Том 11, № 3 (2020)

К СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СДВИГОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ГРУНТОВ
Караулов А.М., Королев К.В., Бартоломей Л.А., Брагарь Е.П.

Аннотация

Результатом любых сдвиговых испытаний - наиболее распространенного метода лабораторного определения прочностных характеристик грунтов - является набор значений предельного сопротивления сдвигу и соответствующего ему нормального давления по площадке сдвига. Теоретической базой для анализа результатов сдвиговых испытаний грунтов является теория вероятностей и математическая статистика. В то же время остаются некоторые вопросы по определению расчетных значений параметров прочности грунтов. Так, при обработке результатов сдвиговых испытаний по консолидированно-дренированной схеме для песчаных грунтов нередко расчетные показатели удельного сцепления грунта имеют отрицательные значения, что является некорректным. В статье рассмотрен пример обработки данных сдвиговых испытаний опесчаненной супеси для различных нормальных давлений, приведен анализ результатов статистической обработки испытаний грунта. В основу нормативных методик при вероятностной оценке характеристик прочности грунта заложен исключительно нормальный закон распределения случайной величины. При этом предполагается возможность изменения значений случайной величины от -¥ до +¥, в то время как параметры прочности грунта могут изменяться в ограниченном диапазоне, по крайней мере принимать только положительные значения от 0 до +¥. Это обстоятельство не имеет практического применения для большинства глинистых грунтов, значения параметров прочности которых достаточно удалены от нуля, однако оказывает уже существенное влияние на результат при малых значениях искомых величин, в частности, при оценке величины удельного сцепления у песчаных грунтов. Поэтому для таких случаев в статье дается вариант статистической обработки результатов сдвиговых испытаний с использованием усеченного закона нормального распределения случайной величины.
Construction and Geotechnics. 2020;11(3):8-17
views
ДИСТАНЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ВДАВЛИВАНИЯ СВАЙ
Гайдо А.Н., Погода А.Г., Колчеданцев Л.М., Вершинин Д.В.

Аннотация

Рассмотрены результаты исследований в области разработки системы, которая в режиме реального времени позволяет отображать и дистанционно передавать основные технологические параметры вдавливания свай заводского изготовления (значения усилий вдавливания, количество и глубина погруженных свай, их смещения относительно проектного положения). В отличие от существующих аналогов, она позволяет дополнительно осуществлять наведение установки вдавливания на точки погружения свай без инструментального выноса их положения на местности. Это обеспечивается за счет ориентирования установки с помощью системы глобальной спутниковой навигации. Положение свай задается в автоматическом режиме посредством расчета их координат, получаемых из проекта в формате dfx, предварительно введенного в память бортового компьютера. Представлены составные элементы такой системы, а также интерфейс настройки и отображения технологических параметров. Основные технологические показатели процесса в дистанционном режиме могут отображаться на дисплее любого мобильного устройства. Показано, что стоимость такой системы составляет 8 % от стоимости самой установки вдавливания свай. Установлено, что она окупается за счет сокращения затрат при последующем усилении конструкций ростверков. Эти дополнительные работы исключаются оперативным устранением выявленных отклонений, а также повышением точности установки свай в проектное положение. Представлен алгоритм выполнения работ при настройке системы, получении и передаче соответствующей информации. Показано, какие участники на разных этапах будут задействованы в описанных процессах. В заключение приведены различные показатели эффективности внедрения такой системы. На основании результатов хронометража доказано, что ее использование позволяет сократить продолжительность и трудозатраты как производства работ, так и составления исполнительной документации. К тому же полученная информация может быть интегрирована в информационную модель здания, что позволит анализировать показатели эксплуатационной надежности свайных фундаментов.
Construction and Geotechnics. 2020;11(3):18-28
views
ВЫНОСЛИВОСТЬ ПОЛИМЕРНЫХ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАРКАСНОГО ТИПА В ЭЛЕМЕНТАХ КОНСТРУКЦИЙ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
Бондарев Б.А., Корнеева А.О., Корнеев О.О., Саакян А.Г., Востриков И.А.

Аннотация

Многочисленные исследования проезжей части мостовых сооружений в зонах деформационных швов показали, что применение полимерных композиционных материалов (ПКМ) позволяет значительно уменьшить трещины и разрушение. Циклическая долговечность таких материалов предотвращает колееобразование в зоне деформационных швов благодаря демпфирующим свойствам. Эффективные строительные материалы на основе фурфуролацетоновых мономеров (ФАМ) применяют для изготовления приливов, испытывающих многократные удары колес транспортных средств. Поэтому были проведены испытания на выносливость полимербетонов ФАМ при воздействии многократного приложения нагрузки. Циклическая и статическая долговечность традиционных полимербетонов ФАМ на сегодняшний день достаточно подробно исследована. Однако каркасная технология позволяет улучшить характеристики полимербетонов, в частности снизить усадку. Такие полимербетоны получают в два этапа. Сначала создается каркас из склеенных между собой зерен заполнителя, а затем пустоты заполняются матричной композицией. В данной статье приведены результаты испытаний на выносливость полимербетонов, изготовленных по каркасной и традиционной технологиям, с одинаковым набором сырьевых материалов. Для определения предела выносливости применялся метод планирования эксперимента с построением ортогонально-композиционного плана второго порядка. В качестве варьируемых факторов, влияющих на циклическую долговечность, были выбраны коэффициент асимметрии цикла и уровень загружения (в долях от разрушающей нагрузки). Также построены линии усталостной прочности традиционных полимербетонов ФАМ и полученных по каркасной технологии изготовления при различных значениях коэффициента асимметрии цикла. Результаты испытаний на выносливость при воздействии многократного приложения нагрузки показали, что полимерный композиционный материал на основе фурфуролацетонового мономера, полученный по каркасной технологии, обладает повышенной циклической долговечностью по сравнению с традиционным полимербетоном.
Construction and Geotechnics. 2020;11(3):29-40
views
АНАЛИЗ ЗРЕЛОСТИ BIM-РЕШЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЗДАНИЯ
Сунцов А.С., Симченко О.Л., Толкачев Ю.А., Чазов Е.Л., Самигуллина Д.Р.

Аннотация

В статье посредством изучения рынка BIM-решений проведен анализ возможностей информационной модели здания с точки зрения ее соответствия современной идеологии BIM. Развиваясь в направлении сопровождения процесса возведения здания - с момента идеи его строительства до полного демонтажа, концепция BIM также включила в себя экономическую и плановую составляющие. На современном этапе информационная модель должна развиваться и жить вместе со зданием, даже после сдачи его в эксплуатацию. Цель настоящего исследования состоит в проведении анализа уровня зрелости BIM-решений в соответствии с текущим развитием BIM-технологий на всех этапах жизненного цикла здания. Выделены этапы создания модели: составление технического задания на проектирование, выполнение инженерных изысканий, составление трех видов информационной модели в соответствии с требованиями к разработке соответствующих разделов проектной документации. Выделены этапы жизненного цикла BIM-модели, нуждающиеся в доработке: эксплуатация, демонтаж зданий. Рассмотрены особенности составления информационных моделей, существующих BIM-решений от различных производителей программного обеспечения. Выполнено сравнение существующих BIM-решений на всех этапах создания информационной модели. Для анализа BIM-решений будет использован метод экспертной оценки. Составлен перечень показателей и их рейтинговый вес для методики экспертных оценок. Выполнена оценка зрелости BIM-решений. В результате анализа был составлен график, наглядно демонстрирующий степень зрелости информационной модели для жизненного цикла. Определен средний процент развитости в результате оценки. Некоторые BIM-решения вызывают вопрос целесообразности их использования в сфере BIM-технологий.
Construction and Geotechnics. 2020;11(3):41-53
views
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИКРОКЛИМАТА В ЗДАНИЯХ КАРТОФЕЛЕХРАНИЛИЩ
Калашников М.П.

Аннотация

При хранении плодоовощной продукции активно протекают процессы жизнедеятельности (дыхание, выделение тепла и углекислого газа). Эти процессы приводят к потерям продукции, значительно влияют на температуру, влажность и газовый состав воздуха в хранилище. Оптимальные условия хранения плодов и овощей - это достаточно низкие положительные температуры и довольно высокая влажность при достаточном содержании кислорода в воздушной среде. Достижение этой непростой задачи наиболее эффективно peшаeтcя c пoмoщью использования в хранилище систем активной вeнтиляции. В статье выполнена сравнительная оценка организации воздухообмена энергоэффективными системами обеспечения микроклимата в картофелехранилищах. Приведены результаты натурных исследований состояния воздушной среды при работе систем активного воздухораспределения в картофелехранилище при хранении плодоовощной продукции. Исследования показали, что интенсивное проточное вентилирование продукции вблизи приточного воздуховода приводит к увеличению потерь (усушке) плодоовощной продукции до 15 %. Контейнеры с продукцией, находящиеся вблизи крупногабаритных приточных отверстий, подвергаются наиболее сильному обдуванию. Это приводит к ухудшению качества картофеля. Использование в системе активной вентиляции высокоэффективного регенеративного роторного теплоутилизатора ( Е ≥ 85-90 %) и электронно-коммутируемых ЕС-вентиляторов позволяет обеспечить экономию тепловой и электрической энергии, а также обеспечить снижение потерь массы продукции на 21-26 %, при направленной подаче обработанного воздуха в межконтейнерное пространство и контейнеры с продукцией.
Construction and Geotechnics. 2020;11(3):54-63
views
МЕТОД РАСЧЕТА ОСАДОК ФУНДАМЕНТОВ НА ОСНОВАНИИ, УЛУЧШЕННОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ГРУНТОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ОБОЛОЧКЕ ИЗ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Шенкман Р.И., Пономарев А.Б.

Аннотация

Представлена информация об исследованиях в области улучшения слабых глинистых оснований путем устройства вертикальных грунтовых свай в оболочке из геосинтетических материалов. Данный способ доказал свою эффективность для усиления оснований больших площадных объектов в определенных грунтовых условиях, но не получил широкого распространения в качестве метода улучшения оснований фундаментов зданий, что, в том числе, связано с отсутствием простых инженерных методов расчета параметров улучшения. Статья представляет инженерную методику определения осадки фундаментов мелкого заложения на слабом глинистом основании, улучшенном внедрением вертикальных грунтовых элементов в оболочке из геосинтетического материала. Методика основана на рассмотрении элементарной ячейки улучшенного основания, для которого итерационным процессом перебора определяется распределение давлений в слабом грунте и элементе улучшения, при котором достигается равенство вертикальных деформаций элемента улучшения и слабого грунта, которые должны быть одинаковыми ввиду жесткости фундамента здания или сооружения. Расчет деформаций армированного вертикального грунтового элемента выполняется путем решения задачи Ламе, а деформаций слабого грунта - стандартными методиками, описанными в нормативной литературе. Представлено сопоставление результатов расчета по предложенной методике с данными численного моделирования в осесимметричной постановке. При численном моделировании грунта была использована упругопластическая модель Мора - Кулона. Геосинтетическое армирование моделировалось с использованием специального элемента, воспринимающего только растягивающие напряжения. Жесткость фундамента основания принята бесконечно большой. Анализ представленных результатов моделирования показал хорошую сходимость расчетов с данными экспериментальных исследований и данными численного моделирования с использованием метода конечных элементов.
Construction and Geotechnics. 2020;11(3):64-76
views
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ КОЭФФИЦИЕНТА ЗАПАСА УСТОЙЧИВОСТИ ОПОЛЗНЕВОГО СКЛОНА
Богомолова О.А., Жиделев А.В.

Аннотация

Приведены результаты расчета устойчивости оползнеопасного склона, расположенного на берегу реки. Дополнительные исследования устойчивости проведены вследствие того, что согласно результатам расчетов склона различными методами «отсеков», основанными на построении круглоцилиндрических поверхностей скольжения, склон находится в стабильном состоянии (приведены таблицы, содержащие численные значения коэффициентов запаса устойчивости). Однако в весенне-осенний период на склоне происходят локальные оползни. Поэтому были проведены новые расчеты устойчивости склона методом, основанном на анализе напряженного состояния грунтового массива, который позволяет учитывать «взвешивающее» воздействие грунтовых вод при их поднятии и снижение прочностных свойств слагающих грунтов при их замачивании. Этот метод формализован в компьютерной программе, разработанной при участии одного из авторов; программа имеет свидетельство о государственной регистрации. Расчетами установлено: повышение уровня грунтовых вод до максимально возможного значения снижает величины коэффициентов запаса устойчивости по рассмотренным линиям скольжения на 5,9-21 %. Показано, что если уменьшить численные значения коэффициентов запаса устойчивости, полученных методами круглоцилиндрических поверхностей скольжения на 21 %, то некоторые их значения будут весьма близки к единице и даже менее, что разрешает отмеченное выше противоречие. При расчете устойчивости оползнеопасных грунтовых массивов, в которых возможны сезонные колебания грунтовых вод, следует учитывать «взвешивающее» воздействие грунтовых вод при максимальном уровне их поднятия, снижение физико-механических (прочностных) характеристик грунтов вследствие их замачивания и, желательно, дестабилизирующее действие гидравлических напоров.
Construction and Geotechnics. 2020;11(3):77-88
views
ГЕОТЕХНИЧЕСКИЕ АВАРИИ ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ИХ ЛИКВИДАЦИЯ
Шапиро Д.М., Тютин А.П.

Аннотация

При эксплуатации дорог часто возникают аварии геотехнического характера, вызванные различными причинами. Поэтому для ликвидации их последствий требуется проводить различные мероприятия, учитывающие геологические особенности площадки. Рассмотрены три случая геотехнических аварий дорожных сооружений: повреждение оползнем конуса моста и откоса дорожной насыпи; образование локального оползня с перемещениями покровных слоев на прилегающей части склона пересекаемой долины, пластические деформации и потеря устойчивости земляного полотна, осадка звеньев водопропускной трубы; вынос частиц грунта (суффозия) из борта железнодорожной выемки под конусом мостового сооружения вследствие повреждения противофильтационного глиняного экрана. Анализ причин, вызвавших эти аварийные ситуации, позволил предложить оптимальные решения по их устранению. В первом случае причинами активизации оползня стали периодические подъемы уровня грунтовых вод, наличие площадок, не защищенных растительностью, участки рыхлого грунта. Авария была ликвидирована путем устройства противооползневой конструкции из буронабивных свай, заделанных нижними концами в скальный грунт. Во втором случае причинами стали переувлажнение грунтов вследствие обильных летних дождей и таяния снега следующей весной. Для ликвидации аварии был устроен дренаж на прилегающей территории; частично заменен грунт, проведено усиление геотекстилем, уположены откосы с устройством бермы, усилено основание земляного полотна. В третьем случае произошел вынос частиц грунта из борта железнодорожной выемки под конусом мостового сооружения вследствие повреждения противофильтационного глиняного экрана. После восстановления экрана и устройства дренажа суффозия ликвидирована, строительство моста завершено. Приведенные примеры показывают значимость инженерно-геологического обоснования при проектировании объектов транспортного строительства.
Construction and Geotechnics. 2020;11(3):89-101
views
ОЦЕНКА ДИНАМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ОТ ВИБРОПОГРУЖЕНИЯ ШПУНТОВЫХ СВАЙ НА ЗДАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ЗАСТРОЙКИ В УСЛОВИЯХ СЛАБЫХ ВОДОНАСЫЩЕННЫХ ГРУНТОВ
Мангушев Р.А., Гурский А.В., Полунин В.М.

Аннотация

В слабых, структурно-неустойчивых грунтах применение технологии высокочастотного вибропогружения шпунтовых свай в ряде случаев заведомо опасно, а вопрос оценки границ применимости данной технологии в тех или иных условиях является актуальным. Оценку динамического воздействия на грунт основания можно производить по уровню колебаний. Нормативные документы предъявляют требования к уровню колебаний окружающего массива грунта и зданий сооружений, однако оценивать влияние технологии высокочастотного вибропогружения шпунтовых свай только по величинам виброускорения и виброскорости не вполне корректно. Объектом исследования являются величины деформаций фундаментов, усиленных буроинъекционными сваями. На опытной площадке строительства были проведены исследования зависимости уровня колебаний фундаментов, усиленных буроинъекционными сваями длиной 18 м, от высокочастотного вибропогружения трубошпунта диаметром 1200 мм, длиной 18 м. Отметка острия свай усиления совпадала с проектной отметкой низа шпнута. В процессе погружения шпунтовых свай производился постоянный геодезический контроль за деформациями примыкающих зданий. Цель исследования - разработка модели по прогнозу деформаций оснований и фундаментов от процесса вибропогружения свай. Основные результаты следующие: приведенный в статье пример показывает, что при усилении фундаментов величины деформаций основания (осадки) остаются в пределах допустимых значений, несмотря на значительные превышения допустимого уровня колебаний фундаментов здания. Предложенная методика численного прогноза деформаций оснований от вибропогружения шпунтовых свай дает удовлетворительную сходимость с результатами натурных наблюдений и позволяет оценить качественно и количественно осадки зданий окружающей застройки от вибропогружения/извлечений шпунтовых свай на предварительных этапах строительства.
Construction and Geotechnics. 2020;11(3):102-116
views
РАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ СКЛАДОВ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ
Золотозубов Д.Г., Калошина С.В., Сазонова С.А., Татьянников Д.А.

Аннотация

Рациональное планирование строительной площадки особенно актуально при строительстве в стесненных городских условиях. Это требует хорошей подготовки квалифицированных специалистов. В настоящее время в системе высшего профессионального образования предъявляются новые, более высокие требования к технологиям профессионального обучения. Внедрение интерактивных методов обучения, совершенствование научно-методической и материально-технической базы является наиболее важными этапами на пути перехода на новый уровень образования. Данному процессу способствует проведение практических занятий с использованием электронных справочников и электронных тренажеров. В качестве примера рассматривается организация проведения в интерактивной форме практического занятия «Проектирование временных складов строительной площадки», входящего в состав курса по подготовке специалистов в области разработки строительных генеральных планов. Описывается структура и организация проведения занятия, включающего такие формы интерактивных способов обучения, как мини-лекция, кейс-метод, дискуссия. В ходе занятия студенты активно участвуют в обсуждении рассматриваемых вопросов, предлагают свои варианты решения поставленных перед ними задач. Закрепление полученных навыков по расчету площадей складов, отводимых под хранение строительных конструкций и материалов, предполагается с помощью электронного тренажера, позволяющего оптимизировать искомую площадь склада. Для этого в тренажере вводятся исходные данные по требуемым для строительства объекта материалам. Предусмотрена возможность варьировать такие параметры, как нормы запаса материалов, способы их доставки на строительную площадку. Тренажер позволяет обучающимся легче усваивать изучаемый материал. Предложенный тренажер может использоваться и в практических целях, для рационального планирования строительной площадки.
Construction and Geotechnics. 2020;11(3):117-126
views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах