. Разрушение противооползневых сооружений может привести к проведению ремонтных работ, которые могут вызвать задержки и огромные финансовые потери из-за перекрытия полос движения на автодороге, а также обрушение стен, находящихся в аварийном состоянии, может привести к гибели участников дорожного движения. Участок автомобильной дороги М-4 «Дон» км 1393 – км 1538 расположен в предгорной и горной местности и подвержен опасным геологическим процессам – оползням, обвалам, эрозии и т.п. Периодически возникают активные оползневые очаги, деформация земляного полотна и искусственных сооружений. Автомобильные дороги подвергаются, кроме природных, также и техногенным факторам, что негативно сказывается на дренировании поверхностных вод с оползневых участков и может привести к разрушению. Применение методики оценки эксплуатационной надежности противооползневых сооружений позволяет составить программу мероприятий и рекомендаций по обеспечению безопасного и беспрепятственного дорожного движения на участках автомобильных дорог, в том числе определения степени оползневой опасности и риска, необходимости устройства противооползневых сооружений, восстановлению существующих противооползневых сооружений и приоритетности выполнения работ, а также уровню потенциальных затрат.
Construction and Geotechnics. 2025;16(2):60-70
views
Автоматизация проектирования информационной модели моста с использованием визуального программирования
Ко Мьинт Ту В., Джураев Ф.М., Смирнова О.В.

Аннотация

Оптимизация соотношения затрат и производительности в настоящее время широко востребована в мостостроении. Одним из способов решения этой задачи является следующий подход – максимизировать эффективность конструкции на начальных этапах процесса проектирования. Благодаря интеграции передовых и мощных технологий информационного моделирования зданий (BIM) в мостостроении были разработаны новые подходы к проектированию сооружений, в том числе переход от обычных 2D-чертежей к 3D-моделированию и использование параметрического проектирования. Одним из преимуществ параметрического проектирования является возможность иметь несколько вариантов проектируемой конструкции в одном файле. В настоящее время многие инженеры и проектировщики предпочитают данную технологию как метод преодоления ограничений, встречающихся при создании новых объектов. Процесс создания сложной конструкции, такой как мост, стал значительно проще и эффективнее благодаря параметрическому проектированию и визуальному программированию в BIM. Цель данной статьи – описать параметрический подход к адаптации и автоматизации процесса проектирования информационного моделирования винтового моста. Его отличительный дизайн напоминает двойную спираль, вдохновленную структурой человеческой ДНК, а его общая длина 280 м делает его одним из самых длинных пешеходных мостов. Параметрические скрипты создаются с использованием языка визуального программирования Grasshopper, и модель может быть интегрирована в программное обеспечение BIM, такое как Tekla Structures и Revit, для дальнейшей детализации и расчета прочности. Для разработки алгоритмов для каждого элемента моста используются подключаемые модули, а поскольку атрибуты связаны, модель изменяется автоматически. При параметрическом BIM-моделировании виртуальная модель Helix Bridge может быть создана в цифровой среде, а также дополнена различными типами информации. Интеграция параметрической модели во многие программные пакеты сделала процесс автоматизации проектирования Helix Bridge гибким и экономящим время и усилия.

Construction and Geotechnics. 2025;16(2):71-81
views
Пыль газоочистки металлургических предприятий как компонент химических добавок в цементные бетоны
Степанов С.В., Макаров Д.Б., Копылов М.А.

Аннотация

На сегодняшний день в Российской Федерации очень остро стоит вопрос с утилизацией промышленных отходов. Приведенный в статье анализ показал, что ежегодно объемы таких отходов возрастают на 10–20 %. Использование отходов при производстве строительных материалов является одним из эффективных способов их утилизации, зачастую не требующих специальной подготовки отходов к применению в качестве сырьевого компонента. В статье приведены результаты исследования влияния введения пыли металлургических предприятий, которая образуются при очистке газов электроплавильных печей, на свойства цементного теста и камня, а также на прочностные свойства мелкозернистого бетона.Выявлено, что введение пыли позволяет увеличить прочностные свойства бетона в марочном возрасте. Также выявлен положительный эффект от совместного введения с суперпластификатором С-3, на прочностные характеристики бетона. Также выявлено, что введение пыли существенно увеличивает сроки схватывания цементного теста, что приводит к увеличению сохраняемости подвижности бетонной смеси. Данный эффект позволит существенно снизить экзотермический эффект и снизить внутренние напряжения при твердении бетона, вследствие чего увеличить объем бетонирования конструкции.
Construction and Geotechnics. 2025;16(2):82-92
views
Применение фторангидрита для разработки композиционных гипсовых вяжущих и сухих строительных смесей для самонивелирующихся полов
Леонтьев С.В., Талейко А.А.

Аннотация

Значительные запасы синтетического гипса – отходов различных производств – являются перспективным сырьем для промышленности строительных материалов. В данной работе исследовался фторангидрит – отход производства плавиковой кислоты. С помощью метода электронной микроскопии была проанализирована микроструктура фторангидритового вяжущего в сравнении со строительным гипсом. На основе высокопрочно гипса марки Г-16 был подобран состав композиционного безусадочного гипсофторангидритового вяжущего, содержащего 15 % фторангидрита. Были также исследованы механические свойства и микроструктура гипсофторангидритового вяжущего, механически и химически активированного с использованием таких активаторов, как зола-унос, портландцемент и сульфат марганца. Активация вяжущего позволила увеличить прочность на сжатие на 46 % и обеспечить значение коэффициента размягчения не менее 0,75. На основе активированного гипсофторангидритового вяжущего был подобран состав сухой строительной смеси для самонивелирующихся полов с помощью метода математического планирования эксперимента. Были определены оптимальные дозировки добавок гиперпластификатора, пеногасителя и замедлителя схватывания. Разработанный состав является безусадочным и обладает высокой прочностью и адгезией к бетонному основанию, а также не уступает по качеству сухим строительным смесям для самонивелирующихся полов, представленным на современном строительном рынке
Construction and Geotechnics. 2025;16(2):93-109
views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах